Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 17. Произведения, 1863, 1870, 1872-1879, 1884

къ разговору о предмѣтахъ, то почему сказано о томъ, чѣмъ покрыта лошадь, а не сказано о различныхъ ея породахъ, сказано о ея внѣшнихъ частяхъ тѣла, а не сказано о ея внутренностяхъ, а если бы было сказано о ея анатоміи, то отчего не сказано о ея происхожденіи и т. д.

№ 5.

Стр. 89, строка 1 сн.

После слов: жалко и стыдно. в ркп.: <Итакъ сколько я умѣлъ разобрать дѣло, педагогическая теорія эта не имѣетъ никакихъ основъ въ философіи, на которыхъ она думаетъ опираться, и по формѣ и содержанію не удовлетворяетъ требованіямъ здраваго смысла.>

№ 6.

Стр. 95, строка 15 сн.

После слов: менее похож на прежний. в ркп.: Сознавъ недостатокъ своего стараго способа, мы въ 1860-тыхъ годахъ поступили совершенно такъ, какъ князь Владиміръ, отъискивавшій вѣру, послали пословъ и у ближайшихъ сосѣдей съискали вѣру и взяли ее на вѣру.

№ 7.

Стр. 102, строка 10 св.

После слов: выбралъ все-таки церковную. в ркп.: Недостатки одинаковы, но основа Церковной школы — почему такъ, а не иначе учатъ — есть 1000-лѣтняя Исторія и авторитетъ Св. Отцовъ. Основа нѣмецкой школы есть фантазія 10-ти человѣкъ 20 лѣтъ тому назадъ и нѣмца Вурста.

№ 8.

Стр. 104, строка 12 сн.

После слов: еще большее значение: в ркп.: <Такъ какъ очевидно было, что точно также вредно учить классификацію, какѣ и псалтырь и точно также безполезно заучивать опредѣленіе числа и сложенія, какъ и порядокъ разложенiя чиселъ.>

№ 9.

Стр. 105, строка 14 сн.

После слов: в первоначальной школе. в ркп.: и въ болѣе тѣсной рамкѣ, отвѣчая на два главныхъ вопроса, чему учить и какъ учить въ народной школѣ.

Чему учить? Если одинъ человѣкъ не имѣетъ права учить другаго, чему ему вздумается, то онъ долженъ основать это право на несомнѣнной истинѣ знанія того, что нужно. Такого знанія кромѣ того, которое даетъ вѣра — нѣтъ. Слѣдовательно, остается одно руководствоучить тому, чему хочетъ учиться ученикъ. И въ справедливости этаго относительно высшаго образованія никто не сомнѣвается. Но относительно дѣтей не можетъ существовать свободы выбора и поэтому учителя берутъ на себя опредѣленіе того, чему нужно учить. Но если справедливо первое положеніе, что одинъ человѣкъ не имѣетъ права учить другаго чему ему вздумается, то и не можетъ быть опредѣлена учителями программа ученія. Разрѣшеніе вопроса о томъ, чему учить, должно зависить только отъ тѣхъ, которые учатся, или отъ тѣхъ, которые побуждаютъ учиться — отъ родителей.

№ 10.

Стр. 107, строка 2 св.

После слов: становятся их родители. в ркп.: <И это требованія народа. Но, скажутъ мнѣ, какимъ образомъ удовлетворить требованіямъ народа, когда между ними вы встрѣтите иногда самыя безобразныя требованія. Мужикъ потребуетъ, чтобы его сына выучили подписываться подъ всякую руку, или считать на счетахъ, такъ, чтобы пользы не было видно, или читать псалтырь какъ дьячекъ. Если встрѣтятся такія требованія, они будутъ исключеніями; но даже и въ самыхъ безобразныхъ требованіяхъ вездѣ будетъ доля законности, — такъ что если вы сведете всѣ требованія въ одно, вы найдете въ общемъ требованія здраваго смысла всего народа. Кромѣ того, и главное, другая сторона вопроса, какъ учить? которая рѣшается тоже свободой въ отношеніи учениковъ, застраховываетъ школу отъ возможности удовлетворять неразумнымъ требованіямъ родителей, если бы они и были. Родитель хочетъ, чтобы они подписывали подъ всѣ руки, но я, учитель, не могу его учить этому уже потому, что это будетъ скучно ученику; точно тоже съ чтеніемъ псалтыря и считаніемъ на счётахъ. Я научу его чисто писать, читать по Славянски и считать на счётахъ. Но изъ этихъ знаній извлечетъ ли онъ то, что хочетъ родитель, или орудіе къ дальнѣйшему образованію, это уже не дѣло школы.>

№ 11.

