что <исторические лица суть только выражения> воля исторических лиц не есть причина событий, что воля эта исполняется только тогда, когда она совпадает с другими причинами <и что потому исторические лица суть выражения своего времени>.
Но, казалось бы, признав это, история бы должна была <отрешиться> от изучения этих лиц перейти к изучению тех <сил, которых лица эти служат необходимым выражением> причин, по которым исполняется или не исполняется воля исторического лица; но история не делает этого.
Она <продолжает изучать ист> присоединяет только к тем немногим лицам владык мира, составлявшим прежде интерес истории, еще новых деятелей: писателей, ораторов, философов, художников (всё, что оставило по себе памятники) и рассматривает всех этих людей, как свободных деятелей истории, оправдывая и осуждая их, смотря по предвзятому историком идеалу.
В ответ на запросы человечества о законах видоизменения масс история продолжает отвечать описанием исторических деятелей.
1707
В копии, сделанной с этого автографа С. А. Толстой, слово разобрано: мнимо Однако можно прочесть: многие
1708
Зачеркнуто: необходимо прежде знать, в чем состоит воля народа.
1709
Зач: <свободу, равенство, цивилизацию, уничтожение феодализма> <падение в> свободу, равенство, цивилизацию.
1710
Зач.: этом
1711
Автограф вместо зачеркнутого текста копии от слов: что воля этих людей не есть кончая: интерес исторического лица? (вар. № 342, стр. 286).
1712
Зач.: неизвестны
1713
Зач.: прогрессу, просвещению и что люди эти всегда служат представителями этого движения
1714
Зач.: Если условия эти известны, то желательно бы было знать, в чем они состоят. Но история не показывает этого.
1715
Зач.: человечества
1716
Зач.: равновесии [1 неразобр.], то в национальности, то в прогрессе цивилизации и т. д.
1717
Зач.: состоящая в равенстве, свободе, просвещении и т. д.
1718
Зачеркнуто: равенстве, свободе, просвещении народов
1719
Зач.: Почему воля народа предпочитает Наполеона Лудовику XVI и Наполеона III Лудовику Филиппу и т. д.
1720
Зач.: весьма просто
1721
Зач. обвиняя в
1722
Далее следует исправленная копия текста вар. № 342 от слов: Исторические лица, говорят эти историки (стр. 286).
1723
Начало – автограф на зачеркнутой копии.
1724
Зач.: случайного
1725
Зач.: вникнув
1726
Зач.: туча <иногда> не всегда идет против ветра, но
1727
Зач.: случайных
1728
Зач.: поверкой
1729
Зачеркнуто: случайный
1730
Зач.: случайным признаком
1731
Зач.: случайным
1732
Зач.: Что ж говорила история?
1733
Зач.: Или я должен допустить, что миллионы свободных воль покоряются одной или наоборот.
Допустив свободу воли Наполеона, приводящего к убийству миллионы, я должен отрицать свободу миллионов, и это самое говорит история.
Далее зач. текст копии вар. № 314, кончая словами: великое слово, стоящее на пути истины (см. стр. 231).
1734
Далее автограф вместо зач. копии вар. № 314 (стр. 231).
1735
Зач.: основаны
1736
Зачеркнуто: на каждом шагу встречающегося в истории, наука
1737
Далее текст автографа на двух отдельных листах кончая словами: не могло быть другое (см. стр. 292).
1738
Зач.: ничем не может быть объяснено
1739
В рукописи: обсуживая
1740
Зачеркнуто: прошло несколько часов, условия, при которых я находился, изменились
1741
Зач.: событие более отдаленное представляется уже нам последствием
1742
Зач. бывший на этом листе отрывок другого автографа: В чем же состоит она: <слова> приказание ли зависит от события или событие от <слов> приказания? Для того, чтобы рассматривать эту зависимость, должно прежде ясно определить себе, что мы разумеем под приказанием и событием. Мы видели, что приказание – это слова. Событие – это физическое движение человека или людей. Слова
1743
Зач.: произволу
1744
Зачеркнуто: и мысли
1745
Далее текст исправленной копии.
1746
Зачеркнуто: Свободы же в прошедшем не существует и не может существовать, и потому история не может рассматривать людей иначе, как несвободными и подлежащими общим законам необходимости. И то, что то, что предшествующий признак каждого события есть представление о свободе человека, не должно останавливать историка, так как представление это ложно.
