Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 24. Произведения, 1880-1884

уйдешь.

В этом-то мире смерти я учу вас приобретению жизни истинной, среди погибели даю вам доску опасения. А вы спрашиваете, какая мне будет награда за то, что ты спас меня. Не награды спрашивай, а старайся, как бы спастись.

О НАСТУПЛЕНИИ ЦАРСТВА БОГА

Лк. XVII, 20. Отвечал им: не придет царствие Божие приметным образом,

И сказал им: не приходит царство Божие так, чтобы что-нибудь случилось.

21. и не скажут: вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот царствие Божие внутрь вас есть.

Не скажут вам: вот оно здесь, или вот оно там, потому что оно в вас.

22. Сказал также ученикам: придут одни, когда пожелаете видеть хотя один из дней 1 сына человеческого и не увидите.

И сказал ученикам: придет время, когда будете желать видеть один из дней спасения сына человеческого, и не увидите

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Ήμερα во множественном числе, по еврейскому смыслу, имеет значение жизни, как это видно ясно:

Евр. V, 7. Он во дни плоти своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти его от смерти, и услышан был за свое благоговение.

VII, 3: Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда.

Лк. I, 7: У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных (προβεβηкοτες έν ταΐς ήμέραις αυτών ήραν).

———

Здесь же ήμερα имеет значение дня спасения, т. е. средства; или просто — спасения.

Такое значение определяется последующими стихами 27 и 28–м XVII гл. Луки и Мф. XXIV, ст. 37, где сказано, что день сына человеческого будет то же, что для Ноя и Лота день, в который один вошел в ковчег, а другой вышел из Содома.

Такое же значение имеет ήμερα:

Кор. VI, 2: Ибо сказано: во время благоприятное я услышал тебя и в день спасения помог тебе (Исаия 49, 8). Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения.

Лк. XVII, 23. И 1 скажут вам: вот здесь, или: вот там, — не ходите и не гоняйтесь:

И если бы сказали вам: вот оно здесь, вот оно там — не ходите, не гоняйтесь за ним, потому что оно как молния от края до края неба светит.

24. ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет сын человеческий в день свой.

Таков будет сын человеческий в своем дне спасения.

25. Но прежде надлежит ему много пострадать и быть отвержену 2 родом 3 сим.

Прежде же всего необходимо ему много терпеть и переносить от рождения этого.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) В некоторых списках стоит έάν.

2) Άποδοκιμασθήναι переводится быть отверженным, чего слово это никогда не значило и не может значить. Άποδοκιμασθήναι значит: требовать, исследовать, пытать. Άπό значит удаление, совершение.

3) Γενεά значит рождение.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Речь началась и продолжается о смерти, о том, что человек неизбежно умрет и погибнет, если он не спасется учением Иисуса. В чем же это спасение? В том, чтобы возвысить дух. Как это возвысить дух? Он говорит им: царство Бога, т. е. соединение с волей Бога, ни здесь, ни там, оно в вас самих. Придет время, когда вы почувствуете неизбежность смерти, будете искать спасения, но вы не найдете уж того, что прошло. Если вам будут говорить: вот тут, вот здесь спасение, — не верьте: спасение сына человеческого, как молния, блестит мгновенно, оно внутри вас, оно только в настоящем моменте жизни, оно в духе, для которого нет времени. Человек в этом настоящем пусть ищет спасения. И прежде всего пусть много терпит и переносит.

Лк. XVII, 26. И как было во дни Ноя, так будет и во дни 1 сына человеческого.

И как было в жизни Ноя, так будет в день спасения сына человеческого.

27. Ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег и пришел потоп и погубил всех.

Ели, пили, женщин замуж выдавали до того дня, пока Ной вошел в ковчег и пришел потоп и погубил всех.

28. Так же как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили.

Так же было и во дни Лота: ели, пили, торговали, продавали, садили, строили.

29. Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех.

И в тот день, когда Лот вышел из Содома, прошел дождь огненный и серный и погубил всех.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) В некоторых списках стоит ήμερα в единственном. Здесь, очевидно, разумеется ήμερα σωτηρίας.

Лк. XVII, 30. Так будет и в тот день, 1 когда сын человеческий явится.

Так же будет и в тот день, когда сын человеческий откроется.

ПРИМЕЧАНИЕ

1) Ή ήμερα δ υίος του άνθρωπου αποκαλύπτεται — день, в который откроется сын человеческий. День открытия сына человеческого духа есть то же, что день Ноя и Лота, т. е. день, в который он узнал свое спасение.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Так же, как спасся Ной и Лот, так же спасется человек, познав смысл жизни человека, — когда поймет, что жизнь в духе; так точно ничего не изменяется в мире и не изменится, когда всякий, возвысивший в себе дух сына человеческого, оставит заботы мира и выйдет из него. И как погибли люди, не вошедшие в ковчег при Ное, и люди Содома, не вышедшие из него при Лоте, так погибнут и теперь люди этого мира, не перенесшие свою жизнь в дух, сына Бога.

