человечества. И странное дело, вопрос этот разрешался и разрешается не только различно, не только противуположно одним мыслителем другому, но одни и те же мыслители разрешают его различно, и (часто) почти всегда соединяя вместе и положительное и отрицательное решение. Аристотель признает вместе свободу и необходимость. Святой Августин говорит: Nunc autem homo non est bonus nec habet in potestatem ut bonus sit sive non videndo [Человек теперь не добр и не может быть добрым, если он не знает].
Вопрос этот с древнейших времен занимал и занимает лучшие умы человечества, и с древнейших времен для богословия, права, истории и философии разрешался и разрешается различно, как богословием, так и философией. Пророки
1380
В рукописи осталось неисправленным: говорят
1381
Зач.: и вместе с тем предписывает казнь за преступления.
1382
Зач.: <Апостолы учат> Учители церкви учат о тщете мечтания о свободе и <требуют> налагают ответственность на дела людей.
Contra liberum arbitrium pugno [1 неразобр.] scripturae testimonio quosemos de Christo loquantur, – говорит Лютер. [Свидетельства писания опровергаются, когда свободны рассуждения о Христе.]
Nunc homo non est bonus пес habet in potestatem ut bonus sit sive non videndo qualem esse debet sive videndo et non volendo esse
Вместо зач. под строкой надписаны след. четыре фразы.
1383
Зач.: рассматривают вопрос и
1384
Зач.: начиная с
1385
Зачеркнуто: разрешают вопрос и различно решают его и надписано окончание фразы.
1386
1387
[сущность,]
1388
1389
[воля.]
1390
Зач.: философ, Шопенгауер и вписаны след. три слова.
1391
Зач.: других явлений мира и вписаны след. два слова.
1392
Зач.: der Wille, которая в сущности есть не что иное, как та свобода и вписаны след. девять слов.
1393
[Свободный от предрассудков (философски необразованный) человек,]
1394
Зач.: Вопрос этот, предполагающийся решенным как историею, так
1395
Зач.: и просто
1396
Зач.: до сих пор не решен ни в философии истории, ни права, ни богословии, ни этики, то есть <науке> учении об нравственности.
1397
Зачеркнуто: под влиянием необходимости точно
1398
Зач.: Были времена в истории европейского человечества, когда вопрос этот был несознаваем. <Такова> Языческая философия древних греков и римлян <редко и случайно касается этого вопроса> как бы не сознает еще всей важности вопроса. <Так> Аристотель в «Этике» и Цицерон в книге о Судьбе только слегка касаются этого вопроса. Только с христианством вопрос этот отцами церкви постановляется во всей его значительности. Святой Августин и за ним схоластики <приводят> очевидно сознают всю важность вопроса <лежащего в основе как богословия>. После них вопрос из исключительной богословской сферы переходит в область философии. Все глубокие мыслители останавливаются на этом вопросе и различно разрешают его: Гоббес, Спиноза, Кант, Шеллинг, Шопенгауер.
Со времени Августина и схоластиков, со времени знаменитого софизма Буридана об осле вопрос перешел в сознание человечества и только откладывался.
1399
Зач.: и опять вышел[?] из сознания человечества. Произошло ли это
1400
Зач.: <Они> Единственное возражение
1401
Зач.: Итак
1402
Зач.: занимая человечество с древних времен, разрешался и разрешается различно, что, несмотря на кажущееся полное разрешение его, следующий мыслитель начинает дело сначала. Что последний мыслитель, окончательно и успешно разреш[ая] вопрос, признает; что der rohe Mensch [необразованный человек], видя[?], скажет: aber ich kann was [но я могу] [1 неразобр.] – видим, что он признает intelligible Wille [умопостигаемую волю], который свободен, видим, что разрешение вопроса не переходит в области масс, и, главное, видим вечно неопровержимый довод в пользу свободы, заключающийся в том, что если воля моя ограничена, то сущность ее свободна.
1403
На полях: Сознание и рассуждение_
1404
Зачеркнуто вписанное на полях: Не судя о том возможном или невозможном решении вопроса в области отвлеченного мышления, история, как наука опытная, находя и, в истории философии и в действительности два решения этого вопроса, принимает их оба. Но для истории разрешение его неизбежно.
Далее зач. в тексте: Вопрос (не судя о том, возможно или невозможно его разрешение) остается неразрешен.
В области философии, богословия, права, истории одни признают, другие не признают свободы воли.
История <для того, чтобы быть наукой, должна быть наукой опытной>, как опытная наука <история> для разрешения <вопроса> его имеет орудие, которого не имеют другие науки: опыт и наблюдения.
