нет времени.
Лук. XXI, 34. Смотрите за. собой, чтобы не отягчать себя и не отуманивать пьянством, объядением, заботами, чтобы не пропустить время спасения. Время спасения, как сеть, накинута на всех; оно всегда. И потому прежде всего живите жизнью сына человеческого.
Мф. XXV, 1. Царство небесное вот на что похоже: Пошли десять девиц с плошками встречать жениха.
2. Пять было умных, а пять глупых.
3. Глупые взяли плошки, да не взяли масла.
4. А умные взяли плошки и на запас масла.
5. Пока ждали жениха, они задремали.
6. Когда пришел жених,
7. Глупые увидели, что у них мало масла.
10. И пошли искать купить, а пока они ходили жених пришел. И умные девицы, у которых было масло, вошли с ним и двери затворились.
Только на то нужно было ходить девицам, чтобы встретить жениха с плошками, а они забыли про то, что не то дорого, чтобы горели плошки, но чтобы они горели во-время. А для того, чтобы они горели, надо было им гореть не переставая. Жизнь только затем, чтобы возвысить сына человеческого, а сын человеческий всегда. Он не во времени, и потому, служа ему, надо жить вне времени, в одном настоящем.
Лук. XIII, 24. И потому делайте усилия в настоящем, чтобы войти в жизнь духа, если не будете делать усилия, не войдете.
25. Будете говорить: мы то-то говорили, но не будет добрых дел, и не будет всей жизни.
Мф. XVI, 27. Потому что сын человеческий, как дух единый, окажется для каждого тем, что он сделал для него.
XXV, 32. Люди все разделятся тем, как они служат сыну человеческому. И своими делами они разделятся на-двое, как делят в стаде овец и козлов. Одни будут живы, другие погибнут.
34. Те, которые служили сыну человеческому, те и получат то, что принадлежало им от начала мира, жизнь ту, которую они сохранили. Сохранили же они жизнь тем, что служили сыну человеческому.
35. Голодного кормили, голого одевали, странника принимали, заключенного посещали.
Они жили сыном человеческим, чувствовали, что он один во всех людях, и потому любили его.
Те же, которые не жили сыном человеческим, те не служили ему, не понимали, что он один во всех, и потому не соединились с ним и потеряли жизнь в нем, и погибли.
Глава IX СОБЛАЗНЫ
ОБМАНЫ ВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ СКРЫВАЮТ ОТ ЛЮДЕЙ ИСТИННУЮ ЖИЗНЬ В НАСТОЯЩЕМ. (И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКО ЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ.)
СОДЕРЖАНИЕ IX ГЛАВЫ
Человек родится с знанием истинной жизни исполнения воли отца. Дети живут ею, на детях видно, в чем воля отца. Чтобы понять учение Иисуса, надо понять жизнь детей и быть такими же, как они. Дети живут всегда в воле отца, не нарушая пяти заповедей. Они бы никогда и не нарушали их, если бы старшие не вводили их в соблазны. Вводя детей в соблазн нарушения заповедей, люди губят детей. Соблазняя детей, люди делают с ними то же, что сделал бы человек, навязав другому жернов на шею и бросив его в реку. Если бы не было соблазнов, мир был бы счастлив. Мир несчастлив только от соблазнов. Соблазны — это зло, которое делают люди для мнимого блага временной жизни. Соблазны губят людей, и потому надо жертвовать всем для того, чтобы не впасть в соблазн. Соблазн против первой заповеди состоит в том, что люди считают себя чистыми перед людьми, а других в долгу перед собой. Чтобы не впасть в этот соблазн, люди должны помнить, что все люди всегда в бесконечном долгу перед отцом и что очиститься от этого долга они могут, только прощая своим братьям. И потому люди должны прощать людям обиды, не смущаясь тем, что обидчик еще и еще раз обидит.
Сколько бы раз человек ни был обижен, он должен прощать и прощать, не поминая зла, потому что царство небесное возможно только при прощении. Если мы не прощаем, то мы делаем то же, что сделал должник. Должник в большом долгу пришел к хозяину и стал просить милости. Хозяин простил ему всё. Должник пошел и стал душить своего должника, того, который ему немного был должен. Ведь мы, чтобы иметь жизнь, должны исполнять волю отца; от отца же мы просим прощения за то, что не вполне исполнили его волю, и надеемся получить это прощение. Так что же мы делаем, если не прощаем? Мы делаем то, чего боимся для себя. Воля отца — это благо, а зло — это то, что отделяет нас от отца; так как же нам не постараться потушить зло как можно скорее, потому что зло губит нас и лишает жизни. Зло завязывает нас в плотской погибели. Насколько мы развяжем это зло, настолько мы приобретаем жизнь. Если зло не разделяет нас и мы соединены любовью, то мы имеем всё, чего можем желать.