1747
Зач.: человек
1748
Далее конспект на полях след. листа копии: Общая всем. Значение исторических лиц. Закон большей и меньшей степени свободы.
На основании этого конспекта и след. копии (наборной) дальнейший текст печатается по автографу-вставке на двух листах.
1749
Зач.: история древних об
1750
Зач.: должна была допустить
1751
Зачеркнуто: несколькими людьми
1752
Зач.: сотни
1753
Зач.: одаренных
1754
Зач.: необходимости, равную несвободу всех людей
1755
Зач.: и понятие о добре или зле поступков людей
1756
Зач.: влиять более, чем другой
1757
Зач.: свободы, в котором
1758
Зач.: одинаково
1759
Зач.: частицы
1760
Зач.: отыскивая законы
1761
Зач.: бесконечно малой
1762
Зач.: <сосредот[очиваются> закл[ючаются]
1763
В рукописи: то
1764
Зачеркнуто: делениям
1765
Зач.: То же
1766
Зач.: интересных
1767
Зач.: отрешиться от понятия
1768
Зач.: пока история так идет
1769
Зач.: сделано
1770
Исправлено из: та новая почва, на
1771
Переработанная копия вар. № 322.
1772
Зачеркнуто: в жизни человека отношение воли к разуму, свободы к необходимости. В этом
1773
Зач.: человека
1774
Зач.: им, то есть жизнь, закон
1775
Зач.: в сознании
1776
Зач.: необходимость
1777
Зач.: Свобода
1778
Зач.: необходимость
1779
Зач. вписанное на полях: В <действительности> <в возможности, в> соединении своем свобода есть воля, необходимость есть разум.
Воля, как свобода, познается только сознанием.
Разум, как необходимость, познается только <независимо от содержания самим разумом> отвлеченным разумом.
1780
Зач.: воля
1781
Зач.: <в> внешне определяемая законами
1782
Зач. вписанное на полях: Понятие <полной> свободы есть только понятие воли в существе своем – в сознании <понятие же большей или меньшей свободы есть только понятие> Понятие <полной> необходимости есть только выражение общих законов разума.
1783
Зач.: весь мир человека.
1784
Зач.: т. е. чем более воля огра[ничена]
1785
Зачеркнуто: к рассматриваемому явлению.
1786
Зач.: <вообще> в проявлении воли
1787
Зач.: имеющих целью сознание
1788
Зач. вписанное: <Существуют> Движутся перед нами фигуры в линии
1789
Зач.: Познать законы движения этих линий составляет
1790
Исправлено из: развивается
1791
1792
Зач.: этих <фигур> линий движения
1793
Зач. текст копии: или трансцендентная воля к жизни Шопенгауера, все без исключения признают ее.
1794
Зач. в копии: что воля и свобода в сознании нашем одно и то же и надписано до конца абзаца.
1795
Зач. вписанный на полях автограф: Никакая сила логических доводов, никакой <бесконечный> ряд опытов и наблюдений не могут доказать человеку того, что он не свободен; ибо знание своей свободы <вытекает> получается человеком из совершенно другого источника, чем всякое другое знание: оно получается из сознания, не подлежащего законам разума.
1796
Зачеркнуто в копии: говорят: я могу сказать всё, что хочу, и человек не может говорить и вписаны след. семь слов.
1797
Зач. в копии: Ни опыт, ни рассуждения не могут доказать ему противного. Несмотря на то, что опыт и рассуждение показывают ему с самых различных сторон, что всякое действие его предопределено, зависимо от внешних условий, что при тех же условиях и том же характере он неизбежно совершает и вписан новый текст, кончая: он неизбежно совершит
1798
Зач.: а из сознания
1799
Зач. в копии: неотразимо достоверно показывают человеку, что он может и не может сделать, показывают, что он не может поймать дым, летать.
1800
Далее автограф, кончая: только из опыта и
1801
Далее автограф до конца фразы.
1802
Зач. текст копии: чувствует себя свободным и необходимо предполагает бессмысленное, именно возможность совершить бесчисленное количество разнообразных поступков при одних и тех же условиях. Мало того: человек не может представить себя и другого человека и вписано, кончая: чувствует, что
1803
1804
Зачеркнут текст исправленонй копии: Если бы человек мог убедиться в том, что в следующую минуту он не будет свободен, он перестал бы жить. Все стремления людей имеют только одну цель – поставить себя в такое положение, в котором возможно бы было наибольшее представление различных поступков при одних и тех же условиях. <Следовательно> Очевидно знание человека о своей свободе и всякое другое знание <подчиняющееся опыту и рассуждению, и знание о своей свободе, не подчиняющееся им, имеют два различные источника: источником первого есть разум, другого – сознание> вытекают из двух различных источников. Первое вытекает из сознания, второе из разума. Первое не подчиняется опыту, второе подчиняется ему.
