Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 24. Произведения, 1880-1884

едят, пьют, женятся — но когда приходит потоп и дождь с неба, когда приходит плотская смерть, одни погибают, другие спасаются. Когда наступит для вас царство Бога внутри вас, тогда каждый из вас не будет уже думать о плотском, и не оглядывайтесь назад, как жена Лота. Нельзя пахать, если глядишь назад. Помни только о настоящем.

Ученики еще спрашивали: по чему узнать, что это случилось, что пришел день спасения и что мы достигли вечной жизни?

И Иисус отвечал им: никто не может знать, когда и где случится это с человеком. И показать и доказать этого нельзя. Одно, что вы можете знать, это то, что когда это совершится в вас, вы почувствуете в себе жизнь настоящую. С вами сделается то, что делается с деревом весною: то оно было мертво, а то вы видите, как ветки начнут мякнуть, почки надуваться и листья расти. Это-то вы и почуете в себе. Почуете в себе жизнь, и жизнь, исходящую из вас. Когда почуете это, то знайте, что царство Бога и день спасения близок. Поэтому не заботьтесь о жизни плотской. Ищите только того, чтобы быть в воле Бога; всё остальное будет само собой.

И сказал им, что надо всегда желать одного этого и не унывать.

И сказали ему ученики: научи нас молиться.

И он сказал: ваша молитва вся только в том: Отец! будь твой дух свят в нас, твоя воля чтобы была в нас. И дай нам питаться плотской жизнью для жизни духа. Не взыскивай с нас строго того, что мы должны тебе, и мы не будем взыскивать с тех, кто нам должен; не считайся с нами.

Ведь если сын просит у отца хлеба, отец не даст ему камня и не даст змею вместо рыбы. Если же мы, злые люди, даем детям нашим то, что им добро, а не зло, то как же отец наш, тот, от кого мы изошли, отец духа, не даст нам того духа, которого одного мы просим у него. Не только отец, но всякий чужой человек не может отказать другому, если упорно просят его. Если ты и в полночь придешь к соседу просить хлеба, чтобы покормить гостя, ведь знаешь, что хоть не по дружбе, а из совести все-таки даст, что нужно, если ты очень просить будешь. Если будешь просить, то и получишь, — будешь стучать, то и отворят. Нельзя же ожидать, чтобы Бог дал вам духа, спасающего от смерти, когда вы и не ищете, не просите его. И сказал Иисус: был судья злой, и ни Бога, ни людей не боялся.

И бедная вдова просила его. Судья не рассужал ее. Но вдова приставала к судье и день и ночь просила его. Судья и говорит: что делать, рассужу вдову, как ей хочется, а то она мне покоя не дает.

Поймите, что неправедный судья и тот это сделает. Как же Бог-то не сделает того, о чем день и ночь не переставая молят его? Если есть Бог, то он сделает это. Если нет Бога, и вместо Бога неправедный судья, то все-таки есть сын человеческий, ищущий правды, и в него нельзя не верить. Ищите царства Бога и правды его всегда, во всякое время; остальное всё само собой будет. Не заботьтесь о будущем, а старайтесь только избегать зла настоящего.

Будьте всегда готовы, как слуги, ожидающие хозяина, чтобы тотчас же, когда он придет, отворить ему. Слуги не знают, когда он вернется, рано или поздно, и всегда должны быть готовы. И если они встретят хозяина, то исполнили волю его, и им хорошо. То же самое и в жизни: всегда, всякую минуту настоящего надо жить жизнью духа, не думая о прошедшем и будущем и не говоря себе: тогда-то я сделаю то-то. Если бы хозяин знал, когда придет вор, то он не спал бы; так и вы не спите никогда, потому что для жизни сына человеческого нет времени; он живет только в настоящем и не знает, когда начало и конец его жизни. Жизнь наша то же, что жизнь раба, которого хозяин оставил старшим в своем доме. И хорошо рабу тому, если он делает волю хозяина всегда. Но если он скажет: хозяин не скоро придет, и забудет дело хозяина, то хозяин вернется врасплох и прогонит его.

Итак, не унывайте, а всегда в настоящем живите духом. Для жизни духа нет времени. Смотрите за собой, чтобы не отягчать себя и не отуманивать пьянством, объядением, заботами, — чтобы не пропустить время спасения. Время спасения как сеть накинуто на всех: оно всегда. И потому всегда живите жизнью сына человеческого.

Царство небесное вот на что похоже: пошли десять девиц с плошками встречать жениха. Пять было умных, а пять глупых. Глупые взяли плошки, да не взяли масла на запас. А умные взяли плошки и на запас масла. Пока ждали жениха, они задремали.

Когда подходил жених, глупые увидели, что у них мало масла, и стали просить, и пошли купить, а пока они ходили, жених вошел, и умные девицы, у которых было масло, вошли с ним, и двери затворились. Только на то и нужно было ходить девицам, чтобы встретить жениха с плошками, а они забыли про то, что не то дорого, чтобы горели плошки, но чтобы они горели во-время. А для того, чтобы они горели, надо было им гореть не переставая. Жизнь только затем, чтобы возвысить сына человеческого, а сын человеческий всегда: он не во времени, и потому, служа ему, надо жить вне времени, в одном настоящем. И потому делайте усилия, делайте дела настоящего, чтобы войти в жизнь духа; если не будете делать усилия, не войдете.

