Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 24. Произведения, 1880-1884

Мария села в ногах Иисуса и слушала учение его.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Λόγος здесь, как и обыкновенно у Луки, означает учение.

Лк. X, 40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подошедши, сказала: Господи! или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

А Марфа хлопотала о большом угощении и подошла к Иисусу и говорит: тебе, видно, и нужды нет, что сестра моя меня одну оставила служить. Скажи ей, чтобы она помогла мне.

41. Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом.

А Иисус на ответ и говорит ей: эх! Марфа, Марфа, ты кручинишься и тужишь о многих делах.

42. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее.

А только ведь одно нужно. И Мария выбрала то, что лучше; то, что она выбрала, уж никто не отнимет от нее.

Лк. IX, 23. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест 1 свой и следуй за мною.

И сказал всем: хочешь следовать мне, откажись от самого себя и будь готов на всё на каждый час и тогда следуй за мной.

24. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради меня, тот сбережет ее.

Кто хочет живот свой спасти, тот погубит его. А кто погубит свой живот для меня, тот спасет его.

25. Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

Какая польза человеку, если и мир весь заберет, а себя погубит или повредит?

26. Ибо кто постыдится меня и моих слов, того сын человеческий постыдится, когда прийдет во славе своей и отца и святых ангелов.

Кто моих слов постыдится, того и сын человеческий постыдится, когда окажется в смысле отца и сил Божиих.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Слово крест я перевожу в том значении, которое всеми толкователями придается ему. Не употребляю же самого слова крест, потому что оно и исторически не имеет в устах Иисуса смысла. Если бы он и знал, что ему быть распятым, то ученики не могли знать этого, и потому слово это для них не имело смысла.

ПРИТЧА О БОГАТОМ

Лк. XII, 15. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И сказал им: смотрите, берегитесь от всякого избытка, потому что не может быть жизнь в излишестве того, чем владеешь.

16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле.

И сказал им притчу: был человек богатый, и родилось у него много хлеба,

17. И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.

И подумал он: что бы сделать? некуда мне собрать плодов моих.

18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое.

И говорит; вот что сделаю: сломаю амбары и построю новые и свезу туда весь хлеб и всё добро мое.

19. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

И скажу душе своей: ну, душа есть у тебя добра много и на много лет. Спи, ешь, пей и радуйся.

20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

И сказал ему Бог: безумный! нынче ночью возьмут от тебя душу; куда же твои запасы?

21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Так-то бывает с тем, кто копит сам в себя, а не богатеет в Бога.

Лк. XIII, 1. В это время пришли некоторые и рассказали ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Случились тут люди и рассказали ему о галилеянах, которых убил Пилат.

2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали?

И на ответ сказал им Иисус: или вы думаете, что галилеяне эти были грешнее всех, что с ними это случилось.

3. Нет, говорю вам; но если не покаетесь, 1 все так же погибнете.

Нисколько. Если же вы не обдумаетесь, все точно так же погибнете.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Έαν μή μετανοήτε — не перемените своих мыслей о том, что есть жизнь.

ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ

Лк. XIII, 4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Или те 18, каких задавила башня, когда завалилась, полагаете ли вы, что они больше того заслуживали из всех жителей Иерусалима?

5. Нет, говорю вам; но если не, покаетесь, все так же погибнете.

Нисколько. Но если не обдумаетесь, все точно так же погибнете

6. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней и не нашел.

И сказал им такую притчу: у одного человека росла в саду яблоня. И пришел и посмотрел, нет ли на ней плода, и не нашел.

7. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

И сказал садовнику: вот три года хожу, смотрю плода на этой яблоне, и всё нет. Сруби ее. Что ей место портить.

8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом;

А садовник сказал: хозяин! оставь ее еще на лето, я окопаю ее и обложу навозом;

9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

авось будет с плодом. А уж и после не родит, ну, так и сруби ее.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Смерть, лишение возможности жить истинной жизнью, разумением Бога, всякую минуту перед нами, как она пришла к богатому человеку в ту ночь, как он собирался жить более, как она пришла к людям, убитым Пилатом, убитым башнею. Всякий час жизни нашей есть счастливая случайность, как просьба садовника погодить рубить, не принесет ли плода.

