Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 23. Произведения, 1879-1884 гг.

потому правительству нельзя не желать насиловать веру… Христианство насиловано при Константине – при разделении Запада и Востока. Лютеранство, кальвинизм, англиканство – всё не вера, а форма насилия. Истинны только угнетенные павликиане, донаты, богомилы и т. п.» (30 октября).144

Можно думать, что написание статьи «Церковь и государство» относится к ноябрю – декабрю 1879 г. Во всяком случае статья написана до начала не только писания «Исследования догматического богословия», но даже и изучения разбираемого Толстым в этой книге сочинения митр. Макария «Православно-догматическое богословие». Думаем так потому, что там, где идет речь об определении понятия «церковь», находим заметку автора: «Определ[ение] из Ист[ории] ц[еркви], из кат[ехизиса], из кат[олической] ист[ории] церкви», после чего в рукописи проставлена строка точек. О книге Макария здесь не упомянуто, чего не могло бы быть, если бы статья писалась после такого основательного изучения этой книги, какое было сделано Толстым. На то же указывает и архаический термин «богословия» (именительный падеж), употребленный Толстым в черновой редакции статьи, тогда как после изучения книги Макария он, вслед за этим писателем, писал уже не «богословия», а «богословие».

Для датировки статьи имеет значение также и упоминание в черновой редакции об обер-прокуроре Синода, графе Д. А. Толстом. Это не дает возможности датировать статью позднее апреля 1880 г., так как 24 апреля 1880 г. на место Д. А. Толстого обер-прокурором синода был назначен Победоносцев.

Статья «Церковь и государство» впервые появилась в Берлине в издании Кассирер и Данцигер без обозначения года; предисловие издателей подписано 29 января 1891 г. Статья была напечатана крайне неряшливо; не только были искажены отдельные слова, но и пропущены целые фразы. Возможно, что статья набиралась по неисправной копии. Затем статья была напечатана по более исправной копии в томе десятом «Полного собрания сочинений запрещенных в России» Л. H. Толстого, изд. «Свободного слова», Christchurch, 1904, стр. 1—13.

В России статья впервые появилась в издании «Обновление», № 8, СПб. 1906; затем была переиздана издательством «Благая весть» (№ 12) в Самаре в 1918 г.

В вышедшие до сих пор собрания сочинений Толстого статья не включалась.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ

Сохранились следующие рукописи, относящиеся к статье «Церковь и государство».

1. Автограф. 12 лл. 4°, исписанных с обеих сторон, за исключением лл. 8 и 10, исписанных с одной стороны. Начало: «Вера есть смысл, даваемый жизни»; конец: «В том, чтобы просящему дать? – Все».

2. Неполная копия статьи рукою А. П. Иванова. 22 лл. 4°, исписанных с одной стороны и нумерованных переписчиком по сложенным пополам листам писчей бумаги (то есть так, что единица нумерации соответствует двум листам 4°) цифрами 10—20. Первые 18 лл. (по нумерации переписчика лл. 1—9) отсутствуют. Начало: «Христианская кафолическая вера»; конец: «это учение отрицало ее самое». Первая половина л. 15 разрезана на две части. Толстым сделаны исправления на некоторых листах и приписан заключительный абзац.

Печатаем статью «Церковь и государство» с начала до слов «Христианская кафолическая вера» по первопечатному тексту издания 1891 г., с исправлением опечаток по автографу; со слов «Христианская кафолическая вера» до конца – по авторизованной копии.

УКАЗАТЕЛЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН

В настоящий указатель введены имена личные и географические, заглавия книг, названия статей, произведений искусства. Кроме того, в указатель введены названия журналов и газет, если они употреблены самостоятельно, а не как библиографические данные. Знак || означает, что цифры страниц, стоящие после него, указывают на страницы редакторского текста.

Имена, поясненные в примечаниях, в указателе не аннотируются.

Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан, 63 до н. э. – 14 н. э.) – первый римский император – 479.

Августин Аврелий (Блаженный, 353—430) – богослов, епископ гиппонский – 97, 100, 101, 136, 230, 236, 281, 283, || 523.

Авель – 437.

Авраам – библейский патриарх – 98, 111, 184, 274, 294, 392, 404, 406, || XVIII, 516.

Аврелий Марк (121—180) – римский император, философ-стоик – 381, || 558.

