верьте возвещению истинного блага.
Сказано только, что, увидав Иисуса, Иоанн сказал: «Он идет за мною, но был прежде меня». А не говорит, Христос ли он. И потому, как в этом месте, так и в последующих, относящихся до указаний на то, что Иисус был Христос, надо отделять указание на то, что он мессия, от учения, с которым они часто слиты. Был ли, или не был Иисус, учение которого охватило большую половину мира, тем Христом, с точки зрения иудеев, которого они ожидали, — есть вопрос совершенно чуждый учению.
Для евреев, переходивших в христианство, он мог иметь значение, и потому понятно, почему в Евангелиях часто затемняется смысл мест: затемняется он только для того, чтобы доказать, что Иисус был Христос, то есть помазанник; что как Давид и Саул были помазаны, так и Христос был помазан Иоанном.
Для людей же не еврейского закона и ничем не убежденных в том, что Иисус был истинный посланник Божий, утверждения Иоанна об Иисусе, если бы они и были сказаны, совершенно не нужны.
Стихи Ин. I, 19–34; Мф. III, 16, 17; Мр. I, 10, 11 и Лк. III. 21, 22 имеют содержанием удостоверение и доказательства того, что Иисус есть сын Божий.
Был ли Иисус сын Божий по понятиям иудеев, для нас, не иудеев, совершенно безразлично. Если бы не было других доказательств его сыновности Богу, кроме голоса, который 1800 лет тому назад неизвестно кто слышал, то это предание о голосе с неба не убедило бы никого в его избранности и сыновности Богу.
Для того же, кто понял истинность Иисуса и сыновность его Богу так, как они объяснены в 1–й главе, предания о голубе и голосе с неба по меньшей мере излишни.
ПЕРВЫЕ УЧЕНИКИ ХРИСТОВЫ
Ин. I, 35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его;
36. и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот агнец Божий.
И Иоанн опять свиделся с Иисусом 1 и сказал про него: это ягненок Божий.
1) Έμβλεψας τφ Ίησου περιπατούντι — увидав шедшего Иисуса. Под этими словами должно разуметь то, что, когда Иисус шел в Галилею, Иоанн опять виделся с ним. Слово πάλιν указывает на это. У Иоанна евангелиста рассказываются самым кратким образом самые события, но из этого никак не следует то, чтобы было только то, что сказано. Как если бы человек, повторяя известный рассказ о событии, упомянул бы выдающиеся и памятные черты. Очевидно, Иисус виделся с Иоанном, говорил с ним, и после беседы Иоанн сказал: Он ягненок, назначенный Богу; и эти последние слова выразили резко то, что говорил Иоанн.
Ин. I, 37. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Два ученика Иоанна, когда услыхали эти слова, пошли за Иисусом.
38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали ему: Равви! (что значит: учитель) где живешь?
Иисус оглянулся, увидал, что они идут за ним, и сказал им: Чего вы ищете? Они сказали: Равви (это значит: учитель), где ты живешь? 1
1) Пoύ μένεις — где живешь. Слова учеников и ответ Иисуса Христа — увидите, где живу, и то, что ученики увидали, где он живет, очевидно, значат более, чем то, что сказано.
Иоанн евангелист упоминает только о выдающихся словах того разговора, но смысл всего места, очевидно, тот, что ученики хотят быть с ним, слышать его учение, может быть и видеть его жизнь, и он приглашает их с собою, и они видят его жизнь и слышат его учение и убеждаются в истинности его.
Ин. I, 39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где он живет, и пробыли у него день тот. Было около десятого часа.
Он сказал им: идите и увидите. Они пошли и увидели, где он живет, и у него пробыли день.
40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Один из этих двух был Андрей, брат Семена Петра.
41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли мессию, что значит: Христос;
Он разыскал своего брата Семена и говорит: мы нашли мессию, значит избранника Божия.
42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты Симон, сын Ионии; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
И привели его к Иисусу. Иисус поглядел на него и говорит: Ты Семен, Ионин сын. Тебя надо назвать Петр — значит камень.
Мр. I. 19. (Мф. IV, 21.) И прошед оттуда немного, он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке, починивающих сети;
И, пройдя немного оттуда, увидал Якова Зеведеева и Ивана, его брата, они в лодке справляли сети.
Мр. I, 20. (Мф. IV, 22; Лк. V, 11.) и тотчас призвал их. И они, оставивши отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за ним.
И тотчас позвал их. И они оставили отца Зеведея с работниками в лодке.
Ин. I, 43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею и находит Филиппа и говорит ему: иди за мною.
Потом уже перед входом в Галилею Иисус встретил (еще) Филиппа и говорит: иди со мною.
