немилостивости Петра. Бьется об заклад, что Петр подаст. —
2
Из ворот вывозят хлебы. Выходит Петр с другом. Нищие пристают. – Друг подает. Петр грубо отказывает. Из окна жена поддерживает и усиливает отказ. Друг увещевает…… Один из нищих преследует. – Петр бросает хлебом. Уходит.
3
Пр[ишлый] нищий с хлебом требует выполнения условия заклада. Спор, что милостыня невольная. – Отдают на суд старца. Речь старца. Петр возвращается и слушает.
ДЕЙСТВИЕ 2-е
1
Петр лежит, раб на полу у его одра. Жена считает его сундук, радуется на деньги. Стук в дверь. Друг, спрашивает о здоровье. Рассказ жены о его болезни. Друг приводит врача. – Врач осматривает, предписывает целебные средства. Отходят – разговор о приобретении средств. – Скупость жены. Петр засыпает.
2
3
Сон. – Весы. Петр на одной стороне. Со скрипом медленно спускается. Старец подходит, кладет хлеб. —
4
Петр просыпается, здоров, слаб и сотрясен. <Отпускает раба на волю.> Пение Лазаря под окном, дает деньги. Он бредит.
3-е ДЕЙСТВИЕ
1
Толпа. Ждут раздачи. Петр выходит и раздает мешки. Давка, убийство. —
2
Входят тесть и старейшины с женою. Ее отчаяние. Разгоняют народ.
3
Спор с Петром о милостыне. Царский путь спасения. Последствия – задавленная старуха. Петр молчит. Входит старец. Петр спрашивает как. Старец не одобряет.
4
Его оставляют. Его монолог о собственности. Его беседа с рабом, решение уйти и требования исполнить всё, всё, что он потребует. —
4-е ДЕЙСТВИЕ
1
Базар рабов. Наказанный раб рассказывает другим, как он бежал от жестокости, дурной пищи, требования работы не по силам, как его поймали и продают, в наказанье, одного, разлучая с родными. Рассказ другого о добром житье у своего хозяина, жалость о смерти хозяина. —
Петр с рабом слушают.
2
Раб П[етра] указывает на трудность положения раба и отказывает[ся] исполнить. Петр напоминает обещание и угрожает продать его от себя. —
Раб спрашивает у других, кто покупатели, кто лучшие хозяева. Проходит торговец драгоцен[ными] камен[ьями]. Рассказчик знает и хвалит его. Раб бежит и уговаривает купить.
3
Разговор с купцом. Раб хвалит и заминается на вопрос о службе прежнему господину. Петр подхватывает и, разумея дьявола, рассказывает о верности своей службы ему. Душу ему без остатка отдал. – Да что же ты его бросил. Не убежал ли ты от него. – Нет, он убежал от меня. Колебания покупателя разрешаются слов[ами] старца.
4
Прощание с рабом, вольную ему и деньги. И кланяется в ноги, благодарит [его]. Ты вольный, я раб, а мы братья.
5-е ДЕЙСТВИЕ
Тераса – богатые гости – хозяин. На ступенях гости низшие. На дворе нищие.
1
Гости хвалят гостеприимство. Хозяин – Петра, говорит о его смирении. Его дела лучше. <Зовут Петра призвать плясуний. Петр неохотно. Хозяин спрашивает. Петр выражает молчаливое неодобрение. – «Грех», Саломею вспоминает.>
2
Приходит дочь – пляшет. Петр уходит в угол двора. Монолог о богатстве, прелести Саломеи и неравенстве и тщете, его влиянии на хозяина. Старец не одобряет осуждения и обращает на себя – ищи бога для себя.
3
Приезжает друг. Петр узнает. Друг не узнает. Петр проводит к хозяину. Рассказ друга о Петре. Прослышал, что здесь. Петр стоит у двери и слушает. Подает блюдо. Хозяин спрашивает у Петра, не знает ли он. Петр ставит блюдо и бежит на крышу. —
И улетает.
Речь старца. —
№ 2 (рук. № 3).
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Площадь города. Лавки, балаганы. Ходят люди, торгуют. Гул от говора. Налево сидят нищие в восточных <фесках>, прорванных рубахах, без порток; старики, безрукие, слепые с мальчиками – поют. Проходящие подают. Женщина в чадре дает рубль серебряный.
ЯВЛЕНИЕ 1-е
Пение замолкает.
1-й нищий
(Хватает. Другие продолжают просить.)
На всех.
Нищие (вместе)
Спаси Христос.
Женщина проходит.