– «Наедине с собой. Размышления» – || 558.

Австралия – 442.

Адам – 79, 111, 130, 131, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 150, 154, 156, 158, 159, 175, 182, 193, 196, 227, 228, 230, 248, 274, 285, 291, 292, 333, 340, 374, 376, 377, 378, 399, 400.

Акимушка – 511, || 537.

Аксаков Иван Сергеевич (1823—1886) – общественный деятель и публицист, славянофил – || 549, 558.

Александрия – 108.

Александровский сад в Москве – 316.

Алексеев Василий Иванович (1848—1919) – в 1877—1881 гг. учитель детей Толстого – || 558.

Алексей (Лавров-Платонов) – протоиерей, профессор богословия – || 517.

Алексей Михайлович (1624—1676) – русский царь – 55.

Амвросий (340—397) – епископ миланский, автор сочинений по вопросам догматическим и церковно-практическим – 116, 215, 236.

Америка – || 535.

Амфилохий, архимандритпредседатель духовного цензурного комитета – || 551.

Англия – 340, 442, || 532.

Апокалипсис или Откровение – священная книга Нового Завета; приписывается церковью Иоанну Богослову – 170, 171, 188, 280, 283.

Аполлон – 480.

Аравия – 108.

Арий (256—336) – пресвитер александрийской церкви, учение которого признано Никейским собором (в 325 г.) еретическим – 479.

Архангельск – 420.

Астрахань – 420.

Афанасий Великий (293—373) – архиепископ Александрийский, прозванный отцом православия; автор одного из символов веры – 75, 108.

Афиногор (II. в.) – философ, последователь Платона; церковный писатель – 324.

Базаров В., «Толстой и русская интеллигенция» – || VI, VII.

Бастыево, Московско-Курской ж. д. – || 559.

Бахметьев Николай Николаевич (1847—1909) – журналист, в 1880-х гг. секретарь редакции «Русской мысли» – || 521, 522, 528, 552.

– «Л. Н. Толстой и цензура в 80-х годах» – || 521, 522, 528, 553.

Бельгия – || 532.

Бердичев – 401.

Берс Петр Андреевич (1849—1910) – шурин Толстого – || 519, 526.

Библия – 80, 138, 139, 315, 316, 339, 364, || 555.

Бирюков Павел Иванович (1860—1931) – || 564, 565, 566.

– «Биография Л. Н. Толстого» – || 517, 537.

– «Мои два греха» – || 565.

Бисмарк Отто Эдуард Леопольд (1815—1898) – германский государственный деятель – 223.

Боровицкие ворота, в московском Кремле – 316.

Бобринский Алексей Павлович – || 534.

Боголюбский М. – духовный цензор – || 551.

Боткин Василий Петрович (1811—1869) – литературный критик и публицист – || 531.

Будда – 22, 25, 26, 27, 28, 29, 52, 385, 437, 495, || XV, 526, 535.

Буланже П. А., «Жизнь и учение Конфуция» – || 559.

Буслаев Ф. И., «Мои досуги» – || 533.

– «Перехожие повести» – || 533.

Бутовский А., «Опыт о народном хозяйстве, или О началах политической экономии» – || 529.

Бутурлин Александр Сергеевич (1845—1916) – знакомый Толстого – || 552, 553.

«Бытия Книга» – первая книга Библии – 79, 80, 130, 134, 135, 136, 138, 156, 196, 395, 396.

Вагнер Рихард (1813 —1883) – композитор и дирижер – 301.

Ванс Арнольд де – || XXIII.

Варнава – спутник ап. Павла, основатель первой христианской общины в Антиохии – 189, 213.

Василий Великий (329—379) – архиепископ кесарийский, богослов, признаваемый всеми христианскими церквами – 100, 205.

«Великие Минеи -Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием», СПб. – || 534.

Венера – 480.

Виклиф Джон (1320—1384) – английский религиозный реформатор, выступавший за ликвидацию папства, монашества и сложной церковной иерархии – 249.

Вине Александр (Vinet, 1797—1847) – швейцарский богослов – 220.

Виноградов Дмитрий Федорович – учитель яснополянской школы – || 524, 525.

Вифания – Спасо-Вифанский мужской монастырь близ Троице-Сергиевой лавры – || 521.

Вифлеем – город в Палестине, близ Иерусалима – 162, 257.

