Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 2. Отрочество. Юность

мысленно после смерти ношусь невидимкой по всем комнатам бабушкиного дома и подслушиваю искренние слезы

Стр. 45 строки 15—28 св.

Со слов: Вон отсюда, злодей!» кончая: и мы вместе с ней летим всё выше и выше в «Совр.» нет.

* Стр. 45 строки 30—31 св.

щеками. Я долго употребляю щеками, без всякой мысли, твердящего слова: и мы всё летим выше и выше. Я долго употребляю

Стр. 46 строки 18—16 сн.

— Э, сударь! ничего. — Эх, сударь! не тужите, перемелется, мука будет.

Это изречение, само по себе ничего незначущее, несколько утешило Хотя это изречение, не раз и впоследствии поддерживавшее твердость моего духа, несколько утешило

Стр. 46 строки 11—10 сн.

от других, а что наказание впереди. от других, как вредный человек, а что наказание впереди.

Стр. 47 строки 2—4 св.

Со слов: точно с тем же кончая: наших окон в «Совр.» нет.

В «Совр.» этой главы нет. Глава XVIII. «Девичья».

Стр. 56 строки 20—22 св.

Со слов: что счастье кончая: и, чтобы в «Совр.» нет.

Стр. 56 строка 23 св.

приучить себя к труду, и я, несмотря приучить себя к труду, я, несмотря

Стр. 56 строки 24—26 св.

Со слов: или уходил кончая: на глазах в «Совр.» нет.

Стр. 56 строки 14—10 сн.

Другой раз я, сам не зная отчего, бросал уроки и занимался только тем, что, лежа на постеле, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едою пряников с кроновским медом, которые я покупал на последние деньги. Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем — и я дня три, под влиянием этой мысли, бросил уроки

Стр. 56 строка 3 сн. — стр. 57 строка 9 св.

Со слов: На чем же оно кончая: изложить его; но в «Совр.» нет.

Стр. 57 строка 14 св.

животное перейдет душа животное или человека перейдет душа

Стр. 57.

Абзацев: «Но ни одним», «Жалкая» и «Слабый ум» в «Совр.» нет.

Стр. 58 строка 1 св.

Из всего этого, однако, я не вынес Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес

Стр. 59 строка 16—15 сн.

Николай откладывает фартук, Николай откидывает фартук,

Стр. 60 строка 21 св.

Со слов: Володя уже один до конца главы в «Совр.» нет.

Стр. 61 строки 13—14 св.

Абзац кончается: как большие. как большие, и молодая грудь, появление которой заметно радует и стыдит ее.

Стр. 62 строки 20—22 св.

Со слов: Впрочем, причина кончая: чрезвычайно много в «Совр.» нет.

Стр. 62 строки 29—30 св.

Со слов: но по некоторым кончая: меня учат в «Совр.» нет.

Стр. 62 строка 6 сн.

сердиться сердится

Нами принят текст «Современника».

Стр. 62 строка 6 сн. — стр. 63 строка 5 св.

Со слов: «Ну, досталось же кончая: моральных страданий в «Совр.» нет.

Стр. 64 строка 19 св.

Со слов: В это самое время до конца главы в «Совр.» нет.

Стр. 66 строки 4—14 св.

Со слов: Я не жалею кончая: признак истины в «Совр.» нет.

Стр. 66 строки 25—26 св.

опеку князю Ивану Иванычу. опеку не папа, а князю Ивану Иванычу.

* Стр. 67.

Абзацев: «Наблюдения мои» и «Когда молодые, с конфектами» в «Совр.» нет.

Стр. 68 строки 2—3 св.

в эти года. Рассуждая теперь, я очень ясно вижу, что Володя был совершенным типом того, что называют «enfant de bonne maison»;[66] но тогда мне казалось, что он еще очень далек от Дубкова и прекрасно делает, подражая ему. Одно, что было в эти года. Впрочем, Дубков и в самом деле был тем, что называют «un homme comme il faut».[67] Одно, что было

Стр. 68.

Абзаца: «Володя и Дубков часто позволяли» в «Совр.» нет.

Стр. 70 строка 13 сн.

— Вот пятачок, вот двугривенничек, — Вот пятацок, вот двугривенницик,

Стр. 70 строки 9—8 сн.

— Нет. — Нет.

— Comme vous êtes ridicule![68] сказал Нехлюдов: — Как ты смешон! — сказал Нехлюдов:

Стр. 75 строки 2—4 св.

И мы действительно сделали это. Никогда ни от кого не слышал я тех вещей, которые говорил мне Дмитрий, и никогда никому не говорил я того, что говорил ему. И мы действительно сделали это. Что вышло из этого я расскажу после.

Он, например, признался мне в том, что ему приходит иногда мысль, что ежели бы его старший брат, которого он любил искренно, умер, деревня Красные Горки, в которой они все выросли, досталась бы ему. И я сказал ему такие вещи, которые никому никогда не решусь повторить теперь. Но зато как горячо я и любил его!

Карр сказал, Карр сказал,

Стр. 75 строка 11 св.

