Скачать:PDFTXT
Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня. Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Орлов

начало вне закона причинности, то начало, которого образчик, признаки я сознаю в себе. [50]

Можно не думать о том, что такое весь мир, без конца во все стороны, что такое моя душа, которая знает сама себя; но если только подумать об этом, то нельзя не признать того, что мы называем Богом. [51]

Каждый человек (…) не может не сознавать себя частью чего-то бесконечного. Вот это-то бесконечное, которого человек сознаёт себя частью, и есть бог. Для людей непросвещённых, к которым принадлежит огромное большинство так называемых учёных, не понимающих ничего, кроме материи, бог будет бесконечная в пространстве и времени материя. И такое представление о боге будет очень нелепо, но всё-таки у них будет свой, хотя и нелепый, но всё-таки бог. Для людей же просвещённых, понимающих, что начало и сущность жизни не в материи, а в духе, бог будет то бесконечное неограниченное существо, которое он сознаёт в себе в ограниченных временем и пространством пределах.

И такого бога сознавало и признавало, и признаёт, и будет признавать человечество всегда, если только оно не обратится в скотское состояние. [52]

…Ты говоришь, что всему есть начало, и даже, восходя от начала к началу, ты дошёл далеко и по соображениям и догадкам дошёл до начала не за 7000 лет, а гораздо дальше. И там ты видишь не только образование земли и живого на ней, но образование солнца и ещё дальше. Но как ни далеко ты зашёл, ты признаёшь, что начало начал так же далеко и недоступно. Но ты всё-таки ищешь начала начал, на него обращён твой взор, от него – ты говоришь – возникло всё. Ну вот это самое, не часть, а начало начал, это самое я и называю богом. [53]

Для Бога всё, что было и будет, всё это есть, всё сливается в Его жизни, как в моей жизни сливается в одно всё моё прошедшее, настоящее и (сливается, наступая) будущее. Наше стремление и благо в том, чтобы всё больше и больше сознавать божеское. Для Бога это не нужно. Это нужно только для нас, давая нам благо. Для Бога не только прошедшее и будущее человека, но прошедшее, настоящее, будущее жизни всего мира слито в одно. Как я ребёнок, юноша, муж, старик – одно, так для Бога жизнь ассириян, греков, французов, японцев и всего, что будет и что было в этом мире и во всех мирах, сливается в одно. [54]

Мне кажется, я даже нерелигиозному человеку в состоянии доказать бытие божие, просто научно.

Религия есть отношение человека к остальному миру. Это отношение не может быть к миру чувственному, который в пространстве и времени, – и то, и другое бесконечны. Не может быть отношения единицы к ряду бесконечных чисел – их пришлось бы интегрировать для этого. Следовательно, отношение возможно к целому вне времени и пространства, следовательно, бог есть дух. [55]

– 4 –

Бога, духовное начало жизни, мы знаем только потому, что знаем его в себе и в других людях. И потому действительное богопочитание возможно только в почитании бога в себе и в других людях. Почитание бога в себе состоит в представлении себе и держании перед собой образа высшего совершенства добра и в стремлении к наибольшему в своей жизни приближению к этому совершенству. Почитание же бога в людях состоит в признании в каждом человеке того же бога, какого мы сознаём в себе, и потому в стремлении к соединению с каждым человеком; соединение же это может совершаться только любовью. [56]

Как только есть Бог, так все люди в одинаковой зависимости от Него. Признание Бога есть признание братства и потому любви. [57]

Сознание бога – основы нашей жизни. На этой глубине сознания мы все соединяемся воедино. [58]

Ничто так очевидно и несомненно не убеждает в том, что есть бог, и что дух, живущий во мне, есть частица его, что я есмь сын божий, по выражению Христа, как то, что этот дух, точно такой же во всех своих свойствах и стремлениях, проявляется в другом человеке, по материальным условиям совершенно чуждом мне. [59]

Бог это духовное начало, которым живо всё, что живёт. Как говорит апостол Иоанн: «Бог есть любовь», и понимать бога мы можем только любовью. [60]

Для меня (…) лично самое высшее понимание бога, вполне удовлетворяющее меня, есть то, которое выражено в первом послании Иоанна: гл., стихи 7, 12, 16, именно то, что бог есть любовь. Такое понимание бога если и исключает всякое обращение к нему как личности, всякое восхваление его, всякие прошения, даже молитву, включает зато в себя сознание в себе бога-любви и вследствие этого необходимости проявления его во всякий час своей жизни – любовью и к нему, т. е. к совершенству, и ко всему живому, и в особенности к людям…

(…)

Не могу перестать верить в бога-любовь, во-первых, потому, что эта вера даёт мне высшее благо теперь, здесь, в этом мире, открывая всегдашнюю возможность от меня зависящего блага жизни в боге-любви, во-вторых, потому, что, зная, что бог есть любовь и что, умирая, я возвращаюсь к тому, от кого я исшёл, к богу-любви, я и в смерти ничего, кроме благого, ожидать не могу; в-третьих, ещё и потому, что такая вера в бога-любовь не только не отделяет меня от всех людей других вер, но соединяет с ними, так как во всех верах: браминской, буддийской, конфуцианской и во всех других, а также и в учениях языческих мудрецов, я нахожу то же (…) учение о том, что бог есть любовь и что в любви же закон жизни людей. [61]

