хоть ту часть
его, которую мне придется прожить еще, по моей, согласной с
твоей, божеской воле.
329
7) (Очень важное). Непротивление злу насилием — не пред-
писание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого от-
дельного человека и для всего человечества — даже для всего
живого.
Закон этот не переставая исполняется. Волки вырождаются, кролики размножаются. Закон этот, как всякий закон, есть идеал, к которому само собой бессознательно стремится все живое и
должен стремиться каждый отдельный человек.
Закон этот кажется неверным только тогда, когда он представ-
ляется требованием полного осуществления его, а не (как он дол-
жен пониматься) как всегдашнее, неперестающее, бессознатель-
ное и сознательное стремление к осуществлению его. Иконни-
ков, Кудрин, Куртыш исполняют сознательно закон
непротивления; Николай с Столыпиным и революционеры, унич-
тожая самих себя, врагов непротивления, бессознательно содей-
ствуют осуществлению закона.
8) Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг
меня людьми и говорить только с теми далекими по времени и
месту, которые будут слышать меня.
8 ноября 1907. Я. П.
1) Чем больше себялюбие, тем труднее понять другого, пере-
нестись в другого, а в этом все. И наоборот.
2) Всякий дурной поступок, а также и добрый оставляет глав-
ные последствия в себе; последствия: усиления дурной или доб-
рой привычки.
3) Дело не в том, чтобы у всех было ровно, а в том, чтобы со
всеми быть в любви. Можно быть богатым и в любви с бедными, и быть равным по имуществу и ненавидеть.
4) Если мозг занят научными знаниями, то в нем не может
быть места для религиозно-нравственных. Этим объясняется не-
религиозность наших высших классов. Телесный труд оставляет
мозг свободным, но не то с умственным трудом.
5) Трагизм положения в том, что нет иного выбора, как толь-
ко грубая языческая церковность или истинное христианство. Но
в истинном христианстве человек один; не только один, но боль-
шинство враждебно ему. И люди не берут ни того, ни другого и
остаются без всякой, какой бы то ни было веры.
6) Вчера, записывая, не понял о воскресении. Воскресение
значит то, что из гроба своей личности выходишь посредством
330
любви в жизнь Всего, в любовное сознание всего, с чем входишь
в общение, в соприкосновение, в готовность любви ко всему.
А всего этого, скрытого от меня во времени и пространстве, и
нет вовсе. Есть только Бог, то начало беспространственное и без-
временное, которое во мне.
7) Я знаю, что те простые и ясные истины о жизни, которые я
пишу теперь, наверное будут определяться учеными читателями
будущего мистицизмом или еще каким-нибудь названием, даю-
щим им возможность, не понимая их, оставаться в своем невеже-
стве спокойно-самодовольными.
8) Я сердит, но вот начинает действовать желудок, и серд-
це проходит. Материалист скажет: вот вам и духовное «я»: все
от тела. Но ведь его рассуждение основано на том, что чело-
век знал, что он сердит, и знает, что при действии желудка сер-
дитость прошла. Стало быть основа всего — сознание. А со-
знание не от тела.
9) Христианство Константина, принятое народами, то же, что
принятое выгодное на вид условие, главные требования которого
скрыты. Назвался груздем, полезай в кузов.
10) Самое трагикомическое в нашем христианстве то, что оно
вводится и распространяется между бедными и слабыми — силь-
ными и богатыми, теми самыми, существование которых отри-
цается христианством.
11) Божественное я есть то я, которое сознает себя. Рука, нога, нос, живот, мозг не сознают себя. Не сознает себя и соединение
всего, как оно в мертвом теле. Сознает себя нечто неопредели-
мое, свободное, всемогущее в своей духовной области.
12) При чтении книг надо не забывать, что это — общение с
ближними, и что оно поэтому должно быть любовное: не сер-
диться на пишущих дурное, а жалеть.
