Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 15. Война и мир. Черновые редакции и варианты. Часть 3

человечества. И странное дело, вопрос этот разрешался и разрешается не только различно, не только противуположно одним мыслителем другому, но одни и те же мыслители разрешают его различно, и (часто) почти всегда соединяя вместе и положительное и отрицательное решение. Аристотель признает вместе свободу и необходимость. Святой Августин говорит: Nunc autem homo non est bonus nec habet in potestatem ut bonus sit sive non videndo [Человек теперь не добр и не может быть добрым, если он не знает].

Вопрос этот с древнейших времен занимал и занимает лучшие умы человечества, и с древнейших времен для богословия, права, истории и философии разрешался и разрешается различно, как богословием, так и философией. Пророки

1380

В рукописи осталось неисправленным: говорят

1381

Зач.: и вместе с тем предписывает казнь за преступления.

1382

Зач.: <Апостолы учат> Учители церкви учат о тщете мечтания о свободе и <требуют> налагают ответственность на дела людей.

Contra liberum arbitrium pugno [1 неразобр.] scripturae testimonio quosemos de Christo loquantur, – говорит Лютер. [Свидетельства писания опровергаются, когда свободны рассуждения о Христе.]

Nunc homo non est bonus пес habet in potestatem ut bonus sit sive non videndo qualem esse debet sive videndo et non volendo esse qualem debere esse si videt [Человек теперь не добр и не может быть добрым, если он не знает, каким он должен быть, или он знает, но не хочет быть таким, каким должен быть], – говорит Августин.

Вместо зач. под строкой надписаны след. четыре фразы.

1383

Зач.: рассматривают вопрос и

1384

Зач.: начиная с

1385

Зачеркнуто: разрешают вопрос и различно решают его и надписано окончание фразы.

1386

Зач.: человек должен

1387

[сущность,]

1388

[вещь в себе,]

1389

[воля.]

1390

Зач.: философ, Шопенгауер и вписаны след. три слова.

1391

Зач.: других явлений мира и вписаны след. два слова.

1392

Зач.: der Wille, которая в сущности есть не что иное, как та свобода и вписаны след. девять слов.

1393

[Свободный от предрассудков (философски необразованный) человек,]

1394

Зач.: Вопрос этот, предполагающийся решенным как историею, так

1395

Зач.: и просто

1396

Зач.: до сих пор не решен ни в философии истории, ни права, ни богословии, ни этики, то есть <науке> учении об нравственности.

1397

Зачеркнуто: под влиянием необходимости точно

1398

Зач.: Были времена в истории европейского человечества, когда вопрос этот был несознаваем. <Такова> Языческая философия древних греков и римлян <редко и случайно касается этого вопроса> как бы не сознает еще всей важности вопроса. <Так> Аристотель в «Этике» и Цицерон в книге о Судьбе только слегка касаются этого вопроса. Только с христианством вопрос этот отцами церкви постановляется во всей его значительности. Святой Августин и за ним схоластики <приводят> очевидно сознают всю важность вопроса <лежащего в основе как богословия>. После них вопрос из исключительной богословской сферы переходит в область философии. Все глубокие мыслители останавливаются на этом вопросе и различно разрешают его: Гоббес, Спиноза, Кант, Шеллинг, Шопенгауер.

Со времени Августина и схоластиков, со времени знаменитого софизма Буридана об осле вопрос перешел в сознание человечества и только откладывался.

1399

Зач.: и опять вышел[?] из сознания человечества. Произошло ли это

1400

Зач.: <Они> Единственное возражение

1401

Зач.: Итак

1402

Зач.: занимая человечество с древних времен, разрешался и разрешается различно, что, несмотря на кажущееся полное разрешение его, следующий мыслитель начинает дело сначала. Что последний мыслитель, окончательно и успешно разреш[ая] вопрос, признает; что der rohe Mensch [необразованный человек], видя[?], скажет: aber ich kann was [но я могу] [1 неразобр.] – видим, что он признает intelligible Wille [умопостигаемую волю], который свободен, видим, что разрешение вопроса не переходит в области масс, и, главное, видим вечно неопровержимый довод в пользу свободы, заключающийся в том, что если воля моя ограничена, то сущность ее свободна.

1403

На полях: Сознание и рассуждение_

1404

Зачеркнуто вписанное на полях: Не судя о том возможном или невозможном решении вопроса в области отвлеченного мышления, история, как наука опытная, находя и, в истории философии и в действительности два решения этого вопроса, принимает их оба. Но для истории разрешение его неизбежно.

Далее зач. в тексте: Вопрос (не судя о том, возможно или невозможно его разрешение) остается неразрешен.

В области философии, богословия, права, истории одни признают, другие не признают свободы воли.

