Скачать:PDFTXT
Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня. Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Орлов

совершенная правда, что только то дело хорошо, о последствиях которого не думаешь. Потому что если не думать о последствиях, то это – дело общее, а если думать, то непременно личное. [21]

…Если думаешь о последствиях, то наверное занят личным делом, а если не думаешь, то общим. Вот так надо жить, делая общее дело. Так птичка живёт, травка… Их дело, несомненно, общее. [22]

Станешь смотреть на плоды добра – перестанешь его делать, мало того – тем, что смотришь, портишь его, тщеславишься, унываешь. Только тогда то, что ты сделал, будет истинным добром, когда тебя не будет, чтобы портить его. (…)

(…) Сей и сей, и Бог возрастит, и пожнёшь не ты, человек, – а то, что в тебе сеет. [23]

Каждый человеческий поступок тем почётнее, лучше и великолепнее, чем отдалённее его последствия.

Поступок же, совершённый без всяких соображений о каких бы то ни было последствиях, в виду только исполнения воли Бога, есть наилучший поступок, который может быть совершён человеком. [24]

Если работник и не увидит ни конца своей работы, ни приложения её, знает, что не получит награды за её исполнение, ни наказания за неисполнение, он, если он хороший работник, всё-таки будет делать её. Моя работа – это моя жизнь, и она всегда цельная с последней отделкой – смертью. Делай её хорошо. [25]

Моисей не увидал обетованной земли, в которую вёл народ. Я очень люблю эту аллегорию. Мы часто жалеем, что не видим плодов своих трудов, но то, чтобы не видеть, делать без ожидания награды, есть необходимое, существеннейшее условие всякого истинно доброго дела. [26]

Я так твёрдо уверен в том, что то, что для меня истина, есть истина всех людей, что вопрос о том, когда какие люди придут к этой истине, мне неинтересен. Вчера я молол кофе и иногда глядел, как и когда попадает под зубцы замеченная мною кофеинка. Очевидно, что это праздное занятие и даже вредное, потому что, занявшись одной кофеинкой, я останавливался молоть и засовывал её туда. Все смелются, если мы будем молоть, а не молоть мы не можем, потому что не мы, а Бог через нас и весь духовный мир делает это. [27]

Конечно, нельзя не желать наибольшего распространения того, что считаешь истиной (…); но, как ни странно сказать это, ничто не препятствовало столько распространению истины, как слишком поспешное желание заставить других принять её. [28]

Если (…) вы у меня спросите, почему я не забочусь о том, чтобы как можно поскорее распространить свои мысли, то я отвечу, что я об этом не могу заботиться и беспокоиться, так же, как не мог беспокоиться человек, написавший таблицу умножения, о том, чтобы она как можно скорее распространялась. (…) Кому понадобится таблица, тот обратится к ней. [29]

Действовать надо с полной уверенностью, что не увидишь плодов своей деятельности, и принимать каждый признак успеха как нечто неожиданное, тем не менее, твёрдо веря, что успех будет. [30]

Не жди совершения того божьего дела, которому ты служишь, но знай, что каждое твоё усилие не останется бесплодным и подвинет дело. [31]

Самые важные и нужные для самого и для других дела человека – это те, последствия которых он не увидит. [32]

Я огорчаюсь тем, что не увижу последствий своей деятельности при жизни. А это-то и есть самое выгодное условие для плодотворной деятельности. [33]

Если ты можешь видеть все последствия своей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна. [34]

– 2 –

Мне очень полезно прикидывать своё душевное состояние к положению одиночного заключения или Робинзона, уверенного, что он умрёт в этом одиночестве. Та работа, которую будешь производить над собой, находя в ней смысл и радость, готовя себя к жизни вечной, истинной, вот эта-то работа настоящая, и её-то надо всегда в миру производить над собою. [35]

Боже мой, как трудно жить только перед Богом – жить, как жили люди, заваленные в шахте и знающие, что они оттуда не выйдут и что никто никогда не узнает о том, как они жили там. А надо, надо так жить, потому что только такая жизнь есть жизнь. [36]

Как молитва бывает настоящая только тогда, когда один с Богом, так и добрые дела только тогда настоящие, когда никто, кроме Бога, не знает, зачем ты делаешь то, что делаешь. [37]

Настоящее есть то состояние, в котором одном проявляется наша божественная сущность. Будем же благоговеть перед настоящим – в нём бог. [38]

Для того, чтобы быть с Богом, не нужно делать ничего большого, а нужно только то, что сейчас делаешь, делать вполне наисовершеннейшим образом.

