Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник
освобождение — любовь к Богу. Возмож-

на ли она? Да, если признавать жизнь всегда благом, наивыс-

шим благом, тогда естественна благодарность к источнику

жизни, любовь к Нему и потому любовь безразлично ко всем, ко всему, как лучи солнца.

2) Для человека, полагающего благо жизни в внутреннем со-

вершенствовании, — все хорошо. Когда все удовлетворяет же-

ланиям, то просто непосредственно хорошо; когда же жизнь идет

противно желаниям, то это единственная и наиболее легкая воз-

можность совершенствования, так что опять все хорошо. Дока-

зательство этого то, что когда пройдет время испытания, т. е.

когда жизнь шла противно желаниям, то раскаиваешься в том, что не воспользовался им для того блага, которое дает сознание

совершенствования.

3) Бывало досадывал, что жизнь чужая идет, а ты лежишь, умираешь, а теперь только хочется, чтобы она шла себе, не ме-

шая спокойному умиранию.

4) Ценность старческой мудрости возвышается, как брильян-

ты, каратами: самое важное на самом конце, перед смертью. Надо

дорожить ими, выражать и давать на пользу людям.

44

2 янв. Гаспра

1) Говорят: будущая жизнь. Если человек верит в Бога и закон

Его, то он верит и в то, что он живет в мире по Его закону. А если

так, то и смерть происходит по тому же закону и есть только воз-

вращение к Нему. (?)

4 января 1902. Гаспра.

1) Бывают минуты, что не могу радоваться, или хотя равно-

душно смотреть, на приближение смерти. А бывает в хорошие

минуты, что так просто, хорошо.

6 января.

2) Ничто духовное не приобретается духовным путем: ни ре-

лигиозность, ни любовь, ничто. Духовное все творится матерь-

яльной жизнью, в пространстве и времени. Духовное творится

делом.

10 янв. 1902.

1) Нынче живо думал об отделенности «я» и о боязни смерти, кажущемся уничтожении «я». Смерть и есть уничтожение «я»,

т. е. отделенного и потому матерьяльного существа, или скорее

иллюзия уничтожения, тогда как уничтожаются только пределы

вроде освобождения сжатого газа. Кажется, что он исчез, а он

только вступил в новые соединения.

11 янв. 1902.

1) Личность, мое «я» должно быть орудием служения. И это

можно. Когда же употребляешь это орудие, то спрашиваешь: кто

тот, кто употребляет его? Это тот, кто не есть орудие и не умира-

ет. Только начни заниматься орудием, чистить, беречь, украшать

его, — и нет жизни, и подвержен всем мучениям, потому что ору-

дие тратится. Только тот, кто употребляет его, не тратится, а рас-

тет. Хорошо.

2) Мы так привыкли считать свое орудие собою, что нам

страшно его уничтожение. А стоит привыкнуть считать собою

то, что работает орудием, и не может быть страха, а только со-

знание неловкости, что отнято прежнее орудие, а новое не дано

1 Начиная с даты 2 января дальнейшее, вплоть до записи 22 мая, вне-

сено в Дневник рукой дочери Толстого М. J1. Оболенской и исправлено

позднее рукой Толстого. — Ред.

45

еще. Как странно работнику быть без работы, потому что хо-

зяин отнял у него орудия. Признание орудия и работника есть

признание Бога.

ЗОянв. 1902.

1) Отобрали у рабочих все молоко, наделали пирожных и ванн, а потом с помощью науки хотят делать наипитательнейшим то

далеко не достаточное количество, которое осталось для рабо-

чих. Вот цель нашего ученого земледелия, техники, медицины.

2) Лежат рассыпанные по миру тлеющие угли, — дух Божий

живит их по мере силы жизненности, развиваемой в каждом угле

и сообщаемой другим. В этом для человека и цель и смысл жиз-

ни. Только это (?).

31 янв. 1902. 1 ч. дня.

1) Только это в том смысле, что законность и степень закон-

ности всех других целей зависит от того, в какой степени они

содействуют достижению этой.

2) Понятно, что в молодости ничтожная цель удовлетворе-

ния чувства кажется единой целью жизни, но это-то перестав-

ление нижней цели на место высшей есть источник всех бед-

ствий людей. Если цель моя добыть и соблюсти чистую воду

для питья для ближних и животных, я не полезу в этот источник

с грязным сосудом, ногами или одежде, только чтобы поскорее

удовлетворить свою похоть.