История не только может, не решая вопроса о том, свободна или не свободна воля человека, допуская оба явления, рассматривать эти свободные и несвободные проявления воли во времени
1405
Зач.: Сама философия, богословие, право, сама история Вместо зач. вписано на полях, кончая: более или менее свободной.
1406
Зач.: личной жизни
1407
Зач.: человеческому мышлению
1408
Зач.: описывать и наблюдать которые составляет ее задачу.
1409
Зач.: или несвободна эта воля и вписаны след. шесть слов.
1410
Зач.: это явление, допуская и то и другое и вписано окончание фразы.
1411
Зач.: Как исторический, так и личный опыт показывают, что есть проявления воли, всеми признаваемые за свободные, и наоборот.
Когда Наполеон III в своей речи или записках говорит, что он, жертвуя своими наклонностями для общего блага, совершил такое-то действие, или когда я (вспоминаю) говорю, что я написал известные слова потому, что я из всего, что я мог написать, выбрал те слова, которые считал лучшими, и Наполеонов и мой поступок представляются несомненно свободными. Но если я описываю переселение народов, руководимое отчасти Аттилою, или вспоминаю поступок, совершенный мною в нервом детстве, когда я <под влиянием одной жадности, без борьбы и выбора> съел стоявшие фрукты, и деятельность Аттилы, и моя представляются мне уже не столь свободными. Я вижу, что стремление народов с востока на запад имело другие причины, чем воля Аттилы, и что Аттила только подчинялся общему движению; то же самое я вижу и в своем детском поступке. Я вижу, что один мотив жадности руководил мною и что я без борьбы и колебаний, без заметного участия воли, поддался ему. Так что, не говоря об абсолютной свободе или несвободе, посредством наблюдения исторических явлений и личного опыта, мы придем к заключению, что существуют известные степени свободы (мнимой или действительной). Так [как] предмет истории есть выражение воли людей во времени, то, и наблюдая во времени большую или меньшую степень свободы, мы убедимся, что эта большая или меньшая свобода (или представление о ней) зависит от времени.
Как бы то ни было, как для философии, так и для науки права <для богословия, истории>, для этики, <для богословия даже> вопрос не решен. Каждый новый мыслитель передает следующему <свои> только свои попытки, размышления, и следующий
Вместо зач. на полях вписан дальнейший текст до конца варианта.
1412
Зачеркнуто: Итак, мы пришли к выбору: признать, что мнение [?] одного человека, или то, что мы называем волей, из событий, в которых принимают участие 1000000 людей. Действительно непонятно, чтобы один человек заставлял убивать друг друга 1000000 людей, но ясно, что 1000000 людей в своей деятельности могли увлечь деятельность одного человека.
1413
Зачеркнуто: называемой историею. История новейшая как бы признает это, ставя свой идеал в личности; но идеал личный
1414
Зач.: и главное
1415
Зач.: Скажем le grand mot [великое слово] <Весь>
1416
Зач.: Мос[кву]
1417
Зачеркнуто: Мне кажется, я свободен.
1418
Зач.: неизбежно
1419
Зач.: Сознание
1420
Зач.: говорит Кант
1421
Зач. есть тол[ько]
1422
Зачеркнуто: как оно относится к божеству
1423
На полях: Какие малости [?] божество, излишек свободы? Вопросы богослов[ия] стали прошлым, но в сфере [?] истории нет выбора.
1424
Зач.: людей
1425
Зач.: И стоит допустить (что и нельзя иначе) отсутствие произвола, и отпадают все бессмыслицы, и уничтожается тот произвольный критериум, который берет история. Непонятно, почему история не держится бессмыслицы и отвергает истину. На это 4 причины.
1426
[гуманитарные:]
1427
Зач.: уголовная
1428
Зач.: законов
1429
На полях: Как в а[строномии], так и в истории ошибка в том, чтобы большее заставить вертеться вокруг меньшего.
1430
Зачеркнуто: борьба
1431
Зач.: религия
1432
Зачеркнуто: наибольших телах
1433
В автографе: неподвижно
1434
Зачеркнуто: стоит на
1435
Зач.: только
1436
Зач.: том
1437
Зач.: История теперь есть наука народного самопознания
1438
Зач.: Нет периода в истории, в котором бы необходимые связи эти являлись с такой поразительностью, как в истории начала нынешнего столетия.
1439
Зачеркнуто: говорит: Александр велик, добр, хотел того-то, Наполеон добр, дурен, хотел того-то.
1440
Зач.: И как ясно. (Актер.)
