засыпала своими пространными письмами другую. Обнажался письменный крен» (*).
(* Жизнь Лескова. Т. II, с. 410. *)
Л.Я.Гуревич так разъяснила возникшие по этому поводу у А.Н.Лескова недоумения: «Отношение его к Толстому у меня на глазах. Что не все было ладно в нем, мне ясно. И Толстой, несомненно, чувствовал это. Толстей говорил: «Да, он мне пишет иногда… Только иногда дан тон какой-то… уж слишком… Неприятно бывает» (*). А в дневнике 12 ноября 1890 года Толстой записал: «получил вчера неприятно льстивое письмо Лескова» (**).
(* Там же. *)
(** Толстой. Т. 51, с. 104. **)
На протяжении почти всей своей жизни Лесков страдал от одиночества, чужой среди литераторов, чужой и демократической интеллигенции, и консерваторам. Толстой — писатель, религиозный философ, родственный по «настроению», духовными исканиями — помог осмыслить все то, что тревожило, наводило на размышления, но не оформилось, не сложилось в концепцию. «Я сам подходил к тому, что увидел у Вас, — не таясь, заявлял Лесков Толстому, — но у меня все было в хаосе — смутно, неясно, и я на себя не полагался, когда услыхал Ваши раэъяснения, логичные и сильные, и все понял, будто как «припомнив», и мне своего стало не надо, а я стал жить в свете, который увидал от Вас… Он несравненно сильнее и ярче того, в каком я копался сам своими силами». И прочтет яснополянский старец строки, что благодаря ему отправитель письма «утвердился в том, до чего доходил, но на чем боялся остановиться». Безусловно, прав его биограф — «хвала утомляла хвалимого». В роли наставника, пророка, провозвестника Толстой чувствовал себя неловко, и от этого ему было не по себе. Но и Лесков прав. Многое из того, что он вычитал в трактатах Толстого, совпадало с тем, что роилось в его сознании, отражалось в картине русского быта, воссозданного им в его замечательной прозе, большой и малой. Оба писателя не принимали официальную церковь, мракобесие ее служителей. Лесков верил, что толстовское «гениальное истолкование христианства» способно «соскрести пометы и грязь купующих и продающих». Вот почему он так настойчиво убеждал Толстого продолжать работу над новыми сочинениями такого рода, как его трактат «Критика догматического богословия». «Мы даже слышали, что вы занимаетесь катехизацией христианской веры… это как раз есть то самое, что нужно сделать и что нынче только вы одни можете сделать». И тем не менее громадное уважение, с которым относился Лесков к своему великому современнику, никогда не переходило в фанатическое поклонение. Лесков никогда не был толстовцем-догматиком. «Он последователь, но не слепой» (*), — заметил как-то Толстой.
(* Фаресов А.И. Против течения, — СПб., 1904, с. 70. *)
Лесков оспаривал в письмах интерпретации евангельских текстов, очень критически относился к толстовцам, к их общинам. «Я замечаю: в этом течении опять преобладание теоризма, — заявил он Черткову. — От практики вашей не жду никакого прочного успеха и в деле переустройства общественного и житейского сознания… Я опасаюсь, что все это движение не оставит даже следа и будет приравнено к «наивным затеям» (*). Лесков не стал ортодоксальным приверженцем «очищенного христианства», он относился к нему критически, проявляя во всем независимость и самостоятельность суждений. Корил он и Толстого, за то, что «для полноты своего нравственного облика не отдал своего имения крестьянам». Pro и Contra слышатся в его высказываниях.
