своей жизни, а не определяют переворот в жизни общей.
4) Пора человеку узнать себе цену. И как удивительно созна-
ние своей духовности дает человеку в одно и то же время и выс-
шее сознание своего достоинства, и низшее смирение; сознание
достоинства, не похожее на возвеличение себя, гордость, но за-
являющее гораздо большие, чем гордость, требования, — и сми-
рение, не похожее на покорность человеку, но спускающееся еще
гораздо ниже. (Все плохо.)
5) Какое безумие — работать для устройства жизни! Живи
сам для себя, для Бога, а жизнь уже устроится наилучшим обра-
зом. А то люди, живя дурно, жестоко, — цари, министры, рево-
люционеры, живя дурно, этой самой своей дурной жизнью дума-
6) «Но как же не устраивать жизнь, не поддерживать суще-
ствующее устройство, не заботиться об этом устройстве, погиб-
нет все». Да ведь и так уже давно все погибло и держится тем, что только губит еще больше. Как промотавшийся, весь в долгах
человек не может не увеличивать своих долгов для того, чтобы
продолжалась ведомая им жизнь. (Скверно.)
7) Поразительно извращение мысли у людей ученых и сохра-
нение ее целости у людей неученых. Причина этого — отрица-
ние души у ученых и признание ее у неученых.
8) Телесная праздность возможна только при излишке труда
работающих.
9) Определение мира, как произведения движения материи, по Марксу, Энгельсу, Феербаху, Дицгену, гораздо, несравненно
сложнее, труднее и запутаннее и, главное, еще больше безоснов-
но, чем определение Бога.
10) Бог есть любовь. А любовь во всех верах. —
11) Без религии, т. е. установленного отношения к бесконеч-
ному духовному, человек — бесхвостая обезьяна, умеющая де-
лать фонографы, баллоны, бомбы и т. п.
12) Люди нашего времени, особенно ученые, не только не
знают религии никакой, но не знают даже того, что такое рели-
гия; хуже этого: думают, что знают, предполагая под религией
разговоры и произвольные рассуждения о неопределенных пред-
335
метах: душе, Боге и т. п. Люди эти похожи на того лакея знаме-
нитого математика, который, видя, что его хозяин пишет мелом
на доске буквы и цифры, решил с своими приятелями, что зани-
мается профессор тем, чтобы рисовать линейки значков и цифр
на черной доске.
13) Хорошо обращаться с людьми так, как будто ты проща-
ешься с ними перед смертью. И тут не будет ошибки. Разве не все
равно, что тебя отделяет от смерти полчаса или полвека.
14) Хорошо помнить, что каждый день, час, это отсрочка от смер-
ти. Тогда все внешнее, случающееся с тобой, получает неважное
значение (что значит рана, болезнь, бедность, потеря друга в сравне-
нии со смертью?), а зато употребление наилучшее остающегося вре-
мени получает самое огромное значение. Да, memento mori’.
15) Записано в спальной книжечке много для Круга Чтения, не переписываю, не стоит. —
16) Человек — и все и ничто. В этом причина грехов.
17) Мы не знаем, что должно быть, и потому, когда поступа-
ем с определенной внешней целью, то всегда делаем то, что было.
18) Свободен может быть человек, терпящий насилия, но ни-
как не совершающий их.
19) Чем утешиться в том, что только что начинаешь пони-
мать, как надо жить, и начинаешь жить, — умираешь? А тем, что
живешь не ты, а все человечество, все духовное живет Богом.
Соединись с Ним — и не умрешь.
21) Грехи свои человек чувствует, как зло, и страдает от них, соблазны он уже не чувствует, а суевериями гордится.
22) Для общего дела наверное лучше делать каждому, что ему
велено, а не то, что ему кажется хорошим.
23) Как только человек забыл или пропустил мимо ушей то, что ему велено, он непременно делает то, что было делано им
или людьми вокруг него, воображая себе, что он делает то, что
сам выдумал.