1441
Зап.: Мы видим, что
1442
В автографе ошибочно: голов.
1443
Дальнейший текст написан па отдельном листе.
1444
Зачеркнуто: их связь
1445
Зач.: Совершается событие
1446
Конспект-автограф на полях вместо зачеркнутого конспекта (см. вар. № 316).
1447
Автограф на том же листе, что и зачеркнутый конспект (см. вар. № 316).
1448
Зачеркнуто: Я не заблуждаюсь
1449
Зач.: я <останусь один> <своего> не найду сочувствия к высказанному мною взгляду, я считаю нужным ответить на могущее <Когда>
1450
Зач.: этого взгляда
1451
Зач.: нового (нашего) моего
1452
Зач.: о котором они не говорят
1453
Зач.: могу не
1454
Зачеркнуто: Фатализм, к которому приводит нас
1455
Зач.: <Сущность свободы вне времени есть без> Сущность свободы есть душа, сущность
1456
Зач.: Свобода вне времени есть смерть
1457
Записи не расшифрованы.
1458
Зачеркнуто: Я знаю
1459
Зачеркнуто: дурно
1460
Зач.: что
1461
Зач.: Перед этими читателями
1462
Последние два слова разобраны предположительно.
1463
[Я ручаюсь, что нельзя,]
1464
Зачеркнуто: Я желал бы, чтобы значение высказанного мною взгляда на историю было понимаемо читателями так же, как я его понимаю.
1465
Зач.: это относительно воззрения на историю
1466
Зач.: написать
1467
Зач.: бы желал
1468
Зач.: Я не могу признать первого и потому
1469
Зач.: радостное волнение, то мучительное упорство
1470
Зачеркнуто: по их мнению
1471
Зач.: поставлен
1472
Зач.: Для того, чтобы убедиться в том, что
1473
Зач.: давным-давно
1474
Зач.: Стоит познакомиться
1475
Зач.: противуречия
1476
Зач.: <про> сознания свободы
1477
Зач.: греха
1478
Зачеркнуто: во время своей деятельности
1479
Зач.: Не при каких ст. и. в. так неясно раз. р. и. н. несв[ободное] сознание свое В чем состоит созн[ание], не допуск[аемое] ни К[антом], ни Ш[опенгауэром]? А оно есть в опыте. Но сознание, сознание и раз[ ум] не тот я – и почему не может быть.
1480
Зачеркнуто: над жизнью людей и рассуждении об этом, основанном на этом наблюдении,
1481
Зач.: рассуждение об этом сознании и вписаны след. четыре слова.
1482
Зач.: грехе
1483
Зач.: Следовательно
1484
Зач.: Кант в своей третьей антиномии Критики чистого разума и
1485
Зач.: к <разрешению постановлению и разрешению вопроса этого в чистой области мышления в 1486 Зач.: вопроса возможностью 1487 [«Сочинении о свободе воли»] 1488 [«Мир, как воля и представление»,] 1489 Зач.: может 1490 Зач.: зависеть 1491 Зач.: длинным 1492 [вещью в себе,] 1493 [воля в природе] 1494 [«Мир, как воля и представление» и «Основные проблемы этики»] 1495 [воли к жизни,] 1496 [«Сочинение о свободе воли»] 1497 [искренному (несведущему в философии человеку),] 1498 Зачеркнуто: философии истории, постановляемом 1499 Зач.: Есть только два пути познания – рассуждения и сознания. 1500 Зачеркнуто: <инте> Intellegible Wille
1501
Зач.: которая лежит в нас
1502
Зач.: понятие
1503
Зач.: видим
1504
Зач.: Но кроме <метафизических> доводов разумом сознание свободы воли доказывается опытом.
1505
Зач.: Философ говорит, что
1506
Зач.: вытекающее из возмож[ности]
1507
Зачеркнуто: Сознание по самому смыслу своему не может быть ошибочно. Наблюдения, со всех различных сторон приводящие к одному и тому же выводу, тоже еще менее могут быть ошибочны. Ошибка, следовательно, должна лежать в рассуждении. Рассматривая и вписано, кончая: того и другого рассуждения, рассмотрим
1508
Зач.: основанные на наблюдениях
1509
Зач.: с самых различных сторон
1510
Зач.: сознании
1511
Зач.: свойств
1512
Зач.: имеют только один источник сознания, ничем другим не подтверждаются и
1513
Зач.: главное зависимости
1514
Зачеркнуто: человек сознает себя свободным
1515
Зач.: и всегда, напротив, подлежит условиям
1516
Зач.: другими и вписаны след. два слова.
1517
Зач.: в среде