Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник
хорошим то, что любят.

11) Одним чувством (sens) мы познаем пределы себя; сово-

купностью чувств мы познаем живое — себе подобное. (?) 12) Течет струя и стоит неподвижно, и нам кажется, что это

неподвижный предмет. То же и с жизнью. Она нам кажется все-

гда стоячею, а она течет…

38

13) Жизнь серьезное дело! Ах, кабы всегда, особенно в мину-

ты решений, помнить это!

14) Жаль потерять, расстаться с вещью, к которой привык, долго употребляя ее; как же не жалеть расстаться с орудием сво-

его тела, которое употреблял всю жизнь. Особенно если удава-

лось употреблять его хоть изредка хорошо.

15) Делаешь усилие проснуться, когда сон становится ужа-

сен и нет сил переносить его; то же надо и делать в жизни, когда

она становится невыносима, и проснуться из животной жизни в

жизни духовной — сознать свое вечное божественное я.

16) Предприниматели (капиталисты) обкрадывают народ, де-

лаясь посредниками между рабочими и поставщиками орудий и

средств труда, также обкрадывают купцы, становясь посредни-

ками между потребителями и продавцом. Тоже под предлогом

посредничества между обиженными и обидчиками устанавлива-

ется грабеж государственный. Но самый ужасный обман — это

обман посредников между Богом и людьми.

17) Избави Бог жить только для этого мира. Чтобы жизнь

имела смысл, надо, чтобы цель ее выходила за пределы этого мира, за пределы постижимого умом человеческим.

18) Нет более ненужного дела, как приобретение себе, удер-

жание или увеличение богатства.

19) Жизнь представляется мне так:

круглое подвигается вверх, стержень расширяет, а жизнь стано-

вится меньше, тоньше, так:

и наконец жизнь совсем сливается с стержнем, с вечным, неиз-

меняющимся.

20) Либералы, социалисты, революционеры считают, что ре-

лигия не нужна, и пренебрегают ею, хотят уничтожить всякую. А

религия есть, была и будет всегда главный двигатель людей. И

правительства знают это и потому посредством ложной религии

ведут на ложный путь людей. Те же, кто борются с правитель-

ством, вместо того, чтобы уничтожать ложную религию и уста-

навливать истинную, предоставляют правительствам полную

39

власть руководить людей ложной религией. И потому очевидно

всегда будут побеждены.

29 ноября 1901 г. Гаспра.

Записывал мало. Вот что записано:

1) Когда ровно течет струя воды, то кажется, что она стоит.

Так же кажется с жизнью своей и общей. Но замечаешь, что струя

не стоит, а течет, когда она убывает, особенно когда каплет; так

же и с жизнью.

2) Когда я буду умирать, я желал бы, чтобы меня спросили: продолжаю ли я понимать жизнь так же, как я понимал ее, что

она есть приближение к Богу, увеличение любви… Если не буду

в силах говорить, то если да, то закрою глаза, если нет, то подни-

му их кверху.

3) Надо написать о свободе совести, веротерпимости. Все

дело в том, что церковь не есть то, чем она себя определяет, собрание верующих со Христом во главе, а мирское учрежде-

ние. В первом случае невозможно преследование, во втором —

необходимо.

4) Говорят, что женщины любят мужество, красоту, или тех, кто их любит. Это все неправда: они сдаются тем, которые уве-

рены, что они сдадутся. А сдавшись, любят, оправдывая себя, того, кому сдались.

5) Если страдаешь, то это только от того, что не видишь всего

(еще не наступило время), не раскрылось то, что совершается этим

страданием. Время есть раскрытие жизни. Каменный период для

людей, — это те формы, в которых раскрывалась жизнь челове-

чества. Но не все раскрыто, она замыкается сзади и не раскрыта

впереди. Вот так:

6) Неприятности, тяжелые положения, горе… Одно спасение: перенести жизнь в область Бога, жить перед Ним только. И тогда

не только проходит все тяжелое, но вся жизнь становится лучше, так что все, что нам кажется тяжелым — горем, все это добро и

настоящее большое добро.