24) Человеку велено увеличивать любовь (он веление это но-
сит в сердце), а он устраивает удобства жизни. Все равно, как
работнику велено сеять, сажать, а он забыл это или пропустил
мимо ушей, а помнит то, что он ровнял поле, пахал, боронил, укатывал, и он пашет, боронует, укатывает поле с всходящей уже
зеленью. Ему кажется, что его дело только в этом.
‘ помни о смерти (лат )
3 3 6
25) Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, слав-
ным, а в том, чтобы соблюсти душу.
26) Религия это — отношение с Богом. У идолопоклонника
это есть, у самого ученого человека этого нет. И идолопоклонник
неизмеримо выше.
27) Перейти из пережитой религии к новой — к новому отно-
шению к Богу — не шутка, а трудное дело.
28) Материалисты определяют понятия понятиями более нео-
пределенными, чем то, что они определяют.
29) Ложь необходима для гордости, для богатства, для вла-
сти.
30) Смирение и сознание своего человеческого достоинства —
одно и то же. Оно не совместимо ни с гордостью, ни с властолю-
бием, ни с богатством.
30 дек. 1907. Я. П.
1) Нельзя себе представить другой жизни, кроме той, какая
есть, т. е. нельзя представить себе другого средства дарования
бесконечному количеству существ сознания блага, радости жиз-
ни. А мы говорим: эта жизнь нехороша. Кто говорит? Говорит
это личность, а ее-то и нет. А есть только одно Все, и каждая
беспространственная и безвременная частица Его может созна-
вать себя и Все. И эта частица недовольна! (Все это или глубо-
кое проникновение в сущность жизни, или чепуха. Думаю, что
первое.)
2) Я не в духе, и от того нет любви к людям; а нет любви —и
мне тяжело, и я еще больше не в духе.
3) Человеческому «я», поставленному в пространственные и
временные условия, кажется, что и пространство и время, с кото-
рыми оно связано, бесконечны. Это показывает только то, что
это «я» духовно. (Хорошо.)
4) Деятельность жизни проявляется любовью. Увеличить в
себе любовь человек не может, потому что любовь есть сама сущ-
ность жизни. Человек может только уничтожать препятствия про-
явлению любви. И в этом жизнь человеческая, и на это должны
быть направлены усилия человека.
22 Зак 3160
1908
Нынче новый 1908 год, 1 января. Ясн. Пол.
Дописываю из книжечки, как раз кончившейся к новому году.
1) Если человек думает в час смерти, что ему нечего делать, он не знает жизни. Ему надо делать все то же, что он делал во
всю свою жизнь: освобождать свою душу.
2) Можно себя приучить помнить шуточные стихи или по-
мнить изречения мудрых и святых людей, то, что называют мо-
литвами.
Зачем я пишу это? Затем, что это мне нужно, а может быть
это нужно и другим.
3) При всяком жизнепонимании приходишь к чему-то такому, про что знаешь, что оно есть, но что не можешь выразить слова-
4) Человек — все и ничто, а он думает, что он — что-то. В
этом вся ошибка —- грех. От этого суеверие личности.
5) Может быть свободен человек, терпящий насилия, но ни-
как не совершающий их.
6) Матерьялисты определяют понятия понятиями более нео-
пределенными, чем то, что они определяют. Например: «Критерий
истинности есть возможность целесообразной деятельности».
7) Определяя материю, мир, движение и их соотношения, они
дают гораздо более непонятных утверждений, чем понятия: душа, дух, Бог.
8) К Кругу Чтения. Исключительных привязанностей не мо-
жет не быть, но грех в том, чтобы не только оправдывать их, но
возводить в достоинство.
