ухожу из этого мира, выхожу из
этой формы. Волю эту я знаю только по благу, которое она дала
мне, и потому, уверенный в ее благости, спокойно и, поскольку
верю, радостно отдаюсь ей. (24 март.)
3) Три модные философии на моей памяти: Гегель, Дарвин и те-
перь Ничше. Первый оправдывал все существующее; второй при-
равнивал человека к животному, оправдывал борьбу, т. е. зло в лю-
дях; третий доказывает, что то, что противится в природе человека
злу, — есть ложное воспитание, ошибка. Не знаю, куда идти дальше.
4) Говорят: вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидал
грубый, явный и вредный обман. «Продолжайте у нас покупать
муку», — но ведь я знаю, что ваша мука — с известкой, вредна.
5) Положение людей, не поднявшихся до религиозного со-
знания, действительно очень затруднительное, когда они наблю-
49
4 Зак 3160
дают поступки людей религиозных. Они в таком же недоуме-
нии, в каком должен быть человек, живущий одной животной
жизнью, при виде поступков людей, живущих умственной жиз-
нью. Обед готов, — а он не ест, что-то читает, или пишет, —
жизнь у него сладкая, а он тревожен, и т. п.
6) (Кмолодежи). Изучайте древние религии не в том смысле, как разные ограниченные Летурно, — что мол вот какие глупос-
ти исповедывали люди (не мы, умные), — а в том: какими глубо-
кими мыслями и верованиями жило древнее человечество.
7) (К духовенству). Очнитесь от гипноза. Задайте себе вопрос: что бы вы думали, если бы родились в другой вере? Побойтесь Бо-
га, который дал вам разум не для затемнения, а выяснения истины.
8) Выхожу из этой жизни по воле Того, Кто мне дал ее, спо-
койно отдаюсь ей, зная ее только как источник высшего блага —
жизни.
9) Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет ника-
кого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с дру-
гой жизнью, лучшей или воображаемой. В жизни может быть зло, а
самая жизнь не может быть злом. Благо может быть только в жизни.
И потому нельзя говорить, что отсутствие жизни может быть благо.
Здоровье может быть только в теле, и потому нельзя гово-
рить, что отсутствие тела есть здоровье.
30 март. 1902.
1) Бога, как личность, мы не можем знать. Одно, что мы зна-
ем, — это закон, волю, как выражается Евангелие. И из существо-
вания закона мы склонны заключать антропоморфически, что есть
законодатель, есть лицо, воля чья. Главное же, то, что есть закон
(воля), которой мы призваны подчиняться и из которой мы не вы-
ходим и не можем выйти ни живя, ни умирая. Живя, мы можем
участвовать в исполнении закона (в этой жизни); умирая, участие
наше кончается. Новое дело не назначено. Рабочий без места.
1) Есть два рода любви: бессознательная — сердечная, и со-
знательная — разумная. Задача жизни в том, чтобы выработать
в себе любовь сознательную, которая сама собой переходит в
бессознательную.
2) Жизнь есть основа всего. Она была, есть и будет. Здесь мы
ее знаем, как отделенное от всего мира. Отделение дает необхо-
димость пространства и времени. Но пространство и время не
50
могут объяснить жизни. Все в пространстве и времени иллюзор-
но. Пространственные и временные соображения нужны только
для руководства «я» — отдельного существа в этом мире. Но для
познания существующего не только не помогают, но служат глав-
ным препятствием, приводя все к бесконечности большей или
малой.
3) Наша иллюзия, что при смерти жизнь кончается, происхо-
дит от того, что мы форму жизни считаем за жизнь: как если бы
человек считал, что не вода в пруду, а самая форма пруда есть
предмет. Тогда, как только бы ушла вода из пруда, он думал бы, что уничтожилось то, что было пруд.
10 апрель. 1902. Гаспра.
