Скачать:PDFTXT
Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня. Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Орлов

поступков, несогласных с внутренним сознанием. [8]

Усилие нужно только для того, чтобы открыть в свою душу доступ Богу. А вошёл Бог – он будет делать. [9]

Для изменения существующего дурного порядка на лучший надо не делать, но быть. [10]

Как определено свыше, пускай так и будет. Оно уже есть, только мне не дано видеть. [11]

Я ничего не решил и не хочу решать. Стараюсь делать только то, чего не могу не делать, и не делать того, чего мог бы не делать. [12]

Я очень люблю поговорку “Dans le doute abstiens toi” (Воздержись в сомнении (фр.)). Я считаю это мудрым христианским правилом. Это то же, что у Лао-дзы (Лао-дзы (Лао Цзы, Лао-Тсе) – легендарный китайский мудрец и философ, живший в VI в. до н. э. Основатель даосизма.), высшая добродетель “le non agir” (неделание (фр.)). Я понимаю это так, что все грехи наши – оттого, что мы делаем, делаем для себя то, что могли бы не делать. Только то, чего мы не можем не сделать, только это божье дело, дело, сделанное через – посредством нас Богом. (…)

(…) Да, только при углублении в себя, при отрешении от своих личных желаний выясняется дело Божие, которое мы призваны делать. [13]

Великая истина Лао-Тсе – неделание: ничего не делать, не затевать, а только отдаваться тому, чему считаешь хорошим отдаваться, – отдаваться тому, в чём совпадаешь с потоком, с волей Бога. [14]

О Кутузове («Война и мир»):

«У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, (…) но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». [15]

Чем затруднительнее кажется положение, тем меньше надо действовать. Действиями-то мы обыкновенно и портим начинающие складываться наилучшим для нас образом условия. [16]

…Все мои большие и малые ошибки, грехи в жизни происходят – я уверен, что и у всех тожеоттого, что я не выдерживал, оттого, что вынимал удочку в то самое время, когда на червяка нацеливалась самая необыкновенная добыча. «Претерпевый до конца спасён будет». [17]

Часто для того, чтобы сделалось то, чего ты желаешь, нужно только перестать делать то, что ты делаешь. [18]

…Не надо срывать яблока, пока оно зелено. Оно само упадёт, когда будет зрело, а сорвёшь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьёшь. [19]

Чему быть, тому не миновать. Жизнь устраивает всё по-своему, а не по-нашему, и на это не надо сердиться и ждать терпеливо, умно и честно. Иногда думаешь, что жизнь устраивает противно твоим желаниям, а выходит, что она делает то же самое, только по-своему. [20]

Требовать от жизни, чтобы случалось то, что мне хочется, – самое низменное. [21]

Не надо искать радостей, готовить их себе – а, служа, брать те радости, которые встречаются на пути. [22]

Постарайся направить всю свою энергию не на то, чтобы было всё то, чего ты желаешь, (…) а на то, чтобы умиротворить себя, свою душу, и ты получишь, чего желаешь. [23]

Истинная сила человека не в порывах, а в ненарушимом спокойствии. [24]

…Нужно только не портить своего положения и живо помнить, что мне ничего, ничего не нужно. [25]

Судить о том, хорошо ли, дурно устроилось то, что устроилось, не надо и не нужно, надо только в том, что устроилось, поступать наилучшим образом. [26]

…Жду и радуюсь на течение жизни. Вы только поменьше предпринимайте, а живите, только бы без дурного, и выйдет прекрасно. [27]

Всё, что я могу делать, если понимаю своё положение в мире, это то, чтобы покоряться закону раскрытия себя, своей духовной сущности, – плыть по течению, не становиться поперёк течения, не цепляться ни за что, противясь течению. Какая же безумная гордость тех людей, которые хотят творить жизнь, хотят делать что-то для всей жизни! Всё, что может делать человек, это только то, чтобы самому для себя подчинять себя воле Бога, ЗАКОНУ. [28]

Жизнь есть освобождение духа. Жизнь – зло, когда сознательно живёшь противно тому, что совершается в жизни, и жизньблаго, когда сознательно стремишься к её цели, течению, закону. [29]

Я не верю в вмешательство Божества в наши дела, не верю потому в возможность просительной молитвы, но верю в разумность и любовность всего, что совершается; верю, что для человека большое счастье понимать эту разумность и любовность. [30]

У китайцев есть слово «шу». Это значит – уважение. Уважение не к кому-нибудь, не за что-нибудь, а просто уважение, – уважение ко всему за всё. Уважение вот к этому лопуху у частокола за то, что он растёт, к облачку на небе, к этой грязной, с водою в колеях, дороге… Когда мы, наконец, научимся этому уважению к жизни? [31]

Жизнь та, которая в нас, такое великое, святое дело, что только не нарушать его святости, не мутитьбыть как дети, – и жизнь будет плодотворна и удовлетворяющая. [32]

Не касаться вещей, которые тебя не касаются, которые далеко, а исполнять своё перед богом. [33]