Стр. 108, строка 11 сн.

После слов: немецкие педагоги. в ркп.: Вопросъ этотъ — не о томъ какой способъ лучше всѣхъ, но почемъ узнать, какой способъ лучше, оставляютъ совершенно безъ вниманія, а между прочимъ безъ рѣшенія этаго вопроса нельзя ступить шагу. Понятно, что когда былъ только одинъ способъ обученія (не одной грамотѣ, но и всему <веденію школы>, то и не могло быть мѣста этому вопросу. Но теперь, когда есть сотни пріемовъ, надо узнать, чѣмъ руководствоваться при выборѣ. <Но навѣрное по какому нибудь изъ способовъ ученикамъ легче всего учиться. Очевидно, чтобы узнать это, нужно обратиться къ ученикамъ и отъ нихъ узнать это.> Ни теоретич[ескія] разсужденія, ни даже самые результаты ученія, не могутъ вполнѣ показать это. <Точно также какъ если бы мы хотѣли узнать какимъ плугомъ легче пахать, мы ничего бы не узнали ни отъ теоріи, ни отъ пахаря, ни отъ наблюденія борозды, а только отъ наблюденія лошадей — тяжело или легко имъ было.>

<Единственное, возможное, безошибочное рѣшеніе вопроса, какой способъ лучшій, могутъ дать только сами учащіеся. Но очевидно, что если учащіеся будутъ находиться подъ принужденіемъ, мы ничего не узнаемъ.> Идеальный, наилучшій методъ есть тотъ, <который учащіеся предпочтутъ всякому другому и> при которомъ не нужно никакого принужденія и потому оцѣнка и мѣрило всѣхъ методовъ состоитъ въ большей или меньшей естественности отношеній и потому въ большемъ или меньшемъ принужденіи при ученіи… Обученіе въ семьѣ отцомъ, матерью, служить лучшимъ примѣромъ вѣрности этого правила… Тотъ методъ, по которому учатся съ меньшимъ принужденіемъ, будетъ всегда лучше того, по которому необходимо больше принужденія. Но если меня спросятъ, какой методъ лучше: тотъ ли, по которому учатся съ бòльшимъ принужденіемъ, но достигаютъ бòльшихъ результатовъ, или тотъ, по которому учатся съ меньшимъ принужденіемъ и достигаютъ меньшихъ результатовъ, я отвѣчу, что этаго никогда быть не можетъ. И что если окажется, что съ принужденіемъ достигнуты большіе результаты, то это покажетъ только то опредѣленіе того, что мы называемъ результатами ученія составлено неправильно. Такъ какъ это окажется при разсматриваніи результатовъ ученія келейницъ, которыя будто бы выучиваютъ читать въ 6 недѣль. Если экзаменъ этимъ ученикамъ вмѣстѣ съ учениками нашихъ школъ будетъ дѣлать дьячекъ. Найдя, что тѣ ученики бѣгло читаютъ псалтырь, а наши — нѣтъ, онъ скажетъ, что тѣ результаты большіе. Всякое движеніе впередъ педагогики, если мы внимательно разсмотримъ исторію этаго дѣла, состоятъ только въ большемъ и большемъ приближеніи къ естественному отношенію между учителемъ и учениками и меньшей принудительности и большей облегченности ученія.

№ 12.

Стр. 110, строка 13 св.

После слов: руководить школой; в ркп.: <одинъ учитель умѣетъ работать при внѣшнемъ безпорядкѣ, другой не можетъ этого дѣлать и требуетъ большей дисциплины, и всегда тотъ учитель, который не вредя дѣлу можетъ допустить большую свободу, будетъ лучшій. Кромѣ того критеріумъ свободы о томъ, какъ учить относится болѣе къ самой теоріи педагогики, чѣмъ къ практикѣ.>

№ 13.

Стр. 113, строка 7 св.

