Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

мире, по мере движения времени.

5) Никто не призывает тебя к изменению и улучшению суще-

ствующих порядков, но вся сила жизни, вложенная в тебя, при-

зывает тебя к изменению и улучшению твоей внутренней, духов-

ной жизни, к все большему и большему проявлению в себе Бога.

6) Все больше и больше проявлять в себе Бога — в том жизнь, в том и вера.

7) Женщины нашего круга, людей достаточных, имеют перед

мущинами этого круга огромное преимущество, которого не имеют

деревенские, вообще трудящиеся женщины: это то, что они, рожая

и выкармливая детей, делают несомненно нужное, определенное выс-

шим законом, настоящее дело. Мущины же наши большей частью

проживают всю жизнь в штабах, профессорстве, судах, админист-

рации, торговле, не только не делая никакого настоящего дела, но

делая скверные, глупые, вредные дела. Зато и женщины бездетные, если только они не святые, не отдаются делам любви, а берутся за

мужское безделье, бывают еще гаже, глупее и самодовольнее в сво-

ей гадости самих извращенных мущин неработающих классов.

8) Человек запутался так, что, что ни сделай, все дурно, как

перекресток дорог сказочного богатыря. Кажется, что выхода нет, и куда ни пойди — все будет худо. И вот, если только найдет на

324

него внутреннее просветление, и он поймет, что ему выбирать

ничего не нужно, а нужно только сознать в себе Бога и отдаться

Ему, т. е. отдаться любви. И тогда не нужно ничего выбирать.

Иди по какой хочешь дороге — на всех благо.

9) (Вписать в беседу:) Говорят: только попробуй один жить

по любви, когда все люди вокруг будут жить по-мирскому, и тебя

оберут, замучают самого и только посмеются над тобой. Так го-

ворят люди, но это неправда. Не может этого быть. Любовь и

разум вложены не в меня одного, а во всех людей. Не мог Бог

вложить в нас любовь и разум — частицу Себя — только затем, чтобы нам было дурно, если мы станем жить тем, что вложено в

нас и что влечет нас к себе. Не может этого быть.

10) Какое счастие чувствовать, как я это иногда чувствую, что

у меня другого побуждения в жизни нет, как только то, чтоб ис-

полнять волю Пославшего.

Я помру, так что же? Тем лучше. Если не я сам, JI. Н., буду

исполнять эту волю, будут исполнять ее те люди, которые от меня, через меня поймут, что жизнь только в том, чтобы исполнять эту

волю.

11) Какое счастье жизнь! Иногда теперь, все дальше и даль-

ше подвигаясь в старости, я чувствую такое счастье, что больше

его, кажется, не может быть. И пройдет время, и я чувствую еще

большее, чем прежнее, счастье. Так чувствую я это теперь, запи-

сывая сейчас, 15 числа, этот дневник в 12 часов дня.

12) Хорошо спрашивать себя, особенно когда колеблешься: сделать, не сделать? для себя ли делаешь или для Бога?

26 сент. 1907. Я. П.

Записать надо:

1) Отчего безграмотные люди разумнее ученых? От того, что

в их сознании не нарушена естественная и разумная постепен-

ность важности предметов, вопросов. Ложная же наука произво-

дит это нарушение.

2) Требования семьи не могут оправдать противные нравствен-

ности поступки, так же как взятый на себя подряд не может оп-

равдать бесчестных расчетов с поставщиками.

3) Требования семьи, это мои требования для семьи.

4) Нужда для семьи нужнее, чем роскошь.

5) Мне, богатому человеку, надо дать воспитание детям: как

одевать их, кормить? как их учить? Для человека в нужде вопро-

сы эти решены, и всегда лучше, чем для человека богатого.

325

6) Смотрю на крошку внучку Таничку и думаю: будет боль-

шая, старая, как ее мать, бабка, и спрашиваю себя: как это про-

изойдет? Отчего? И вот, самое это простое и важное явление все

знают, и никто матерьяльным путем, научным не только не мо-

жет объяснить, а и не пытается объяснить. Неясно написал, но

очень ясно в душе, и постараюсь после яснее выразить.

