его статьи «Художественная проповедь», написанной в связи с выходом 11 тома собраний сочинений Н.С.Лескова («Книжки «Недели», 1894, No 2). …кроме Вас и Филарета… — Лесков противопоставляет «Катехизис» Толстого «Пространному христианскому катехизису» митрополита Филарета, изданному в 1823 г. по поручению Синода. Прибыл Ругин от Поши… — П.И.Бирюкова. Далее Лесков имеет в виду возникшие среди толстовцев антитолстовские настроения и наметившийся отход некоторых из них от религиозного учения Толстого. …у апостола Павла есть указание… — см. письме 29. «иметь спор о наследстве» — такое же толкование дано в словаре Даля.
58
…прочитал критическую статью о Мопассане. — Лесков имеет в виду трактат «Христианство и патриотизм», предисловие к роману Мопассана «Монт-Ориоль» в переводе Л.Н.Никифорова и переведенное Толстым «Письмо о бессмертии» Джузеппе Мадзини (опубл. — «Книжки «Недели», 1894, No 9). …»это не важно» — перечень «неважных поступков» дан Толстым в главе XVII трактата «Христианство и патриотизм» (Толстой. Т. 39, с. 74-78). «Русская жизнь» сменила людей… — В августе 1894 г. большинство сотрудников газеты «Русская жизнь», в которой публиковался Лесков, покинули ее из-за расхождений с издателем-редактором А.А.Пороховщиком «по литературно-этическим вопросам» (С. Гусев. Мое знакомство с H.С.Лесковым. «Исторический вестник, 1909, No 9, с. 933-938). «Россия — это непочатый угол…» — Лесков цитирует статью петербургской польской газеты «Край», изложение которой было дано в журнале «Книжки «Недели».
59
…мне стыдно за глупые слова… О Мопассане. — В библиотеке Лескова сохранилось Собрание сочинений Мопассана в 12-ти томах. СПб., 1894, с его пометами, свидетельствующими об изменении отношения к этому писателю («Литературное наследство». Т. 87, с. 148). М.М.Манассеина издала в Париже книгу «L’anarchie passive et le comte Leon Tolstoi» («Пассивная анархия и граф Толстой»), в которой критиковались его взгляды. Он книги не видал… — Толстой 4 сентября сообщал Стасову: «Вчера… пришла целая французская книга «L’anarchie passive…» …Вероятно, она либералка с оттенком революционерства» (Толстой. Т. 67, с. 216). «Мерси» — название статьи Кармазинова в «Бесах»; этим словом Достоевский обозначил вздорность, самолюбование, никому не нужное писание. …девицам Татьяне Львовне и Марии Львовне. — См. письмо 57 и примеч. к нему. Владимиру Васильевичу хочется, чтобы я написал… — См. письмо 53 и примеч. к нему. Лидия Ивановна… что-то переписывала. — Веселитская в апреле 1894 г. гостила в Ясной Поляне и вместе с М.Л.Толстой переписывала «Катехизис» («Христианское учение»). Упоминание о разговоре с художником. — Лесков имеет в виду то место в статье, где Толстой передает свой разговор с «знаменитым художником», который показывал ему «свою картину, изображавшую религиозную процессию. Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету» (Толстой. Т. ЗО, с. 15). У Толстого речь шла о Репине и его картине «Крестный ход в дубовом лесу». Д.И.Менделеев в 1894 г. был избран действительным членом Академии художеств. Лесков приложил письмо Гуревич от 19 сентября, в котором она сообщала, что собирается быть у него «с злополучной книжкой Манассеиной».
60
Любовь Яковлевна и Флексер — Гуревич и Волынский. Очевидно, речь идет о каком-то личном разговоре. В печати по этому поводу они не выступали.
61
Не могу ли я прислать то, что пишу… — «Христианское учение» («Катехизис»). От того, что переписывала Лидия Ивановна… — Веселитская переписывала «Катехизис» в апреле 1894 г. После этого Толстой значительно переработал написанное, изменил форму и весь характер изложения.
62
В.Н.Мак-Гахан, корреспондент американских и русских газет, 2 августа 1894 г. посетила Толстого с поручением от Генри Джорджа передать ему свои сочинения. После ее посещения Толстой писал Татьяне Львовне 2 августа: «Нынче приехала Мак-кахан, мало интересная, быстрая, поспешная, поверхностно интеллигентная дама…» (Толстой. Т. 67, с. 183). О каком письме идет речь, неизвестно. «изучать о. Иоанна» — Иоанна Кронштадтского. Жена П.Н.Ге передала Стасову свой дневник, который она вела в течение нескольких лет. Этот дневник, содержащий много сведений из жизни Н.Н.Ге, был использован Стасовым в его работе (см. письмо 53 и примеч. к нему).
С. Розанова.