Скачать:PDFTXT
Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня. Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Орлов

любви отдаёшься Его воле. [53]

Только бы не унывать и помнить, что здешняя жизнь есть только малая частица вечной жизни, которая предназначена нам, и что жизнь может быть тяжела только тогда, когда мы хотим прожить её по своей воле; если же мы считаем, что дело жизни есть исполнение воли бога, то всякая жизнь становится не только лёгкой, но радостной. [54]

Бросил щепку в водоворот ручья и смотрю, как она крутится. Пароход – только побольше немного – такая же щепка, земляпылинка, 1000 лет, минута – всё ничто, всё материальное ничто, одно реальное, несомненное, закон, по которому всё совершается, и малое, и большое – воля Божия. И потому, хочешь жить не мечтательно, а реально, живи в воле Божией. [55]

…Я готов на всё и буду делать (…) Твоё дело, как я делал его прежде бессознательно, теперь сознательно, и не только в этой жизни, но всегда, везде, и во время моей смерти, и после неё. Я от Тебя не уйду, и Ты от меня не уйдёшь, потому что я часть Тебя. И нет разделения между Тобою, и нет смерти… [56]

Лучшая жизнь та, когда (…) она сливается с вечной жизнью, и смерть уничтожается. В этом стремлении сущность жизни человека. Зачем это? Не знаю. Знает тот, кто владыко жизни, кто – сама жизнь. [57]

Не только избавление от бед, не только спокойствие даются слиянием своей воли с волей бога, но этим только путём получается познание бога и вера в бессмертие. [58]

– 4 –

Какая радость узнавать в себе Бога! А в этом, только в этом жизнь. Узнаёшь в себе свободное, разумное, любящее и потому блаженное существо. [59]

Человек может найти своё благо в слиянии своего сознания с волей Бога и вместе с тем, когда слияние это совершилось в нём, не может не чувствовать, что это его слияние действует не на него одного, но имеет, как Божество, бесконечное действие, чувствует себя Богом. (Вы Боги.) (…) Я хочу сказать, что человек, для себя соединивший свою волю с волей Бога, помогает этим всем существам мира. [60]

Всегда страшно поражает меня – внутренняя законная гордость всякого человека, уверенность его в своей правоте. В этом гордом сознании своей правоты есть законность. Человек, как существо, носящее в себе Бога, должен быть прав. Горе в том, что посланник великого Царя свои полномочия употребляет не на порученное ему дело, а на прихоти, забавы, пустяки личные.

(…)

…Он переносит права своей божественной природы на свою животную личность. [61]

Я дожил до того сознания, что я не живу, но живёт через меня Бог. Это звучит безумной гордостью, а между тем это, насколько это искренно чувствуется, есть самое настоящее смирение. Все мои гадости я не считаю собою, своей жизнью, я считаю своей жизнью только то, что в ней хорошо. Как ни мало этого, оно есть. И это малое не моё, а это Бог. [62]

Как я люблю так часто встречающееся в Евангелии слово «посланник»! Действительно, мы все посланники. И, как послы, мы должны дорожить своим достоинством. [63]

Помни, что ты посланник, представитель Бога – не унижай его. [64]

– 5 –

Не знаю, доживу ли до завтрашнего дня, будут ли жить или нынче-завтра, прежде меня, помрут все, кого я люблю и кто меня любит; не знаю, буду ли я здоров или болен, буду ли сыт или голоден, уважаем или осуждаем людьми. Знаю одно то, что всё, что будет со мною и со всеми, кого я люблю, будет по воле того, кто живёт во всём мире и в моей душе. А всё, что бывает по воле его, всё добро. И потому не буду думать о том, что будет со мною и со всеми теми, кого я люблю. Буду стараться только об одном: о том, чтобы быть всегда с ним, с тем, кого я в себе знаю любовью. [65]

Всё яснее и яснее сознаю последнее время, что жизнь не счастливая, а блаженная, как это верно подразделяет Фихте (Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814) – немецкий философ), достигается только заменой своей воли волей бога, предоставлением ему жить через тебя. (…)

Только держите себя открытым и пустым для прохождения через вас бога, и вы перестанете быть недовольным собой… [66]

Помоги мне, Господи, уничтожить себя так, чтобы ты мог жить во мне, проходить через меня – чтоб я мог быть только твоим проявлением. [67]

То, что связано со мной, мои мысли, мои книги прошли через меня, и что в них дурное, то моё, а что есть хорошего, то не моё, а божие. [68]

Надо как можно больше молчать. А если говорить, то только тогда, когда чувствуешь, что говорит в тебе Он. [69]

Прислушиваться (…) к своему значению есть соблазн из соблазнов, величайший и вреднейший соблазн. Избави меня от него, Отец. [70]

Только бы помогал бог служить только ему – поступить солдатом без рассуждения в его войско. Тогда уже нечего оглядываться на успехи своего дела, тогда успех уже наверно обеспечен. И при таких условиях – как весело, бодро служить в всегда победоносном войске. [71]

Соедини свою волю с волей бога, и, что бы ни случилось с тобою, ты найдёшь то благо, какого желало твоё сердце. [72]

