Скачать:PDFTXT
Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня. Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Орлов

то он должен искать не объяснения этого зла, не средства побороть его, а должен искать свою ошибку. [91]

Всегда считал жизнь величайшим благом, за которое нельзя быть достаточно благодарным. Чем дольше живу и чем больше приближаюсь к смерти, тем сознание этого блага становится во мне всё сильнее и сильнее. [92]

Только вспомнишь, что тебе дано ничем не заслуженное благо быть человеком, и сейчас всё хорошо и радостно. [93]

Отрицать то, что делает жизнь, значит не понимать её. [94]

Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. (…) В жизни может быть зло, а самая жизнь не может быть злом. [95]

…Всё, что было, есть и будет, всё только хорошо… [96]

Быть недовольным тем, что творится, всё равно, что быть недовольным осенью и зимою, не думая о той весне, к которой они нас приближают. [97]

В жизни, в настоящей жизни, не может быть ничего лучше того, что есть. Желать другого, чем то, что есть, значит перестать жить. [98]

…Главное впечатление от людей это то, что они все несчастливы. Для нас этого не должно быть. «Иго моё благо». Если вы точно взяли Его иго, то не может быть недовольства, тоски, несчастья. Может не быть веселья, самодовольства, может и должно быть страдание за людей, но сами мы должны быть тверды, спокойны, радостны в неперестающей работе, когда есть силы. А нет сил, можем покорно и опять радостно ждать, когда они вернутся или когда получим новое назначение. [99]

Человек должен быть счастлив. (…) Если же нет этого состояния, то непременно виноваты мы сами, в чём-нибудь ошиблись, и надо искать ошибку и поправить её, пока не вернёмся к свойственному и предназначенному нам состоянию блаженства. [100]

…На свете нет ничего страшного… Как нет на свете положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был вполне несчастлив и несвободен. [101]

…Бог дал нам жизнь для блага, и (…) в ней, кроме блага, ничего другого быть не может, только бы мы умели понимать значение её и её различных перемен. [102]

– 6 –

В тяжёлые времена болезней, потерь и всяких горестей нужнее, чем во всякое другое время, молитва, – не просьба об избавлении, а признание своей зависимости от высшей воли. «Не моя воля да будет, но Твоя; и не так, как я хочу, а как Ты хочешь; и не то, что я хочу, а то, что Ты хочешь». Моё же дело в тех условиях, в которых Ты поставил меня, исполнять Твою волю. Помнить, когда трудно, что это самое и есть то, что задано мне, что это и есть тот случай, который не повторится, в котором я могу иметь счастье сделать то, чего хочет от меня высшая воля. [103]

Переносить легко страдания можно только тогда, когда понимаешь, что в человеке есть две жизни: жизнь плотская и жизнь духовная, и когда веришь, что истинная жизнь есть жизнь духовная, для которой нет ни повреждения, ни страданий, ни смерти, если только мы соединяемся с богом, исполняя его волю. [104]

Полагать свою жизнь в служении богу есть высшее благо, которого может достигнуть человек, и потому для того, кто достиг этого блага, все житейские невзгоды представляются такими ничтожными, что он не может даже замечать их, или замечает их с радостью, только как признак того, что он стоит на верном пути. [105]

Если верить в бога, то нельзя не верить в то, что внешнее, совершающееся не по нашей воле, всё нам на благо. Зло есть только внутреннее то, что мы сами делаем, противясь воле бога. (…) Смотрите так на то, что случается с вами, и во всём вы найдёте благо; ищите своей воли, и вся жизнь будет не перестающее зло, и не будет конца отчаянию. [106]

…Не может не радоваться всему, что с ним случается, человек, верящий в бога. Быть недовольным, огорчаться чем-нибудь значит не верить в бога, и наоборот. [107]

Кроме Бога, ни худого, ни доброго ни от кого мне не будет. [108]

Жизнь всегда добро для тех, кто исполняет закон бога… [109]

…Для человека, соединившего свою волю с волей бога, не может быть ничего худого. [110]

Соединение с ним не то что утешает, а уничтожает всякое горе, потому что благо единения с ним неизмеримо больше всего того, что мы можем терять в личной жизни. [111]

Единственное спасение от отчаяния жизни – вынесение из себя своего «я». И человек естественно стремится к этому посредством любви. Но любовь к смертным тварям не освобождает. Одно освобождение – любовь к Богу. Возможна ли она? Да, если признавать жизнь всегда благом, наивысшим благом, тогда естественна благодарность к источнику жизни, любовь к Нему и потому любовь безразлично ко всем, ко всему, как лучи солнца. [112]

Мало того, что когда живёшь в любви, то хорошо в этой жизни, нет и заботы о том, что будет за гробом, потому что если соединился с богом, а бог есть любовь, то ни на этом свете, ни на том не может быть худа. [113]

Помогай вам бог, живущий в вас, сознавать себя. А когда есть это сознание, нет страданий, нет и смерти. [114]

Жить не для себя, а для бога тем выгодно, что ничего уж не может случиться с тобой дурного: что бы ни случилось неприятного, если живёшь для бога, всегда на пользу душе. [115]

Как только пробудится в душе бог, так нет страданий, нет страха, нет упрёков, нет желаний неисполненных. [116]