Вместо зач. вписан рукой Толстого текст до конца след. абзаца, после чего снова идет текст копии, кончая зачеркнутым: понятие общей жизни (см. сн. 3).
1805
Зач.: выводимое из него рассуждение
1806
Зач. текст копии: Человек есть результат многих сил. Каким образом он сознает эти силы? Вот вопрос философии. Рассматривая проявления воли людей в связи с внешним миром и между собой, мы не только видим, что воли людей подлежат законам необходимости, но что и самое понятие общей жизни Далее следует текст исправленной копии, кончая зачеркнутыми словами: следовательно, все люди свободны (см. сн. 5).
1807
Зач.: мы чувствуем эту волю свободною.
1808
Зач.: и основанное на нем рассуждение показывает нам людей свободными.
Мне кажется, что ни в одной области мышления, в которых разрабатывался этот вопрос, он не представляется с такою основательностью и потому ясностью, с которой он поставлен здесь по отношению к истории.
Общее умозаключение закона необходимости следующее: всё в мире подлежит законам необходимости. Я есть часть всего мира и потому подлежу закону. Общее умозаключение о свободе следующее: я сознаю свою свободу. Все люди такие же, как и я, следовательно, все люди свободны.
Основания, на которых строятся оба умозаключения, неопровержимы, несмотря на то, что они противуречат друг другу. Соединение этих двух противуречий (субъекта и объекта) составляет неразрешенный узел метафизики; для истории же соединение этих противуречий должно существовать в действительности, ибо если бы соединение этих противуречий было бы невозможно, невозможно бы было и понимание каких бы то ни было исторических явлений. На опыте же мы видим, что ум человеческий понимает их. Вместо зач. вписано, кончая: понятия свободы и необходимости?
1809
Зачеркнуто: в проявлении своем
1810
Зач.: философия
1811
Зач. в копии: <падении первого человека, мы не видим ни малейшего противуречия в это[м] представлении. Точно так же ни малейшего противуречия не представляет для нас поступок человека, вышедшего из двери, подумавшего секунду о том, куда ему идти, и пошедшего не налево, а направо.> и далее во вставке-автографе: <жестокости> деятельности полудикого, завоевавшего край и жившего и вписано до конца абзаца.
1812
Зачеркнуто: <составляют противу[речия]> исключают друг друга.
1813
Зач. в копии: Во всех действиях людей мы всегда видим известную долю свободы и известную долю необходимости.
1814
Зач.: столь
1815
Зач.: А между тем, не разрешив этого вопроса, мы не имеем права говорить, что убивать и грабить людей дурно.
1816
Зач.: Кто были эти люди? <Это было войско> Люди эти были <военные> войско, раздробленное на различные слои и разряды, из которых каждый разряд имел своего рода побуждения для совершения того, что они совершили. Кто
1817
Зач.: Но как в этом случае Наполеоновского похода, так и во всех других подобных случаях совокупных преступлений, люди отрываются от дома и складываются в известные группы, составляющие одно общее соединение, называемое войском. И только как члены войска люди получают возможность совершать совокупные преступления.
1818
Зач.: совокупных преступлений
1819
Зач.: называемые государственной властью, войском.
1820
Зач.: можем не рассматривать
1821
Зачеркнуто: большую или меныпую (связь) зависимость масс
1822
Зач.: непосредственное отношение вершины к основанию.)
1823
Зач.: по отношению нравственного вопроса:
1824
Зач.: взятый из св[оей]
1825
Зачеркнуто: Прошло 7 лет. Зимою 1820 года Наташа, жена Пьера Безухого, гостила со всем своим семейством в имении своего брата. Имение это было заново после раззорения отстроенные Лысые Горы, взятые Николаем в приданое за княжной Марьей.
1826
Зач.: совершенно раззоренный, но не веровавший в это
1827
Зач.: поражал всех, знавших его, своей умственной слабостию и детской предприимчивости. С неоплатными долгами в Опекунский совет, с <поданными на него ко взысканию частными векселями> огромным количеством частных долгов, он предпринял постройку и вписано, кончая: занимался постройкой
1828
Зач.: по совету Митеньки,