явился Иисус и уничтожает все внешние формы и очищает без храма и даже без воды. И является сомнение, какое очищение настоящее. И вот ученики Иоанна спорят с каким-то иудеем об очищении и идут к Иоанну спрашивать его. Иоанн говорит в общих словах то, что он сказал прежде: что главное очищение есть очищение духом, и что очищение это не передается словами. О том же, что действительно ли Иисус говорит слова Божии, Иоанн говорит, что определить этого никто не может, что доказательств того, что слова Божии, — не может быть. Одно доказательство есть то, — что человек принимает их. Потому что проявления духа нельзя мерить.
Лк. IV, 14. И разнеслась молва о нем по всей окрестной стране.
И по всей округе прошла молва о нем.
Лк. XI, 37. Когда он говорил это, один фарисей просил его к себе обедать; он пришел и возлег.
После этого пришел к нему один православный и просил позавтракать у него в доме.
38. Фарисей же удивился, увидев, что он не умыл рук перед обедом.
И православный, приметив, что Иисус не обмылся перед завтраком, удивился.
Лк. XI, 39. (Мф. XXIII, 25.) Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
И сказал ему Иисус: Вы, православные, снаружи чашки и блюда моете, а внутри вас кишит грабеж и неправда.
Лк. XI, 40. (Мф. XXIII, 26.) Неразумные! Не тот же ли, кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
Безумные! кто сделал внешнее, тот же сделал и внутреннее.
Лк. XI,41. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда всё будет у вас чисто.
Внутри будьте милостивы, и тогда увидите, что всё будет чисто.
Лк. V, 32. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Потому что я пришел сюда призывать к обновлению не праведников, а ошибающихся.
Лк. VII, 37. И вот женщина того города, которая была грешница, узнавши, что он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с мvром;
И вот женщина из города, она была неверная, узнав, что Иисус сидит в доме православного, пришла туда и принесла кувшин масла.
38. и, ставши позади у ног его и плача, начала обливать ноги его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги его, и мазала мvром.
И ставши у ног его сзади, начала плакать и мыть ему ноги слезами и волосами с головы своей вытирала, целовала его ноги и мазала маслом.
39. Видя это, фарисей, пригласивший его, сказал сам в себе: если бы он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к нему, ибо она грешница.
Увидав это, хозяин православный подумал себе: Кабы был он настоящий учитель, он бы знал, кто и какова эта женщина, та, что трогает его, она ведь неверная.
40. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, учитель.
И, обернувшись, Иисус сказал ему: Семен! дай скажу тебе слово. Он сказал: Скажи, господин.
41. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят;
Были два должника должны одному хозяину. Один считал за собой пятьсот денег, другой пятьдесят.
42. но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
И не было чем заплатить ни у того, ни у другого, и хозяин простил им обоим. Но какой же из них, скажи, больше будет ухаживать за хозяином?
43. Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
Семен и говорит: Не иначе, как тот, кому больше простил. Иисус и говорит: Верно рассудил.
44. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, ты воды мне на ноги не дал; а она слезами облила мне ноги и волосами головы своей отерла.
И показал на женщину и говорит Семену: Ну вот, я пришел к тебе в дом, а ты не дал мне воды ноги умыть. Она же слезами моет мои ноги и волосами с головы обтирает.
45. Ты целования мне не дал; а она, с тех пор как я пришел, не перестает целовать у меня ноги.
Ты и не обнял меня, как я вошел, а она не перестает — всё лобызает мои ноги.
46. Ты головы мне маслом не помазал, а она мvром помазала мне ноги.
Ты не дал мне масла головы помазать. Она дорогим маслом мажет мне ноги.
47. А потом сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много: а кому мало прощается, тот мало любит.
Оттого самого, говорю тебе, избавилась она от заблуждений и великих заблуждений, оттого, что она любит сильно. А кому немного прощать нужно, тот мало и любит. 1
48. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
И сказал ей: Да, все заблуждения твои исправлены.
49. И возлежавшие с ним начали говорить про себя: это кто, что и грехи прощает?
И начали сидевшие с ним говорить сами в себе: Кто же он такой, что избавляет от заблуждений?
50. Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром.
А он сказал женщине: Вера твоя спасла тебя, иди с миром.
