как много против тебя обвинений.
И Пилат опять стал допрашивать Иисуса и сказал: что ж ты не отвечаешь? видишь, как тебя уличают.
5. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Но Иисус больше ничего, ни одного слова не отвечал, так что Пилат очень удивлялся.
Лк. XXIII, 6. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве он галилеянин?
Услыхав о Галилее, Пилат спросил: что он галилеянин, что ли?
7. И, узнав, что он из области Иродовой, послал его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
И, узнав, что он из подвластных Ироду, послал его к Ироду, а Ирод был тогда в Иерусалиме.
8. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть его, потому что много слышал о нем и надеялся увидеть от него какое-нибудь чудо,
И как Ирод увидал Иисуса, он очень обрадовался, потому что Ирод много слышал о нем и давно хотел видеть его. Ирод думал, что увидит от него какое-нибудь чудо.
9. и предлагал ему многие вопросы, но он ничего не отвечал ему.
И достаточно расспрашивал его. Он же ничего не отвечал ему.
10. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли его.
Архиереи и книжники стояли на своем и крепко обвиняли его.
11. Но Ирод со своими воинами, уничижив его и насмеявшись над ним, одел его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
И Ирод, сочтя его за ничто, с солдатами своими, для потехи одев его в красное платье, послал его назад к Пилату.
12. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
И с того дня Пилат и Ирод стали друзьями, а прежде были в ссоре.
Пилат, смущенный и боясь на себя взять это дело, придирается к поводу отослать Иисуса к Ироду, чтобы на него свалить ответственность, но Ирод всё это дело принял как самое неважное. Он слыхал прежде об Иисусе и думал увидать в нем что-нибудь интересное и велел позвать к себе и стал спрашивать, но, увидав человека, ничего не говорившего, какого-то дурачка, он сделал из него потеху и, нарядив его посмешищем, отослал назад к Пилату.
Лк. XXIII, 13. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
Пилат же, созвав архиереев, и начальников и народ
14. сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете его;
сказал им: привели вы ко мне человека этого за то, что он сбивает с пути народ, и вот при вас я допрашивал его и не нашел в нем вины той, за которую вы обвиняете его.
15. и Ирод также, ибо я посылал его к нему, и ничего не найдено в нем достойного смерти;
И Ирод ничего не нашел, потому что я посылал вас к нему. И вот видите, ничего за ним не нашлось такого, за что бы стоило приговорить к смерти.
16. итак, наказав его, отпущу.
Мр. XV, 13. Они опять закричали: распни его.
Но они закричали: распни его.
Мф. XXVII, 15. На праздник же пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
Для праздника был обычай, что начальник отпускал народу одного из колодников, того, кого хотели.
16. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва.
Был тогда колодник, звали его Варавва.
Лк. XXIII, 19. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
Варавва сделал в городе смуту и убийство и сидел в тюрьме.
Мф. XXVII, 17. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?
Пилат и говорит им: кого хотите, чтобы я отпустил вам, Варавву или Иисуса, что зовут Христом?
18. Ибо знал, что предали его из зависти.
Потому что видел, что только по зависти предали его архиереи.
Мр. XV, 11. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
Архиереи же настраивали народ, чтобы он кричал отпустить им лучше Варавву.
12. Пилат, отвечая опять, сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с тем, которого вы называете царем иудейским?
Пилат на ответ и говорит им: что ж вы хотите, чтобы я сделал с тем, которого вы зовете царем иудейским?
13. Они опять закричали: распни его.
Они опять закричали: распни его.
Лк. XXIII, 20. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
И вот Пилат опять стал уговаривать их, чтобы отпустить Иисуса.
21. Но они кричали: распни, распни его!
Они же перекричали его: распни, распни его!
22. Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал он? я ничего достойного смерти не нашел в нем; итак, наказав его, отпущу.
И в третий говорит им: какое он вам зло сделал, я ничего не нашел в нем такого, чтобы стоило казнить. Наказать его и отпустить.
Ин. XIX, 4. Вот я вывожу его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в нем никакой вины.
Вот я выпускаю его из правления, потому что не нахожу в нем никакой вины.
6. Когда же увидели его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни его! Пилат говорит им: возьмите его вы и распните; ибо я не нахожу в нем вины.
Когда увидали его архиереи и их слуги, все закричали: распять его. И говорит Пилат: возьмите его вы и распинайте, потому что я не нахожу в нем вины.
7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему он должен умереть, потому что сделал себя сыном Божиим.
Иудеи отвечали ему: у нас есть закон, и по закону нашему должен умереть тот, кто делает себя сыном Бога.
8. Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
Когда Пилат услышал это слово, что Иисус сын Бога, он еще больше смутился.
9. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда ты? Но Иисус не дал ему ответа.
И, вернувшись в правление, говорит Иисусу: кто ты, чей ты? Иисус не ответил ему.
Когда в народе сказали, что главная вина Иисуса та, что он называет себя сыном Божиим, Пилат еще более смутился. Слова Иисуса о том, что он царь только тем, что возвещает правду, и теперь, что он правду эту объявляет, как сын Божий, представили ему Иисуса, как человека необыкновенного и высокой души. Он зовет его к себе и спрашивает: откуда он, т. е. как он понимает свое происхождение. Иисус не отвечает, сознание ненужности объяснений останавливает его.
Ин. XIX, 10. Пилат говорит ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять тебя и власть имею отпустить тебя?
Говорит ему Пилат: мне не отвечаешь? разве не знаешь, что я могу тебя распять и могу отпустить тебя?
11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал меня тебе. 1
Отвечал Иисус: не имеешь никакой власти надо мной, если ты не научен от Бога.
1) Слова эти излишняя, несвязная приставка. Пилат говорит: я могу ведь убить и не убить. Иисус говорит: ничего ты не можешь. Если ты видишь свет — идешь к свету; не видишь — ты будешь делать неминуемо дело тьмы. И тотчас же сбывается то, что сказал Иисус. Он, т. е. Пилат, хочет спасти его и не может. Вот тот, кто предал меня, тот имел власть не сделать. Ты не имеешь свободы отпустить и не отпустить; если бы ты был научен свету, тогда бы ты мог, а теперь не можешь.
Ин. XIX, 12. С этого времени Пилат искал отпустить его. Иудеи же кричали: если отпустишь его, ты не друг кесарю! Всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
А Пилат очень хотел отпустить его. Но иудеи сказали: если этого отпустишь, ты не верный слуга кесарю. Всякий, кто делает себя царем, тот противится кесарю.
Иисус только то и говорил, что царство Бога, находящееся во всех людях, должно заменить царство кесаря, и он был прав.
Мф. XXVII, 24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом и сказал: невиновен я в крови праведника сего; смотрите вы.
Пилат, увидав, что ничего не помогает, но крик всё больше делается, взял воды, умыл руки перед народом и говорит: не виноват я в крови этого справедливого человека. Сами видите.
25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь его на нас и на детях наших.
И весь народ закричал: кровь его на нас и на детях наших.
Лк. XXIII, 23. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
Они же еще громче закричали, чтобы распять его. И пересилили голоса архиереев.
Ин. XIX, 13. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище.
Поняв это слово, Пилат вывел Иисуса наружу и сел на свое место суда.
1. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить его.
Тогда Пилат взял Иисуса и высек его.
2. и Мф. XXVII, 29 и 30. И воины, сплетши венец из терна, возложили ему на голову, и одели его в багряницу. И дали ему в правую руку трость; и, становясь пред ним на колени, насмехались над ним, говоря: радуйся, царь иудейский! И плевали на него и, взявши трость, били его по голове.
А солдаты, которые били его, надели ему на голову венок, и дали ему в руки палку, и на него накинули красный плащ, и в ноги кланялись ему, смеясь над ним. И били его по щекам и по голове, и плевали на него. И говорили: здорово, царь иудейский!
Ин. XIX, 14. Тогда была пятница пред пасхою и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се царь ваш!
Час был шестой. Пилат и говорит: это царь ваш!
15. Но они закричали: возьми, возьми, распни его! Пилат говорит им: царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Они закричали: бери его и распни. Пилат говорит: царя вашего велите распять. Отвечали архиереи: нет у нас царя, кроме кесаря.
Пилат желает спасти Иисуса. Но он живет закваской Иродовой, т. е. для него соображения государственные выше всего, и архиереи знают это и, как на привязи, этими государственными соображениями притягивают его, куда им нужно.
Ин. XIX, 5. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се человек!
Вышел и Иисус наружу в венке и в красном платье и говорит им: вот человек!
По конструкции предложения вот человек говорит Иисус, а не Пилат. В