Скачать:PDFTXT
Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня. Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Орлов

– отскочил, не спал 2-е суток – заснул. Свобода выбора поступков уже больше: пойти – не пойти? Делать ту или иную работу. Свобода выбора мысли уже ещё больше – почти полная. [11]

Самое драгоценное свойство мысли в том, чтобы думать свободно, т. е. совершенно независимо от своих чувств и своего положения. [12]

…Полагая (…) жизнь свою в признании и исповедании открывающейся ему истины, он [человек], соединяясь с источником всеобщей жизни, совершает дела уже не личные, частные, зависящие от условий пространства и времени, но дела, не имеющие причины и сами составляющие причины всего остального и имеющие бесконечное, ничем не ограниченное значение. [13]

Человек, живущий духовным сознанием, не может быть несвободен: он живёт в Боге. [14]

Сознание на первой ступени ищет добра только себе, воображаемому материальному существу; на второй ступени ищет добра только себе, воображаемому отдельному духовному существу; на третьей ступени оно есть добро себе и всему, с чем оно соприкасается: оно ничего не ищет, оно есть, одно есть.

(…)

Свобода возможна только на 3-й ступени сознания. Отдельное материальное существо не может быть свободно. Также не может быть свободно и отдельное духовное существо. Свободно может быть только вечное, бесконечное существо, хотя оно проявляется и в ограниченном виде. «Познаете истину, и истина освободит вас».

(…)

На первой и второй ступени «я», настоящее «я» (божественное) принимает свои пределы за самого себя. Только на 3-й ступени оно сознаёт себя тем, что есть. [15]

На низшей ступени сознания, когда человек сознаёт только свою отдельность от Всего, сознаёт себя телесным существом, он испытывает наибольшую несвободу. Поднимаясь выше, он всё более и более чувствует себя свободным. Признав же себя только одним из проявлений Бога, он чувствует себя вполне свободным. [16]

Люди часто думают, что, освободившись от Бога, они будут свободны. Как раз напротив: истинно свободен только тот, кто соединяется с Богом, живущим во всех людях. [17]

Перенесение своей жизни в сознание, в духовное неразделённое, неограниченное – не только свобода, но всемогущество. И вся жизнь есть приближение к этой свободе, всемогуществу, которого она никогда не достигнет, потому что достижение уничтожало бы движение. А в этом движении неперестающее благо. [18]

Увеличение свободы есть просветление сознания. [19]

То, что я начинаю испытывать, – как Христос говорит: иногда будете видеть, а иногда не будете видеть меня, – испытывать какую-то странную радостную свободу от своего тела, чувствую только свою жизнь, своё духовное существо, – какое-то равнодушие ко всему временному и спокойное, твёрдое сознание истинности своего существования. Впрочем, сказать этого ясно нельзя, по крайней мере, теперь не умею. [20]

Свобода есть освобождение от иллюзии, обмана личности. [21]

Хочешь быть свободен – приучай себя воздерживаться в своих желаниях. [22]

Человек всегда стремится к тому, чтобы выйти из своих пределов: он пытается сделать это посредством материальных воздействий на материальные предметы или приобретением собственности, или приобретением знаний, или овладением силами природы, или соединением в браке и семьёю, или властью, и ничто не освобождает его от его пределов. Всегда одно в ущерб другого: он только растягивает мешок, в котором он сидит. Чем больше он растянет его в одну сторону, тем больше он натянется и стеснит его во всех других. [23]

Кто-то спрашивает меня: судьба ли от человека или человек от судьбы? – Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы; и наоборот. [24]

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы. Нужно, чтобы добродетель глубоко пустила корни, чтобы последнее не имело вредное влияние на первое. Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава – злоречием, богатство – обманом. Основанное на добродетели счастье – ничем. [25]

Главная особенность жизни в Боге – это совершенное отсутствие заботы о мнении людском. (…) Признак того, что живёшь для Бога, тот, что не нуждаешься в суждении людей – они не могут уже влиять на тебя. [26]

Хорошо тому человеку, который нужен другим, но которому не нужно товарища. [27]

Свобода воли есть сознание своей жизни. Свободен тот, кто сознаёт себя живущим. Сознавать же себя живущим, значит сознавать закон своей жизни, значит стремиться к исполнению закона своей жизни. [28]

Самое лёгкое и мелкое проявление свободы человека состоит в выборе из двух или нескольких безразличных поступков: пойти направо или налево, или оставаться на месте. Более трудное и высокое проявление есть выбор между следованием влечению чувства или воздержанием от него: отдаться гневу или воздержаться. Самое трудное, важное и нужное проявление свободы – это дать своей мысли то или другое направление. [29]

Свобода в том, что человек может иметь радость сознательного подчинения высшему закону своей жизни. [30]

Братство, равенство, свободабессмыслица, когда они понимаются как требования внешней формы жизни. От этого-то и была прибавка: “ou la mort” (или смерть (фр.)). Все три состояния – последствия свойств человека: братство – это любовь. Только если мы будем любить друг друга, будет братство между людьми. Равенство это смирение. Только если мы будем не превозноиться, а считать себя ниже всех, мы все будем равны. Свобода – это исполнение общего всем закона Бога. Только исполняя закон Бога, мы все наверно будем свободны. [31]

…Не осуществление программ демократов, монархистов, социалистов, анархистов, антимилитаристов и т. п. (…) не эти односторонние проявления религиозной истины, свойственной нашему времени, могут избавить нас от зла, а избавит нас только признание всей религиозной истины, во всей её целости, той истины, которая от века открыта всякому сердцу человеческому… [32]