1) Вопрос в том для нас: сольется ли моя отдельная жизнь с
бесконечным потоком жизни, или опять примет новую отдель-
ную форму? В первом случае это верх невообразимого блажен-
ства: нирвана, непосредственная жизнь в Боге. Во втором — это
продолжение жизни в новой форме, обусловленное, по карме,
моей здешней жизнью. Вопрос и страх в потери сознания своего
«я» в обоих случаях неоснователен. Но первый случай невероя-
тен. Мы не имеем права предполагать жизнь вне отдельности, потому что не знаем такой. И потому остается только 2-й случай: новая форма жизни. Но предполагать новую форму жизни с удер-
жанием сознания прежнего «я» мы тоже не имеем права, так как
начали эту жизнь без сознания прежнего «я». Но сознание отде-
ленного «я» зависит от пространства и времени. Переход же из
одной формы в другую происходит вне пространства и времени.
Мы пробуждаемся к новому сознанию (новой отделенности) сами не знаем из чего. Мы существуем вне времени и в той, и в
другой, и в тысячной форме. «Прежде чем был Авраам, Я есмь».
2) Во всяком случае, для того, чтобы не бояться уничтожения
в смерти, надо верить. (Неясно.)
3) (К рабочему народу). Не имеете права требовать 8-ми ча-
совой день и пр. А требовать земли для пропитания имеете неотъ-
емлемое право, даже обязанность по отношению ваших детей.
4) Мы не знаем жизни, кроме той, которой живем, потому что
мы здесь все понимаем во времени и пространстве, а жизнь дру-
гая была (или скорее есть) вне времени и пространства. Потому
же и переходя в другую жизнь (или скорее уходя из этой жизни), мы не можем себе представить другой жизни. Нам необходимо
представить ее во времени и пространстве, а она вне ее.
51
5) Не есть ли всякое наслаждение — воспоминание? Все, что
воспоминание, то дает радость.
6) Говорят: прекрати существующий порядок — все погиб-
нет. Все равно как сказать: растает река и все погибнет. Нет, пой-
дут корабли, начнется настоящая жизнь.
Май.
7) Что лучше: поставить себя в ложное отношение с миром, или с Богом? Воспитать детей в согласии с православием — это
второе; в согласии с Богом — это первое.
8) Человек — отделенное духовное существо. Духовное су-
щество, чтобы быть отделенным, должно представляться мате-
риальным, потому что только материальное может быть делимо.
Отделенность же есть необходимое условие движения (жизни), работы. Жизнь людей, и вообще всех отдельных существ, есть
как бы дыхание божества. Мы органы Бога.
9) Уничтожаются одни пределы, вступаешь в другие. Пока не
дошел до новых пределов, кажется, что нет материи, нет жизни.
Но это продолжается только до тех пор, пока не уткнешься в но-
вые пределы.
10) Человек, сознавая свое духовное существо, не может унич-
тожиться. Как? — Этого не дано знать. Как только человек (или
всякое существо) сознал неизбежность уничтожения той формы
жизни, в которой он находится, он неизбежно должен быть при-
веден к сознанию неуничтожаемое™ сущности его жизни.
11) Проведение хотя бы самой, по нашему мнению, благодетель-
ной меры посредством насилия я считаю противным признаваемо-
му мною христианскому закону любви, но предлагаю эту меру, ста-
новясь на точку зрения людей, желающих во что бы то ни стало от-
стоять отжившее самодержавие и дать ему наилучшее оправдание.
12) Чем беднее (босяки и т. п.) и чем презираемее, — тем сво-
боднее, и наоборот. И чем богаче и важнее (царь), тем более рабы.
13) Если человек религиозен, т. е. дорос до необходимости
установить отношение своей ограниченной части к целому, то
ему нельзя обойтись без Бога. Признать себя частью бесконечно-
го, по времени и пространству, мира, — значит признать себя
частью чего-то неконченого, т. е. частью части, и потому нет ус-
тановления отношения к целому. Чтобы было это отношение, нужно найти нечто целое, а целое это может быть только духов-
ное. Это духовное, внепространственное и вневременное и есть
Бог, которого мы сознаем себя ограниченным проявлением.
