добро, но они имеют его в себе.
(Конфуций)
Не имеющий разумения найдет его; не думающий о нем совершит его дело.
(Он же)
Самый жалкий из нас обладает все-таки каким-нибудь даром, и как бы ни был этот дар, по-видимому, зауряден, но, составляя нашу особенность, он может, при правильном применении, стать даром для всего человечества.
(Джон Рёскин)
4 февраля
Зарождающаяся ссора подобна пробивающемуся сквозь плотину потоку: как только он пробился, ты уже не удержишь его.
(Талмуд)
Человек властен затеять спор, но не властен подавить его, ибо он вспыхивает подобно пламени, не уступающему гасительному действию воды.
(Там же)
5 февраля
Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда не болело бы; нет таких богатств, которые не пропадали бы; нет такой высокой власти, под которую не подкапывались бы. Все это тленно и скоропреходяще, и человек, положивший жизнь свою во всем этом, всегда будет беспокоиться, бояться, огорчаться и страдать. Он никогда не достигнет того, чего желает, и впадет в то самое, чего хочет избегнуть.
Одна только душа человеческая безопаснее всякой неприступной крепости. Почему же мы всячески стараемся ослабить эту нашу единственную твердыню? Почему занимаемся такими вещами, которые не могут доставить нам душевной радости, а не заботимся о том, что одно только и может дать покой нашей душе?
Мы все забываем, что если совесть наша чиста, то никто не может нам повредить, и что только от нашего неразумия и желания обладать внешними пустяками происходят всякие ссоры и вражды.
(Эпиктет)
6 февраля
Все истинные мысли – живые мысли и проявляют свою жизнь в том, что способны питать и изменяться. Но изменяются они подобно дереву, а не облаку.
(Джон Рёскин)
Все истинно великое совершается медленным, незаметным ростом.
(Сенека)
7 февраля
Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь есть для нее не только источник всякого света и истины, но и освещает ей все внешнее. В таком состоянии она свободна и счастлива, только пристрастие к внешнему может взволновать и омрачить ее гладкую поверхность, причиняя преломление и ущерб света.
(Марк Аврелий)
«И душа не насыщается». Гражданин, женившись на царевне, обставил ее блеском и славой, но напрасно: все ей казалось мелочным, не стоящим внимания, так как она вечно помышляла о своем высоком происхождении. Так и душа – окружи ее человек всеми земными удовольствиями, она не удовлетворится, ибо она дочь неба.
(Талмуд)
8 февраля
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.
(Mm. VI, 24)
Нельзя заботиться за раз и о душе своей и о мирских благах. Если хочешь мирских благ, – откажись от души; если хочешь уберечь свою душу, – отрекись от мирских благ. Иначе ты будешь постоянно раздваиваться и не получишь ни того ни другого.
Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастием и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.
(Эпиктет)
9 февраля Каждый человеческий поступок тем почетнее, лучше и великолепнее, чем больше он делается в виду будущего. Это прозрение вдаль, это тихое и доверчивое терпение, помимо всяких других свойств, выделяют человека из толпы, приближая его к Богу; и к каждому делу, к каждому искусству приложимо это мерило для определения величия.
(Джон Рёскин)
10 февраля
Негодует на нас Небо за наши грехи, а мир – за наши добродетели.
(Талмуд)
Не интересуйся количеством, а качеством твоих почитателей: не нравиться дурным – для человека похвально.
(Сенека)
11 февраля
Краткость жизни ни для одного разумного человека не может быть основанием для того, чтобы бесполезно тратить ту долю ее, которая ему дана. Ни дни наши, ни жизни не могут быть благородны и святы, если мы проводим их ничего не делая. Лучшая утренняя молитва та, в которой мы просим, чтобы ни одно мгновение этого дня не прошло бесполезно, и лучшая благодарность перед обедом заключается в сознании, что мы честно заслужили нашу пищу.
(Джон Рёскин)
12 февраля
Никогда не вернешь потерянного времени, никогда не исправишь сделанного зла.
(Джон Рёскин)
Лучший язык – тщательно сдерживаемый; лучшая речь – тщательно обдуманная.
Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания.
(Арабская поговорка)
13 февраля
Свободным человеком бывает только тот, с которым случается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько. Ведь грамота, например, научает нас писать буквами и словами все, что мы захотим; но для написания хоть своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И во всем так. Мы бы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит, для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придет в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться желать и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром.
(Эпиктет)
14 февраля
Разум, который можно уразуметь, не есть вечный разум. Имя, которое можно назвать, не есть вечное имя.
(Лао-Тсе)
Есть существо, содержащее в себе все, и которое предшествует существованию неба и земли; оно спокойно; оно бестелесно; свойства его называют разумом. Если нужно назвать его, я называю его Великим, Непостижимым, Удаленным и Возвращающимся.
(Он же)
15 февраля
Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе – до семи, но до семижды семидесяти раз.