После слов: до поражающего безобразия. в ркп.: <Чтобы показать до какихъ размѣровъ дошло это раздвоеніе между требованіями народа и требованіями фантастической педагогіи, разскажу положеніе въ отношеніи народнаго образованія, извѣстнаго мнѣ Крапивенскаго уѣзда Тульской губерніи, въ которомъ я живу. Въ уѣздѣ 40 тысячъ душъ. На 40 т. душъ для того чтобы всѣ дѣти обучились, нужно отъ 200 до 300 школъ. Существуетъ въ настоящее время 20 школъ, изъ которыхъ половина очень плохихъ, но всѣ школы подходящіе подъ требованія педагогіи, могутъ носить названіе одноклассныхъ училищъ, попадаютъ въ графу отчетовъ и ведутся учителями, побывавшими на педагогическихъ курсахъ и получающими до 200 р. жалованья... Кажется, нечего говорить о томъ, что при такомъ отношеніи количества школъ къ могущимъ учиться, только 1/15 или 1/20 дѣтей учится, гдѣ народу дается только отвѣдать образованія, стремленіе педагоговъ должно состоять въ томъ, чтобы упростить, удешевить сколь возможно пріемы обученія и сдѣлать его доступнымъ большинству. Что же мы видимъ? — педагоги какъ будто на пари выдумываютъ, какъ бы потруднѣе, посложнѣе, подороже устроить обученіе. Для обученія грамотѣ, въ которое, по ихъ понятію, входитъ мнимое наглядное обученіе, требуется безчисленное количество книгъ, руководствъ, картинъ, которые всё выходятъ новыя и новыя. У Г-на Бунакова я насчиталъ больше чѣмъ на 200 рублей руководствъ и картинъ, которыя онъ рекомендуетъ почти какъ необходимыя. Для ариѳметики нужны и какіе-то кубики и пуговицы и шведскіе счеты и мн. др. Самые учителя должны проходить длинный сложный курсъ учительскій, <послѣ которыхъ вѣроятно ихъ нельзя будетъ нанять за 400 р., когда обычное жалованье платимое обществомъ и земствомъ есть 100 рублей.> Мало того, нужны учительскіе курсы, стоящіе дорого, и училище должно имѣть по крайней мѣрѣ рублей 400 въ годъ, для того чтобы существовать. Казалось бы, что тѣ, кот[орые] заявляютъ такія дорогія требованія для училища должны бы устраивать 1) такъ чтобы дорогія училища эти были хороши 2) такъ, чтобы и средства на учрежденіе этихъ училищъ давали тѣ, кот[орые] ихъ требуютъ. Ничуть не бывало. Училища дурны и средства этихъ не даютъ. <Еще только благодаря здравому смыслу Земства есть 18 училищъ въ уѣздахъ; если бы исполнили то, что требуютъ педагоги, едва ли бы достало денегъ на 4 школы. Но и тутъ училищные совѣты, составленные изъ людей не-педагоговъ, не могутъ не подчиняться хотя отчасти требованіямъ ученыхъ педагоговъ. Такъ въ Крапивенскомъ уѣздѣ за послѣдніе два года закрыто 40 школъ, несмотря на то, что народъ ихъ желаетъ, но только потому, что они не подходили подъ требованія педагогіи, и въ Крапивенскомъ уѣздѣ, гдѣ Земствомъ отпускается 2000 руб., изъ этихъ денегъ менѣе половины идетъ на жалованье учителямъ, остальные деньги идутъ на педагогическіе курсы, на постройки училищъ, на пособія.>

№ 14.

Стр. 115, строка 1 св.

После слов: до 60 школ. в ркп.: <Школы были мелкія и многія дурныя, но они были самородныя, они избрали тѣ пункты, к[оторые] имъ были удобны, они нанимали учителей по средству и желанію, большей частью весьма дешево, пользуясь тѣми лицами, кот[орые] были въ околодкѣ, и знали, что за дешевую плату хуже, за дорогую лучше можно имѣть учителя, школы-зданія обходились дешево или учитель чередовался по избамъ крестьянъ или занимали избу учителя, занимались только зимою, потому мѣсячное жалованье ихъ было выше чѣмъ за круглый годъ.>

№ 15.

Стр. 115, строка 20 сн.

После слов: за исключением июля. в ркп.: <Есть 3 главные предмета въ администраціи школъ: 1) Распредѣленіе ихъ по местностямъ, т. е. такое, при к[оторомъ] бы наибольшее число учащихся могло ими пользоваться; 2) время занятій, т. е. время года и время дня и 3) мѣра вознагражденія учителей. Изъ правильно принятыхъ мѣръ по этимъ 3-мъ отдѣламъ вытекаетъ и увеличеніе школъ и учащихъ. Посмотримъ, какъ распоряжался въ этомъ народъ, и какъ теперь земско-министерская администрація. Въ распредѣленіи школъ народъ постоянно стремится къ децентрализаціи школъ, т. е. къ тому, чтобы во всякой деревнѣ, а если можно въ каждомъ дворѣ были

Скачать:TXTPDF

къ разговору о предмѣтахъ, то почему сказано о томъ, чѣмъ покрыта лошадь, а не сказано о различныхъ ея породахъ, сказано о ея внѣшнихъ частяхъ тѣла, а не сказано о ея