(* Жизнь Лескова, Т. II. с. 404. *)
Яснополянские ответы Лескову носят совсем иной характер, они светские и литературные. После первого свидания с петербургским гостем хозяин дома вынес такое благоприятное для него впечатление: «Какой умный и оригинальный человек» (*). Толстой пишет Черткову, прочитав лесковское «Сказание о Федоре христианине и Абраме жидовине»: «Статья Лескова кроме языка, в котором чувствуется искусственность, превосходна. И по мне, ничего в ней изменять не надо, все средства употребить, чтобы ее напечатали у нас как есть» (**). Толстой сразу распознал в Лескове незаурядный талант, самобытную личность художника. Он внимательно, вдумчиво читает тексты опубликованные и новые, полученные от автора. Почти все рассказы и повести его восхищают, ему импонируют, но в своих поэтических разборах он обязательно отметит языковые погрешности, «излишества», «манерность», «кудреватость».
(* Толстой. Т. 86, с. 49. *)
(** Там же, с. 49. **)
Годы сближения с Лесковым отмечены повышенным интересом Толстого к проблемам искусства, раздумьями о его настоящем и его перспективах. Тревогу у Толстого вызывало снижение уровня некоторых современных писателей, «безсодержательность», «внимание к бессовестным пакостям». В письме своему корреспонденту Толстой констатировал; «Вся наша беллетристика всех этих Потапенок положительно вредна». И для Толстого была очень важна встреча с писателем такого уровня, как создатель «Полунощников». Переписка двух великих писателей — неотъемлемая часть нашей культуры, а их долгий диалог, уважительный, бескомпромиссный, доброжелательный, без дани «низкой прозе», мелочам бытия, — поучительный урок для тех, кто осознает, что «гладким, жуирующим» писатель быть не должен. Печатается по изданию: Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями в 2-х т., т. II. М., Худ. лит., 1978, с уточнениями и дополнениями.
1
Вы на днях будете в Москве. — Толстой вернулся из Ясной Поляны в Москву 18 апреля. Он и Владимир Григорьевич Чертков… — С Чертковым и Бирюковым Лесков был знаком и находился с ними в переписке. Бирюков Павел Иванович — один из близких друзей Толстого. После окончания Морской академии служил морским офицером. Под влиянием учения Толстого бросил службу, «опростился», изменил образ жизни. Принимал активное участие в работе издательства «Посредник». Лесков познакомился с ним в конце 80-х годов, когда он стал автором этого издательства и вначале относился к нему с симпатией, но иронически — к его толстовству. «В способность Бирюкова к пахоте не верю. Если он пашет, то я жалею его бедную лошадь» (Жизнь Лескова. Т. II. с. 413). Чертков Владимир Григорьевич — из знатного аристократического рода, служил в конногвардейском полку. Увлеченный идеями Толстого, изменил свою жизнь, стал их активным пропагандистом, создателем издательства «Посредник», а затем в Лондоне организовал бесцензурное издание запрещенных в России сочинений Льва Толстого — «Свободное слово», «Листки свободного слова». Был убежденным толстовцем, преданным и близким другом писателя. Лескова связывали с ним деловые отношений, которые впоследствии изменились (см. письмо 17 и примеч. к нему). Сохранилось 49 писем Лескова к Черткову. Когда я могу у Вас быть… — Свидание Толстого с Лесковым произошло 20 апреля. «Какой умный и оригинальный человек!» — заметил Толстой в письме к Черткову (Толстой. Т. 86, с. 49).
2
Лекции Филиппа Алексеевича Терновского — вероятно, речь идет о книге «Три века христианства», Киев, 1877 (см. примеч. к письму 4). Здесь нет ни «Прологов, ни Четьих Минеи… — У Толстого имелись «Пролог», 1875, и «Книга житий святых», 5-е изд. (ЯПб). «Четьи Минеи — это стало любимым моим чтением… Чтение это открывало мне смысл жизни», — признавался Толстой в «Исповеди» (Толстой, Т. 23, с. 52). Севастийские мученики — христиане IV в., отказавшиеся от военной службы в римских легионах. Нет ли у Вас церковной истории Гизелера и Гагенбаха — В библиотеке Толстого книг этих богословов нет. Профосами называли в XVIII в. военных парашников, убиравших в месте расположения войск все нечистоты. Они же — военные полицейские служители и полковые палачи, прозванные «прохвостами». Официальные документы («копий казенной переписки») использованы Лесковым в рассказе «Антука» (первоначальное название «Обозный палач». — «Книжки «Недели». 1888, No 10). Примусь писать «Прохвоста» — рассказ «Антука».