13) Отчего неразумны так называемые — образованные? От
того, что головы их набиваются ненужными пустяками, выдавае-
мыми им за самое важное.
22 ноября 1907. Я. П.
1) Христианство Константина, принятое народами, подобно
подписанию неосторожным человеком условия, в котором тре-
бования другой стороны так скрыты фразами, а видно только
то, что выгодно. И вышло то, что назвался груздем, полезай в
331
2) Для того, чтобы любить всех во всем, надо быть Богом, и
это можно. Для того, чтобы быть им, надо помнить, что надо всех
и все, во всем, всегда любить.
3) Если люди молятся ради спасения души в будущем и ради
этого будущего живут хорошо, то они делают то, что нужно, хотя
и объясняют мотивы своей деятельности неверно, проектируя во
времени — в будущем — то, что совершается в настоящем.
4) Как похоже замерзание члена (ушей) на то, что совершается
с людьми при загрубении от пороков. Сначала больно, потом со-
всем безболезненно (уши гремят), зато придется оттаивать. И тог-
да мучительно.
5) Жалуешься на жизнь, а только вспомни, сколько людей
любят тебя. —
6) Любить — благо, быть любимым — счастье.
7) Человек — это сосуд с двумя отверстиями, в одно из кото-
рых входит (от Бога) любовь и в другое выходит (вроде чайни-
ка). Все дело человека — для блага держать в чистоте оба от-
верстия. Одно — большее, через которое входит любовь Божия.
Держать в чистоте его тем, чтобы освобождаться от себялюби-
вых страстей. Чистота второго отверстия, через которое выхо-
дит жизнь, зависит от устранения, избавления себя от всего того, что мешает любви к людям: раздраженье, гордость, стяжатель-
ность.
8) Да, праздность — мать всех пороков, в особенности ум-
ственных: ложных рассуждений: политика, наука, богословие.
9) Если богатый совестлив, то он стыдится богатства и хочет
избавиться от него; а избавиться от него почти так же трудно, как
бедному разбогатеть. Трудность главная — семья. Привычки мож-
но преодолеть, но — семья.
10) Упрекать в гордости можно и должно только себя. А то
всякое несогласие представляется гордостью.
11) В первый раз живо почувствовал всю несоизмеримость
своей духовной, божественной, безвременной жизни и всех ви-
димых мне интересов этой жизни. Написать, не говорю уже: дра-
му, воззвание, но ясно изложить учение истины. Все это так нич-
тожно в сравнении с внутренней, духовной жизнью с ее неиз-
бежным выражением в этой жизни, хотя и в недоступной мне
форме, что невольно всю энергию жизни переносишь на осво-
бождение духовной сущности и сознание и потому и невольное
проявление ее. (Списал, как записано. Помню, что это было очень
живое сознание, но теперь плохо понимаю).
332
12) Видел во сне, что устраиваю чью-то спальню, и что для
устройства ее мне нужно спросить кого-то на той же улице. Я
иду, захожу в дом; меня не узнают, но я дохожу до хозяина; он
спрашивает, что мне нужно? И я, к досаде, чувствую, что забыл.
Делаю усилия вспомнить. И эти усилия будят меня. И я в бдящем
состоянии стараюсь вспомнить, и не могу. И я понимаю, что то, зачем я шел во сне, я и не знал, но увидал во сне только то, что «я
забыл». Все, что я видел, как мне казалось перед этим, все это
было без времени. Только просыпаясь, я все это расположил во
времени. Не то ли мы делаем в нашей жизни? Все, что мы (как
нам кажется) переживаем, все это уже есть, а мы только распола-
гаем это во времени. То, что все есть, и ничего в нашей жизни не
происходило, не двигалось, мы узнаем, когда будем умирать (про-
сыпаться), как я узнал, проснувшись, что я не забыл, а только
видел во сне, что забыл. (В записной книжке записано: «неясно».
Но я не согласен.)
