мануфактур. Мне теперь хочется побыть с Вами… — в 1891 г. Толстой и Лесков не виделись. Лесков называет писателя А.Михайлова (А.К.Шеллера; 1838-1900) «нигилистом» за то, что в его романах с большим сочувствием изображались «люди шестидесятых годов». С 1877 г. Михайлов — редактор журнала «Живописное обозрение», где была напечатана анонимная статья по поводу выставки передвижников, в которой о художнике Н.Н.Ге говорилось: «На этой же выставке фигурировала несколько дней приобретшая печальную известность картина Ге «Христос перед Пилатом»… В свое время мы подробно писали про эту картину, служащую наглядным примером, до какого искажения художественного и исторического может дойти извращенная фантазия художника» (1891, No 1). В этом же журнале был напечатан рисунок художника С. Верещагина «Посещение больной о. Иоанном Сергиевым» с подробным рассказом о «чудодейственной» деятельности «Отца Иоанна», обличенной Лесковым в повести «Полунощники». Мне у вас было хорошо… — Лесков вспоминает свое пребывание в Ясной Поляне с 24 по 26 января 1890 г. Повесть моя… — «Полунощники».
13
Рассказ «Дурачок» должен был печататься в журнале «Игрушечка» и в это время проходил цензуру, которая в конце концов пропустила его (опубликован в журнале в 1891 г., No 1). …которого корректуру я послал… — Корректура рассказа была послана Толстому, так как предполагалось его издание в «Посреднике». Толстому рассказ не понравился. В нет «нет искренности», — писал он 5 января 1891 г. Черткову (Толстой. Т. 87, с. 68). «Дурачок» не был издан «Посредником».
14
Рассказ Черткову пошлите… — Рассказ «Дурачок». Рассказ «Христос в гостях у мужика» вышел в «Посреднике» в апреле 1891 г. То же будет с «Фигурой»… — Рассказ «Фигура» был издан «Посредником» в 1889 г. Сегодняшняя статья в «Новом времени»… — Речь идет о корреспонденции Евгения Львова (псевдоним публициста Е.Л.Кочетова) «Замена иудейской печати фарисейскою». Статья носила черносотенный, антисемитский характер. Повесть свою… — «Полунощники». …моряки открыли читальню. — Об открытии этой читальни сведений нет. …видел… книжечку «Новый английский милорд Георг». — Речь идет о книжке А.Юрьевой «Новая повесть о приключениях английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики-Луизы» («Посредник», 1891). Горбунов… пишет «Еруслана». — Среди сочинений Горбунова-Посадова нет повести о «Еруслане». …захотелось написать «Бову-королевича». — Это намерение не было осуществлено. …чем «Родина» начала… — В журнале «Родина» (No 1) был помещен портрет Победоносцева.
15
Только оно не ко мне писано… — Толстой ошибочно послал Лескову свое письмо к Н.Н.Страхову (Толстой. Т. 65, с. 216). Лесков счел это письмо адресованным Н.Н.Ге и намеревался отправить его в Плиски — хутор, где жил художник. Не сердитесь ли, голубчик? — Вопрос Суворина был вызван фельетоном В.К.Петерсена (Псевдоним А-т) «Жизнь и фантасмагория» («Новее время», 7 января, No 5337) о рассказе Лескова «Под Рождество обидели», вызвавшем восхищение Толстого. Автор фельетона обвинял Лескова в том, что он лишь сожалеет о судьбе вора вместо того, чтобы «найти причину болезни, указать на нее смело и столь же смело поразить ее в самом корне». Сегодня у них есть «Вор»… — Рассказ К.Л-ева «Вор» («Новое время», No 5339, 9 января) тематически близок к рассказу Лескова.