что под влиянием человека что под влиянием Нехлюдова

Стр. 75 строки 14—15 св.

совершенствоваться. Я уже сказал, что мысль переходит в убеждение только одним известным путем, и мысль о том, что цель жизни состоит в постоянном усовершенствовании и стремлении к добродетели, открыла мне только теперь новую, блестящую, счастливую будущность. Когда исправить всё человечество, совершенствоваться. Тогда исправить всё человечество,

______________

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

I.

* ПЕРВЫЙ ПЛАН РОМАНА «ЧЕТЫРЕ ЭПОХИ РАЗВИТИЯ».

Засыпаю.

2-й день 2 недѣли послѣ приѣзда, имянины бабушки, <Валахины, страстная любовь, обѣ[дъ]> гулянье, <съ дѣтьми> кондитерск[ая], обѣдъ, Валахин[ы], танцы, театръ. — Разговоръ съ братомъ о проведенномъ днѣ. — Пьяный Карлъ Иванычъ. Дѣтство. — (Смерть матери.) —

Отрочество.

Первый день. Мы опять въ Москвѣ съ сестрой <у насъ новый гувернеръ. Бабушка очень огорчена.> Мнѣ 15 лѣтъ, <классы> брату 16. Утро. Онъ ѣдетъ держать экзаменъ, разговоръ съ нимъ. Мои классы. Возвращается съ Д[митріемъ], моя любовь къ нему, сила. — Обѣдъ, разговоры его съ К[атенькой] и <онъ> уходитъ съ Д[митріемъ] мой dépit,[69] я сочиняю о симметріи, покупаю пряники. Моя эскапада съ горничной, на другой день узнается, меня наказываютъ. Другой деньвоскресенье. (Прогулка съ отцомъ и братомъ, встрѣча съ К[арломъ] И[ванычемъ]. Я подслушиваю. К[арлъ] И[ванычъ] приходитъ я уговариваю отца, бабушка умираетъ.)

2-й день. Въ деревнѣ. Моя прогулка къ сосѣдямъ, встрѣча съ отцомъ, узнаю, что отецъ женится. — Разказъ брата. — Исп[овѣдь] 2. —

Юность.

1-й день. Мнѣ 18 лѣтъ. Я прошу у отца денегъ, мачиха надоѣдаетъ[?], ѣду на экзаменъ встрѣчаю брата верхомъ, обѣдъ, — отчаяніе послѣ обѣда, прогулки мимо дворца, трактиръ, исторія. Отецъ вечеромъ зоветъ къ себѣ, нагоняй. Я прошусь въ деревню (Москва) утро въ трактирѣ одинъ, хожу по лавкамъ, ѣду къ Валахинымъ, обѣдаю, конфужусь, влюбляюсь, денегъ нѣтъ. — Послѣ обѣда старый гувернеръ и старые товарищи. Старая гувернантка пьетъ у меня чай, вечерній визитъ къ князю. Приѣзжаетъ Д[митрій], выручаетъ меня, разговоръ съ нимъ и разказъ о сестрѣ. Онъ женихъ.

Восторженные планы. Я рѣшаюсь <быть ученымъ, писателемъ> ѣхать съ Д[митріемъ].

Молодость.

Мнѣ 23. Я чиновникъ, ѣду въ отпускъ, заѣзжаю къ Д[митрію] прежде отца, разсказъ ему о отцѣ, братѣ и себѣ, люблю его жену. — Хозяйство, я одинъ иду [?] и разсуждаю.

Главная мысль: Чувство любви къ Богу и къ ближнимъ сильно въ дѣтствѣ, въ отрочествѣ чувства эти заглушаются сладострастіемъ, самонадѣянностью и тщеславіемъ, въ юности гордостью и склонностью къ умствованію, въ молодости опытъ житейской возрождаетъ эти чувства.

Отрочество. — 1. St.Jérôme. 2-я я бросаю взглядъ на свою жизнь и свое положеніе, 1) о классахъ, 2) о Любочькѣ, Соничькѣ и [1 неразобр.], 3) о отцѣ и деньгахъ, сравненіе съ матерью.

<3-я Русскій учитель, сила.>

Въ Молодости я пристращаюсь къ хозяйству, и папа послѣ многихъ переговоровъ даетъ мнѣ въ управленіе имѣніе maman [?] Сплетни управляющаго. —

______________

II.

* ВТОРОЙ ПЛАН РОМАНА «ЧЕТЫРЕ ЭПОХИ РАЗВИТИЯ».

1-я стр.

Основныя мысли сочиненія.

1) Выказать интересную сторону отношеній между братьями. —

2) Рѣзко обозначить характеристическія черты каждой эпохи жизни: въ дѣтствѣ теплоту и вѣрность чувства; въ отрочествѣ скептицизмъ, сладострастіе, самоувѣренность, неопытность и <начало тщеславія> гордость; въ юности красота чувствъ, развитіе тщеславія и неувѣренность въ самомъ себѣ; въ молодости — эклектизмъ въ чувствахъ, мѣсто гордости и тщеславія занимаетъ самолюбіе, узнаніе своей цѣны и назначенія, многосторонность, откровенность.

