Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник
зная ее только как источник высшего блага —

жизни.

9) Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет ника-

кого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с дру-

гой жизнью, лучшей или воображаемой. В жизни может быть зло, а

самая жизнь не может быть злом. Благо может быть только в жизни.

И потому нельзя говорить, что отсутствие жизни может быть благо.

Здоровье может быть только в теле, и потому нельзя гово-

рить, что отсутствие тела есть здоровье.

30 март. 1902.

1) Бога, как личность, мы не можем знать. Одно, что мы зна-

ем, — это закон, волю, как выражается Евангелие. И из существо-

вания закона мы склонны заключать антропоморфически, что есть

законодатель, есть лицо, воля чья. Главное же, то, что есть закон

(воля), которой мы призваны подчиняться и из которой мы не вы-

ходим и не можем выйти ни живя, ни умирая. Живя, мы можем

участвовать в исполнении закона (в этой жизни); умирая, участие

наше кончается. Новое дело не назначено. Рабочий без места.

Март или апрель 1902.

1) Есть два рода любви: бессознательная — сердечная, и со-

знательная — разумная. Задача жизни в том, чтобы выработать

в себе любовь сознательную, которая сама собой переходит в

бессознательную.

2) Жизнь есть основа всего. Она была, есть и будет. Здесь мы

ее знаем, как отделенное от всего мира. Отделение дает необхо-

димость пространства и времени. Но пространство и время не

50

могут объяснить жизни. Все в пространстве и времени иллюзор-

но. Пространственные и временные соображения нужны только

для руководства «я» — отдельного существа в этом мире. Но для

познания существующего не только не помогают, но служат глав-

ным препятствием, приводя все к бесконечности большей или

малой.

3) Наша иллюзия, что при смерти жизнь кончается, происхо-

дит от того, что мы форму жизни считаем за жизнь: как если бы

человек считал, что не вода в пруду, а самая форма пруда есть

предмет. Тогда, как только бы ушла вода из пруда, он думал бы, что уничтожилось то, что было пруд.

10 апрель. 1902. Гаспра.

1) Вопрос в том для нас: сольется ли моя отдельная жизнь с

бесконечным потоком жизни, или опять примет новую отдель-

ную форму? В первом случае это верх невообразимого блажен-

ства: нирвана, непосредственная жизнь в Боге. Во втором — это

продолжение жизни в новой форме, обусловленное, по карме,

моей здешней жизнью. Вопрос и страх в потери сознания своего

«я» в обоих случаях неоснователен. Но первый случай невероя-

тен. Мы не имеем права предполагать жизнь вне отдельности, потому что не знаем такой. И потому остается только 2-й случай: новая форма жизни. Но предполагать новую форму жизни с удер-

жанием сознания прежнего «я» мы тоже не имеем права, так как

начали эту жизнь без сознания прежнего «я». Но сознание отде-

ленного «я» зависит от пространства и времени. Переход же из

одной формы в другую происходит вне пространства и времени.

Мы пробуждаемся к новому сознанию (новой отделенности) сами не знаем из чего. Мы существуем вне времени и в той, и в

другой, и в тысячной форме. «Прежде чем был Авраам, Я есмь».

2) Во всяком случае, для того, чтобы не бояться уничтожения

в смерти, надо верить. (Неясно.)

3) (К рабочему народу). Не имеете права требовать 8-ми ча-

совой день и пр. А требовать земли для пропитания имеете неотъ-

емлемое право, даже обязанность по отношению ваших детей.

4) Мы не знаем жизни, кроме той, которой живем, потому что

мы здесь все понимаем во времени и пространстве, а жизнь дру-

гая была (или скорее есть) вне времени и пространства. Потому

же и переходя в другую жизнь (или скорее уходя из этой жизни), мы не можем себе представить другой жизни. Нам необходимо

представить ее во времени и пространстве, а она вне ее.

51

5) Не есть ли всякое наслаждениевоспоминание? Все, что

воспоминание, то дает радость.