3-й нищий
Сколько всех? 8. По 12. Пойдем разменяем.
2-й нищий
У Абдула есть.
Абдул
Есть (меняет).
4-й нищий
Всегда дает. Дай ей бог свои милости и родителям царство небесное.
2-й нищий
Она да Амфилий Тирский – больше никто не дает.
3-й нищий
Да и принять от нее сердце радует, не то, как Мирон – тот оделяет, да через слуг, как собакам шныряет.
2-й нищий
Как ни давай, только б давал. Другой и давать не дает, и как собаку ругает.
3-й нищий
Кто же нищего ругает —только нехристи да Петр Мытарь.
4-й нищий
2-й нищий
Другого нет собаки.
3-й нищий
Я 20 лет живу, ни разу не дал полушки ржавой.
Все нищие
Ни мне, ни мне.
1-й нищий
Да что он, христианин?
3-й нищий
Христианин, да хуже нехристя. Христианину нельзя не подать ради Христа.
2-й нищий
А вот [не] подает. Не дал и не даст.
1-й нищий
Просить не умеете. Хр[истианину] нельзя не дать.
Все
А вот не дает.
1-й нищий
Вам не давал, мне даст.
Все
Не даст, не тот человек.
1-й нищий
Об заклад, что даст.
Все
Об заклад. Копейку, две полушки.
1-й нищий
Идет. (Бьет по рукам.) До вечера даст. Да вот и он. Смотрит и1
ЯВЛЕНИЕ 2-е
Рабочий араб ведет мула, навьюченного двумя корзинами, полными хлебами. За ним Петр Мытарь, толстый, завалившись назад с палкой, с золотым набалдашником, идет в богатой длинной одежде.
Так слушай же ушами. Прямо на двор к княгине Евдоксии введи, скажи – Петр Мытарь по заказу прислал. По сребренику за хлеб.
Араб
Всё отдавать?
Сказано, по сребренику за хлеб: сколько возьмет, столько сребреников.
Араб
А всех брать не станет?
Э, образина чортова, бестолковая. Всех 112 хлебов. Сколько возьмет, столько сребреников. Остальные вези к Абдулу. Да чтоб целы были.
Араб
Ладно. (Идет.)
1-й нищий (изогнувшись, трясясь подходит к Петру)
Кормилец, Христа ради убогому. Бог тебя наградит. Дай бог тебе еще в 10 раз против твоего за твою добро[де]тель. Отец, Христа ради.
Петр Мытарь (идет, нe замечая. Когда нищий подходит и касается, – поднимает палку)
1-й нищий (забегая вперед, отдаляется так, чтобы не доставала палка)
Благодетель! Кормилец! Пожалей убогого. Христос тебе воздаст. Не оставь несчастного.
Достану, собачий сын.
1-й нищий
Но меня пожалей, Христа ради прошу.
У Христа и проси. (Замахивается.)
1-й нищий (перебегает на другую сторону).
Не отстану, до вечера не отстану. Пожалей, кормилец. Переложи гнев на милость.
Смотри. Не палкой, так я тебя камнем достану. (Нагибается, отыскивая камень.)
1-й нищий
Миленький ты мой, красавец ты мой. Знаю, ты жалеешь меня, ты перед людьми не хочешь. Ну, брось копеечку. Бог тебе заплатит, и тебе, и деткам. Отец, кормилец. Не отстану, умру не отстану.
Отстанешь! (Бежит за ним с палкой, добегает до мула. Нищий отбегает. <Петр> хватается за землю, камня нет.)
1-й нищий
Миленький, желан[ный]…
<Так> провались же, проклятый! (Хватает хлеб и кидает в него.)
1-й нищий (крестится)
Спаси Христос за святую милостыньку. (Кланяется.) Я говорил, что дашь.
Петр с арабом уходят.
1-й нищий (подходит к своим)
Говорил, что даст. Давайте заклад.
3-й нищий
Он не дал, он швырнул.
1-й нищий
Всё равно милостыня. Давайте заклад.
2-й нищий
Нет, мы бились, что охотно не даст; а он швырнул.
1-й нищий
Кабы неохотно, он бы назад взял…
3-й нищий
И то правда. Видно, пробил заклад. Платить надо.
Нищие (вместе)
Платить так платить. (Достают деньги.)
3-й нищий
Ну, видно, конец свету пришел, коли Петр Мытарь милостыню давать стал.
