Скачать:PDFTXT
Лев Толстой о величии души человеческой. Путь Огня. Лев Николаевич Толстой, Михаил Александрович Орлов

встречает препятствия – во всём, что не даёт ему блага. [47]

– 2 –

Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Люди так уверились в этом, что даже раем вообразили себе такое место, в котором люди ничего не делают. [48]

Дьявол, ловя людей на свою уду, насаживает разные приманки. Но для праздного человека не нужно никаких, он идёт на голый крючок. [49]

Мозг праздного человека – любимое место пребывания дьявола. [50]

Мысль. Слово

– 1 –

Есть духовная сила, которая движет миром и вместе с тем ускользает от нашего внимания. Она не в книге, не в газете, не в речах, не в законах, не в учёных трактатах, она неуловима и всегда свободна. Она в глубине сознания людей. Самая могущественная и неуловимая свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе человека, когда он один, сам с собой обдумывает явления мира и потом высказывает её тем людям, с которыми он сходится. Никакие миллиарды рублей, миллионы войск, никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести такое простое выражение свободным человеком того, что открылось ему в мысли. [1]

Мы часто думаем, что главная сила мира – сила вещественная. Мы думаем так потому, что тело наше, хочешь – не хочешь, всегда чувствует такую силу. Сила же духовная, сила мысли нам кажется незначительной. И мы не признаём её за силу. А между тем, в ней-то, в ней одной истинная сила, изменяющая и нашу жизнь, и жизнь всех людей. [2]

Мне пришла мысль, потом я забыл её. Ну, ничего, это только мысль. Если бы это был миллион рублей, я бы перерыл всё, пока не нашёл бы; но тут что? Только мысль. – Но ведь от семени огромное дерево. Ведь от мысли та или другая деятельность и одного человека, и миллионов людей, а мы думаем, что мысльничто. [3]

Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой. [4]

Все великие перемены в жизни одного человека или всего человечества начинаются и совершаются только в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли. [5]

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. [6]

Судьба человека такая или другая бывает только от того, как в своих мыслях понимает человек свою жизнь. [7]

Когда тебя постигают несчастия, ищи причину их не столько в поступках твоих, сколько в мыслях, побудивших тебя к совершению их. Точно так же и когда совершающиеся внешние события огорчают, возмущают тебя, ищи причины их не в предшествующих поступках людей, а в предшествующих мыслях, вызвавших поступки. [8]

Чтобы освободиться от грехов, соблазнов, суеверий и обманов, надо прежде всего в мыслях освободиться от них.

Начало освобождения – в мыслях. [9]

Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым и воздержным в поступках и словах. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, воздержанию, – только тогда он будет в силах бороться с грехами, соблазнами, суевериями и обманами. [10]

Много хуже дурного поступка те мысли, от которых происходят все дурные поступки. Поступка дурного можно не повторять и раскаяться в нём; дурные же мысли родят дурные поступки. Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам; дурные же мысли везут по этой дурной дороге. [11]

За дурными мыслями будет идти дурная жизнь так же верно, как колесо воза идёт за лошадью. [12]

Один человек совершает самое ужасное преступление и мучается, и сознаёт, что это дурно, что он мог не делать этого. Другой же совершает как бы ничтожный безнравственный поступок и оправдывает себя, и живёт весело, спокойно. Преступление первого производит только материальное зло, часто обращающееся в духовное добро для себя и для других. Проступок же второго производит неисчислимые бедствия и для себя – тем, что открывает свободную дорогу другим худшим поступкам, и для других – примером спокойствия и довольства в зле. [13]

Мысли – как гости; мы не ответственны за их первое посещение. Но вновь и часто они будут посещать нас, только смотря по тому, как мы принимаем их. То, что ты думаешь нынче, ты сделаешь завтра. [14]

Духовное руководит телесным, а не наоборот. И потому чтобы изменить своё состояние, человек должен работать над собой в области духовной – в области мысли. [15]

…Всё, что может случиться извне, ничто в сравнении с тем, что может сделаться внутри. [16]

Всё дело в мыслях. Мысль начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслью. [17]

Любовь. Главное – в мыслях. Нельзя достаточно настаивать на том, что кто хочет жить истинной жизнью, должен прежде всего делать это усилие к истинной жизни в своих мыслях, когда один сам с собой. Удивительно, как мало знают это. [18]

Мы часто думаем, что жизнь наша настоящая только тогда, когда мы сходимся с людьми. Это неправда. Самая настоящая жизнь наша тогда, когда мы одни, сами с собой, имеем дело только со своими мыслями. [19]

Если, посмотрев назад на свою жизнь, заметишь, что жизнь твоя стала лучше, добрее, более свободна от грехов, соблазнов и суеверий, то знай, что этим успехом ты обязан только работе твоей мысли. [20]

