Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

с естественного пути.

10) Все страсти только преувеличение естественных влечений —

законных: 1) Тщеславиежелание знать, чего хотят от нас люди; 2) скупость — бережливость чужих трудов; 3) любострастие — ис-

полнение закона продолжения рода; 4) гордостьсознание своей

божественности; 5) злоба, ненависть к людям — ненависть к злу.

11) Доказывать существование Бога! Может ли быть что-ни-

будь глупее мысли: доказывать существование Бога. Доказывать

Бога все равно, что доказывать свое существование. Доказывать

свое существование? Для кого? Кому? Чем? Кроме Бога, ничего

не существует.

12) Как легка и радостна становится жизнь, освобожденная

от страстей, в особенности от славы людской.

13) Записано так: Жизнь становится сновидением. Сознаешь

его нелепость и не можешь проснутьсяумереть. Да, жизнь

сон: одни люди просыпаются рано, не доспав — ранняя смерть; другие — выспавшись: смерть в старости.

20 июля 1907. Я. П.

Записать надо:

1) Как хорошо быть виноватым, униженным и уметь не огор-

чаться. Это можно. И как это нужно. — И как дурно считать себя

правым, возвышенным перед людьми и радоваться этому! Очень

дурно, и я испытываю это. Это губительно для истинной жизни.

310

2) Если бы положение о том, что три угла треугольника рав-

ны двум прямым, было бы противно интересам людей, они на-

шли бы доказательства противного. (Гоббс).

3) Стараешься вызвать любовь к человеку — и не можешь.

Одно средство достигнуть этого: вызвать в себе любовь к Богу, сознание своего единства с Богом, и достигнешь — если не люб-

ви деятельной, то уже наверное освободишься от нелюбви, от

недоброго чувства к человеку. Сейчас вспомнил о ветеринаре, о

моих шутках о нем, и стало стыдно и совестно перед собой. (Как

полезно писать этот дневник: беседовать так с своей душой, как

говорит Марк Аврелий).

4) Любовь нечего вызывать; только устрани то, что мешает

проявлению ее, т. е. себя, истинного себя.

5) Старость уже тем хороша, что уничтожает заботу о буду-

щем. Для старика будущего нет, и потому вся забота, все усилия

переносятся в настоящее, т. е. в истинную жизнь.

6) Мы все оправдываем себя, а нам, напротив, для души нуж-

но быть, чувствовать себя виноватым. Надо приучать себя к это-

му. А чтобы было возможно приучить, надо радоваться случаю, когда можешь признать себя виноватым. А только поищи, и слу-

чай этот всегда найдется.

7) Записано так: Любишь быть силен, ловок, умен, способен

на всякое дело, и упражняешься для этого в силе, ловкости, в раз-

ных делах. А есть одно дело, которое важнее всех других и успех

в котором дает наибольшую радость, и потому разумно упраж-

няться более всего в этом деле. Дело это в том, чтобы прибли-

жаться к Богу в самом себе.

8) Как важно для исполнения закона жизни и для блага ее

понимать жизнь, как прохождение.

9) Тело человека отделяет его от Всего пространством, и тело

же объединяет человека со Всем временем.

В пространстве человек отделен от всего мира, во времени он

соединен со всем.

10) Нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со все-

ми другими существами и со Всем. Если человек не духовное, а

телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь

для себя и нравственность несовместимы.

11) Нравственность только в том, чтобы понимать себя прояв-

лением Бога: сыном, рабом Его, — и потому понимать смысл жиз-

ни в исполнении воли Его. Безнравственность это — то, чтобы по-

311

нимать себя слугою или своей личности, или своей семьи, или

своего отечества, или своей породы существ — человечества.

12) Не успел оглянуться, как соблазнился, стал приписывать себе

особенное значение: основателя философско-религиозной школы, стал приписывать этому важность, желал, чтобы это было, как будто

это имеет какое-нибудь значение для моей жизни. Все это имеет

значение не для, а против моей жизни, заглушая, извращая ее.