(…)

Наибольшее сближение с Богом это наибольшее сосредоточение в настоящем. И наоборот. [39]

Ничто мне так не помогает в моих дурных к людям чувствах, как воспоминание о том, что я должен быть подобен Богу. Тотчас же забывается всё прошедшее, устраняется всякая мысль о будущем и делается добро и спокойно. Так что для того, чтобы вызвать в себе Бога, сознать Его, жить Им, надо отрешиться от себя во времени, жить в одном настоящем. [40]

Перенести свою жизнь в настоящий момент, т. е. в сознание Бога. И как только сделаешь это, так отпадает всё, что может тревожить, воспоминания прошедшего, раскаяние, ожидание или страх будущего, и является спокойствие, твёрдость, радость. (…) И не думай, что это уничтожает энергию жизни, приводит к аскетической умной молитве и глядению на кончик носа. Напротив, это даёт несравнимую с обычной жизнью энергию, бесстрашие, свободу и доброту. [41]

Если бы я не был отделён, для меня не было бы ни пространства, ни времени, как их нет для Бога. Но как только я – не всё, то я могу понимать себя и другие существа только через пространство и время. Но это не показывает того, что я должен жизнь свою полагать в условиях пространства и времени. Во мне есть живущее вне пространства и времени моё духовное «я», проявляющееся в настоящем. И в нём-то я и полагаю свою жизнь. [42]

Рассматривая нашу жизнь во времени как прошедшее и будущее, мы невольно связываем её в цепь причин и следствий, и с этой точки зрения мы, разумеется, не свободны. Но в настоящем, вневременном, внепричинном нет и не может быть этого вопроса. [43]

Только в области сознания человек свободен. Сознание же возможно только в моменте настоящего. [44]

Как только ушёл в прошедшее или будущее, так ушёл от бога, и от этого тотчас же одиноко, сиротливо, несвободно. [45]

Истинная жизнь, жизнь в настоящем, не может иметь цели в будущем: цель истинной жизни в исполнении воли бога, которая, вне времени, была, есть и будет. [46]

Ничего не надо готовить, ни к чему готовиться, ничего ожидать, а надо только служить, по мере сил, богу. Яснее стало значение очень любимого мною стиха из Луки: «Отвергнися себя, возьми крест свой на каждый день и следуй за мной». Боюсь потерять это настроение: оно так разрешает всё, даёт такую свободу и радость. Удивляешься только, почему всегда не жил так, почему все не живут так. [47]

Уйти из себя, забыть себя… Я нашёл для этого полезный рецепт: забыть прошедшее, стало быть, всё, чем для себя недоволен, не думать о будущем, стало быть, о всём, что для тебя нужно, и жить только в настоящем, сейчас поступать как можно больше по-божески… [48]

Главное дело в жизни – любовь. А любить нельзя ни в прошедшем, ни в будущем. Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту. [49]

Помня о том, что ты живёшь только сейчас, в настоящем, т. е. вне времени, нельзя ни печалиться, ни тем более злиться; можно только радоваться и любить. [50]

Дети тем особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают её. [51]

…Как настоящий час есть единственный настоящий, так и тот, который тут передо мной, человек есть настоящий, главный брат. [52]

Помоги мне, Господи, жить вне времени в настоящем и вне пространства в других. [53]

Спросили у мудреца, какое время в жизни самое важное, какой человек самый важный и какое дело самое важное.

И мудрец ответил: «Время самое важное одно настоящее, потому что в нём одном человек властен над собою.

Человек самый важный тот, с кем в эту настоящую минуту ты имеешь дело, потому что никто не может знать, будет ли он ещё иметь дело с каким-либо другим человеком.

Дело же самое важное то, чтобы быть в любви с этим человеком, потому что только для того, чтобы быть в любви со всеми людьми, послан человек в жизнь». [54]

Мгновение – только мгновение: человеку кажется так неважно мгновение, что он пропускает его, а только в этом мгновении и вся его жизнь, только в этом мгновении он мог сделать то усилие, которым берётся царство Божие внутри и вне себя. [55]

Да, единственный смысл жизни, единственная истинная жизнь есть поступок в настоящем: решение вопроса, как направить свою волю сейчас. [56]

Тебе нехорошо, и тебе кажется, что это оттого, что ты не можешь жить так, как бы ты хотел, что ты бы легче сделал то, что считаешь должным, если бы жизнь твоя была другая. Это неправда. У тебя есть всё то, чего ты так желаешь. Во всякую минуту жизни и где бы ты ни был, ты можешь сделать то, что считаешь должным. [57]

Нельзя устраивать государства, нельзя свою семью, нельзя СЕБЯ. Что будет, предоставь Ему, а сам живи в том, что есть, стараясь делать то, что хотели всегда все люди и чему учили, и что одно ты можешь беспрепятственно делать, чего одного тебе истинно хочется и что одно даёт тебе истинное счастье: становиться лучше и лучше, любовнее и любовнее. [58]

Что будет, то будет. Только бы как можно меньше согрешить. [59]

Первый и самый обычный соблазн, который захватывает человека, есть соблазн приготовления к жизни вместо самой жизни. [60]

Мы представляем себе жизнь как прошедшее и будущее, а настоящего представить себе не можем, а между тем в этом-то настоящем, вневременном мы и живём. [61]

Много зла избегнет человек, если приучится к (…) перенесению интереса жизни в тот единый момент, в котором она действительно есть. [62]

Жизнь есть тот день и час, который ты живёшь. Волнение погубило этот час, и ты сделал невозвратимую величайшую потерю. [63]

…Живите в настоящем во всю нравственную силу, а события жизни предоставьте судьбе. Ничто не важно, кроме того, чтобы делать что должно. [64]

Всё неважно, кроме того, что мы делаем в настоящую минуту. [65]

…Нужно работать всегда так, чтобы быть

Скачать:PDFTXT

совершенная правда, что только то дело хорошо, о последствиях которого не думаешь. Потому что если не думать о последствиях, то это – дело общее, а если думать, то непременно личное.