16
Дал прочесть Ваше письмо… — Письмо неизвестно. Очевидно, в нем выражалось согласие на предложенные Сувориным в письме к Черткову от 2 января 1891 г. поправки в рассказе «Франсуаза». (См. письмо 12 и примечания к нему.) Что же касается заглавия… — Толстой в неизвестном письме от 15 января подтвердил свое разрешение на эти изменения (Толстой. Т. 52, с. 4). Рассказ без подписи Толстого под заглавием «Франсуаза» с подзаголовком «Рассказ по Мопассану» опубликован в «Новом времени», 1891, No 5366, 5 февраля. «Братец Иаков» — Я.Полонский. «Эпизод» о Вышнеградском. — Текст «сказания» неизвестен. Очевидно, в нем речь шла о министре финансов И.А.Вышнеградском, использовавшем свое служебное положение для беспроигрышной игры на бирже. Полонский был с ним знаком. В больницу исцелять… — Лесков последние годы жизни жил в доме, где помещалась женская больница «Общины сестер милосердия во имя Христа-спасителя». Он описывает посещение больницы Иоанном Кронштадтским. Протоиерей В.Я.Михайловский — автор религиозно-нравственных и антиалкогольных брошюр. «Мелочи архиерейской жизни» — очерки Лескова из жизни православного духовенства. Из-за своего обличительного содержания считались неблагонадежными сочинением и до 1905 г. числились в списке книг, запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях.
17
Благодарен за Ваши письма… — Неизвестные письма от 15 января (Толстой. Т. 52, с. 4) и 18 января (Толстой. Т. 65, с. 328). …для «хари» — в журнале был воспроизведен портрет Победоносцева. См. письмо 14 и примеч. к нему. В «Новом времени»… — Имеются в виду фельетонисты «Нового вымени» В.К.Петерсен (А-та) и А.Н.Маслов (Бежецкий), получившие военное образование и выступавшие против Лескова (см. письмо 15 и примеч. к нему). При том Чертков пишет… — Письма неизвестны. Здоров ли Чертков? — Лесков был знаком с Чертковым с 1885 года, переписывался. Сотрудничество Лескова с «Посредником» сблизило их. Начиная с 1889 г. их отношения ухудшились. 21 января 1891 г. Лесков писал: «Я не имею к Вам никакой неприязни, но возможность прежнего задушевного общения у меня отнята и это не самое худшее, что могло выйти при моем и Вашем характере»; а из-за насторожившей его «противоестественной склонности к подозрительности» (Лесков. Т. 11, с. 479) заподозрил у Черткова «болезнь», отклонение от нормы. Попытки их примирения дважды предприняла А.К.Черткова, но Лесков их отклонил. Он ей писал: «…с Влад. Григ. можем без всяких уговоров действовать заодно, но беседовать нам трудно» (Лесков. Т. 11, с. 512). В 1894 г. писатель стал более снисходителен к своему оппоненту, что и высказал Чертковой: «Никакой неприязни к Вл. Гр. я не питаю, а, напротив, люблю его и находил бы удовольствие с ним видеться и беседовать» (Лесков, Т. 11, с. 576). «Посредник» в великом запущении… — Лесков обвинял «Посредник» в том, что он «уклонился от своего первоначального пути» и стал преследовать коммерческие цели. В письме от 9 июля 1889 г. он заявил Бирюкову: «Дело, поставленное в такое неясное и двусмысленное положение, не внушает мне более ни сочувствия, ни доверия прямоте и ясности целей, преследуемых его сокрывшимися и стушевавшимися рукопожатиями, и я считаю себя вынужденным от него отстать и более не буду давать моего согласия на издание моих сочинений бесплатно» (Лесков. Т. 11, с. 432). «Дурачок» я знаю, что плох. — См. письмо 13 и примеч. к нему. Повесть… взял Вл.Соловьев. — Участие Соловьева подтверждается его письмом к А.Н.Пыпину, в котором он писал, что добыл для «Вестника Европы» новый рассказ Лескова и посвятил нынешнюю ночь его чтению в ущерб рецензиям (Вл.Соловьев, Письма. П., 1923, с. 173). Книга В.Соловьева «История и будущность теократии (Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни)», т. I, Загреб, 1887, имеется в библиотеке Толстого (ЯПб.). Трактат Толстого «Критика догматического богословия», Женева, 1891. Запрещен цензурой. Полемическая заметка Лескова «Обуянная соль» (1891, No 12, 13 января), направленная против критиков его рассказа «Под Рождество обидели» (см. письмо 15 и примеч. к нему). Здесь он писал: «Я чувствую себя призванным разъяснить, что идеал, которого я держался, вполне разумен и благороден, что простить обидчика гораздо выше, чем казнить его, и что в рождественском рассказе, — с тех пор, как эта литературная форма вошла в употребление, всегда было принято представлять сюжет, смягчающий сердце, и трактовать этот сюжет в духе Евангелия, а не в духе политической экономии или Устава о предупреждении и пресечении преступлений».