13) Думал о том, чтобы, сходясь с людьми, всегда помнить, что жизнь только в настоящем. — Малого захотел! Жить всегда

в настоящем — значит жить всегда и с Богом и Богом.

14) Надо, встречаясь с каждым человеком, помнить, что перед

тобою Бог. Вот когда и где настоящая молитва. А то у входа в цер-

ковь стоят нищие, а мы проходим мимо к иконам, к словам, к службе.

15) Какая дурная привычка, сходясь с человеком, начинать с

шутки. В человеке Бог, а с Богом нельзя шутить. Всегда, сходясь

с человеком, говори с ним вовсю.

16) Тело мое — не я, разум мой — тоже не я. Не я и мое созна-

ние. Я, мое истинное я, это — то, что я сознаю. Сознаю же я

свою духовную, божественную сущность. Я не понимаю эту сущ-

ность, но она-то одна и есть настоящий я.

17) Учение о будущей жизни больше вредит, чем помогает

доброй жизни в этом мире. «Мы переходим от смерти в жизнь, если любим братьев».

Верь в будущую вечную, загробную жизнь — и не будешь

здесь радостно, а, напротив, будешь здесь мучительно жить. Не

верь в будущую вечную жизнь, а признавай эту жизнь вечною —

и будешь спокойно и радостно жить в этой жизни.

18) Нельзя проповедовать учение блага, живя противно это-

му учению, как живу я. Единственное средство доказательства

того, что учение это дает благо, это — то, чтобы жить по нем, как

живет Добролюбов.

19) Смерть уже тем хороша, что избавляет от своего я тех, кто

понял всю узость, всю несвободу этого связанного с я отделения

от Всего.

20) Какая удивительная иллюзия матерьялистов! Не сознавать

свою истинную жизнь или, сознавая ее, не верить этому созна-

нию и переносить свою жизнь во внешнее.

21) Колокольчик, письма. По старой привычке я ожидаю чего-

то извне: кто-то приятный едет, какое-нибудь хорошее известие в пись-

ме. Я ожидаю, а между тем знаю очень хорошо, что извне мне ничего

хорошего прийти не может. Не могу придумать, что извне, какой че-

312

ловек и какое известие могло бы дать мне истинную радость. Что же

может дать мне радость? Чего я могу желать? Только одного: того, что

я сам могу дать себе: все большего и большего приближения к Богу, слияния с Ним. Сейчас я в дурном духе; какую же радость я сейчас

могу доставить себе? Могу и теперь доставить себе — и большую —

радость: победить это настроение, воспользоваться им для того, чтобы научиться и при нем не прекращать своего общения с Богом.

6 авг. 1907. Я. П.

Много что есть записать и о жизни и из книжечек, теперь же

запишу только то, что нынче думал, а именно:

1) Думал о том, что крестьяне были гораздо лучше нравствен-

но во время крепостного права, чем теперь. Отчего это? Думаю, от того, что подавленность, нужда, страдания содействуют нрав-

ственному совершенствованию, а свобода, достаток, внешние

блага вредны. Вредны потому, что трудны, требуют многого. Че-

ловек лучше и легче может устроиться в маленьком домике, чем

в огромном дворце. Как это ни странно и кажется дико, я верю, что это так. И вывод из этого для меня тот, что благо человека —

только духовное, и нарушает это благо более всего забота о теле-

сном, матерьяльном благе. Из этого дальнейший вывод тот, что

нет ничего вреднее для человека, как заботиться о своем теле-

сном благе. Как же быть, если не заботиться о своем телесном

благе? А так быть, чтобы заботиться о благе других с увереннос-

тью, что другие будут заботиться о тебе. Так что самоотвержение

есть самый основной закон жизни человеческой.

Нынче 8 авг. 1907. Я. П.

Нынче очень хорошо думал.

1) Сущность религии в том, чтобы видеть не себя одного и

прикасающихся к тебе, а Все, бесконечное Все, и свое отношение

к этому Всему — Богу. В этом религия.