История <для того, чтобы быть наукой, должна быть наукой опытной>, как опытная наука <история> для разрешения <вопроса> его имеет орудие, которого не имеют другие науки: опыт и наблюдения.

История не только может, не решая вопроса о том, свободна или не свободна воля человека, допуская оба явления, рассматривать эти свободные и несвободные проявления воли во времени

1405

Зач.: Сама философия, богословие, право, сама история Вместо зач. вписано на полях, кончая: более или менее свободной.

1406

Зач.: личной жизни

1407

Зач.: человеческому мышлению

1408

Зач.: описывать и наблюдать которые составляет ее задачу.

1409

Зач.: или несвободна эта воля и вписаны след. шесть слов.

1410

Зач.: это явление, допуская и то и другое и вписано окончание фразы.

1411

Зач.: Как исторический, так и личный опыт показывают, что есть проявления воли, всеми признаваемые за свободные, и наоборот.

Когда Наполеон III в своей речи или записках говорит, что он, жертвуя своими наклонностями для общего блага, совершил такое-то действие, или когда я (вспоминаю) говорю, что я написал известные слова потому, что я из всего, что я мог написать, выбрал те слова, которые считал лучшими, и Наполеонов и мой поступок представляются несомненно свободными. Но если я описываю переселение народов, руководимое отчасти Аттилою, или вспоминаю поступок, совершенный мною в нервом детстве, когда я <под влиянием одной жадности, без борьбы и выбора> съел стоявшие фрукты, и деятельность Аттилы, и моя представляются мне уже не столь свободными. Я вижу, что стремление народов с востока на запад имело другие причины, чем воля Аттилы, и что Аттила только подчинялся общему движению; то же самое я вижу и в своем детском поступке. Я вижу, что один мотив жадности руководил мною и что я без борьбы и колебаний, без заметного участия воли, поддался ему. Так что, не говоря об абсолютной свободе или несвободе, посредством наблюдения исторических явлений и личного опыта, мы придем к заключению, что существуют известные степени свободы (мнимой или действительной). Так [как] предмет истории есть выражение воли людей во времени, то, и наблюдая во времени большую или меньшую степень свободы, мы убедимся, что эта большая или меньшая свобода (или представление о ней) зависит от времени.

Как бы то ни было, как для философии, так и для науки права <для богословия, истории>, для этики, <для богословия даже> вопрос не решен. Каждый новый мыслитель передает следующему <свои> только свои попытки, размышления, и следующий

Вместо зач. на полях вписан дальнейший текст до конца варианта.

1412

Зачеркнуто: Итак, мы пришли к выбору: признать, что мнение [?] одного человека, или то, что мы называем волей, из событий, в которых принимают участие 1000000 людей. Действительно непонятно, чтобы один человек заставлял убивать друг друга 1000000 людей, но ясно, что 1000000 людей в своей деятельности могли увлечь деятельность одного человека.

1413

Зачеркнуто: называемой историею. История новейшая как бы признает это, ставя свой идеал в личности; но идеал личный

1414

Зач.: и главное

1415

Зач.: Скажем le grand mot [великое слово] <Весь>

1416

Зач.: Мос[кву]

1417

Зачеркнуто: Мне кажется, я свободен.

1418

Зач.: неизбежно

1419

Зач.: Сознание

1420

Зач.: говорит Кант

1421

Зач. есть тол[ько]

1422

Зачеркнуто: как оно относится к божеству

1423

На полях: Какие малости [?] божество, излишек свободы? Вопросы богослов[ия] стали прошлым, но в сфере [?] истории нет выбора.

1424

Зач.: людей

1425

Зач.: И стоит допустить (что и нельзя иначе) отсутствие произвола, и отпадают все бессмыслицы, и уничтожается тот произвольный критериум, который берет история. Непонятно, почему история не держится бессмыслицы и отвергает истину. На это 4 причины.

1426

[гуманитарные:]

1427

Зач.: уголовная

1428

Зач.: законов

1429

На полях: Как в а[строномии], так и в истории ошибка в том, чтобы большее заставить вертеться вокруг меньшего.

1430

Зачеркнуто: борьба

1431

Зач.: религия

1432

Зачеркнуто: наибольших телах

1433

В автографе: неподвижно

1434

Зачеркнуто: стоит на

1435

Зач.: только

1436

Зач.: том

1437

Зач.: История теперь есть наука народного самопознания

1438

Зач.: Нет периода в истории, в котором бы необходимые связи эти являлись с такой поразительностью, как в истории начала нынешнего столетия.

1439

Зачеркнуто: говорит: Александр велик, добр, хотел того-то, Наполеон добр, дурен, хотел того-то.

1440

Зач.: И как ясно. (Актер.)

1441

Зап.: Мы видим, что

1442

В автографе ошибочно: голов.