7) Есть ужасные заслонки, замыкающие сердца и сознания

людей и мешающие им принять истину. Как отворять их? Как

проникать за них? Не знаю, а в этом величайшая мудрость.

40

8) Религия есть закон, который ничем нельзя отменить и ни-

как нельзя обойти, нарушение которого нельзя скрыть и награду

за исполнение которого нельзя получить в этом мире; а безрели-

гиозные люди знают только закон человеческий, который всегда

можно обойти, нарушение которого можно скрыть и награду за

исполнение которого мы всегда ожидаем.

9) Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, потом

говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже

думают.

10) Другое различие людей то, что одни чувствуют прежде

других, а потом себя, а другие прежде себя, хотел сказать: а по-

том других, но большей частью такие люди ограничиваются тем, что чувствуют только себя. Это — ужасное различие.

11) Люди чуткие (первого рода) всегда славолюбивы, люди

второго сорта — тщеславны. Первые озабочены чувствами к себе

других людей, вторые хотят только, чтобы их хвалили. Les defauts de ses v e r t u s и наоборот. Как бы хорошо было составить список

этих парных качеств!

12) Все люди закупорены, и это ужасно. Но они закупорены для

одного человека, а для другого открыты. У каждого человека есть

отверстие, через которое он может воспринять истину, но истина

передается ему не со стороны отверстия. Одно средство — изли-

вать, если она есть в тебе, истину в мир, и она найдет отверстие.

13) Как хорошо еврейское правило не дерзать произносить

имени Бога. Это запрещение показывает, что они понимали, что

такое Он. Наше же панибратское отношение, наше же: Господи

помилуй, переходящее в «помилос», «помилос», показывает, что

у нас и не догадываются о том, что может быть Бог для людей

религиозных.

26 декабря 1901 г. Гаспра.

Кое-что думал:

1) После идолопоклонства народов провозглашено было един-

ство Бога еврейскими пророками. Прошло 2000 лет, и после из-

вращения христианства Ислам провозгласил опять: нет Бога кроме

единого Бога.

2) Люди, усваивающие христианское воззрение, обыкновен-

но стремятся совершать христианские подвиги. А для христиан-

ства нужны не подвиги, а простая христианская жизнь.

1 Недостатки своих добродетелей (фр )

41

3) Так ясно видна ближайшая задача жизни. Она в том, чтобы

жизнь, основанную на борьбе и насилии, заменить жизнью, ос-

нованной на любви и разумном согласии. И огромный матерьял, который должен быть духовно переработан для этого, лежит не-

тронутым еще в рабочем народе всех рас и вер.

4) Всякий человек закован в свое одиночество и приговорен к

смерти. «Живи зачем-то один, с неудовлетворенными желания-

ми, старейся и умирай». Это ужасно! Единственное спасение, это

вынесение из себя своего «я», любовь к другому. Тогда вместо

одной, две ставки, больше шансов. И человек невольно, стремясь

к этому, любит людей. Но люди смертны, и если в жизни одного

больше горя, чем радости, — то то же и в жизни других. И пото-

му положение все то же отчаянное. Только и утешения, что на

миру смерть красна. Одно полное спасение была бы любовь к

бессмертному, к Богу. Возможна ли она?

5) Единственную возможность любви к Богу я вижу в том, что-

бы быть не только довольным жизнью, но радоваться на жизнь, ви-

деть в ней всегда добро. Вывожу я это так: тот, кто недоволен жиз-

нью, огорчается чем-нибудь в ней, видит в ней зло, не может любить

источник, начало жизни — Бога и всегда или отрицает, или обвиня-

ет, осуждает, даже ругает его. И потому тот, кто доволен жизнью, радуется ею, видит в ней всегда добро, должен испытывать обратное

чувство: признает Бога, благодарен Ему, хвалит Его. Так я это думал

сначала, но это было неясно. Нынче мне стало это яснее, именно: 6) Есть одно средство любить Бога: оно состоит в том, чтобы

любить себя, свое божественное «я», так же, как мы любим свое

телесное «я», т. е. жить для этого «я», руководиться в жизни его требо-

ваниями и потому ничем не огорчаться, ничего не бояться и все счи-

тать для себя (этого «я») возможным. Любя это «я», я люблю то прояв-

ление Бога, которое одно доступно для любви. Для разума доступен и

другой Бог — начало всего, но для любви доступен только этот.