7) NN не любит хорошего человека, вредит, бранит его. Но

человек умирает, и неловко бранить, особенно оттого, что все

жалеют. И вот NN уверяет, что он всегда очень любил.

8) Наше воспитание людей похоже на выведение таких плодов

(яблок и т. п.), в которых все почти была бы одна оболочка (вкусная) семени. Чтобы семени, если можно, совсем бы не было. Воспиты-

вать людей так, чтобы души было как можно меньше, а было бы

одно тело.

9) Только благодаря времени, движению, возможно осуж-

дение себя, раскаяние и вследствие этого радость духовного

роста. —-

Только благодаря пространству, отделенности, возможна лю-

бовь и радость ее.

Для недвижущегося и неотделенного существа — для Бога —

нет ни радости духовного роста, ни блага любви.

10) Внешние знаки поклонения Богу нужны, необходимы лю-

дям. Человек, который, будучи один, перекрестится, скажет: Госпо-

ди, помилуй, этим показывает признание своего отношения к Суще-

ствующему Непостижимому. Жалки люди, не признающие этого от-

ношения.

11) Бог хочет блага всем. Если я хочу жить по воле Бога, то

должен желать блага всем, т. е. любить.

12) Во мне живет то, что хочет блага. Я только по недоразуме-

нию думаю, что я хочу блага себе. Желание блага, живущее во

мне, не может желать блага себе одному. Желание блага есть го-

лос Бога, желающего блага всему.

13) Для разумного человека, живущего духовной жизнью, ра-

зум есть руководитель жизни. Для неразумного, живущего теле-

сной жизнью, разум есть только орудие, которое может быть с

пользой употреблено для блага личной жизни.

10 октября 1907. Я. П.

Записать:

1) Жизнь не шутка, а великое, торжественное дело. Жить надо

бы всегда так же серьезно и торжественно, как умираешь.

326

2) Когда люди говорят, то кажется, что всякое говоренье есть

одно и то же дело. А между тем этих говорений есть два совер-

шенно различных и по причинам, вызывающим говоренье, и по

последствиям. Большей частью люди говорят только для того, чтобы дать ход всем своим чувствам. Это говоренье праздное; и

второе, говорят тогда, когда хотят передать свою мысль другому

для его пользы. Это говоренье хорошее.

3) Есть времена, когда я не сознаю себя, но и в эти времена я

знаю, что я есмь. Что же такое то, про что я знаю, что оно есть, хотя и не сознаю его? Это божественное — Бог во мне.

4) Сознавать Бога в себе — это одно, и это достигается до-

вольно легко в уединении. Но сознавать не только в себе, но и в

других, когда сходишься с ними, это гораздо труднее. И этому

надо учиться. Учусь. Помоги, Господи.

5) Истинная и твердая вера в Бога в том, чтобы, несмотря на

осуждение людей, делать то, чего хочет Бог, и быть спокойным.

6) Как хорошо, облегчительно чувствовать и признавать себя

виноватым. Все запутанное и трудное сразу объясняется и облег-

чается.

7) Задумался о том, правда ли, что благо человека — только в

увеличении в себе любви. Отчего же этого нет теперь во всех

людях? А оттого же, отчего этого не было во мне 30 лет тому

назад. Как человек растет, так и человечество.

8) Не раз уже я рисовал это.

9) Человек не знает, что хорошо, что дурно, а пишет исследо-

вание об упавшем аэролите и о происхождении слова «куколь»!

327

12 окт. Я. П. 1907.