18
Автограф письма хранится в Историческом архиве а Ленинграде в фонде С.Н.Худекова. На обороте письма Толстого Лесков написал Худекову: «Уважаемый Сергей Николаевич! Здесь, как видите, дело идет о 12-м номере этого года. Пожалуйста, прикажите исполнить и эту вторую просьбу Льва Николаевича! Искренно благодарю Вас за доброе, дружеское ко мне расположение. Преданный Вам Н.Лесков. 23.1.91». Над текстом письма Толстого рукой Лескова написано: «Получ. 23 генв. 91я. Следовательно, письмо Толстого могло быть написано 20…21 января. Таким образом, датировка ПСС (Толстой. Т. 65, с. 225) 21-22 января должна быть уточнена. Ваша защита… — «Обуянная соль».
19
О высылке No с «солью»… — см. письмо 1. и примеч. к нему. Стасюлевич нашел повесть… — «Полунощники», напечатана в «Вестнике Европы», 1891, No No 11, 12. Ваши письма об антисемитизме… — Известны два письма Толстого к Ф.Б.Гецу: от 25-26 мая и 30 июня 1890 г. (Толстой. Т. 65, с. 98, 117). Они были включены Гецом в его книгу «Слово подсудимому» (СПб. 1891), изданную под инициалами Ф.Б.Г. Книга была конфискована Петербургским цензурным комитетом. Нашего гостя не жалуют… — Речь идет об Иоанне Кронштадтском. Легенды надоели… — Лесков в годы 1887-1891 написал ряд легенд и сказаний («О скоморохе Памфалоне», «Невинный Пруденций», «Гора» и др.). Письма Белинского к Герцену — переписка Белинского с Герценом («Русская мысль», 1891, No 1). Письмо Черткова неизвестно. О своих отношениях с Лесковым Чертков 14 февраля 1891 г. писал Толстому: «Он просто меня не понял и потому, кажется, не совсем поверил моему объяснению. А я ошибся в том, что, будучи в возбужденном состоянии, неосторожно наговорил ему такого, чего он не понял и объяснил себе превратно. Вышло то, что я его оттолкнул от себя. И как мне ни больно и ни жаль, но поделом мне» (Толстой. Т. 87, с. 72). См. письмо 1. и примеч. к нему.
20
М.М.Лисицын в январе 1891 г. сообщил Толстому, что предполагает перевести в Дерпт закрытую в Митаве газету «Прибалтийский край», которой хочет придать «христианское направление, и просил Толстого принять в ней участие (Толстой. T. 65, с. 218). Толстой ответил, что «рад был бы быть полезным… изданию», но просил не выставлять его имени, так как «это повлечет неизбежно запрещение», и советовал обратиться к Лескову, о котором писал: «Он одинаковых со мной взглядов и любит людей, а не русских или немцев» (Толстой, Т. 65, с. 229). Лесков не согласился с идеей Лисицына, так как «ничего того, что Лев Николаевич пишет для газеты «христианского» направления, не дозволят напечатать в газете, издаваемой теперь в России» (письмо Лисицыну от 7 февраля 1891 г. — см.: А.И.Фаресов. Против течений, с. 250-251). Измигульничать — лениться, отлынивать от работы. Выражение, принятое в Орловской, Курской губерниях. «под белым ангелом крыла» Фета — см. письмо 11 и примеч. к нему. Аксаковы заводили свои «Руси» и «Дни»… — Лесков имеет в виду то, что И.С.Аксаков сочетал издательскую деятельность со службой в Московском обществе взаимного кредита, что облегчало его положение издателя. Лучше человека воздержать от