1) по-моему, стих 47 должен быть такой: ότι должно быть переставлено, вместо перед ήγάπησε — перед λέγω στι. И тогда перевод такой: Того ради, говорю тебе, прощены ей ее грехи, что она любит много. Кому же мало отпущено, мало и любит.
Фарисею не нравится, что блудница прикасается к учителю. Иисус говорит: «Было два должника у хозяина; одному он мало, другому много простил. Как же тому, кому он много простил, не выказать свою благодарность? Должники эти передо мною и перед всеми людьми и перед Богом — ты и эта блудница. Ты считаешь, что тебе нечего прощать, и ты не выказал мне особенной любви; она считает, что она виновата перед всеми, и передо мной и перед тобой. Ведь ты сам подумал, что ее и допустить нельзя касаться до меня. Ну, а я не прогнал ее и как тобою не брезгаю, входя к тебе в дом, так и ею не брезгаю, и за то она выражает мне свою любовь. (Оттого, что ее не упрекнул я грехами, она и выражает мне любовь.) Ее грехов много, она и выражает большую любовь. Твоих грехов мало, ты думаешь, — ты и выражаешь малую любовь, и мало тебе простится; а ей простится, — она верит, что она грешница, и она спасена от грехов».
Лк. XVIII, 10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
И сказал им Иисус: два человека вошли в храм молиться один — православный, другой — неверный.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь;
Православный думал много о себе и так молился: Благодарю тебя, Бог мой, за то, что я не такой, как другие люди: корыстные, неправедные, блудники, не такой, как этот неверный.
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Пощусь два раза в неделю и отдаю десятину всего, что получаю.
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
А неверный стал вдалеке и не мог и глаз к небу поднять, а всё стучал себе в грудь и приговаривал: Господи, оглянись на меня заблудшего.
14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Так вот говорю вам: и вернулся неверный избавлен больше, чем православный. Потому что кто возвышается — принизится, а кто понижается, тот возвысится.
Православный не считал нужным для себя избавления и потому и не мог ни от чего избавиться. Неверный желал избавиться от заблуждений, он признавал их, и потому избавился.
Мф. IX, 14. (Мр. II, 18; Лк. V, 33.) Тогда приходят к нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а твои ученики не постятся?
Тогда подошли к нему ученики Иоанна и говорят: отчего мы и законники постимся много, а ученики твои не постятся?
Мф. IX, 15. (Мр. II, 19, 20; Лк. V, 34, 35.) И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
И сказал им Иисус: Не могут гости на свадьбе печалиться в то время, когда с ними жених. Когда нет жениха, — тогда постятся. 1
1) Слова о женихе темны, так как нет объяснения того, что надо разуметь под словом «жених». По притче о 10–ти девах под словом «жених» надо понимать жизнь, и тогда и здесь, если дать слову «жених» значение жизни, — смысл изречения будет тот, что незачем печалиться, когда в человеке есть жизнь; можно печалиться и поститься только тогда, когда нет жизни.
Лк. V, 36. (Мф. IX, 16; Мр. II, 21.) При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет и к старой не подойдет заплата от новой.
Никто не разорвет новую одежду, чтобы наложить заплатку из нового на старое платье, потому новое раздерет и к старому не придется.
Лк. V, 37. (Мф. IX, 17; Мр. II, 22.) И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие: а иначе молодое вино прорвет мехи и само вытечет, и мехи пропадут.
И не выливают вино новое в старые мехи, а иначе прорвутся мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут.
Лк. V, 38. (Мф. IX, 17; Мр. II, 22.) Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
Но вино молодое надо вливать в мехи новые, и то и другое дело будет.
Лк. V, 39 стих неясен.
Лк. IV, 33–37; Мр. I, 23–28; Мф. VIII, 17, 18; Мр. I, 35–39; Лк. IV, 42–44. Стихи эти, содержащие описание изгнании нечистого духа, предсказания и повторение о том, что Христос учил и что молва о нем распространилась, — не имеют значения и могут быть пропущены.
МОЛВА О ХРИСТЕ
Лк. IV, 15. Он учил в синагогах их и от всех был прославляем.
И он учил в собраниях и был (прославляем) почитаем всеми.
42. И народ искал его и, пришедши к нему, удерживал его, чтобы не уходил от них.
Народ удерживал его,