3) Показать дурное вліяніе тщеславія воспитателей и столкновенія интересовъ въ семействѣ. —

4) Провести во всемъ сочиненіи различіе братьевъ: однаго наклоннаго къ анализу и наблюдательности, другаго къ наслажденіямъ жизни.

5) Показать вліяніе врожденныхъ наклонностей на развитіе характеровъ.

6) Во всемъ сочиненіи проводить героевъ въ 4-хъ сферахъ — чувствъ, наукъ, обращенія и денежныхъ обстоятельствъ —

2-я стр.

7) Показать невозможность любви къ одной женщинѣ. —

Форма сочиненія.

Дѣленіе на 4 части: дѣтство, отрочество, юность и молодость, въ формѣ автобіографіи младшаго брата.

Содержаніе.

Лица в 1-й части: отецъ, мать, два сына, дочь. Гувернёръ, гувернантка и ея дочь. — Во 2-й — отецъ, 2 сына, другой гувернеръ, учителя, гувернантка, дочь ея, горничная, товарищи, дядька, лица на вечерѣ. —

3-я стр.

Дѣтство, (уже написано). Отрочество. Смерть матери, переѣздъ въ Москву, новый гувернёръ, новое ученье, жалованье, пряники, займы, ухаживанье за горничной, любовь къ товарищамъ.

Замужество сестры и волокитство зятя. Мои планы на этотъ счетъ. К. А. протежируетъ намъ, братъ поступаетъ на службу. Я бросаю восторженные планы и живу безпутно, но тщеславно. Послѣ путешествія возвращеніе.

Молодость.

Поѣздка въ деревню къ Д[митрію], любовь къ его женѣ. Сочиненіе разсужденія.

4-я стр.

ПЛАНЪ.

Дѣтство.

<Сцена> Описаніе дня проведеннаго въ деревнѣ наканунѣ отъѣзда двухъ братьевъ въ городъ къ бабушкѣ. Отъѣздъ съ отцомъ и гувернёромъ, разлука съ матерью, сестрой, гувернанткой и ея дочерью. Приѣздъ въ Москву, бабушка, знакомство съ молодой дѣвочькой и ея братомъ, наблюденія надъ приѣзжающими. — Успѣхи въ свѣтѣ, размышленія и разговоръ съ братомъ. Смерть матери. —

Отрочество.

Возвращеніе въ Москву, отставка Ф[едора] И[вановича]. Новый гувернёръ <дочь гувернантки дѣлается дурной дѣвочкой, порывы сладострастія, ваканціи, любовь къ мачихѣ, смерть бабушки>.

<Юность.>

<Жизнь въ П[етровскомъ?], равнодушіе отца, поступленіе въ Ун[иверситетъ]>. Классы, гордость, сочиненія. Братъ поступаетъ въ Университетъ, я узнаю различіе половъ, порывы сладострастія. Скандалъ съ горничной, братъ соблазняетъ К[атеньку?], меня наказываютъ. Знакомство съ Д[митріемъ], любовь къ нему, денежныя дѣла, вакансiи, любовь къ будущей мачихѣ и столкновенія съ отцомъ, бабушка умираетъ. —

Юность.

Я дурно поступаю въ У[ниверситетъ]. Мы живемъ въ П[етровскомъ?] одни съ отцомъ, — я начинаю шалить, влюбляюсь б[ратъ] отбиваетъ; онъ не даетъ денегъ, безумно честолюбивые планы, дурныя занятія, потеря невинности, не перехожу на другой курсъ, ѣду въ деревню, въ М[осквѣ] нахожу старую любовь, живу тамъ безъ гроша, они уѣзжаютъ, я ѣду въ деревню, восторженныя планы, приѣздъ брата съ Д[митріемъ] разговоры съ ними. Начинаю не любить отца и брата, въ Москвѣ встрѣчаю стараго гувернёра и гувернантку, К[атенька] за границей отказала женихамъ. Уговариваю мачиху взять Ф[едора] И[вановича]. Онъ умираетъ. —

______________

III.

* ОДНА ИЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ РЕДАКЦИЙ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ «ОТРОЧЕСТВА».

1-я Глава. Учитель Французъ.

3-го Мая 18… 4 года послѣ кончины матушки, часу въ 9-омъ утра, я лежалъ въ кровати, которая днемъ превращалась въ шкапъ подъ орѣхъ, и старался заснуть. Это происходило въ Москвѣ, въ верху бабушкинаго дома — верху, который продолжалъ носить названіе дѣтскаго, хотя мнѣ было уже 14 лѣтъ, a Володѣ 16, и онъ съ нынѣшняго дня начиналъ держать экзаменъ въ математической

Скачать:TXTPDF

мысленно после смерти ношусь невидимкой по всем комнатам бабушкиного дома и подслушиваю искренние слезы Стр. 45 строки 15—28 св. Со слов: Вон отсюда, злодей!» кончая: и мы вместе с ней