Соблазн против второй заповеди в том, что мы думаем, что женщина сотворена для плотской утехи и что, оставив одну жену и взяв другую, мы получаем больше утехи. Чтобы не впасть в этот соблазн, надо помнить то, что воля отца не в том, чтобы человек утешался прелестью женскою, а в том, чтобы каждый, избрав жену, соединился с нею в одно тело. Воля отца в том, чтобы у каждого мужа была жена, а у каждой жены был муж. Если один муж будет держаться одной жены, то у всех будут жены и у всех мужья. А потому кто переменяет жену, тот лишает жену мужа и вызывает другого мужа оставить свою и взять оставленную. Можно не иметь жены, но иметь больше одной жены нельзя, потому что, имея другую жену, нарушаешь волю отца, состоящую в соединении одного мужа с одной женой.
Соблазн против третьей заповеди состоит в том, что люди для блага временной жизни учредили власти и требуют от людей клятвы в исполнении дел власти. Чтобы не впасть в этот соблазн, люди должны помнить, что они не обязаны ни перед кем, кроме как перед Богом, за свою жизнь. На требования властей люди должны смотреть, как на насилия и, по заповеди непротивления злу, отдавать и исполнять то, чего требуют от них власти: имущество и труд, но не могут обещаниями и клятвами связывать свои поступки в будущем. Клятвы, которые вымогают от людей, делают их дурными. Человек, признавший жизнь в воле отца, не может обещаться за свои поступки, потому что для такого человека нет ничего святее его жизни.
Соблазн против четвертой заповеди в том, что люди, предаваясь злобе и мести, думают, что они этим исправляют людей. Если человек обидит другого, то люди думают, что надо наказать его, и думают, что правда состоит в том, что присуждают люди. Чтобы не впасть в этот соблазн, надо помнить то, что люди призваны не судить, а спасать друг друга. И что судить, о неправде других они не могут, потому что сами исполнены неправды. Одно, что они могут делать, — это учить других примером чистоты, прощения и любви.
Соблазн против пятой заповеди в том, что люди думают, что есть различие между людьми своего и чужих народов и что потому необходимо защищаться от чужих народов и вредить им. Чтобы не впасть в этот соблазн, надо знать, что все заповеди сходятся в одной; исполнять волю отца, давшего жизнь и благо всем людям, и потому делать добро всем людям без всякого различия. Другие люди и делают еще различие между народами, воюют; человек, исполняющий волю отца, делает добро всякому человеку, из какого бы народа он ни был. Чтобы не впасть ни в один из обманов людских, человек должен думать не о плотском, а о духовном. Если человек понял, что жизнь его только в том, чтобы быть теперь в воле отца, то ни лишения, ни страдания, ни смерть не могут быть страшными для него. Только тот получает истинную жизнь, кто на всякий час готов отдать свою плотскую жизнь для исполнения воли отца. И для того, чтобы все поняли, что есть истинная жизнь, та, для которой нет смерти, Иисус сказал: жизнь вечную не надо понимать так, что это будет жизнь, подобная теперешней, где-нибудь и когда-нибудь. Для жизни истинной в воле отца нет ни места, ни времени. Нельзя себе представить жизнь истинную во времени и в лицах. Те, которые пробудились к жизни истинной, живут в воле отца, а для воли отца нет ни времени, ни места. Они живы для отца. Если они и умерли для нас, то они живы для Бога. И потому одна заповедь заключает в себе всё: любить всеми силами начало жизни и потому всякого человека, носящего в себе это начало.
И Иисус сказал: это начало жизни и есть тот Христос, которого вы ждете. Разумение того начала жизни, для которого нет разных лиц, нет времени и места, и есть тот сын человеческий, которому я учу.
Всё, что скрывает от людей это начало жизни, есть соблазн. Есть соблазн книжников, старообрядцев — не поддавайтесь им; есть соблазны царской власти — не поддавайтесь им; и есть еще самый лютый соблазн — учителей веры, называющих себя православными. Берегитесь этого соблазна более всех других, потому что они-то, эти самозванные учители, придумав ложное богопочитание, отманивают вас от истинного Бога. Они, вместо служения отцу жизни делом, поставили слова и учат словам, а сами ничего не делают, и потому вам нечему научиться у них, кроме слов. А отцу нужны не слова, а дела. Им и нечему учить, потому что они сами ничего не знают, но им нужно для выгоды своей выставлять себя учителями. А вы знаете, что никто не может быть учителем других. Всем учитель один — владыка жизни, разумение. А эти самозванные учители, думая учить других, сами лишают себя истинной жизни и другим мешают познать ее. Они учат угождать своему Богу внешними обрядами и думают, что клятвой могут привести к вере. Они заняты одной внешностью. Им бы только было бы похоже на веру, а то, что в сердцах людей, о том они не думают. И потому они, как гробы нарядные: снаружи красно, а внутри мерзость. Они на словах почитают святых и мучеников, а они те самые люди, которые и прежде убивали и мучили и теперь убивают и мучают святых. От них все соблазны в мире, потому что они под видом добра выставляют зло. Их соблазн — корень всех соблазнов, потому что они надругались над тем, что есть святого в