Комментарии В. С. Мишина
«ПЕТР ХЛЕБНИК»
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
Источником драмы «Петр Хлебник» послужило «слово» о Петре Мытаре александрийского патриарха Иоанна Милостивого, вошедшее в сборник Дмитрия Ростовского «Четьи-Минеи».
Мысль написать драму на этот сюжет возникла у Толстого, повидимому, в конце 1883 или в начале 1884 г. Задумана она была как «народная пьеса» («народная драма»). В письме к С. А. Толстой от 30 января 1884 г. Толстой сообщал: «Читал Калики перехожие, стихи. Меня навело на это чтение моя затея народной пьесы. Обдумываю ее с большим удовольствием. И, как всегда, всё разрастается и главное углубляется и делается очень (для меня) серьезно».2
Очевидно, здесь имеется в виду именно драма «Петр Хлебник», так как в первом наброске ее начала Толстой, заканчивая вступительную ремарку к первому действию указанием, что нищие «поют стих», в скобках помечает: «Кал[ики] пер[ехожие], часть II, выпуск 5, 26 стр.».3
Около 30 января 1884 г. Толстым был написан, вероятно, общий план драмы и вскоре – первое действие (см. рукописи №№ 1—3).
Судя по плану, пьеса первоначально была задумана Толстым значительно шире, чем она была потом осуществлена, и с большими отступлениями от своего источника. В пьесу вводились, среди действующих лиц, «друг» Петра, «старец», «тесть» Петра и др.; реплики должны были перемежаться «монологами» Петра и старца «о приобретении средств», «о собственности», «о богатстве», «неравенстве» и т. п.
Однако в то время Толстой, затеряв рукописи, не стал продолжать пьесы, и работа прервалась до 1894 г.
Между тем, Толстой предложил издать «житие» Петра Мытаря в «Посреднике» в общедоступном изложении. 1—2? июня 1885 г. он писал по этому поводу П. И. Бирюкову: «Житие Петра Мытаря надо бы изложить и издать. Беликов не сделал этого? Я было начал делать из него народную драму, но затерял начало, да если бы и нашел, то постарался бы докончить в драматической форме».4
«Житие» это было изложено сотрудником «Посредника» П. П. Беликовым и, исправленное Толстым, издано под заглавием: «Житие святого Петра, бывшего прежде мытарем» (изд. «Посредник», М. 1886, № 15). В ГМТ сохранилась рукопись этой книги с многочисленными поправками Толстого. Упоминаемое в цитируемом выше письме Толстого к П. И. Бирюкову затерянное начало драмы, вместе с планом, было найдено В. Ф, Булгаковым после смерти Толстого в книге П. А. Бессонова «Калики перехожие» (см. «Описание яснополянской библиотеки», ГМТ).
В 1894 г. у Толстых предполагалось устройство спектакля с участием младших детей Толстого и крестьянских мальчиков. С. А. Толстая, сообщая об этом 17 июля своей сестре, Т. А. Кузминской, между прочим писала: «Левочка для этого в одно после обеда продиктовал Маше пьесу в пяти действиях» (ГМТ). А Толстой, отмечая в Дневнике 17 июля события за истекшие дни, записал под 15 июля: «Вечером диктовал Маше драму Петра Мытаря».5
Толстым был продиктован дочери Марии Львовне полный текст драмы под заглавием «Петр Хлебник».
Однако дальше этого работа не пошла, и драма осталась неотделанной. Предполагавшийся спектакль в Ясной Поляне не состоялся.
При жизни Толстого драма «Петр Хлебник» напечатана не была. Впервые опубликована в журнале «Голос Толстого и Единение» 1918, № 1 (7). В этой публикации первое действие напечатано в редакции 1884 г. (по рукописи № 3), с сохранением имени Петра Мытаря. По последней рукописи (№ 4) драма впервые опубликована в журнале «Бирюч Петроградских государственных академических театров», Петроград 1919, март (15—16), стр. 203—211.
В настоящем издании текст драмы печатается по рукописи № 4.
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
1. Автограф. 2 лл. F°. План пьесы. Публикуется в вариантах под № 1.
2. Автограф. 2 лл. 4°. Текстом заполнены лишь полстраницы л. 1 (л. 2 чистый). Начало: «Действие 1-е. Площадь перед домом Петра»; конец: «поют стих (Кал[ики] пер[ехожие], часть II, выпуск 5, 26 стр.)». Рукопись содержит список действующих лиц и вступительную ремарку к пьесе. Большая часть текста (из 18 строк – 14) после исправления перечеркнута.
3. Автограф. 2 лл. 4°. Начало: «Действие I. <Явление> <на> <Улица>