которого я вступил в эту временную жизнь и
живу в ней. Кончится эта временная жизнь по воле Его же. Стало
быть я буду опять в Его воле. Так что: от Тебя изшел и к Тебе иду, или скорее: я всегда был в Тебе и остаюсь в Тебе. В этом ответ.
6) Иногда близость смерти тревожит. А иногда — именно, когда не думаешь, а отдаешься, — так легко и просто.
7) Смерть есть уничтожение «я», т. е. отделенного и потому
матерьяльного, или скорее иллюзии чего-то реального, т. е. мате-
рьяльного существа. В действительности уничтожаются только
пределы, вроде освобождения сжатого пара или газа. Он исчез, и
кажется, что он уничтожился, но он только вступил в новые со-
единения.
43
8) Личность — мое «я» должно быть орудием служения. И
это можно. Когда же употребляешь это орудие, то является воп-
рос, кто тот, кто употребляет его? Это тот, кто не есть орудие, кто не матерьялен, кто вне пределов — Бог во мне. Только нач-
ни заниматься орудием: чистить, украшать, беречь его, и нет
жизни, и подвержен всем мучениям. Только кто употребляет его, живет и растет.
9) Мы так привыкли считать свое орудие собою, что нам
страшно его уничтожение. (От этого и бывает у меня двоякое от-
ношение к ожидаемой смерти).
Стоит привыкнуть считать собою то, что употребляет орудие, и не может быть страха, а только сознание неловкости, что отня-
то прежнее орудие, а новое не дано еще.
Признание работника, работающего орудием, есть признание
Бога.
29 января.
1) Единственное спасение от отчаяния жизни — вынесе-
ние из себя своего «я». И человек естественно стремится к
этому посредством любви. Но любовь к смертным тварям не
освобождает. Одно освобождение — любовь к Богу. Возмож-
на ли она? Да, если признавать жизнь всегда благом, наивыс-
шим благом, тогда естественна благодарность к источнику
жизни, любовь к Нему и потому любовь безразлично ко всем, ко всему, как лучи солнца.
2) Для человека, полагающего благо жизни в внутреннем со-
вершенствовании, — все хорошо. Когда все удовлетворяет же-
ланиям, то просто непосредственно хорошо; когда же жизнь идет
противно желаниям, то это единственная и наиболее легкая воз-
можность совершенствования, так что опять все хорошо. Дока-
зательство этого то, что когда пройдет время испытания, т. е.
когда жизнь шла противно желаниям, то раскаиваешься в том, что не воспользовался им для того блага, которое дает сознание
совершенствования.
3) Бывало досадывал, что жизнь чужая идет, а ты лежишь, умираешь, а теперь только хочется, чтобы она шла себе, не ме-
шая спокойному умиранию.
4) Ценность старческой мудрости возвышается, как брильян-
ты, каратами: самое важное на самом конце, перед смертью. Надо
дорожить ими, выражать и давать на пользу людям.
44
2 янв. Гаспра
1) Говорят: будущая жизнь. Если человек верит в Бога и закон
Его, то он верит и в то, что он живет в мире по Его закону. А если
так, то и смерть происходит по тому же закону и есть только воз-
вращение к Нему. (?)
4 января 1902. Гаспра.
1) Бывают минуты, что не могу радоваться, или хотя равно-
душно смотреть, на приближение смерти. А бывает в хорошие
минуты, что так просто, хорошо.
6 января.
2) Ничто духовное не приобретается духовным путем: ни ре-
лигиозность, ни любовь, ничто. Духовное все творится матерь-
яльной жизнью, в пространстве и времени. Духовное творится
делом.
10 янв. 1902.
1) Нынче живо думал об отделенности «я» и о боязни смерти, кажущемся уничтожении «я». Смерть и есть уничтожение «я»,
т. е. отделенного и потому матерьяльного существа, или скорее
иллюзия уничтожения, тогда как уничтожаются только пределы
вроде освобождения сжатого газа. Кажется, что он исчез, а он
только вступил в новые соединения.
11 янв. 1902.