3
Благодарю за письмо Ваше от 17 июля… — Письмо неизвестно. Совестно мне перед девицами… — дочерьми Толстого — Татьяной и Марией. Ив. Косолапов. Месяцеслов православной кафолической церкви. Казань, 1874; изд. 2-е — Симбирск, 1880. Здесь даны сведения о севастийских мучениках и указана литература о них. (В ЯПб. книги нет.) Таков мой плач и моя затея… — Лесков излагает первоначальный замысел рассказа «Обозный палач» («Антука»). Окончательный текст рассказа не совпадает с настоящим изложением.
4
Терновский Филипп Алексеевич «за направление, несогласное с духом православия, и склонность к мнениям протестантским историкам» был по указу Синода 16 ноября 1883 г. уволен из Киевской духовной академии. Доцентом Киевского университета по кафедре церковной истории оставлен. Лесков был дружен с Терновским, переписывался с ним, ценил его труды. В письме к Черткову от 4 ноября 188. г. так о нем отозвался: «Это был человек огромного ума, дивного сердца и поразительных познаний» (Лесков. Т. 11, с. 356). О каком отзыве Толстого идет речь, неизвестно. Меделянов — так Лесков иронически именует министра народного просвещения И.Д.Делянова, известного своей реакционностью. До того, как Делянов стал министром, Лесков посещал его. Такое прозвище, данное Лесковым, произошло от меделянской собаки или медиоланского дога, использовавшегося для травли медведей (Жизнь Лескова. Т. II, с. 528). Лампадоносцев — Лесков так именует обер-прокурора Священного синода К.П.Победоносцева, по чьему указу Терновский был изгнан из духовной академии. Теперь читайте, что сталось… — В письмо вклеена вырезка из «Петербургской газеты» (1888, 29 июля) с некрологом, посвященным Е.М.Крыжановскому, в котором восхвалялась его деятельность «для дела русской народности и православия». В противовес столь апологическому освещению значения Крыжановского Лесков написал заметку «Важный пропуск», в которой коснулся вообще всей деятельности Крыжановского, а также и его роли как автора записки «О вредном направлении» в травле Терновского. Заметка при жизни Лескова не была опубликована.
5
Не откажите мне помочь… — Помощь Толстого нужна была Лескову для публикации письма в связи с тем, что духовная цензура не пропустила его повесть «Зенон-златокузнец», так как нашла сходство между изображенным там патриархом и московским митрополитом Филаретом Дроздовым. В письме («Русские ведомости», 1889, 12 января, No 12) Лесков утверждал, что «эти сведения совершенно ложны… во всей повести нет ни малейшего намека на какое бы то ни было «русское лицо». Принимал ли Толстой участие в публикации этого письма, неизвестно. Помощь Ваша… — Благодарность Лескова вызвана обещанием Толстого содействовать напечатанию повести. Бирюков 2 января 1889 г. сообщал Лескову: «Толстой также советовал идти лучше к Гольцеву, и пошел вместе со мной… Лев Николаевич очень расположен к вам и в восторге от ваших повестей. Он недавно прочел «Овцебыка», «На краю света» и «Колыванский муж» и говорит, что все это далеко превосходит все написанное в настоящее время, а также что «Гольцев дал оттиск «Зенона» и мы начали читать. Когда кончим, я сообщу Вам его мнение» («Записки отдела рукописей ГБЛ». М., 1968, с. 228-229). На письме рукой Лескова написано: «Л.Н. всех заставляет читать «Колыванского мужа». Сказал Гольцеву: «Как Вам не стыдно Николая Семеновича обижать. Я сам пришел за него заступиться» (Там же, М.,