6) Говорят: прекрати существующий порядок — все погиб-

нет. Все равно как сказать: растает река и все погибнет. Нет, пой-

дут корабли, начнется настоящая жизнь.

Май.

7) Что лучше: поставить себя в ложное отношение с миром, или с Богом? Воспитать детей в согласии с православием — это

второе; в согласии с Богом — это первое.

8) Человек — отделенное духовное существо. Духовное су-

щество, чтобы быть отделенным, должно представляться мате-

риальным, потому что только материальное может быть делимо.

Отделенность же есть необходимое условие движения (жизни), работы. Жизнь людей, и вообще всех отдельных существ, есть

как бы дыхание божества. Мы органы Бога.

9) Уничтожаются одни пределы, вступаешь в другие. Пока не

дошел до новых пределов, кажется, что нет материи, нет жизни.

Но это продолжается только до тех пор, пока не уткнешься в но-

вые пределы.

10) Человек, сознавая свое духовное существо, не может унич-

тожиться. Как? — Этого не дано знать. Как только человек (или

всякое существо) сознал неизбежность уничтожения той формы

жизни, в которой он находится, он неизбежно должен быть при-

веден к сознанию неуничтожаемое™ сущности его жизни.

11) Проведение хотя бы самой, по нашему мнению, благодетель-

ной меры посредством насилия я считаю противным признаваемо-

му мною христианскому закону любви, но предлагаю эту меру, ста-

новясь на точку зрения людей, желающих во что бы то ни стало от-

стоять отжившее самодержавие и дать ему наилучшее оправдание.

12) Чем беднее (босяки и т. п.) и чем презираемее, — тем сво-

боднее, и наоборот. И чем богаче и важнее (царь), тем более рабы.

13) Если человек религиозен, т. е. дорос до необходимости

установить отношение своей ограниченной части к целому, то

ему нельзя обойтись без Бога. Признать себя частью бесконечно-

го, по времени и пространству, мира, — значит признать себя

частью чего-то неконченого, т. е. частью части, и потому нет ус-

тановления отношения к целому. Чтобы было это отношение, нужно найти нечто целое, а целое это может быть только духов-

ное. Это духовное, внепространственное и вневременное и есть

Бог, которого мы сознаем себя ограниченным проявлением.

52

14) Как нельзя установить постоянное отношение к ряду чи-

сел: 1, 2, 3, 4…°°, так невозможно установить постоянное отно-

шение к матерьяльному, т. е. пространственному и временному

миру. Для установления такого отношения нужно найти нечто не

увеличивающееся, не уменьшающееся, — всегда равное самому

себе; и такое существо есть только духовное существо, которого

я чувствую, сознаю себя частью, проявлением.

15) Прежде нерелигиозные люди были врагами общества, те-

перь они руководители.

Май 1902.

16) Безопасность общества обеспечивается нравственностью

его членов, нравственность же основывается на религии. Прави-

тельство и правящие классы захотели свою безнравственную

жизнь оправдать религией и для этого извратили религию; а как

только извратилась религия, так пала нравственность, а с паде-

нием нравственности все более и более уничтожалась безопас-

ность общества, так что правительству и правящим классам при-

шлось все более и более извращать религию и употреблять наси-

лие для соблюдения безопасности не всего уже общества, а только

самих себя. Это самое и делали и делают наши христианские

правительства, и положение становится все хуже и хуже. В на-

стоящее время оно для правительства кажется безвыходным.

3 июня 1902. Гаспра.

1) Что жизнь состоит в увеличении любви, совершенно вер-

но, но чтобы иметь только это в виду, не думая о том, что именно

такая или иная деятельность полезна, т. е. увеличивает любовь, надо жить только верою в Бога и закон Его. И это можно, но пока

еще не мне.

2) Забыл.

1 июля 1902. Ясн. Поляна.