44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп был из Вифсаиды — односелец Петру и Андрею.
45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Филипп разыскал Нафанаила и говорит ему: Про кого Моисей писал в законе, мы того нашли, это Иисус, сын Иосифа, из Назарета.
46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
А Нафанаил говорит ему: Разве может что доброго быть из Назарета? Филипп говорит ему: Поди сам — увидишь.
47. Иисус, увидев идущего к нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.
Когда Нафанаил пришел и свиделся 1 с Иисусом, Иисус сказал о нем: вот истинно человек, в ком хитрости нет.
1) Увидал его — здесь значит: свиделся с ним, последовал за ним.
Ин. I, 49. Нафанаил отвечал ему: Равви! Ты сын Божий, ты царь израилев.
И сказал ему Нафанаил Ты сын Бога, ты царь израиля. 1
1) Утверждение Нафанаила о том, что Иисус есть сын Бога, т. е. то самое, что о себе думал Иисус в пустыне, и царь Израиля, т. е. что вместе с Христом пришло царство Бога, то, что проповедывал Иоанн, указывает на то, что Иоанн многое говорил и толковал своим первым ученикам. Поняв это толкование, Нафанаил сказал: Да, ты сын Бога и ты царь израиля.
Стих 48–й I-й главы Иоанна есть такой же намек о чем-то, известном только писателю, но совершенно потерянном для нас. Что было под смоковницею, когда Нафанаила видел Иисус, — неизвестно, и потому этот стих пропускается.
Стих 50–й есть продолжение разговора о потерянном для нас событии под смоковницей и потому пропускается.
Ин. I, 51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к сыну человеческому.
И он сказал: Узнаешь то, что важнее этого. Истинную правду говорю вам: теперь узнаете, что небо открыто и силы Божии будут сходить к сыну человеческому 1 и восходить от него на небо.
1) Χίος τού άνθρωπου—сын человеческий и по смыслу и по употреблению значит и не может значить ничего другого, как «человек» в смысле общих всем людям свойств человеческих. В этих словах Иисус высказывает то, что он постиг в пустыне.
По прежнему учению Бог был отдельное существо от человека. Небо — обиталище Бога, и сам Бог был закрытым для человека. По учению Иисуса небо открыто для человека. Общение Бога с человеком установлено. Жизнь человека от Бога, и Бог всегда с человеком, и потому сила Божия сходит к сыну человеческому; человек познает ее в себе и восходит на небо. Человек из себя познает Бога. В этом и заключается наступление царства Божия, которое проповедывал Иоанн и подтверждает Иисус.
ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА В НАЗАРЕТЕ
Лк. IV, 16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
И пришел Иисус в Назарет, где был воспитан. И вошел по обыкновению праздничного дня в собрание и стал читать.
17. Ему подали книгу пророка Исаии; и он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
И дали ему книгу пророка Исаии. И развернул на том самом месте, где написано:
18. Дух Господень на мне; ибо он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу.
Дух вечного на мне; он посвятил меня на то, чтобы возвестить благо несчастным, разбитым сердцем, связанным провозгласить свободу, слепым свет и измученным спасение и отдых,
19. проповедывать лето Господне благоприятное (Исаия 61, 1–2).
возвестить всем годину милости Божией. 1
1) Место это из Исаии обрывается на том стихе, в котором говорится о мщении Бога. У Исаии так: «Возвестить годину милости Божией. День мщения нашего Бога». Я выписываю это для того, чтобы было понятно то, что слова, приводимые из книги Моисея и пророков, надо понимать только в том смысле, который дает им Иисус. Очевидно, он выбрал те знакомые слова, которые выражали его мысль, откидывая те, которые противоречили ей.
Лк. IV, 20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на него.
И, закрыв книгу и отдав слуге, он сел. И глаза всех смотрели на него.
21. И он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
И он начал говорить им: Теперь совершилось писание это в глазах ваших.
Лк. IV, 22. (Мф. XIII, 54; Мр. VI, 2.) И все засвидетельствовали ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
И все дивились благости речей его и говорили: Не этот ли сын Иосифа, не плотник ли он?
Мр. VI, 3. Не плотник ли он?
Мф. XIII, 55. Не плотников ли он сын? Не его ли мать называется Мария, и братья его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда?
И не этот ли плотников сын; не мать ли его зовут Мариям, и братьев его Яков, Иосий, и Семен, и Иуда?
Лк. IV, 23. Он сказал им: конечно, вы скажете мне присловие: врач! исцели самого себя.
И сказал им: Разумеется, вы говорите: Врач, исцелись сам!
Мф. XIII, 57. Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем.
Потому что никакого пророка не