мире, по мере движения времени.
5) Никто не призывает тебя к изменению и улучшению суще-
ствующих порядков, но вся сила жизни, вложенная в тебя, при-
зывает тебя к изменению и улучшению твоей внутренней, духов-
ной жизни, к все большему и большему проявлению в себе Бога.
6) Все больше и больше проявлять в себе Бога — в том жизнь, в том и вера.
7) Женщины нашего круга, людей достаточных, имеют перед
мущинами этого круга огромное преимущество, которого не имеют
деревенские, вообще трудящиеся женщины: это то, что они, рожая
и выкармливая детей, делают несомненно нужное, определенное выс-
шим законом, настоящее дело. Мущины же наши большей частью
проживают всю жизнь в штабах, профессорстве, судах, админист-
рации, торговле, не только не делая никакого настоящего дела, но
делая скверные, глупые, вредные дела. Зато и женщины бездетные, если только они не святые, не отдаются делам любви, а берутся за
мужское безделье, бывают еще гаже, глупее и самодовольнее в сво-
ей гадости самих извращенных мущин неработающих классов.
8) Человек запутался так, что, что ни сделай, все дурно, как
перекресток дорог сказочного богатыря. Кажется, что выхода нет, и куда ни пойди — все будет худо. И вот, если только найдет на
324
него внутреннее просветление, и он поймет, что ему выбирать
ничего не нужно, а нужно только сознать в себе Бога и отдаться
Ему, т. е. отдаться любви. И тогда не нужно ничего выбирать.
Иди по какой хочешь дороге — на всех благо.
9) (Вписать в беседу:) Говорят: только попробуй один жить
по любви, когда все люди вокруг будут жить по-мирскому, и тебя
оберут, замучают самого и только посмеются над тобой. Так го-
ворят люди, но это неправда. Не может этого быть. Любовь и
разум вложены не в меня одного, а во всех людей. Не мог Бог
вложить в нас любовь и разум — частицу Себя — только затем, чтобы нам было дурно, если мы станем жить тем, что вложено в
нас и что влечет нас к себе. Не может этого быть.
10) Какое счастие чувствовать, как я это иногда чувствую, что
у меня другого побуждения в жизни нет, как только то, чтоб ис-
полнять волю Пославшего.
Я помру, так что же? Тем лучше. Если не я сам, JI. Н., буду
исполнять эту волю, будут исполнять ее те люди, которые от меня, через меня поймут, что жизнь только в том, чтобы исполнять эту
волю.
11) Какое счастье жизнь! Иногда теперь, все дальше и даль-
ше подвигаясь в старости, я чувствую такое счастье, что больше
его, кажется, не может быть. И пройдет время, и я чувствую еще
большее, чем прежнее, счастье. Так чувствую я это теперь, запи-
сывая сейчас, 15 числа, этот дневник в 12 часов дня.
12) Хорошо спрашивать себя, особенно когда колеблешься: сделать, не сделать? для себя ли делаешь или для Бога?
26 сент. 1907. Я. П.
1) Отчего безграмотные люди разумнее ученых? От того, что
в их сознании не нарушена естественная и разумная постепен-
ность важности предметов, вопросов. Ложная же наука произво-
дит это нарушение.
2) Требования семьи не могут оправдать противные нравствен-
ности поступки, так же как взятый на себя подряд не может оп-
равдать бесчестных расчетов с поставщиками.
3) Требования семьи, это мои требования для семьи.
4) Нужда для семьи нужнее, чем роскошь.
5) Мне, богатому человеку, надо дать воспитание детям: как
одевать их, кормить? как их учить? Для человека в нужде вопро-
сы эти решены, и всегда лучше, чем для человека богатого.
325
6) Смотрю на крошку внучку Таничку и думаю: будет боль-
шая, старая, как ее мать, бабка, и спрашиваю себя: как это про-
изойдет? Отчего? И вот, самое это простое и важное явление все
знают, и никто матерьяльным путем, научным не только не мо-
жет объяснить, а и не пытается объяснить. Неясно написал, но
очень ясно в душе, и постараюсь после яснее выразить.