Владимир Святославович (ум. 1015) – великий князь – 479.

Вогезский В., «Беседы с гр. Л. Н. Толстым» – || 523.

Вогюэ Эжен-Мельхиор (1848—1910) – французский публицист и критик-эстет – || 553.

Водовозов Василий Васильевич – || 565.

Волконский – 487, || 563.

Волконский Николай Сергеевич (1753—1821) – дед Толстого – || 562.

Вологда – 278.

Вольтер Франсуа-Мари (1694—1773) – 2, 63, || 530.

– «Век Людовика XIV» – || 530.

– «Генриада» – || 530.

– «Заира» – || 530.

– «Магомет» – || 530.

– «Опыт о нравах и духе народов» – || 530.

– «Эдип» – || 530.

«Всемирный вестник», журнал – || 523, 554.

«Второзаконие» – книга Библии – 79, 83, 89, 96, 157, 323, 347, 352, 357, 395, 396.

Галилей Галилео (1564—1642) – 334.

Галилея – 330, 413.

Гамбетта Леон (1838—1882) – французский политический деятель, вождь республиканской партии, с 1879 г. президент палаты депутатов, в ноябре 1879 – январе 1882 г. глава кабинета – 223.

Гаршин Евг., «Воспоминания об И. С. Тургеневе» – || 531.

Ге Николай Николаевич (1831—1894) – || 552.

Гераклит Эфесский (ок. 540 – 480 до н. э.) – древнегреческий философ-материалист – || XXV.

Геркулеса созвездие – 21.

Германия – || 531, 532.

Гершензон Михаил Осипович (1869—1925) – литератор и историк, славянофил; в 1909 г. участник сборника «Вехи» – || 557.

Гиер (Франция) – || 531.

Гиларий или Иларий (ок. 320—368) – епископ в Пуатье, считающийся учителем Западной церкви; автор сочинения «О троице» – 97, 116, 193.

Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824—1887) – профессор Московской духовной академии, публицист славянофильского направления – || 523.

– «Сборник сочинений» – || 523.

ГМТ. См. Государственный музей Л. Н. Толстого.

Гоголь Николай Васильевич (1809—1852) – 11.

«Голос» – петербургская газета – || 521.

Горохов – || 562.

Горький Алексей Максимович (1868—1936) – || XXXI.

Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград) – || 555.

Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва) – || 518, 520, 522, 548, 550, 553, 557, 561, 562.

Гречулевич Василий Васильевич (1822—1885) – церковный писатель, с 1882 г. – епископ Могилевский Виталий – || XXIII.

Григорий Богослов (ок. 329—389) – епископ констан

тинопольский, || || богослов – 71, 112, 116, 179, 185, 192, 208, 215, 243, 297.

Григорий Великий или Двоеслов (ок. 540—604) – римский папа, автор богословских сочинений – 195.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822—1899) – || 523, 524.

Гризбах Иоганн-Якоб (1745—1812) – немецкий богослов, исследователь библейских текстов – 350.

Громека Михаил Степанович (1852—1883) – литературный критик; знакомый Толстого с 1874 г. – || 548, 549.

– «Последние произведения гр. Л. Н. Толстого» – || 523.

Грузинский A. E., «Писатель H. Н. Толстой» – || 531.

Гус Ян (1369—1415) – чешский священник, вдохновитель национально-освободительного движения первой половины XV в., вождь Реформации в Чехии; сожжен на костре как «еретик» – 259.

Гусев А. Ф., «Исповедь графа Л. Н. Толстого и его мнимо новая вера» – || 523, 553.

Гусев H. H., «Два года с Л. Н. Толстым» – || 535.

– «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год» – || 536.

– «Толстой в молодости» – || 530, 531, 532.

Давид – иудейский царь – 1, 112, 156, 162, 184, 194, 195.

Давыдов Николай Васильевич – || 558.

– «Из прошлого» – || 560.

Дан – один из двенадцати сыновей библейского патриарха Иакова – 283.

Даниила пророка книга – писание Ветхого Завета апокалипсического характера – 84, 95, 396.

Данилевский Николай

Скачать:TXTPDF

потому правительству нельзя не желать насиловать веру… Христианство насиловано при Константине – при разделении Запада и Востока. Лютеранство, кальвинизм, англиканство – всё не вера, а форма насилия. Истинны только угнетенные