1443

Дальнейший текст написан па отдельном листе.

1444

Зачеркнуто: их связь

1445

Зач.: Совершается событие

1446

Конспект-автограф на полях вместо зачеркнутого конспекта (см. вар. № 316).

1447

Автограф на том же листе, что и зачеркнутый конспект (см. вар. № 316).

1448

Зачеркнуто: Я не заблуждаюсь

1449

Зач.: я <останусь один> <своего> не найду сочувствия к высказанному мною взгляду, я считаю нужным ответить на могущее <Когда>

1450

Зач.: этого взгляда

1451

Зач.: нового (нашего) моего

1452

Зач.: о котором они не говорят

1453

Зач.: могу не

1454

Зачеркнуто: Фатализм, к которому приводит нас

1455

Зач.: <Сущность свободы вне времени есть без> Сущность свободы есть душа, сущность

1456

Зач.: Свобода вне времени есть смерть

1457

Записи не расшифрованы.

1458

Зачеркнуто: Я знаю

1459

Зачеркнуто: дурно

1460

Зач.: что

1461

Зач.: Перед этими читателями

1462

Последние два слова разобраны предположительно.

1463

[Я ручаюсь, что нельзя,]

1464

Зачеркнуто: Я желал бы, чтобы значение высказанного мною взгляда на историю было понимаемо читателями так же, как я его понимаю.

1465

Зач.: это относительно воззрения на историю

1466

Зач.: написать

1467

Зач.: бы желал

1468

Зач.: Я не могу признать первого и потому

1469

Зач.: радостное волнение, то мучительное упорство

1470

Зачеркнуто: по их мнению

1471

Зач.: поставлен

1472

Зач.: Для того, чтобы убедиться в том, что

1473

Зач.: давным-давно

1474

Зач.: Стоит познакомиться

1475

Зач.: противуречия

1476

Зач.: <про> сознания свободы

1477

Зач.: греха

1478

Зачеркнуто: во время своей деятельности

1479

Зач.: Не при каких ст. и. в. так неясно раз. р. и. н. несв[ободное] сознание свое В чем состоит созн[ание], не допуск[аемое] ни К[антом], ни Ш[опенгауэром]? А оно есть в опыте. Но сознание, сознание и раз[ ум] не тот я – и почему не может быть.

1480

Зачеркнуто: над жизнью людей и рассуждении об этом, основанном на этом наблюдении,

1481

Зач.: рассуждение об этом сознании и вписаны след. четыре слова.

1482

Зач.: грехе

1483

Зач.: Следовательно

1484

Зач.: Кант в своей третьей антиномии Критики чистого разума и

вписано след. слово.

1485

Зач.: к <разрешению постановлению и разрешению вопроса этого в чистой области мышления в 1486 Зач.: вопроса возможностью 1487 [«Сочинении о свободе воли»] 1488 [«Мир, как воля и представление»,] 1489 Зач.: может 1490 Зач.: зависеть 1491 Зач.: длинным 1492 [вещью в себе,] 1493 [воля в природе] 1494 [«Мир, как воля и представление» и «Основные проблемы этики»] 1495 [воли к жизни,] 1496 [«Сочинение о свободе воли»] 1497 [искренному (несведущему в философии человеку),] 1498 Зачеркнуто: философии истории, постановляемом 1499 Зач.: Есть только два пути познания – рассуждения и сознания. 1500 Зачеркнуто: <инте> Intellegible Wille

1501

Зач.: которая лежит в нас

1502

Зач.: понятие

1503

Зач.: видим

1504

Зач.: Но кроме <метафизических> доводов разумом сознание свободы воли доказывается опытом.

1505

Зач.: Философ говорит, что

1506

Зач.: вытекающее из возмож[ности]

1507

Зачеркнуто: Сознание по самому смыслу своему не может быть ошибочно. Наблюдения, со всех различных сторон приводящие к одному и тому же выводу, тоже еще менее могут быть ошибочны. Ошибка, следовательно, должна лежать в рассуждении. Рассматривая и вписано, кончая: того и другого рассуждения, рассмотрим

1508

Зач.: основанные на наблюдениях

1509

Зач.: с самых различных сторон

1510

Зач.: сознании

1511

Зач.: свойств

1512

Зач.: имеют только один источник сознания, ничем другим не подтверждаются и

1513

Зач.: главное зависимости

1514

Зачеркнуто: человек сознает себя свободным

1515

Зач.: и всегда, напротив, подлежит условиям

1516

Зач.: другими и вписаны след. два слова.

1517

Зач.: в среде

Скачать:TXTPDF

человечества. И странное дело, вопрос этот разрешался и разрешается не только различно, не только противуположно одним мыслителем другому, но одни и те же мыслители разрешают его различно, и (часто) почти