Если бы только люди поняли, что их счастье зависит только от них самих и если бы они творили волю своего благодетеля, они наслаждались бы таким счастьем, больше которого они не могут себе и представить. [73]

Живо вспомнил радостное состояние в детстве, когда знаешь, что любимые старшие тобой довольны. Как бы сделать так, чтобы испытывать то же чувство, вместо любимых старших, перед Богом… [74]

Всё трудно, когда живёшь и желаешь врозь с волей бога, и всё легко и радостно, когда соединяешься с волей бога и говоришь себе: хочу того самого, чего он хочет, хочу того самого положения, в которое он поставил меня. [75]

…Для того, чтобы иметь всё, что ему нужно, человеку надо прежде всего смириться и дать в своей душе простор Богу. [76]

Нет ничего сильнее смиренного человека, потому что смиренный человек, отказываясь от себя, соединяется с Богом. [77]

Чем больше слил человек свою волю с волей бога, тем твёрже человек в своих поступках. [78]

Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает. [79]

Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: если своих страстей, то непременно и людей; если же своего духовного начала, то только бога.

Всякому лестно иметь высшего хозяина. [80]

Только отрешиться хорошенько от славы человеческой, установить твёрдые, всегда чувствуемые отношения с богом, с хозяином моей жизни, хорошенько, вполне отказаться от осуществления каких бы то ни было желаний, хорошенько проникнуться великим словом: (…) «человек ходит, бог водит», и не будет заботы о том, Закхей (Закхей – начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа (Лук. 19:1-10)) я или Будда. Я – Толстой или Наживин (Иван Фёдорович Наживин (1874–1940) – русский писатель, адресат Толстого) – хочу только одного, истинно хочу делать его волю, а что выйдет из моего хотенья, это не моё дело. Всё это ясно, когда есть полная искренность. (…) Не представляйте себе никакого своего внешнего положения, а только как можно чаще, особенно при сношениях с людьми, от жены и до генерал-губернатора и нищего, вспоминайте, кто вы, что вы обязаны, не обязаны, а что вам истинно хорошо для вашего блага делать, и вы будете совершенно спокойны: может быть, вырежете своё мясо для тигрицы, а может быть, будете сажать яблони и есть яблоки в своём саду. [81]

Понимай жизнь как свою собственность, и вся жизнь – неперестающая тревога, разочарование, горести, бедствия; понимай её как условие служения Хозяину, и вся она спокойствие, удовлетворение, радость и благо.

В каком бы месте, придя в сознание, я ни застал себя, это то самое место, куда меня назначил Хозяин. И какие бы ни были те силы, большие или малые, и духовные, и телесные, которые я чувствую в себе, эти силы суть те самые орудия, которые мне даны Хозяином для исполнения порученного дела, будь это локомотив или топор, или метла. Дело же, приказанное Хозяином, мы всегда узнаем, как только перестанем заботиться о своих, выдуманных нами, личных делах – дело одно: проявление любви, слияние со всеми. А это можно делать всегда, везде, при каких бы то ни было силах. [82]

Если я смотрю на свою жизнь как на свою собственность, данную мне для моего счастья, то никакие ухищрения и обманы не сделают того, чтобы я мог покойно жить в виду смерти. Только тогда можно быть совершенно равнодушным к телесной смерти, когда жизнь представляется только обязанностью – исполнения воли Отца. Тогда интерес жизни не в том, хорошо ли или дурно мне, а в том, хорошо ли я исполняю то, что мне велено… [83]

Счастье достигается попутно. Не надо искать своего счастья – плохо будет. Но надо хотеть исполнять волю того, кто меня послал, надо хотеть быть полезным. Устроить себе счастливую жизнь – этого я не понимаю. [84]

Вообрази себе, что цель жизни – твоё счастье, – и жизнь жестокая бессмыслица. [85]

Будет легче, если мы сумеем забыться (забыть себя, личность) в работе Божьей, как мы забываемся в работах мирских. Тут только забыться надо на всю жизнь. [86]

Помоги мне, Господи, жить не по воле Льва Николаевича, а для Того, по воле кого живёт Лев Николаевич. [87]

Ничего не желаю, ничего знать не хочу, кроме того, чтобы жить только перед Ним, только чтобы исполнить то, чего Он хочет от меня, хотя я и не знаю и не могу, да и не хочу знать, зачем. [88]

…Благодарю тебя, Господи, за то, что открыл мне то, что можно жить Тобою. И не хочу, и не могу жить другой жизнью. [89]

У меня были времена, когда я чувствовал, что становился проводником воли Божьей… Это были счастливейшие минуты моей жизни. [90]

Иллюзия личности. Я и не – я.

Тайна сознания

– 1 –

Человека иногда томит, радует живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и всемогущим, которое он сознаёт в себе, и чем-то узким и слабым, которое он чувствует в себе же. [1]

Человек вступает в жизнь с сознанием двух «я». (…) Первое подобно облакам, скрывающим временами небо, второе – небу с своим солнцем, звёздами, которое видно сквозь облака и позади, дальше которого мы уже

Скачать:PDFTXT

любви отдаёшься Его воле. [53] Только бы не унывать и помнить, что здешняя жизнь есть только малая частица вечной жизни, которая предназначена нам, и что жизнь может быть тяжела только