7) NN не любит хорошего человека, вредит, бранит его. Но
человек умирает, и неловко бранить, особенно оттого, что все
жалеют. И вот NN уверяет, что он всегда очень любил.
8) Наше воспитание людей похоже на выведение таких плодов
(яблок и т. п.), в которых все почти была бы одна оболочка (вкусная) семени. Чтобы семени, если можно, совсем бы не было. Воспиты-
вать людей так, чтобы души было как можно меньше, а было бы
одно тело.
9) Только благодаря времени, движению, возможно осуж-
дение себя, раскаяние и вследствие этого радость духовного
роста. —-
Только благодаря пространству, отделенности, возможна лю-
бовь и радость ее.
Для недвижущегося и неотделенного существа — для Бога —
нет ни радости духовного роста, ни блага любви.
10) Внешние знаки поклонения Богу нужны, необходимы лю-
дям. Человек, который, будучи один, перекрестится, скажет: Госпо-
ди, помилуй, этим показывает признание своего отношения к Суще-
ствующему Непостижимому. Жалки люди, не признающие этого от-
ношения.
11) Бог хочет блага всем. Если я хочу жить по воле Бога, то
должен желать блага всем, т. е. любить.
12) Во мне живет то, что хочет блага. Я только по недоразуме-
нию думаю, что я хочу блага себе. Желание блага, живущее во
мне, не может желать блага себе одному. Желание блага есть го-
лос Бога, желающего блага всему.
13) Для разумного человека, живущего духовной жизнью, ра-
зум есть руководитель жизни. Для неразумного, живущего теле-
сной жизнью, разум есть только орудие, которое может быть с
пользой употреблено для блага личной жизни.
10 октября 1907. Я. П.
1) Жизнь не шутка, а великое, торжественное дело. Жить надо
бы всегда так же серьезно и торжественно, как умираешь.
326
2) Когда люди говорят, то кажется, что всякое говоренье есть
одно и то же дело. А между тем этих говорений есть два совер-
шенно различных и по причинам, вызывающим говоренье, и по
последствиям. Большей частью люди говорят только для того, чтобы дать ход всем своим чувствам. Это говоренье праздное; и
второе, говорят тогда, когда хотят передать свою мысль другому
для его пользы. Это говоренье хорошее.
3) Есть времена, когда я не сознаю себя, но и в эти времена я
знаю, что я есмь. Что же такое то, про что я знаю, что оно есть, хотя и не сознаю его? Это божественное — Бог во мне.
4) Сознавать Бога в себе — это одно, и это достигается до-
вольно легко в уединении. Но сознавать не только в себе, но и в
других, когда сходишься с ними, это гораздо труднее. И этому
надо учиться. Учусь. Помоги, Господи.
5) Истинная и твердая вера в Бога в том, чтобы, несмотря на
осуждение людей, делать то, чего хочет Бог, и быть спокойным.
6) Как хорошо, облегчительно чувствовать и признавать себя
виноватым. Все запутанное и трудное сразу объясняется и облег-
чается.
7) Задумался о том, правда ли, что благо человека — только в
увеличении в себе любви. Отчего же этого нет теперь во всех
людях? А оттого же, отчего этого не было во мне 30 лет тому
назад. Как человек растет, так и человечество.
8) Не раз уже я рисовал это.
9) Человек не знает, что хорошо, что дурно, а пишет исследо-
вание об упавшем аэролите и о происхождении слова «куколь»!
327
12 окт. Я. П. 1907.