2) Сущность жизни, благо ее, то, к чему свойственно стре-

миться человеку, это — увеличение любви и, вследствие этого

увеличения, увеличение блага жизни своей и всеобщей. Как это

люди не понимают, и я не понимал этого. Ведь это самое сказано

в: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные »

3) Дело жизни, кроме внутреннего, есть только одно: увели-

чивать в людях любовь делами и словами, убеждением.

4) Странник мне говорил: Жить нельзя стало. Помещики со-

всем сдавили народ. Деваться некуда. И попы. Они как живут.

313

Сироту, вдову обдирают — последнюю копейку. А кто за правду, за народ идет, тех хватают. Сколько хорошего народа перевешали.

Ходит он — и тысячи ему подобных, чтобы кормиться, а

это — самое сильное средство пропаганды.

5) Прежде были святые Франциски, а теперь — Дарвины.

6) Молодое поколение теперь не только не верит ни в какую ре-

лигию, но верит, именно верит, что всякая религиявздор, чепуха.

7) Смирение есть основа всего — и добродетели, и разума.

Нет ничего более полезного для души, как памятование о том, что ты — ничтожная и по времени, и по пространству козявка, сила которой только в понимании этого своего ничтожества.

8) Удивляешься на признаваемые людьми нелепости, нера-

зумности. Пойми, что все это от того, что только этими нелепос-

тями люди могут оправдать те свои пороки, про которые они зна-

ют, что они могли бы не быть и даже должны не быть.

9) Ум возникает только из смирения. Глупость же —только из

самомнения. Как бы сильны ни были умственные способности, смиренный человек всегда недоволен — ищет; самоуверенный

думает, что все знает, и не углубляется.

10) В телесном своем состоянии — хочется есть, спать, весе-

ло, скучно — человек один; в поступках, общении с людьми ты

соединяешься с немногими существами; в мыслях ты соединя-

ешься со всеми людьми прошедшего и будущего.

11) Нет на свете более сильной душевной радости, как состо-

яние нежной, умиленной любви.

12) (Кажется, записано.) Все есть. Нет ни пространства, ни

тела, ни времени, ни движения. И вот в этом внепространствен-

ном, бестелесном, вневременном, недвижущемся Всем является

человек и чувствует себя частицей, отделенной от Всего, и отде-

ление это представляется телом в пространстве. Но он чувствует

себя и частью Всего, и это сознание своего причастия Всему он

сознает движением во времени.

13) (В другой книжечке записано так.)

Только посредством тела в пространстве я делаюсь отдель-

ной частью Всего.

Только посредством движения во времени я, часть, соединя-

юсь со Всем.

Тело отделяет — и образует пространство. Движение соеди-

няет — и образует время.

14) Мужики жалуются, что на них ездят, а сами ездят на сыно-

вьях, на женах. Ездят только на тех, кто сам любит ездить. Сам

ездишь, так уж не жалуйся, что на тебе ездят.

314

15) Кант считается отвлеченным философом, а он — великий

религиозный учитель.

16) Правдивость настоящая может быть только у людей, жи-

вущих перед Богом. Люди, живущие перед людьми, всегда виля-

ют и будут вилять.

17) Неверно думать, что назначение жизни есть служение Богу.

Назначение жизни есть благо. Но так как Бог хотел дать благо

людям, то люди, достигая своего блага, делают то, чего хочет от

них Бог, исполняют Его волю.

18) Свободы выбора в состоянии тела почти нет: обжегся —

отскочил, не спал 2-е суток — заснул. Свобода выбора поступков

уже больше: пойти —не пойти? Делать ту или иную работу. Сво-

бода выбора мысли уже

Скачать:PDFTXT

с естественного пути. 10) Все страсти только преувеличение естественных влечений — законных: 1) Тщеславие — желание знать, чего хотят от нас люди; 2) скупость — бережливость чужих трудов; 3) любострастие