Записать надо одно не из книжечки:

1) Говорят, говорю и я, что книгопечатание не содействовало

благу людей. Этого мало. Ничто, увеличивающее возможность

воздействия людей друг на друга: железные дороги, телеграфы, —

фоны, пароходы, пушки, все военные приспособления, взрывча-

тые вещества и все, что называется «культурой», никак не содей-

ствовало в наше время благу людей, а напротив. Оно и не могло

быть иначе среди людей, большинство которых живет безрели-

гиозной, безнравственной жизнью. Если большинство безнрав-

ственно, то средства воздействия, очевидно, будут содействовать

только распространению безнравственности. Средства воздей-

ствия культуры могут быть благодетельны только тогда, когда

большинство, хотя и небольшое, религиозно-нравственно. Жела-

тельно отношение нравственности и культуры такое, чтобы куль-

тура развивалась только одновременно и немного позади нрав-

ственного движения. Когда же культура перегоняет, как это те-

перь, то это — великое бедствие. Может быть и даже я думаю, что оно бедствие временное, что вследствие превышения культу-

ры над нравственностью, хотя и должны быть временные стра-

дания, отсталость нравственности вызовет страдания, вследствие

которых задержится культура, и ускорится движение нравствен-

ности, и восстановится правильное отношение.

20 окт. 1907. Я. П.

Записать:

1) Вера в Бога в том, чтобы, несмотря на осуждения людей, делать то, чего хочет Бог, и быть спокойным.

2) Хорошо избавиться от любострастия, от гнева, от любо-

стяжания, но лучше всего во много раз — избавиться от заботы о

славе людской. Ничто так не подрывает духовную деятельность.

3) Успех евреев основан на ложной постановке жизни. Выда-

ются люди без веры (вера их самая отжившая). Не тем ли объяс-

няются и успехи японцев?

4) Сон отличается от бдящей деятельности тем, что во сне

невозможно главное дело жизни: нравственное усилие. От этого

во сне спокойно делаешь ужасные по безнравственности дела.

26 окт. 1907. Яс. Пол.

1) (Записано так; очень неясно.) Жизнь кажется то тем, то

другим, то телесным благом, то горем, то болезнью, то трудно-

328

стью, то радостью, а вся жизнь есть только «воскресение», т. е.

увеличение любви, восстание любви из гроба тела. И это непере-

стающая радость.

И дальше: Все больше и больше считаешь все любимое то-

бой — собою, а любишь все, и потому не на словах, а на деле

становишься Богом.

Как это совсем особенно, с какой-то охватившей, претворяв-

шей все мое существо в одну радость, силой я почувствовал это

ночью. Теперь читаю, пишу, но не могу восстановить чувства

радости, восторга, умиления.

Записать надо еще:

2) Как это люди не видят того, что отрицать существующее

устройство общества можно только на основании совершенно но-

вого, иного порядка, основанного не на насилии, а такого совер-

шенно нового порядка мы даже не можем себе представить и не

можем знать. Можно отрицать насилие и не как орудие, а как

поступок дурной, но отрицать устройство какое бы то ни было, не отрицая насилие, — безумно.

3) Одно из самых обычных заблуждений людей — то, чтобы

приписывать себе те изменения, которые не переставая соверша-

ются в телесной и духовной жизни как отдельных лиц, так и со-

браний людей, обществ. «Я вылечил, я научил, я устроил», а это

все сделало неперестающее движение всего во времени. Изме-

нить, подвинуть можно только себя. (Не точно).

4) Со временем идет духовный рост, освобождение духовно-

го начала, как в отдельном человеке, так и во всем человечестве.

И двигаются вперед люди если не боками, то мозгами, а то и тем

и другим вместе. Разумеется, и приятнее и успешнее двигаться

мозгами, чем боками. И потому усилия людей, желающих уско-

рить движение, должны быть направлены на деятельность ра-

зумную, сознательную, а не на стихийную, бессознательную.

5) Жизнь — это неперестающий рост духовный. Но в дет-

стве, юности, когда вместе с духовным ростом совершается рост

телесный, люди легко принимают рост телесный за всю жизнь и

отдаются ей, забывая жизнь духовную. Ошибка обозначается, когда тело начинает разрушаться, но исправление ее бывает трудно

от силы инерции, привычки.

6) Хорошо, просыпаясь, вставая, сказать себе: Помоги мне, Бог мой (во мне и вне меня), прожить этот день или

Скачать:PDFTXT

мире, по мере движения времени. 5) Никто не призывает тебя к изменению и улучшению суще- ствующих порядков, но вся сила жизни, вложенная в тебя, при- зывает тебя к изменению и