– 2 –

В числе всех поступков, совершаемых человеком, есть один род поступков, требующих наименьшего телесного усилия, но выделяющихся из всех остальных по своему нравственному значению и имеющих поэтому наибольшее влияние на жизнь людей. Поступок этотслово. [21]

Помни, что слово есть дело, отличающееся от других тем, что нам менее видно то, что от него происходит. И потому будь осторожен в принятии слов и в произнесении их. [22]

Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье. [23]

Вся жизнь человека и благо его в том, чтобы соединяться духом с тем, что однородно ему, с душами других людей и с совершенством Бога. Одно из главных орудий этого соединения есть слово. И потому надо бояться того, чтобы не употреблять его на пустяки и тем более на цели, противные единению, и с уважением относиться к слову своему, чужому, печатному, писаному, изустному. [24]

Слововыражение мысли, мысль – проявление божеской силы, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. [25]

Человекноситель Бога. Сознание своей божественности он может выражать словом. Как же не быть осторожным в слове? [26]

Если бы помнить всегда, что язык нам дан для передачи мыслей, способность же мыслить дана для познания Бога и его закона любви, и что поэтому говорить можно только тогда, когда имеешь сказать что-либо доброе. А пока не можешь сказать доброго, не можешь удержать недоброго – молчи, хоть всю жизнь. [27]

Если бы мы всё яснее понимали и больше помнили то, что главная и могущественнейшая сила, которой мы обладаем, есть мысль и выражение её – слово, мы бы были и осторожнее, где это нужно, и смелее, где это тоже нужно, в пользовании этой силой, и много бы зла уничтожилось и добра прибавилось в мире. [28]

Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. [29]

Мы возмущаемся на дурные, безобразные поступки тела: объелся, подрался, прелюбодействовал, даже убил, – а между тем легко смотрим на преступления слова: осудил, оскорбил, передал, напечатал, написал вредные, развращающие слова; а между тем последствия преступлений слова гораздо более тяжелы и значительны, чем преступлений тела. Разница только в том, что зло первых тотчас же заметно, зло же вторых проявляется только в отдалённости пространства и времени. [30]

Как ядро уже вылетело из пушки, а мы только после слышим выстрел, так и зло дел мирских видно нам долго после того, как появились те мысли, от которых произошли эти дела. [31]

Человек мыслящий, говорящий, если не живёт религиозно, а одними животными потребностями, бывает ужасен тем, что у него нет даже того семейного, родового инстинкта, который есть у животного, вследствие чего он становится эгоистом, врагом всех, кроме себя, и врагом ужасным, потому что вооружён теми свойствами мысли и слова, которые необходимы и безвредны только при человеческом свойстве религии. Всё равно, как в руки ребёнка кинжал, ружьё, порох. [32]

Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти. [33]

Один человек крикнет в наполненном народом здании: «Горим!» – и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей.

Таков явный вред, производимый словом. Но вред этот не менее велик и тогда, когда мы не видим людей, пострадавших от нашего слова. [34]

Как часто молчание есть мудрейший из ответов. Давай больше отдыха своему языку, чем рукам.

Молчание есть лучший ответ невежественному. Семь раз поверни язык, прежде чем начнёшь говорить. Надо или молчать, или говорить вещи, которые лучше молчания. [35]

Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать. [36]

Время проходит, но сказанное слово остаётся. [37]

Нравственность человека видна в его отношении к слову. [38]

– 3 –

Только то, что духовно в нашей жизни, действительно есть. Так новое сознание духовной истины есть совершившийся факт, несмотря на то, что сознание это не получило ещё или вовсе не получит (вследствие смерти, например) своего осуществления. Духовное вне пространства и времени, и потому сознание, если оно истинно духовное, искреннее, то оно уже в одном сознании (намерении) совершилось. [39]

…Я не особенно горюю о том, что идея не осуществляется людьми на деле. Раз мысль высказана разумно и ясно, то она уже осуществлена; и следить за дальнейшим её развитием, применением – неинтересно и не нужно. [40]

…Не может пропасть бесследно слово, если оно выражает истину и если человек, высказывающий это слово, верит в истинность его. А эти внешние меры обеспечения – только от неверия нашего в то, что мы высказываем. [41]

Об одной своей книге, которую нельзя было издать:

«Я знаю, что мысль, если она настоящая, не пропадёт, и потому книгу я отложил; и знаю, что если там есть настоящая мысль, то правда со дна моря выплывет; и труд мой, если в нём правда, не пропадёт». [42]

Царство Божие внутрь вас есть. Я пишу сочинение и хочу его распространить. Оно погибает. Мне кажется, что всё моё усилие пропало. Неправда. То, что в тебе выработалось во время писания, или даже

Скачать:PDFTXT

встречает препятствия – во всём, что не даёт ему блага. [47] – 2 – Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего