Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 24. Произведения, 1880-1884

с Иисусом шел и Петр поодаль до двора архиерея. И взошел на двор и сел с слугами архиерейскими, чтобы видеть, чем кончится.

69. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

И подошла к Петру девочка и сказала: или и ты с Иисусом Галилейским?

70. Но он отрекся пред всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

И Петр отказался перед всеми и сказал: и не знаю, что ты говоришь.

71. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

И когда он вошел в сени, увидала его женщина одна и говорит тем, которые были тут: и этот был с Иисусом Назареем.

72. И он опять отрекся с клятвою, что не знает сего человека.

И он опять отказался, да еще с клятвою, что не знает этого человека.

73. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

Прошло еще немного времени, подошли к Петру люди и сказали: верно, ты тоже из этих? По говору тебя узнать можно.

74. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает сего человека. И вдруг запел петух.

Тогда начал Петр клясться и божиться, что не знаю того человека. И тотчас петух запел.

75. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от меня. И вышед вон, плакал горько.

И вспомнил Петр слова, что Иисус сказал ему: до петухов три раза отречешься от меня, И вышел со двора и заплакал горько.

Ин. XVIII, 19. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках его и об учении его.

И вот архиерей спросил Иисуса об учениках его и об учении его.

20. Иисус отвечал ему: я говорил 1 явно миру; я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего;

Отвечал ему Иисус: я явно говорил и говорю миру. Я всегда учил в собраниях, в храме, куда все сходятся, и тайно не говорил ничего.

21. что спрашиваешь меня? спроси слышавших, что я говорил им; вот они знают, что я говорил.

Что меня спрашиваешь? спроси тех, кто слушал, что я говорил им; они знают, что я им сказал.

22. Когда он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь ты первосвященнику?

Один из служителей архиерейских стоял возле. И когда Иисус сказал это, служитель дал Иисусу пощечину и говорит: разве так отвечают архиерею?

23. Иисус отвечал ему: если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня?

Иисус сказал ему: если я дурно сказал, укажи, что дурно; а если хорошо, за что же дерешься?

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Во многих списках стоит λελάληκα.

Мф. XXVI, 59. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать его смерти,

Архиереи же и весь совет искали улик на Иисуса, чтобы его казнить смертью.

60. и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но, наконец, пришли два лжесвидетеля

Но не находили, потому что многие облыжно уличали его; но улики были не согласны. Потом пришли два ложные свидетеля.

61. и сказали: он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.

Они сказали: мы слышали, что этот человек говорил: я разрушу этот рукоделанный храм и в три дня другой, не руками деланный, построю.

62. И, встав, первосвященник сказал ему: что же ничего не отвечаешь, что они против тебя свидетельствуют?

Архиерей встал и сказал Иисусу: что же ты ничего не отвечаешь на то, что они показывают на тебя?

63. Иисус молчал. И первосвященник сказал ему: заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, сын Божий?

Иисус молчал и ничего не отвечал. И архиерей опять сказал ему: во имя Бога живого заклинаю тебя, отвечай нам: ты Христос сын Бога?

64. Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите сына человеческого, сидящего одесную 1 силы и грядущего на облаках небесных.

И говорит ему Иисус: это я. Еще же скажу вам, что отныне все поймете сына человеческого, равного по власти Богу на небесах.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) «Сидеть одесную» значит быть равным. Иисус говорит, что сын человеческий равен власти Бога, и потому он тот самый Христос, которого ждут иудеи.

Мф. XXVI, 65. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: он богохульствует, на что еще нам свидетелей? вот теперь вы слышали богохульство его.

Тогда архиерей разорвал одежду и сказал: ты ругаешься. Какая нам нужда еще в свидетелях. Вы слышите, что он ругается.

66. Как вам кажется? Они же сказали в ответ; повинен смерти.

Что вы решите о нем? И все присудили, что он повинен смерти.

67. Тогда плевали ему в лице.

Тогда стали плевать ему в лицо.

Лк. XXII, 63. Люди, державшие Иисуса, ругались над ним и били его;

И те люди, которые держали его, били его и царапали,

64. и, закрыв его, ударяли его по лицу и спрашивали его: прореки, кто ударил тебя?

и, закрывая ему глаза, били его по лицу и спрашивали: ну-ка угадай, кто ударил тебя.

65. И много иных хулений произносили против него.

И многие другие ругательства говорили ему.

Мф. XXVII, 1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать его смерти.

Когда стало утро, сделали совет все старейшины народа, архиереи и ученые об Иисусе, как бы убить его.

2. И, связав его, отвели и предали его Понтию Пилату правителю.

И, связав его, повели его к начальнику Понтию Пилату.

Ин. XVIII, 28. От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

И привели Иисуса от Каиафы в правление. И сами не вошли в правление, чтобы не оскверниться, а то бы им нельзя есть пасху.

29. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете человека сего?

Пилат вышел к ним и говорит: в чем вы обвиняете этого человека?

30. Они сказали ему в ответ: если бы он не был злодей, мы не предали бы его тебе.

И они на ответ сказали ему: если бы не был негодяй, не делал бы дурного, мы его тебе не привели бы.

31. Пилат сказал им: возьмите его вы и по закону вашему судите его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого.

Пилат и говорит им: возьмите его и по своему закону судите его. А они говорят: нам нельзя убивать никого.

32. Да сбудется слово Иисусово, которое сказал он, давая разуметь, какою смертию он умрет. 1

Так-то исполнилось слово Иисуса, показывающее, какою смертью он умрет.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Какою смертью он умрет надо разуметь так, что Иисус угадал, от кого он получит смерть: не от иудеев, а от римлян. Слово Иисуса, на которое намекает этот стих, это слово о кресте: возьми крест свой и иди за мной. Если бы Иисус боялся смерти от иудеев, он не сказал бы о кресте: только римляне казнили, распиная на кресте.

Лк. XXIII, 2. И начали обвинять его, говоря: мы нашли, что он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом царем. 1

И начали все обвинять его: мы считаем, что он сбивает с пути наш народ и мешает платить подати кесарю, называя себя царем и Христом.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Обвинение первое: он сбивает с пути, с обычного пути, народ еврейский.

Второе — препятствует κωλύοντα тому, чтобы выплачивать подати, называя себя царем. Он проповедует царство сынов Божиих и называет себя Христом, тем, который принес известие об этом царстве.

Обвинение совершенно верно; всё это самое делает Иисус, и потому он не отрицает обвинений. Толковать же значение тем, которые не хотели понимать его, было бы напрасно.

Ин. XVIII, 33. Тогда Пилат опять 1 вошел в преторию и призвал Иисуса и сказал ему: ты царь иудейский?

И вошел Пилат в правление и позвал Иисуса и сказал ему: ты царь иудейский?

34. Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о мне?

Иисус отвечал ему: ты сам считаешь меня царем или говоришь только, что сказали тебе обо мне?

35. Пилат отвечал: разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали тебя мне; что ты сделал?

Пилат отвечал: я не еврей. Твой народ и ваши архиереи отдали тебя мне. И я спрашиваю, что ты сделал?

36. Иисус отвечал: царство мое не от мира сего: если бы от мира сего было царство мое, то служители мои подвизались бы за меня, чтобы я не был предан иудеям; но ныне 2 царство мое не отсюда.

Иисус отвечал: царство мое не земное. Если бы царство мое было земное, слуги мои бились бы за меня, чтобы не отдать меня архиереям. А вот ты видишь, что царство мое не такое.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) В некоторых списках нет слова πάλιν, путающего смысл.

2) νυν в смысле вот.

Ин. XVIII, 37. Пилат сказал ему: итак, ты царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что я царь; я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа моего.

Пилат и говорит ему: но ты все-таки считаешь себя царем? Иисус говорит ему: ты считаешь меня царем. Я на то пришел в мир, чтобы утвердить истину; всякий, кто живет истиной, понимает мой голос.

38. Пилат сказал ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в нем.

Пилат сказал ему: что такое истина? И сказав это, опять вышел к иудеям и говорит им: я никакой вины не нахожу в нем.

ПРИМЕЧАНИЕ

Пилат, допрашивая Иисуса, спрашивает, что это значит, что он называет себя царем. Иисус говорит ему: царем я себя называл в том смысле, что я установил правду между людьми, это было мое призвание, я это делал, и в этом смысле я был царем и теперь царь, и ты признаешь меня царем. Я объяснил истину, и всякий живущий понимает эту истину. Пилат говорит, что не понимает, что такое истина, но все-таки идет к иудеям и говорит, что вины в этом человеке он не видит никакой.

Mp. XV, 3. И первосвященники обвиняли его во многом.

Но архиереи обвиняли его сильно.

Лк. XXIII, 5. Но они настаивали, говоря, что он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

И архиереи настаивали на своем, они говорили: он смутил своим учением народ во всей Иудее, начиная с Галилеи.

Mp. XV, 4. Пилат же опять спросил его: ты ничего не отвечаешь? видишь,

Скачать:TXTPDF

с Иисусом шел и Петр поодаль до двора архиерея. И взошел на двор и сел с слугами архиерейскими, чтобы видеть, чем кончится. 69. И подошла к нему одна служанка и