3) Как мало я ценил глубочайшую притчу о насыщении пя-

тью хлебами, раздавая хлеб, но не поглощая его.

4) Только бы эти раскиданные и тлеющие угольки старались

пользоваться веющим на них духом Божиим. И сообщать друг

другу радость сознания этого духа и теплоты согревающего их

огня любви.

5) Как ясно, когда стоишь на пороге смерти, что это несом-

ненно так, что нельзя жить иначе. Ах, как благодетельна болезнь.

Она, хоть временами, указывает нам, что мы такое и в чем наше

дело жизни.

31 янв. 1902. 2 ч. дня.

1) Часто говорят про людей: эгоисты, самоотверженные, —

это неверно: одинаково распределено и то и другое свойство.

Скупой, художник, политический деятель направляет свое само-

отвержение на то, что по существу эгоистично, и тогда представ-

46

ляется нам вполне эгоистом. Наоборот, врачи, сестры милосер-

дия и т. п. Но бывает, что самоотвержение и эгоизм сталкиваются

на одном предмете, и это бывает в мирской любви родных, дру-

зей и в особенности матерей семейства.

5 февр. 1902.

1) Самое дальнее сознание своих пределов дает зрение, потом

слух, потом обоняние, потом вкус и осязание. Сознание этих пре-

делов отпадает понемногу, сначала с дальнего — зрения, до бли-

жайшего — осязания. Последнюю степень сознания своей отдель-

ности и пределов — дает сердце. При всяком отпадении сознания

пределов, в виде матерьяльного лишения, расширяется какая-то

плохо сознаваемая не матерьяльная область. При последнем отпа-

дении — расширяется до последней степени эта духовная область.

2) Один человек совершает самое ужасное преступление и

мучается и сознает, что это дурно, что он мог не делать этого.

Другой же совершает как бы ничтожный безнравственный про-

ступок и оправдывает себя и живет весело, спокойно. Преступ-

ление первого производит только матерьяльное зло, часто обра-

щающееся в духовное добро для себя и для других. Проступок

же второго производит неисчислимые бедствия и для себя — тем, что открывает свободную дорогу другим худшим поступкам, —

и для других — примером спокойствия и довольства в зле.

3) Какие обязанности важнее: солдата, царя или человека? Те

все — перед людьми, и от них можно освободиться, а обязан-

ность человека — перед Богом, и от нее нельзя освободиться.

4) Да будет воля Того, по чьему закону я узнал эту жизнь и

ухожу из нее.

5) (К письму.) И потому вы приходите к убеждению о неосу-

ществимости этой идеи, тогда как осуществление идеи освобож-

дения земли от права собственности без сравнения может быть

легче осуществлено, чем восстановление отжившей идеи само-

державия, без всякой высшей цели, — самодержавия для само-

державия, того самого, чем занято теперь все правительство.

Февраль.

1) De mortuis aut bene aut n i h i l — какое языческое, ложное

правило! О живых говори добро или ничего. От скольких страда-

ний это избавило бы людей, и как это легко. О мертвых же поче-

1 О мертвых говори хорошее или молчи (лат.).

41

му не говорить и худого. В нашем мире, напротив, установи-

лось правило: с некрологами и юбилеями говорить о мертвых

одни страшно преувеличенные похвалы, следовательно только

ложь. И это наносит людям ужасный вред, сглаживая и делая

безразличным понятие добра и зла.

2) Надо проболеть тяжелой болезнью, чтобы убедиться, в чем

жизнь: чем слабее тело, тем сильнее становится духовная дея-

тельность.

3) Если эта жизнь благо, то и всякая другая тоже. И наоборот.

И потому, чтобы не бояться смерти, нужно уметь видеть только

благо этой жизни.

17—18 февр. 1902. 2 ч. ночи.

1) Баловать. — Какое ужасное слово: «не баловать»! Не бало-

вать, значит, дать волю чувству мести — наказывать и платить

злом за зло. Напротив, имея дело со злом, одно, что нужно, — это

баловать, баловать без конца, т. е. любить.

21 февр. 1902.

1) Об уничтожаемое™, непонятности смерти при уничтоже-

нии эгоизма.