Бог, для меня, это то, к чему я стремлюсь, то, в стремлении к чему и состоит моя жизнь, и который поэтому-то и есть для меня; но есть непременно такой, что я его понять, назвать не могу. Если бы я его понял, я бы дошёл до него, и стремиться бы некуда было, и жизни бы не было. Но, что кажется противоречием, я его понять и назвать не могу, а вместе с тем знаю его, – знаю направление к нему, и даже из всех моих знаний это самое достоверное. (…) …Любить по-настоящему, т. е. больше себя и больше всего, я могу только его одного; только в этой любви нет никакой остановки, никакого умаления (…), нет никакой чувственности, нет виляний, угодливости, нет страха, нет самодовольства. Всё, что хорошо, любишь только через эту любовь; так что выходит ещё то – что любишь, а, следовательно, живёшь только через него и им. [62]

…Прежде, чем любить ближнего, или для того, чтобы любить ближнего, надо любить бога всем сердцем и всем помышлением. (…)

Только любовь к богу, т. е. любовь к истине, к добру может если не уничтожить, то преодолеть наш эгоизм и привести нас к настоящей любви к ближнему. [63]

Любить бога – значит любить то высшее добро, какое мы только можем себе представить. [64]

Любить Бога – значит любить совершенство. [65]

У одного человека спросили: «Почему он знает, что есть Бог?» Он отвечал: «Разве нужна свеча, чтобы видеть зарю?» [66]

– 5 –

…Верю в бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём. [67]

Если есть какой-нибудь Бог, то только тот, которого я знаю в себе как самого себя, а также и во всём живом. Говорят: нет материи, вещества. Нет, она есть, но она только то, посредством чего Бог не есть ничто, не есть не живой, но живой Бог, посредством чего Он живёт во мне и во всём. Зачем, это я не знаю, но знаю, что это есть.

Надо помнить, что моя душа не есть что-то – как говорят – божественное, а есть сам Бог. Как только я Бог, сознаю себя, так нет ни зла, ни смерти, ничего, кроме радости. [68]

Не ищи Бога в храмах. Он близок к тебе, Он внутри тебя. Он живёт в тебе. Только отдайся Ему, и ты поднимешься выше счастья и несчастья. [69]

Тоскливое состояниеуныние; хочется помощи от Бога, от всемогущего Бога. И только одна помощь: отречение от себя и соединение с Ним. Тоска, уныние только оттого, что ушёл от Него, а вообразил себе, что ты – ты, Лев Толстой, а не то, что одно есть. [70]

…Бог молчит так же, как мы молчим, когда к нам обращается человек, неискренность которого мы чувствуем. Он молчит, потому что мы неискренни, не всей душой живём для Него. Когда же мы живём только для Него, Он тотчас же отвечает нам в нас тихой радостью, спокойствием, неуязвимостью. [71]

Если человек не знает Бога в себе, то он не знает никакого Бога.

Кто знает самого себя, тот познаёт Бога. [72]

Познать Бога можно только в себе. Пока не найдёшь Его в себе, не найдёшь Его нигде. [73]

Бог живёт во всяком человеке, но не всякий человек знает это. [74]

Я наполняю все пространства и все времена, говорит Бог, и вместе с тем я же заключён в каждом сердце человека. Все люди ищут меня, а между тем я обнимаю каждого человека, и ни один человек не может жить без меня. [75]

Если человек и не знает, что он дышит воздухом, он знает, что лишился чего-то, когда задыхается. То же и с человеком, лишившимся бога, хотя бы он и не признавал его. [76]

То, что я сознаю и называю своей жизнью, – есть постепенное открывание Себя во мне, как и во всех существах, Единого Начала. Наши жизни и жизнь мира – Его дыхание. [77]

Бог дышит нашими жизнями. [78]

Радуюсь тому, что знаю, что Ты еси, и что я есмь, и, главное, тому, что знаю, что Ты и я одно и то же. [79]

Отрицать бога – значит отрицать себя как духовное, разумное существо. [80]

Спрашивать: есть ли Бог? всё равно, что спрашивать: есть ли я? Я в себе знаю Бога – не всего, но частицу, проявление. Всё то, чего я есмь проявление, это есть Бог, столь же неизбежно существующий, как и я. [81]

– 6 –

Что такое Бог? Бог – это бесконечное всё, чего я сознаю себя частью. Бог – это то, к чему, хочет ли он или не хочет этого, стремится всякий человек, то, в стремлении к чему состоит жизнь всякого человека. И потому Бог есть то, что необходимо, неизбежно существует для всякого человека. [82]

Любовь к Богу

Скачать:PDFTXT

начало вне закона причинности, то начало, которого образчик, признаки я сознаю в себе. [50] Можно не думать о том, что такое весь мир, без конца во все стороны, что такое