Свобода, равенство, братство – объективны, их предписывать нельзя. Это смешно, что так вышло; что свобода, равенство ограждаются насилием. Их даёт христианство, бог – выходят изнутри человека. Кто смиренен, не будет ставить себя выше другого, будет равенство, любовь, братство, Тао (Тао (кит.) – следование пути добродетели) – свобода. [33]

…В китайском языке нет выражения для «свободы». Есть Тао, означающее путь, знание закона существования, то есть (просто) по-нашему «воля божья»; кто выбирает этот путь и когда идёт по нему, свободен… [34]

Свободен только тот человек, который повинуется одному закону бога: «Познаете истину, и истина освободит вас». Чем ближе человек исполняет закон бога, тем он свободнее. Люди же свободу не могут дать. [35]

Считает себя свободным тот, кто делает, что хочет; а тот, кто делает, что хочет, раб всего. Свободен только тот, кто считает себя рабом Бога и делает только то, чего хочет Бог… [36]

Избыток удобств жизни уничтожает всё счастье удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий (…) делает выбор занятий неразрешимо трудным и уничтожает самую потребность и возможность занятия. [37]

Ты хочешь радостей вкуса и придумываешь, что ещё вкуснее и вкуснее поесть, и вкус твой всё притупляется, и ты лишаешься очень скоро самых лучших из этих удовольствий.

Ты хочешь удовольствия спокойствия, отдыха и перестаёшь трудиться – и физически, и умственно, и теряешь способность и уменье работать, и оттого и не знаешь истинной радости отдыха после труда.

Ты хочешь отличаться от других, возвыситься чем-нибудь, чтобы привлечь к себе внимание других, и ты, вместо внимания, вызываешь к себе зависть и лишаешься братской любви, в которую ты мог бы вступить с ними.

Ты хочешь радостей половой любви и губишь в себе возможность этой любви тогда, когда наступает её время.

Ты хочешь скрыть от себя несогласие твоего разума с твоей жизнью для того, чтобы не нарушилось твоё наслаждение благами жизни, но, заглушая разум, ты разрушаешь его и разрушаешь этим все свои человеческие радости.

Человек есть соединение двух начал: животного, телесного и разумного, духовного. (…)

(…)

Для разумного существа, связанного с животной жизнью, есть только два пути: путь следования разуму, подчинения ему своей животной природы, путь радостный, дающий сознание жизни вечной и радости этой жизни, и путь подчинения разума животной природе, употребление его на достижение животных целей, путь гибельный, лишающий человека сознания вечной жизни и даже тех радостей, которые свойственны животному. [38]

Свобода (…) – это понятно, но для чего нужна человеку свобода? Можно ею воспользоваться для чего угодно. Настоящая свобода возможна только при соблюдении нравственного закона. Только религиозный человексвободный человек. [39]

Твердишь, как попугай, одно слово: свобода, свобода, а где, в чём его смысл? Ведь если ты достигнешь свободы в твоём смысле, как ты воображаешь, – что будет? В философском смысле – бездонная пустота, а в жизни, в практике – станешь ты лентяем, побирохой. Что тебя, свободного в твоём-то смысле, свяжет с жизнью, с людьми? Вот – птицы свободны, а всё-таки гнёзда вьют. Ты же и гнезда вить не станешь, удовлетворяя половое чувство твоё где попало, как кобель. Подумай серьёзно, и увидишь – почувствуешь, что в конечном смысле свободапустота, безграничие.

(…)

Христос был свободен, Буддатоже, и оба приняли на себя грехи мира, добровольно пошли в плен земной жизни. И дальше этого никто не ушёл, никто. А ты, а мы – ну, что там! Мы все ищем свобод от обязанностей к ближнему, тогда как чувствование именно этих обязанностей сделало нас людьми, и не будь этих чувствований – жили бы мы, как звери…

(…)

(…) Ты вот споришь со мной и сердишься до того, что нос у тебя синеет, а не бьёшь меня, даже не ругаешь. Если же ты действительно чувствовал бы себя свободным, так укокошил бы меня – только и всего.

(…)

Свобода – это когда всё и все согласны со мной, но тогда я не существую, потому, что все мы ощущаем себя только в столкновениях, противоречиях. [40]

Человек несвободен только, когда действует противно своей разумной природе. [41]

Будь правдив, смиренен и добр, и будешь свободен, спокоен и радостен. [42]

Самое обычное и вредное заблуждение людей: думать, что что-нибудь может помешать их свободе и благу. [43]

Ничто не может помешать каждому существу делать предназначенное ему дело (последствия дела могут быть не те, которые мы предполагаем, но делу ничто помешать не может). Ничто не может помешать грибу расти, мыши плодиться, яблоне цвести и человеку делать свойственное разумному существу дело: разумное добро. Ничто не может помешать человеку быть добрым, любить. [44]

Из письма:

«..ты свободна, и никто твоего блага у тебя отнять не может, если ты его полагаешь в том, в чём оно есть, – в том, чтобы расти душою». [45]

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить. [46]

Свобода дана человеку в том, что может увеличить его благо: в увеличении в себе любви. В том благость божия, что он несвободен –

Скачать:PDFTXT

– отскочил, не спал 2-е суток – заснул. Свобода выбора поступков уже больше: пойти – не пойти? Делать ту или иную работу. Свобода выбора мысли уже ещё больше – почти