1) Личность, мое «я» должно быть орудием служения. И это
можно. Когда же употребляешь это орудие, то спрашиваешь: кто
тот, кто употребляет его? Это тот, кто не есть орудие и не умира-
ет. Только начни заниматься орудием, чистить, беречь, украшать
его, — и нет жизни, и подвержен всем мучениям, потому что ору-
дие тратится. Только тот, кто употребляет его, не тратится, а рас-
тет. Хорошо.
2) Мы так привыкли считать свое орудие собою, что нам
страшно его уничтожение. А стоит привыкнуть считать собою
то, что работает орудием, и не может быть страха, а только со-
знание неловкости, что отнято прежнее орудие, а новое не дано
1 Начиная с даты 2 января дальнейшее, вплоть до записи 22 мая, вне-
сено в Дневник рукой дочери Толстого М. J1. Оболенской и исправлено
позднее рукой Толстого. — Ред.
45
еще. Как странно работнику быть без работы, потому что хо-
зяин отнял у него орудия. Признание орудия и работника есть
признание Бога.
ЗОянв. 1902.
1) Отобрали у рабочих все молоко, наделали пирожных и ванн, а потом с помощью науки хотят делать наипитательнейшим то
далеко не достаточное количество, которое осталось для рабо-
чих. Вот цель нашего ученого земледелия, техники, медицины.
2) Лежат рассыпанные по миру тлеющие угли, — дух Божий
живит их по мере силы жизненности, развиваемой в каждом угле
и сообщаемой другим. В этом для человека и цель и смысл жиз-
ни. Только это (?).
31 янв. 1902. 1 ч. дня.
1) Только это в том смысле, что законность и степень закон-
ности всех других целей зависит от того, в какой степени они
содействуют достижению этой.
2) Понятно, что в молодости ничтожная цель удовлетворе-
ния чувства кажется единой целью жизни, но это-то перестав-
ление нижней цели на место высшей есть источник всех бед-
ствий людей. Если цель моя добыть и соблюсти чистую воду
для питья для ближних и животных, я не полезу в этот источник
с грязным сосудом, ногами или одежде, только чтобы поскорее
удовлетворить свою похоть.
3) Как мало я ценил глубочайшую притчу о насыщении пя-
тью хлебами, раздавая хлеб, но не поглощая его.
4) Только бы эти раскиданные и тлеющие угольки старались
пользоваться веющим на них духом Божиим. И сообщать друг
другу радость сознания этого духа и теплоты согревающего их
огня любви.
5) Как ясно, когда стоишь на пороге смерти, что это несом-
ненно так, что нельзя жить иначе. Ах, как благодетельна болезнь.
Она, хоть временами, указывает нам, что мы такое и в чем наше
дело жизни.
31 янв. 1902. 2 ч. дня.
1) Часто говорят про людей: эгоисты, самоотверженные, —
это неверно: одинаково распределено и то и другое свойство.
Скупой, художник, политический деятель направляет свое само-
отвержение на то, что по существу эгоистично, и тогда представ-
46
ляется нам вполне эгоистом. Наоборот, врачи, сестры милосер-
дия и т. п. Но бывает, что самоотвержение и эгоизм сталкиваются
на одном предмете, и это бывает в мирской любви родных, дру-
зей и в особенности матерей семейства.
5 февр. 1902.
1) Самое дальнее сознание своих пределов дает зрение, потом
слух, потом обоняние, потом вкус и осязание. Сознание этих пре-
делов отпадает понемногу, сначала с дальнего — зрения, до бли-
жайшего — осязания. Последнюю степень сознания своей отдель-
ности и пределов — дает сердце. При всяком отпадении сознания
пределов, в виде матерьяльного лишения, расширяется какая-то
плохо сознаваемая не матерьяльная область. При последнем отпа-
дении — расширяется до последней степени эта духовная область.
2) Один человек совершает самое ужасное преступление и
мучается и сознает, что это дурно, что он мог не делать этого.
Другой же совершает как бы ничтожный безнравственный про-
ступок и оправдывает себя и живет весело, спокойно. Преступ-
ление первого производит только матерьяльное зло, часто обра-
щающееся в духовное добро для себя и для других. Проступок
же второго производит неисчислимые бедствия и для себя — тем, что открывает свободную дорогу другим худшим поступкам, —
и для других — примером спокойствия и довольства в зле.