Я говорю: жизнь раскрывается. Но что же я при этом? Могу ли я или не могу содействовать этому раскрытию? Можешь. Можешь не движением, а соблюдением своей неподвижности, перенесением себя в единое сущее, которое всегда неподвижно. [34]

Часто смотрю на жизнь совсем со стороны, как будто не участвуя в ней. И только при этом взгляде видишь её правильно. [35]

Жить в настоящем

– 1 –

…Всё растёт, уходит и приходит. Удивительно, как люди могут не понимать этого: переносят свои желания на будущее, не думая о том, что будущее не остановится и так же пройдёт, как всё прошедшее. [1]

Цель жизни – никак не последствие, результат… Во имя цели трудиться – это ряд разочарований. [2]

Всегда обещают и ждут за добрые дела награду в будущем, в вечности. Она – награда – и есть в вечности, в настоящем, в вневременном моменте. [3]

…Не жди благодарности от того, кому делаешь добро. Тот, кто поступает как должно, имеет уже благодарность в своём сознании бóльшую, чем та, которую он мог бы получить от людей, но не получает. [4]

Человек посеял зерно и всё тревожился о том, скоро ли оно пустит росток, и чтобы узнать, начало ли оно прорастать, раскапывал зерно и оглядывал его. И, раскапывая землю вокруг зерна, он повредил росток, и зерно не дало плода.

То же бывает и с людьми, когда они, вместо того, чтобы работать, любуются на свою работу и хотят видеть плоды своих дел.

Трудись не переставая и не назначай себе срока. А плод будет в своё время. [5]

Чем больше думать о том, что выйдет из того, что делаешь, чем дальше заглядывать вперёд, тем положение (…) представляется тяжелее, а чем меньше заглядывать вперёд, делая только то, что сейчас надо, должно, чем больше вбирать в себя, в настоящее, растянутое на будущее предположение, тем легче. [6]

Источник всех бедствий, от которых страдают люди, в том, что они хотят предвидеть будущее: сначала для себя каждый, и для него работать, потом для семьи, потом для народа. Человек может только делать то, что должно, предоставляя жизни складываться так, как того хочет высшая воля, или судьба. Человек ходит, Бог водит. [7]

Хороший человек заботится больше о том, чтобы делать то, что должно, чем о том, что с ним случается. Делать то, что должно – моё дело, говорит такой человек, то, что случается – дело божье. И, что бы ни случилось, ничто не может помешать мне делать то, что я должен. [8]

То, что со мной будет, в смысле внешних событий хорошее или дурное, я не знаю и не могу знать; то же, что жить нравственно всегда хорошо и для меня, и для всех людей, я наверное знаю. И зная это, я буду жертвовать верным неверному? [9]

Что будет с каждым из нас, никто не знает и не может знать; но что должен делать каждый при всём том, что может случиться с ним, каждый знает и не может не знать, и в этом всё. [10]

Пускай считают меня лицемером, обманщиком – чем хотят, – буду делать то, что велит мне бог – моя совесть. Только перед ней быть бы правым, а люди пусть думают обо мне и судят, как хотят. [11]

Делать, что должно, и делать это любовно, не думая о последствиях – ничто не даст большего удовлетворения и большей твёрдости, как такое отношение к жизни. [12]

Ты не можешь действовать по тому, что было и что будет, а только по тому, что ты должен делать. [13]

Делай то, что можешь, для себя в той области, где ты властен, а последствия предоставь той силе, от которой они зависят. [14]

Проявляя божественность своей души, мы никак не можем знать, какое проявление её: доброе слово обидевшему глупому человеку или полная философская система будет иметь какие последствия. [15]

Делай добро, не разбирая, кому. Добро, которое ты сделал, не пропадёт, хотя бы ты и забыл про него.

В том, чтобы делать добро, единственно верное средство быть счастливым. [16]

…Ненадёжен для царствия божия взявшийся за плуг и оглядывающийся назад, то есть (…) кто пашет (…), тот не может думать о последствиях, но твёрдо знает, что по мере его работы изменяется и самоё дело, а как, в каких формах оно изменится, это надо предоставить богу. [17]

Служение богу и людям, любовь, это тот клубок, который в сказке волшебница даёт юноше, чтобы он шёл туда, куда, разматываясь, покатится клубок. Так и в жизни идти надо туда, куда поведёт разматывающийся клубок любви, а куда он приведёт, мы знать не можем, а если будем воображать, что знаем, то собьёмся с дороги. [18]

Нет ничего хуже оглядывания на своё приближение к совершенству. Попробуй идти и думать о том, сколько осталось. Сейчас покажется трудно. [19]

Скучать о том, что мысли мои не признаны сейчас, теперь, и не приведены в исполнение, может только тот человек, который не верит в истину своих мыслей; а если верить тому, что мои мысли думаны с богом, то и заботушки нет. Бог возьмёт своё и слуг себе найдёт, и время своё знает, а мне остаётся только радоваться тому, что довелось быть слугою дела божьего. [20]

Это не парадокс, это

Скачать:PDFTXT

поступков, несогласных с внутренним сознанием. [8] Усилие нужно только для того, чтобы открыть в свою душу доступ Богу. А вошёл Бог – он будет делать. [9] Для изменения существующего дурного