(Mm. XVIII, 21–22)
Если ты заметил в ком-либо ошибку, поправь его кротко и укажи ему, в чем он ошибся. Если твоя попытка остается безуспешна, вини одного себя или, еще лучше, никого не вини, а продолжай быть кротким.
(Марк Аврелий)
16 февраля
Будь справедлив, не служи гневу; давай просящему – ведь он просит тебя о немногом; к святым приблизишься ты, шествуя этими тремя путями.
(Буддийская мудрость)
Когда ты бранишь человека и враждуешь с ним, ты забываешь, что люди – твои братья, и ты делаешься им врагом, вместо того чтобы быть их другом. Этим ты сам себе вредишь, потому что когда ты перестал быть добрым и общительным существом, каким тебя Бог создал, и вместо того стал диким зверем, который подкрадывается, раздирает и губит свою жертву, – тогда ты потерял самую дорогую свою собственность. Ты чувствуешь потерю кошелька с деньгами, почему же ты не чувствуешь своего убытка, когда ты потерял свою честность, доброту и умеренность?
(Эпиктет)
17 февраля
Все живое трепещет мучения, все живое боится смерти; познай самого себя во всяком живом существе – и не убивай, и не причиняй смерти.
Все живое отвращается от страдания, все живое дорожит своей жизнью; пойми же самого себя во всяком живом существе – не убивай и не причиняй смерти.
(Буддийская мудрость)
Чтение и письмо отнюдь не составляют образования, если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям.
(Джон Рёскин)
18 февраля
Разница между человеком разумным и неразумным состоит в том, что неразумный человек постоянно волнуется и жалеет о том, что от него не зависит, например, о своем ребенке, отце, брате, о своих делах, о своем имуществе. Разумному же человеку, если и случается беспокоиться и печалиться, то только о том, что зависит прямо от него,т. е. о том, что касается его собственных мыслей, желаний и поступков.
Если с нами случается какая-нибудь неприятность или мы попадаем в какое-нибудь затруднение, то все мы бываем склонны обвинять в этом других людей или судьбу свою, вместо того чтобы сообразить, что если внешнее, от нас не зависящее, становится для нас неприятностью или затруднением, то, значит, в нас самих что-нибудь не в порядке.
(Эпиктет)
19 февраля
Жизнь отдельного человека должна совершенно плотно срастись с общею жизнью человечества, ибо все творение проникнуто согласием и единством. Как во внешней природе, так и в области духовной все явления жизни состоят в тесной связи между собою.
(Марк Аврелий)
Разумные существа, призванные трудиться вместе за одной и той же работой, исполняют в общей мировой жизни то назначение, которому служат члены в человеческом теле. Они сотворены для разумного единодействия. В сознании, что ты член великого духовного братства, есть что-то ободряющее и утешительное.
(Он же)
20 февраля
Кто тайно грешит, тот как бы отрицает Всюдусущего и Всевидящего Бога.
(Талмуд)
У кого религия на втором плане, у того ее совсем нет. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо одно, – чтобы Он был в сердце на втором плане. Тот, кто отводит Ему второстепенное место, – не отводит никакого.
(Джон Рёскин)
21 февраля
Всякая вещь имеет свое начало и конец.
Так и дело человека: нет ни одного дела, которое бы не имело своего начала и конца. Кто верно понимает, где начало и где конец, тот стоит близко к истине.
(Конфуций)
Ты не обязан доводить работу до конца, но и не волен совсем уклоняться от нее.
Поручивший тебе работу надежен.
(Талмуд)
Если человек не считает себя призванным к исполнению посольства, миссии, он не может быть просвещенным человеком.
(Китайская мудрость)
22 февраля
Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(Mm. V, 13)
Все люди более или менее приближаются к тому или другому пределу: один – жизнь только для себя, другой – только для Бога,т. е. для ближнего. (Л. Т.)
Бог живет во всех людях, но не все люди живут в Боге. В этом причина страданий людей.
Как лампа не может гореть без огня, так не может человек жить без Бога.
(Браминская мудрость)
23 февраля
Если бесконечна доброта женщины, то бывает, что и злости ее нет конца.
Хорошая жена – многоценный мужу подарок, злая – злокачественная язва для него.
(Талмуд)
Путь доброй женщины действительно усеян цветами, но они являются за пройденными ею шагами, а не впереди их.
(Джон Рёскин)
24 февраля
Малые страдания выводят нас из самих себя, великие же возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издает глухой звук: разбейте его на две части – он снова издает чистый звук.
(Жан Поль Рихтер)
Только в буре вполне высказывается искусство мореплавателя; только на поле сражения испытывается храбрость воина, мужество же человека познается только по тому, чем он является в затруднительных и опасных положениях жизни.
(Даниэль)
Страдание-то и есть жизнь. Без страдания какое было бы в ней удовольствие?!
25 февраля
Все нации, в конце концов, признают истину, давно уже постигнутую теми людьми, которые были их