9) В первый раз с необыкновенной, новой ясностью сознал
свою духовность: мне нездоровится, чувствую слабость тела, и
так просто, ясно, легко представляется освобождение от тела, —
338
не смерть, а освобождение от тела; так ясна стала неистребимость
того, что есть истинный «я», что оно, это «я», только одно дей-
ствительно существует, а если существует, то и не может уничто-
житься, как то, что, как тело, не имеет действительного суще-
ствования. И так стало твердо, радостно! Так ясна стала брен-
ность, иллюзорность тела, которое только кажется.
Неужели это новое душевное состояние — шаг вперед к ос-
вобождению? Думаю, что да, потому что сейчас позвал Ивана и
что-то особенно радостное, близкое почувствовал в общении с
ним. Дай Бог, дай Бог. Как будто почувствовал освобождение того, что одно есть: ЛЮБВИ. Ах, кабы так осталось до смерти и так
бы передалось людям братьям!
10) Грех это — то отклонение от жизни духа, которое неизбеж-
но совершается в жизни человеческой и уменьшать и исправлять
которое составляет задачу, смысл и радость жизни человеческой.
И) То, что жизнь только в усилии нравственном, видно из
того, что во сне не можешь сделать нравственного усилия и со-
вершаешь самые ужасные поступки.
12) Жизнь людей без нравственного усилия — не жизнь, а сон.
13) У меня выбита рука, я слежу за ее выздоровлением. Но
вот она справилась, и мне чего-то недостает. Не за чем следить.
А ведь вся жизнь есть такое слежение за ростом: то мускулов, то
богатства, то славы. Настоящая же жизнь есть рост нравствен-
ный, и радость жизни есть слежение за этим ростом. Какое же
ребяческое, недомысленное представление — рай, где люди со-
вершенны и потому не растут, стало быть не живут.
14) Люди много раз придумывали жизнь лучше той, какая есть, но, кроме глупого рая, ничего не могли выдумать.
15) Казалось бы, как легко по своему эгоизму понять эгоизм
других. Но мы никогда хорошенько не понимаем этого, а если и
понимаем, то не помним.
16) Государственное устройство не изменится до тех пор, пока
люди не будут готовы лучше умереть, чем участвовать в насилии
уплатой податей, солдатчиной, признанием законности власти.
17) Христианство частично проявляется то как требование сво-
боды, то равенство, то общины, то справедливость и мн. др. Все
это — частные проявления: христианство осуществляет все, чего
18) Любить Бога значит любить совершенство.
19) — Как вам нравятся стихотворения NN?
— Что же, кормится.
339
13 янв. 1908. Я. П.
Записываю:
1) Если смысл жизни в совершенствовании, то ясно, что он
не может быть в усовершенствовании души (она божественна и
потому совершенна), а только в уничтожении того, что мешает
проявлению — грехов.
2) Видишь во сне, что совершаешь какую-либо гадость, зна-
ешь, что это гадость, и не можешь остановиться. То же и в этой
жизни: знаешь, что гадость, и не можешь освободиться, и все
больше и больше просыпаешься.
3) Только суеверия: 1) церковное, 2) государственное, 3) науки
и искусства дают возможность праздно с спокойной совестью жить.
4) Все почти технические усовершенствования удовлетворяют
либо эгоистическим стремлениям к личному наслаждению, либо
семейной, сословной, народной, государственной гордости (войны).
5) Сновидения совершенное подобие жизни. Разница только в
том, что в сновидениях нет участия воли, усилия души, и в том, что
сновидения не так последовательны (как говорит Паскаль), глав-
ное, не все сразу видят одно и то же. Подобны же тем, что как все
то, что я познаю во сне, дано мне моей способностью восприятия
впечатлений, так и все наяву дано мне тою же способностью.
6) Просительная молитва, если бы и был Бог личный, бес-
смысленна потому, что все, что нам нужно, дано нам.
7) Жизнь есть освобождение духа. Жизнь — зло, когда созна-
тельно живешь противно тому, что совершается в жизни, и жизнь —
благо, когда сознательно стремишься к ее цели, течению, закону.
8) В газете: «мне говорят: будь целомудрен, а я говорю: если это
не вредит моему здоровью».