13) Свойственно ли молодости желать того, чего я желаю (спа-
сения души), приближения к Богу? Мне ясно, что больше желать
нечего, потому что я стою перед смертью. Но им, бедным, кажет-
ся, что есть много достойного желания, кроме этого, — того, что
единое на потребу.
14) Хорошо молиться в уединении, но, кроме этой молитвы, едва ли не еще нужнее этой молитвы — молиться при вступле-
нии в общении с каждым человеком: царем или нищим. Молить-
ся, т е. напоминать себе о том, что наступил важный момент, в
котором надо жить всеми силами души.
15) Правительство русское знает и не может не знать, что у
нас все держится на религии, и себя основывает на религии, но
та религия, на которой оно основывает себя, была нетверда и
прежде; теперь уже совсем не держит.
16) Думал, что надо готовиться хорошо умереть. И вспомнил, что вся жизнь с детства — есть умирание, и потому надо всегда
не переставая готовиться.
17) Поместил отдел: «Суеверие личности». Это —верное вы-
ражение.
18) Читаю наизусть слова о любви из послания Иоанна и по-
думал, как много мы можем сделать привычкой. Большей частью
я привыкал к дурному, а можно приучить себя к хорошему так, чтобы механически делать доброе.
19) Не сердиться надо не от того, что это людям вредно и
неприятно, а от того, что это тебе вредно, хуже всего.
333
20) Дарвин и ученые думали, что они устранили Бога тем, что
открыли переживание более приспособленных, и открытием пи-
текантропуса, но кто же сделал приспособление и питекантропу-
са? Опять Бог, как и в библейском объяснении. А не есть ли все это
нечто подобное моему сновидению, когда я видел во сне, что за-
был что-то важное, а я видел во сне, что забыл то, чего не было.
21) Душу человека можно сравнить с закрытым сосудом с од-
ним выходом. Выход этот — выход любви. Жизнь есть вылива-
ние жидкости. И потому все дело жизни это — то, чтобы держать
в чистоте отверстие, а не пытаться пробить стенки.
22) (Это другое). Плохо, если вода в сосуде вообразит себе, что она — сосуд, и не будет сознавать свою способность течь, испаряться. То же и с душой. (Не ладно.)
29 ноября 1907. Я. П.
1) Сначала кажется странным, почему человек, сделавши злое
дело, становится еще злее. Казалось бы, ему надо успокоиться: он
сделал то, что хотел. А это от того, что сознание, совесть упрекает
его, и ему надо оправдаться, если не перед другими, то перед самим
собою, и для оправдания он делает зло новое with a vengeance 2) Пища только тогда законна, когда возможны и желательны
последствия ее — труд. Точно так же и половое общение —толь-
ко тогда, когда возможны и желательны последствия его — дети.
3) Насколько животные целомудреннее людей: только до оп-
лодотворения.
4) Лиха беда начать. Целомудренный стыд — могучее сред-
ство предохранения. А наше искусство притупляет, уничтожает его.
Нынче, 16 дек. 1907. Я. П.
1) Грехи потому грехи, т. е. ошибки, что приводят к обратным
последствиям того, для чего они совершаются. Наслаждение едой, питьем, половой похотью, богатством, славой. Все ощущения ра-
дости ослабевают от удовлетворения.
2) Отсутствие религии производит, вследствие отсутствия одной
свойственной человеку работы над собой, потребность перенесения
этой работы на других, производит столь распространенное в наше
время сумашествие поучения, осуждения других и заботу об уст-
ройстве не своего внутреннего мира, а вещественного, внешнего мира.
1 с удвоенной силой (англ).
334
3) Революционеры не успевают в своей деятельности преиму-
щественно потому, что они грубо определяют то, что должно быть, и даже как то, что должно быть, должно совершиться. Это поспеш-
ность, нетерпеливость, ребячество. Перевороты успешные совер-
шаются только религиозным путем, когда люди думают только о
себе, о