Иоанн Креститель еще говорил это людям, призывая их к перемене жизни (Лк. III, 9).

Лк. XII, 54. Сказал же и народу: 1 когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет; и бывает так.

И сказал народу: когда видите тучу с запада, тотчас говорите: дождь будет, и так и бывает.

55. И когда дует южный ветер, говорите: зной будет; и бывает.

И когда с юга дует, говорите: жара будет, — и сбывается.

56. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете: как же времени сего не узнаете?

По виду земли и неба умеете догадываться; как же о настоящем своем положении не догадаетесь?

57. Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

Как в самих себе не видите, что верно?

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Место это повторяется здесь в другом значении. У Матфея оно отвечало на вопрос фарисеев о доказательствах. Здесь оно указывает на то, что погибель смертью для человека так же очевидна, как и пришествие грозы по признакам. Как же знаете и помните, что будет гроза, а не знаете и не помните, что будет смерть?

Лк. XIV, 25. С ним шло множество народа; и он, обратившись, сказал им:

И шло с ним много народа. И, обратившись, сказал им:

26. Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником.

Кто идет ко мне и не считает ни во что отца своего, и мать, и жену, и детей, и братьев, и сестер, и еще свою плотскую жизнь, тот не может быть научен мною.

27. И кто не несет креста своего и идет за мною, не может быть моим учеником.

И кто не волочет свой крест и не делает то же, что я, того нельзя научить.

28. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

Потому что всякий из вас, если хочет построить дом, прежде ведь сядет и сочтет расходы, станет ли докончить,

29. дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

для того, чтобы не случилось, что, начав, да не докончив, не стали бы смеяться над ним.

30. говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

Не сказали бы: вот человек начал строиться, а не может кончить.

31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

И царь, если хочет воевать с другим царем, то прежде сядет да подумает: может ли он с десятью тысячами воевать против двадцати.

32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольствопросить о мире.

Если же нет, то еще издалека пошлет послов, чтобы замириться.

33. Так всякий из вас, кто не отрешится 1 от всего, что имеет, не может быть моим учеником.

Так и всякий из вас, если не сочтется со всеми своими делами, не может быть научен мною.

34. Соль — добрая вещь; но, если соль потеряет силу, чем исправить ее?

Соль — хороша. Но если она не солона, нечем ее исправить.

35. Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Ни она земля, ни она навоз. Надо выбросить ее. У кого есть смысл, тот поймет.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) ‘Αποτάσσομαι я перевожу: расчесться.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Иисус говорит: для того, чтобы быть наученным мною истинной жизни, спасающей от смерти, необходимо отречься от всего. А чтобы не жалеть то, от чего отрекаешься, нужно только расчесть выгоды и невыгоды плотской и духовной жизни. Обдумай свое положение здесь, на этом свете, так, как обдумывают его строящий дом и царь, собирающийся воевать.

Ну, хорошо, ты любишь своего отца, мать, детей, свою жизнь. Ну, хорошо: можешь ты достроить эту жизнь, как дом, можешь ты противостать смерти, которая идет на тебя с своими силами; можешь или думаешь, что можешь, так строй свою жизнь. Если же увидишь, что не можешь, что дом твой останется недостроенным, что царя того, который идет войной на тебя, тебе не победить, так брось строить, замирись и иди за мной к той жизни, которую я показываю вам. И потому середины не может быть. Веришь, что только та жизнь, которая дает разумение, есть жизнь, живи разумением, и

Скачать:TXTPDF

Мария села в ногах Иисуса и слушала учение его. ПРИМЕЧАНИЕ 1) Λόγος здесь, как и обыкновенно у Луки, означает учение. Лк. X, 40. Марфа же заботилась о большом угощении и,