Записать надо одно не из книжечки:
1) Говорят, говорю и я, что книгопечатание не содействовало
благу людей. Этого мало. Ничто, увеличивающее возможность
воздействия людей друг на друга: железные дороги, телеграфы, —
фоны, пароходы, пушки, все военные приспособления, взрывча-
тые вещества и все, что называется «культурой», никак не содей-
ствовало в наше время благу людей, а напротив. Оно и не могло
быть иначе среди людей, большинство которых живет безрели-
гиозной, безнравственной жизнью. Если большинство безнрав-
ственно, то средства воздействия, очевидно, будут содействовать
только распространению безнравственности. Средства воздей-
ствия культуры могут быть благодетельны только тогда, когда
большинство, хотя и небольшое, религиозно-нравственно. Жела-
тельно отношение нравственности и культуры такое, чтобы куль-
тура развивалась только одновременно и немного позади нрав-
ственного движения. Когда же культура перегоняет, как это те-
перь, то это — великое бедствие. Может быть и даже я думаю, что оно бедствие временное, что вследствие превышения культу-
ры над нравственностью, хотя и должны быть временные стра-
дания, отсталость нравственности вызовет страдания, вследствие
которых задержится культура, и ускорится движение нравствен-
ности, и восстановится правильное отношение.
20 окт. 1907. Я. П.
1) Вера в Бога в том, чтобы, несмотря на осуждения людей, делать то, чего хочет Бог, и быть спокойным.
2) Хорошо избавиться от любострастия, от гнева, от любо-
стяжания, но лучше всего во много раз — избавиться от заботы о
славе людской. Ничто так не подрывает духовную деятельность.
3) Успех евреев основан на ложной постановке жизни. Выда-
ются люди без веры (вера их самая отжившая). Не тем ли объяс-
няются и успехи японцев?
4) Сон отличается от бдящей деятельности тем, что во сне
невозможно главное дело жизни: нравственное усилие. От этого
во сне спокойно делаешь ужасные по безнравственности дела.
26 окт. 1907. Яс. Пол.
1) (Записано так; очень неясно.) Жизнь кажется то тем, то
другим, то телесным благом, то горем, то болезнью, то трудно-
328
стью, то радостью, а вся жизнь есть только «воскресение», т. е.
увеличение любви, восстание любви из гроба тела. И это непере-
стающая радость.
И дальше: Все больше и больше считаешь все любимое то-
бой — собою, а любишь все, и потому не на словах, а на деле
становишься Богом.
Как это совсем особенно, с какой-то охватившей, претворяв-
шей все мое существо в одну радость, силой я почувствовал это
ночью. Теперь читаю, пишу, но не могу восстановить чувства
радости, восторга, умиления.
2) Как это люди не видят того, что отрицать существующее
устройство общества можно только на основании совершенно но-
вого, иного порядка, основанного не на насилии, а такого совер-
шенно нового порядка мы даже не можем себе представить и не
можем знать. Можно отрицать насилие и не как орудие, а как
поступок дурной, но отрицать устройство какое бы то ни было, не отрицая насилие, — безумно.
3) Одно из самых обычных заблуждений людей — то, чтобы
приписывать себе те изменения, которые не переставая соверша-
ются в телесной и духовной жизни как отдельных лиц, так и со-
браний людей, обществ. «Я вылечил, я научил, я устроил», а это
все сделало неперестающее движение всего во времени. Изме-
нить, подвинуть можно только себя. (Не точно).
4) Со временем идет духовный рост, освобождение духовно-
го начала, как в отдельном человеке, так и во всем человечестве.
И двигаются вперед люди если не боками, то мозгами, а то и тем
и другим вместе. Разумеется, и приятнее и успешнее двигаться
мозгами, чем боками. И потому усилия людей, желающих уско-
рить движение, должны быть направлены на деятельность ра-
зумную, сознательную, а не на стихийную, бессознательную.
5) Жизнь — это неперестающий рост духовный. Но в дет-
стве, юности, когда вместе с духовным ростом совершается рост
телесный, люди легко принимают рост телесный за всю жизнь и
отдаются ей, забывая жизнь духовную. Ошибка обозначается, когда тело начинает разрушаться, но исправление ее бывает трудно
от силы инерции, привычки.
6) Хорошо, просыпаясь, вставая, сказать себе: Помоги мне, Бог мой (во мне и вне меня), прожить этот день или