Исповедь
что же
делать? – спрашиваю я
себя и взглядываю
вверх. Вверху
тоже бездна. Я смотрю в эту бездну неба и стараюсь
забыть о бездне внизу, и, действительно, я забываю. Бесконечность внизу отталкивает и ужасает меня; бесконечность вверху притягивает и утверждает меня. Я так же вишу на последних, не выскочивших еще
из-под меня помочах над пропастью; я знаю, что вишу, но я смотрю только
вверх, и
страх мой проходит. Как это бывает во сне,
какой-то
голос говорит: «Заметь это, это оно!» – и я гляжу все
дальше и
дальше в бесконечность вверху и чувствую, что я успокаиваюсь, помню все, что
было, и вспоминаю, как это все случилось: как я шевелил ногами, как я повис, как я ужаснулся и как спасся от ужаса тем, что стал
глядеть вверх. И я спрашиваю
себя: ну, а теперь что же, я вишу все так же? И я не столько оглядываюсь, сколько всем телом своим испытываю ту точку опоры, на которой я держусь. И вижу, что я уж не вишу и не падаю, а держусь крепко. Я спрашиваю
себя, как я держусь, ощупываюсь, оглядываюсь и вижу, что
подо мной, под серединой моего тела, одна помоча, и что, глядя
вверх, я лежу на ней в самом устойчивом равновесии, что она одна и держала прежде. И тут, как это бывает во сне, мне представляется тот
механизм, посредством которого я держусь,
очень естественным, понятным и несомненным, несмотря на то, что
наяву этот механизм не имеет никакого смысла. Я во сне даже удивляюсь, как я не понимал этого раньше. Оказывается, что в головах у меня стоит
столб, и твердость этого столба не подлежит никакому сомнению, несмотря на то, что
стоять этому тонкому столбу не на чем. Потом от столба проведена
петля как-то
очень хитро и
вместе просто, и если лежишь на этой петле серединой тела и смотришь
вверх, то даже и вопроса не
может быть о падении. Все это мне
было ясно, и я был рад и спокоен. И как будто
кто-то мне говорит: смотри же, запомни. И я проснулся.
Примечания
1 Ничто так не образует молодого человека, как связь с порядочной женщиной (франц.).