52
14) Как нельзя установить постоянное отношение к ряду чи-
сел: 1, 2, 3, 4…°°, так невозможно установить постоянное отно-
шение к матерьяльному, т. е. пространственному и временному
миру. Для установления такого отношения нужно найти нечто не
увеличивающееся, не уменьшающееся, — всегда равное самому
себе; и такое существо есть только духовное существо, которого
я чувствую, сознаю себя частью, проявлением.
15) Прежде нерелигиозные люди были врагами общества, те-
перь они руководители.
Май 1902.
16) Безопасность общества обеспечивается нравственностью
его членов, нравственность же основывается на религии. Прави-
тельство и правящие классы захотели свою безнравственную
жизнь оправдать религией и для этого извратили религию; а как
только извратилась религия, так пала нравственность, а с паде-
нием нравственности все более и более уничтожалась безопас-
ность общества, так что правительству и правящим классам при-
шлось все более и более извращать религию и употреблять наси-
лие для соблюдения безопасности не всего уже общества, а только
самих себя. Это самое и делали и делают наши христианские
правительства, и положение становится все хуже и хуже. В на-
стоящее время оно для правительства кажется безвыходным.
3 июня 1902. Гаспра.
1) Что жизнь состоит в увеличении любви, совершенно вер-
но, но чтобы иметь только это в виду, не думая о том, что именно
такая или иная деятельность полезна, т. е. увеличивает любовь, надо жить только верою в Бога и закон Его. И это можно, но пока
еще не мне.
2) Забыл.
1 июля 1902. Ясн. Поляна.
1) Как ни трудно скрыть необходимость делания добра, люди
разными обходными, хитрыми путями достигают этого. Но доб-
ро может всякую минуту стряхнуть с себя закрывающие его по-
кровы и привлечь к себе людей. И вот для того, чтобы этого не
случилось, придумано средство наложить на покровы, скрываю-
щие добро, камень такой, который оно бы не могло поднять. Ка-
мень этот — смешное, le ridicule, — установить такое обществен-
ное мнение, что делание добра (настоящего добра) est redicule, 53
смешно. Устроить бал, базар для игры в благотворительность —
можно, а выносить за собой горшок — смешно.
2) Точно так же, как я читал в Иене вывешенное у немца про-
фессора математики изречение, что дорога не истина, а процесс
ее открытия: дорога не степень нравственного совершенства, до
которой достигаешь, а процесс совершенствования.
3) Мы — органы Бога. Что мы должны делать, мы знаем, но
зачем мы это делаем, это не дано нам знать никогда. В этом сми-
рение и вера.
4) Одно объяснение этого то, что вопрос зачем? есть усло-
вие нашей отделенное™, есть признак нашей слабости. Для Бога
нет: зачем? Зачем есть только для нас, для существ отделен-
ных, частичных, смутно сознающих то, что жизнь их есть слу-
жение. И потому при каждом поступке возникает вопрос, кото-
рый собственно значит: то ли я делаю, что мне велено. Цель есть
такое же показывающее неполноту человека и его разума усло-
вие, как пространство и время.
5) Человек (я) есть отделенное от всего, изменяющееся (рас-
ширяющееся) духовное существо. Сначала изменение (расшире-
ние) равномерно с пределами; потом пределы отстают, и расшире-
ние идет независимо от пределов, разрушая их. (Нехорошо, неясно).
6) Пределы своей отделенности человек (я) сознает материей
в соприкосновении с другими существами; изменения, происхо-
дящие в самом существе, он сознает по отношению изменений в
других существах.
7) Сначала жизнь духовного существа изменяется, расширя-
ясь вместе с пределами. В середине жизни духовное существо
расширяется, но пределы уже не расширяются. При конце жизни
духовное существо продолжает расширяться, разрушая пределы, и расширяется до тех пор, пока