1) Как ни трудно скрыть необходимость делания добра, люди

разными обходными, хитрыми путями достигают этого. Но доб-

ро может всякую минуту стряхнуть с себя закрывающие его по-

кровы и привлечь к себе людей. И вот для того, чтобы этого не

случилось, придумано средство наложить на покровы, скрываю-

щие добро, камень такой, который оно бы не могло поднять. Ка-

мень этот — смешное, le ridicule, — установить такое обществен-

ное мнение, что делание добра (настоящего добра) est redicule, 53

смешно. Устроить бал, базар для игры в благотворительность

можно, а выносить за собой горшок — смешно.

2) Точно так же, как я читал в Иене вывешенное у немца про-

фессора математики изречение, что дорога не истина, а процесс

ее открытия: дорога не степень нравственного совершенства, до

которой достигаешь, а процесс совершенствования.

3) Мы — органы Бога. Что мы должны делать, мы знаем, но

зачем мы это делаем, это не дано нам знать никогда. В этом сми-

рение и вера.

4) Одно объяснение этого то, что вопрос зачем? есть усло-

вие нашей отделенное™, есть признак нашей слабости. Для Бога

нет: зачем? Зачем есть только для нас, для существ отделен-

ных, частичных, смутно сознающих то, что жизнь их есть слу-

жение. И потому при каждом поступке возникает вопрос, кото-

рый собственно значит: то ли я делаю, что мне велено. Цель есть

такое же показывающее неполноту человека и его разума усло-

вие, как пространство и время.

5) Человек (я) есть отделенное от всего, изменяющееся (рас-

ширяющееся) духовное существо. Сначала изменение (расшире-

ние) равномерно с пределами; потом пределы отстают, и расшире-

ние идет независимо от пределов, разрушая их. (Нехорошо, неясно).

6) Пределы своей отделенности человек (я) сознает материей

в соприкосновении с другими существами; изменения, происхо-

дящие в самом существе, он сознает по отношению изменений в

других существах.

7) Сначала жизнь духовного существа изменяется, расширя-

ясь вместе с пределами. В середине жизни духовное существо

расширяется, но пределы уже не расширяются. При конце жизни

духовное существо продолжает расширяться, разрушая пределы, и расширяется до тех пор, пока совершенно не разрушает их —

смерть. (В книжечке прибавлено: хорошо. Но нет, нехорошо, не-

ясно, что такое расширение пределов.)

8) Моя последняя болезнь была сильная потуга рождения, но

теперь дан отдых, чтобы набраться силы для следующей, чтобы

она была действительна.

9) Мы часто не ценим добрых поступков несимпатичных нам

людей именно потому, что они нам несимпатичны. Это большая

ошибка. Нужно как раз обратное, для того, чтобы вызвать в себе

любовь там, где ее еще нет.

10) И не говори, что, делая доброе не признанное всеми

дело, ты будешь один. Многим надо быть для дурного дела, а

54

для дела Божия достаточно быть одному, потому что с тобой

Бог. А когда с тобой Бог, то ты долго не останешься один, а все

будут с тобой.

5 августа

1) Удивительное дело: Я знаю про себя, как я плох и глуп, а

между тем меня считают гениальным человеком. Каковы же ос-

тальные люди?

2) Жизнь есть движение. Движение же может быть там, где

есть ограничение. И поэтому понятие жизни нельзя относить к

Богу.

3) Одни везут, другие на них едут. Везущие хотят перейти в

едущих и большей частью влезают на везущих. Если же не уда-

ется влезть, то остаются ни тут, ни там.

4) В музыке есть элемент шума, контраста, быстроты, прямо

действующий на нервы, а не на чувство. Чем больше этого эле-

мента, тем хуже музыка. То же и в других искусствах: в поэзии —

декламация, в живописи — яркость красок.

5) Для того, чтобы установить прочные отношения с Богом, надо делать хорошее, доброе, требующее усилия дело так, чтобы

оно никому не было известно. Бог ревнив и любит секретность.

Тут только — если будешь делать дело охотно, узнаешь, веришь

ли

Скачать:PDFTXT

зная ее только как источник высшего блага — жизни. 9) Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет ника- кого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только