Будете говорить: мы то-то говорили; но не будет добрых дел и не будет всей жизни. Потому что сын человеческий в своей силе каждому даст то, что он сделал.

Люди все разделяются тем, как они служат сыну человеческому. И своими делами они разделятся надвое, как делят в стаде овец и козлов. Одни будут живы, другие погибнут. Те, которые служили сыну человеческому, те и получат то, что принадлежало им от начала мира — жизнь, ту, которую они сохранили. Сохранили же они жизнь тем, что служили сыну человеческому: голодного кормили, голого одевали, странника принимали, заключенного посещали. Они жили сыном человеческим, чувствовали, что он один во всех людях, и потому любили его. Он один во всех. Те же, которые не жили сыном человеческим, те не служили ему, не понимали, что он один во всех, и потому не соединились с ним и потеряли жизнь в нем и погибли.

Глава девятая СОБЛАЗНЫ

БУДЬТЕ КАК ДЕТИ

Человеку дана жизнь духа. Жизнь эта выражается в жизни плоти. Если человек будет жить одной плотской жизнью, он погибнет, как всякая плоть.

Одно спасение его в том, чтобы жить духом. Если человек сознал в себе дух, то он живет им и этим спасается от смерти.

Всякий человек знает это, но жизнь плотская соблазняет каждого человека и отводит от жизни духа.

В чем соблазны плоти и как избегнуть их?

Мр. X, 13. Приносили к нему детей, чтобы он прикоснулся 1 к ним; ученики же не допускали приносящих.

И приводили к Иисусу детей, чтобы и они подходили к нему. Но ученики не позволяли тем, кто приносил детей.

14. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть царствие Божие.

И Иисус увидал это, огорчился и сказал им: оставьте детей подходить ко мне и не мешайте им, потому что такие, как они, в царстве Бога.

15. Истинно говорю вам: кто не примет 2 царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.3

Вы сами знаете, что если царство Бога не поймется так, как понимает его дитя, — не войдете в него.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Ἅπτομαι значит застегнуть, пристегнуть; уже в переносном смысле: прикоснуться, подойти близко.

2) Δέξηται (δέχομαι) понимать (I Кор. II, 14; Мф. X, 40 и др.).

I Кор. II, 14: Душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

———

3) Место это повторено согласно во всех синоптиках (Мф. XIX, 13–14; Лк. XVIII, 17). Смысл места совершенно потерян.

Вот что говорит Рейс (Нов. Зав., ч. I, стр. 523):

Возложение рук предполагает собой мысль и действие благословения, о котором прямо упоминают только Матфей и Марк. Известно из Ветхого Завета, какую цену придавали израильтяне благословению отца, пророка или другого кого-либо, чтимого за его возраст или звание. Значит, мнение об Иисусе, составившееся в народе, было таково, что в возложении его рук уже видели залог счастия. Ученики видели в этом лишь несносное любопытство и хотели оградить своего учителя от осаждавшей его толпы. Иисус сказал им, чтобы они не препятствовали родителям, вере которых он хотел дать потребное удовлетворение. Но в то же время он хотел дать урок окружающим и по этому случаю произносит слова, с которыми мы уже встречались ранее в форме, несколько отличной. Иисус призывает любить детей, вникать в их жизнь, потому что они обладают тем качеством, которое должны иметь все желающие войти в царство Божие. Что же это за качество? Как взрослый человек может уподобиться ребенку, чтобы быть участником этого царства? Если бы ответ Иисуса ограничивался словами, общими трем евангелистам, то мы могли бы ограничиться ссылкой на объяснение, данное нами ранее. Но Марк и Лука делают добавление, будто Иисус сказал, что надо принимать царство, как дитя, — это мысль новая. Дети противополагаются взрослым людям, с которыми обыкновенно встречался Иисус, когда речь шла о царстве: тем людям, которые в качестве иудеев, праведников или строгих исполнителей закона, рассчитывали на участие в царстве, как на приобретенное ими по праву, как на причитающееся им вознаграждение. Дитя не становится на эту точку зрения; оно может страстно желать, но оно не рассчитывает, оно не взвешивает своих прав, оно принимает с радостью и благодарностью то, что ему предлагают его родители.

Эти слова: «Пустите детей приходить ко мне!» — напрасно приводятся теми, которые пытаются вывести крещение младенцев из указаний Нового Завета. Их можно использовать в этом смысле только лишь при условии, чтобы самому крещению придан был иной смысл, чем придавали ему Иоанн Креститель, Иисус и его апостолы, требовавшие сначала сознательной и обдуманной веры.

———

Вот что говорит церковь (Толк. Ев. Мф., стр. 349, 350):

Чтобы он возложил на них руки: у евреев

Скачать:TXTPDF

едят, пьют, женятся — но когда приходит потоп и дождь с неба, когда приходит плотская смерть, одни погибают, другие спасаются. Когда наступит для вас царство Бога внутри вас, тогда каждый