(Думал, что выйдет лучше).

7) Как бы хорошо было жить только этим «я», как бы легко

было жить и умирать, т. е. переходить в другую жизнь. Но болез-

ни, боль мешают этому; заставляя стараться о прекращении стра-

даний, они заставляют соблюдать жизнь, от которой требуется

работа здесь. Затем же и страсти и огорчения.

8) Религия есть такое состояние, при котором поступки обус-

ловливаются не соображениями об этой только, временной жиз-

ни, но соображениями о всей вечной, бесконечной жизни.

1902

Нынче 22 января 1902. Гаспра.

За это время записано:

1) Если веришь в Бога, то веришь, что все, что совершается, все благо: страдания, болезнь и др., — это все только приготов-

ления к новой неожиданной радости. И потому кто верит в Бога, тот всегда должен быть радостен; радостен и добр. И подтверж-

дается это сейчас же тем, что кто верит в Бога и потому радостен, того сейчас все любят и ему хорошо.

2) А чтобы быть радостным всегда, надо только одно: то, что-

бы пользоваться с благодарностью теми радостями, которые со-

ответствуют желаниям; на те же события, которые кажутся не-

приятными, несогласными с желаниями, смотреть как на обеща-

ние радости и во всяком случае как на испытания.

3) Доказательство, что это так, в том, что прошло испытание, всегда жалеешь, что не воспользовался им, а мог бы.

4) Бог в пределах есть жизнь. Движение в этих пределах есть

расширение их.

5) Есть ли будущая жизнь? Будущая — не знаю. Знаю то, что

есть Бог, по воле которого я вступил в эту временную жизнь и

живу в ней. Кончится эта временная жизнь по воле Его же. Стало

быть я буду опять в Его воле. Так что: от Тебя изшел и к Тебе иду, или скорее: я всегда был в Тебе и остаюсь в Тебе. В этом ответ.

6) Иногда близость смерти тревожит. А иногда — именно, когда не думаешь, а отдаешься, — так легко и просто.

7) Смерть есть уничтожение «я», т. е. отделенного и потому

матерьяльного, или скорее иллюзии чего-то реального, т. е. мате-

рьяльного существа. В действительности уничтожаются только

пределы, вроде освобождения сжатого пара или газа. Он исчез, и

кажется, что он уничтожился, но он только вступил в новые со-

единения.

43

8) Личность — мое «я» должно быть орудием служения. И

это можно. Когда же употребляешь это орудие, то является воп-

рос, кто тот, кто употребляет его? Это тот, кто не есть орудие, кто не матерьялен, кто вне пределов — Бог во мне. Только нач-

ни заниматься орудием: чистить, украшать, беречь его, и нет

жизни, и подвержен всем мучениям. Только кто употребляет его, живет и растет.

9) Мы так привыкли считать свое орудие собою, что нам

страшно его уничтожение. (От этого и бывает у меня двоякое от-

ношение к ожидаемой смерти).

Стоит привыкнуть считать собою то, что употребляет орудие, и не может быть страха, а только сознание неловкости, что отня-

то прежнее орудие, а новое не дано еще.

Признание работника, работающего орудием, есть признание

Бога.

29 января.

1) Единственное спасение от отчаяния жизни — вынесе-

ние из себя своего «я». И человек естественно стремится к

этому посредством любви. Но любовь к смертным тварям не

освобождает. Одно

Скачать:PDFTXT

хорошим то, что любят. 11) Одним чувством (sens) мы познаем пределы себя; сово- купностью чувств мы познаем живое — себе подобное. (?) 12) Течет струя и стоит неподвижно, и нам