…Никакое положение не может сделать человека несчастным (…). Если человек несчастен (…), то только потому, что он не исполняет того, что свойственно ему как человеку, носящему в себе божественное начало, дух божий. [117]

Насколько мы уязвимы, настолько мы грешны… [118]

…Тем-то и велико (…) сознание своего духовного начала и жизнь во имя его, что оно до такой степени несоизмеримо со всем тем, что представляется бедствием, что одинаково уничтожает, обращает в ничто самую маленькую неприятность: зубную боль и потерю любимых людей, свободы, жизни. [119]

Все наши страдания, все наши потери приближают нас к богу, если мы верим в него. Он выступает там, где уничтожается то, что мы теряем, и заменяет с излишком собою, если мы связаны с ним, не разорвали (…) связь с ним. [120]

Я перенёс всё дело, как делаю всегда в тяжёлые, трудные минуты, в высшую инстанцию, от суда людского на суд бога, и вдруг – как и всегда бывает, то, что было запутано, стало просто, что было мучительно, стало радостно, что было страшно, перестало быть таким… [121]

Что бы ни постигло тебя, ты не можешь быть несчастлив, сознавая своё единство с Богом. [122]

Истинное мужество в борьбе свойственно тому, кто знает, что его союзник – бог. [123]

Кто может тебе сделать что-нибудь дурное и кто может быть могущественнее тебя, когда ты соединишься с богом? [124]

Сознание божественности души даёт бесстрашие перед всеми бедствиями жизни. [125]

– 7 –

Так хорошо, когда всё хорошо, независимо от всего, что может случиться. Всё чаще и чаще знаю это. [126]

Не бойся никого и ничего. То, что в тебе самое дорогое, не может пострадать ни от кого и ни от чего. [127]

Если то, что вы созидали, может быть разрушено прихотью человека, то здание это не стоит ореховой скорлупы. Если же то, что вы созидали, есть настоящее дело, то все попытки разрушить его только докажут твёрдость здания. [128]

Жизнь наша здесь есть одно из проявлений во времени бесконечной жизни, и (…) никакие условия этой жизни, ни болезнь, ни слабость, ни смерть не могут помешать движению жизни, совершению предназначенного нам дела, увеличения в себе любви и потому проявления её в мире для установления в нём царства божия. [129]

Всякое страдание может быть преодолено духовной силой, потому что страдание имеет предел, духовная же сила беспредельна. [130]

Страдать можно только телом. Дух не знает страданий. [131]

У человека есть всегда место спасения от всех бедствий; место это – его душа. [132]

Если бы только человек понимал, кто он такой, как ничтожны бы ему показались его огорчения. [133]

Есть другая жизнь, вечная, Божеская, которой мы можем быть участниками, и такая, живя которой, нет зла, нет горя. [134]

Велика уже привычка нерелигиозной мирской жизни, но есть тот приют, в который уходишь и в котором свободен и радостен, в котором всё благо, или не приют, а крылья, хоть и плохенькие, но которые всё-таки уносят иногда туда, где нет ни печали, ни воздыхания, ни страха, ни сомнений, а жизнь бесконечная. [135]

Для того, кто поднимается мыслью на небо, всегда будут ясные дни: над облаками всегда сияет солнце. [136]

Свобода

– 1 –

Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не должна быть целью, а может быть только последствием. [1]

Мы устроили себе жизнь, противную и нравственной, и физической природе человека, и, живя такой жизнью, хотим быть свободны. [2]

Если ты чувствуешь себя несвободным, ищи причину в себе. [3]

Человек бывает несвободен только настолько, насколько он жизнь свою полагает в своём животном. [4]

Для телесного сознания не может быть речи о свободе, так как жизнь телесная происходит в условиях пространства и времени (…). Для духовного же сознания точно так же не может быть речи о свободе, так как для него не существует ничего могущего стеснить его, оно всемогуще. [5]

Человек живёт духом, а не телом. Если человек знает это и жизнь свою полагает не в теле, а в духе, то закуй его в цепи, посади на железные запоры, он всегда свободен. [6]

Как ясно, что жизнь в себе, а границы внешней свободы, как бы ни казались одни тесны, а другие пространны, почти и даже совсем безразличны. [7]

Свободы не может быть в конечном, свобода только в бесконечном. Есть в человеке бесконечное – он свободен, нет – он вещь. [8]

Для человека как животного существа не может быть речи о свободе. Вся его жизнь обусловлена рядом причин. Но если человек сознаёт себя духовным существом, то для него не может быть речи о несвободе. Понятие несвободы неприменимо к проявлению разума, сознания, любви. [9]

По учению Христа, человек, который видит смысл жизни в той области, в которой она несвободна, в области последствий, т. е. поступков, не имеет истинной жизни. Истинную жизнь, по христианскому учению, имеет только тот, кто перенёс свою жизнь в ту область, в которой она свободна, – в область причин… [10]

Свободы выбора в состоянии тела почти нет: обжёгся

Скачать:PDFTXT

то он должен искать не объяснения этого зла, не средства побороть его, а должен искать свою ошибку. [91] Всегда считал жизнь величайшим благом, за которое нельзя быть достаточно благодарным. Чем