3) Какие обязанности важнее: солдата, царя или человека? Те
все — перед людьми, и от них можно освободиться, а обязан-
ность человека — перед Богом, и от нее нельзя освободиться.
4) Да будет воля Того, по чьему закону я узнал эту жизнь и
ухожу из нее.
5) (К письму.) И потому вы приходите к убеждению о неосу-
ществимости этой идеи, тогда как осуществление идеи освобож-
дения земли от права собственности без сравнения может быть
легче осуществлено, чем восстановление отжившей идеи само-
державия, без всякой высшей цели, — самодержавия для само-
державия, того самого, чем занято теперь все правительство.
1) De mortuis aut bene aut n i h i l — какое языческое, ложное
правило! О живых говори добро или ничего. От скольких страда-
ний это избавило бы людей, и как это легко. О мертвых же поче-
1 О мертвых говори хорошее или молчи (лат.).
41
му не говорить и худого. В нашем мире, напротив, установи-
лось правило: с некрологами и юбилеями говорить о мертвых
одни страшно преувеличенные похвалы, следовательно только
ложь. И это наносит людям ужасный вред, сглаживая и делая
безразличным понятие добра и зла.
2) Надо проболеть тяжелой болезнью, чтобы убедиться, в чем
жизнь: чем слабее тело, тем сильнее становится духовная дея-
тельность.
3) Если эта жизнь благо, то и всякая другая тоже. И наоборот.
И потому, чтобы не бояться смерти, нужно уметь видеть только
благо этой жизни.
17—18 февр. 1902. 2 ч. ночи.
1) Баловать. — Какое ужасное слово: «не баловать»! Не бало-
вать, значит, дать волю чувству мести — наказывать и платить
злом за зло. Напротив, имея дело со злом, одно, что нужно, — это
баловать, баловать без конца, т. е. любить.
21 февр. 1902.
1) Об уничтожаемое™, непонятности смерти при уничтоже-
нии эгоизма.
2) Рёскин и я неправы, видя главное зло последствий об-
щественного устройства в уничтожении жизней, — главное зло
в уничтожении любви и возбуждении разъединения между
людьми.
3) Спокойные смерти под влиянием церковных обрядов по-
добны смерти под морфином.
22 февраля.
4) Уничтожение эгоизма не отвечает на вопрос о смерти, но
устраняет его.
8 март.
1) Белинский без религии, — из нижнего этажа. Гоголь рели-
гиозный — из верхнего.
2) Человек матерьяльный — вонючее, ядовитое существо.
Parerga und paralipomena’.
3) «И охладеет любовь», — это последнее худшее бедствие.
И оно-то совершилось.
1 Приложения и дополнения (греч , нем.).
48
4) Что важнее: обязанности царя или человека? Обязанности
царя можешь сложить, а обязанности человека — никогда.
(Мир Божий. Март 1902. Стр. 118. Шопенгауэр.)
1) Один путь — культуры, другой — отречения от жизни. Ни
тот, ни другой: отречение от личности, — любовь, и достигается
Паульсен говорит, что учитель должен быть не Ничше, не Шо-
пенгауэр, а Христос. А почему? — не объясняет.
2) Вересаев пишет, что после одушевления служения людям
наступает разочарование, компромиссы. Он спрашивает: отчего?
А только оттого, что это делалось по гипнозу, по кружковскому
чувству, по славе людской, а не по установленному отношению к
Бесконечному.
3) Очень важное. Необходимо написать о том, что христи-
анство не есть ни отречение от жизни, ни допускающий все
культ, а есть учение, регулирующее жизнь. Одно перехватило, другое недохватило.
21 март 1902.
1) То, что видит нерелигиозный человек, видит и религиоз-
ный, но то, что видит религиозный, — не видит нерелигиозный.
Предстоят работы: 1) Добавления; 2) Об истинном значении
христианства; 3) К духовенству; 4) К молодежи.
1) К молодежи: Отдаваясь современному и пренебрегая про-
шедшим, вы насаживаете деревья без корней.
2) Да будет воля Того, по чьему закону я жил в этом мире (в
этой форме) и теперь, умирая,