2) Рёскин и я неправы, видя главное зло последствий об-

щественного устройства в уничтожении жизней, — главное зло

в уничтожении любви и возбуждении разъединения между

людьми.

3) Спокойные смерти под влиянием церковных обрядов по-

добны смерти под морфином.

22 февраля.

4) Уничтожение эгоизма не отвечает на вопрос о смерти, но

устраняет его.

8 март.

1) Белинский без религии, — из нижнего этажа. Гоголь рели-

гиозный — из верхнего.

2) Человек матерьяльный — вонючее, ядовитое существо.

Parerga und paralipomena’.

3) «И охладеет любовь», — это последнее худшее бедствие.

И оно-то совершилось.

1 Приложения и дополнения (греч , нем.).

48

4) Что важнее: обязанности царя или человека? Обязанности

царя можешь сложить, а обязанности человека — никогда.

(Скучно опять жить.)

(Мир Божий. Март 1902. Стр. 118. Шопенгауэр.)

1) Один путь — культуры, другой — отречения от жизни. Ни

тот, ни другой: отречение от личности, — любовь, и достигается

цельсчастье.

Паульсен говорит, что учитель должен быть не Ничше, не Шо-

пенгауэр, а Христос. А почему? — не объясняет.

2) Вересаев пишет, что после одушевления служения людям

наступает разочарование, компромиссы. Он спрашивает: отчего?

А только оттого, что это делалось по гипнозу, по кружковскому

чувству, по славе людской, а не по установленному отношению к

Бесконечному.

3) Очень важное. Необходимо написать о том, что христи-

анство не есть ни отречение от жизни, ни допускающий все

культ, а есть учение, регулирующее жизнь. Одно перехватило, другое недохватило.

21 март 1902.

1) То, что видит нерелигиозный человек, видит и религиоз-

ный, но то, что видит религиозный, — не видит нерелигиозный.

Предстоят работы: 1) Добавления; 2) Об истинном значении

христианства; 3) К духовенству; 4) К молодежи.

1) К молодежи: Отдаваясь современному и пренебрегая про-

шедшим, вы насаживаете деревья без корней.

2) Да будет воля Того, по чьему закону я жил в этом мире (в

этой форме) и теперь, умирая, ухожу из этого мира, выхожу из

этой формы. Волю эту я знаю только по благу, которое она дала

мне, и потому, уверенный в ее благости, спокойно и, поскольку

верю, радостно отдаюсь ей. (24 март.)

3) Три модные философии на моей памяти: Гегель, Дарвин и те-

перь Ничше. Первый оправдывал все существующее; второй при-

равнивал человека к животному, оправдывал борьбу, т. е. зло в лю-

дях; третий доказывает, что то, что противится в природе человека

злу, — есть ложное воспитание, ошибка. Не знаю, куда идти дальше.

4) Говорят: вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидал

грубый, явный и вредный обман. «Продолжайте у нас покупать

муку», — но ведь я знаю, что ваша мука — с известкой, вредна.

5) Положение людей, не поднявшихся до религиозного со-

знания, действительно очень затруднительное, когда они наблю-

49

4 Зак 3160

дают поступки людей религиозных. Они в таком же недоуме-

нии, в каком должен быть человек, живущий одной животной

жизнью, при виде поступков людей, живущих умственной жиз-

нью. Обед готов, — а он не ест, что-то читает, или пишет, —

жизнь у него сладкая, а он тревожен, и т. п.

6) (Кмолодежи). Изучайте древние религии не в том смысле, как разные ограниченные Летурно, — что мол вот какие глупос-

ти исповедывали люди (не мы, умные), — а в том: какими глубо-

кими мыслями и верованиями жило древнее человечество.

7) (К духовенству). Очнитесь от гипноза. Задайте себе вопрос: что бы вы думали, если бы родились в другой вере? Побойтесь Бо-

га, который дал вам разум не для затемнения, а выяснения истины.

8) Выхожу из этой жизни по воле Того, Кто мне дал ее, спо-

койно отдаюсь ей,

Скачать:PDFTXT

освобождение — любовь к Богу. Возмож- на ли она? Да, если признавать жизнь всегда благом, наивыс- шим благом, тогда естественна благодарность к источнику жизни, любовь к Нему и потому любовь