Пришествие сына человеческого или явление его есть проявление жизни духа, для которого нет смерти. Признак проявления есть смерть. И потому под пришествием сына человеческого разумеется и смерть. Смерть плотская есть как бы отделение жизни от мертвого, так же как потоп и огненный дождь.

Всё это место есть то, что на церковном языке принято называть совершением века — кончиною мира. Рейс (Нов. Зав., ч. I, стр. 609):

Согласно нашим Евангелиям, Иисус будто бы предсказал: во–1–х, разрушение Иерусалима; во–2–х, свое возвращение для блестящего установления своего царства; в–3–х, связь этих двух событий; в–4–х, их близость или их наступление еще при жизни существующего поколения. Надо заметить прежде всего, что относящиеся сюда места не единственные в Новом Завете, говорящие об этом, и что было бы ошибкой отнестись без внимания к многочисленным параллельным местам, могущим уяснить разбираемое нами. В сущности, нигде в другом месте не говорится о разрушении Иерусалима, и автор Апокалипсиса без обиняков обещает сохранение храма. Но зато предвидение близкого конца мира, пришествия Христа за время, предшествующее полному вымиранию существующего поколения, то и дело мелькает почти у всех писателей первого века; Евангелие от Иоанна является единственной книгой, не воспроизводящей этой идеи. И даже в наших синоптических Евангелиях мы уже не раз встречались с ней.

Предсказание, в том виде, в каком оно было выражено и понято, не сбылось, и вот стали искать разных способов обезопасить авторитет писания, невзирая на трудности, вытекавшие из самой природы понятных для всех событий. Церковь утверждала, что пришествие это было невидимым во время разрушения Иерусалима. Рационалисты объясняли, будто Иисус говорил только лишь о тогдашнем своем пришествии, а отнюдь не о последующем. Теоретикам золотой серединки трудность представлялась только кажущейся: пророчество, мол, имело в виду, собственно, не то или другое время, а лишь известные события. Однако буква писания опрокидывает все эти увертки; она говорит прямо о пришествии видимом, следующем за разрушением Иерусалима и притом следующем за ним непосредственно.

Таким образом, возникает дилемма: или Иисус ошибался, или мы недостаточно осведомлены относительно того, что было им сказано. А в этом последнем случае или он вовсе не говорил того, что мы читаем, или то, что он сказал, было несовершенно понято. Однако при наличности других свидетельств было бы невозможно признать эти свидетельства за чистую выдумку, а вместе с тем было бы безрассудно отнестись к Иисусу, как к мечтателю и энтузиасту в то время, как такое множество его слов, несомненно подлинных, говорит о его удивительной мудрости и чудесном постигновении судеб, назначенных его делу. Выходит, что лишь эта последняя альтернатива заслуживает серьезного рассмотрения. И на самом деле, слушатели, к которым обращался Иисус, были пропитаны предвзятыми представлениями о будущем; представления эти не только не бледнели под влиянием других элементов наставления учителя, но выигрывали в силе и живости вместе с тем, как крепли их убеждения, касавшиеся его личности и его мессианского достоинства. С другой стороны, Иисус даже в то время, когда он старался поднять своих учеников до более духовных точек зрения, не признавал необходимым совершенно избегать народных понятий, тех образов, с которыми освоилось большинство его слушателей. Таким образом, с полным основанием можно допустить, что его поучение, поскольку оно касалось будущего, заключало в себе: во–1–х, уверенное предсказание государственного переворота, ужасного и решительного; во–2–х, картину судеб евангелия, представленную в виде постоянного, осязательного, видимого проявления его духа и его могущества, и, в-З-х, деловые советы, которые можно было дать каждому в отдельности по поводу его отношения к царству, имеющему наступить, — советы, тем более настоятельные, что эти отношения могли зависеть от продолжительности, весьма неопределенной, действительного существования каждого.

———

Не стоя на точке зрения Рейса, для которого личность Иисуса представляет интерес, я не могу разделять и его мнения о том, что Иисус хотел предсказать что-то. Хотел ли, или не хотел он предсказать что-то для нас, христиан, совершенно всё равно: для нас важно, чему он учил. А учил он, как совершенно верно выводит Рейс, о том, что день спасения сына человеческого приходит для каждого человека так же, как он пришел для Ноя. Что Иисус говорил просто о смерти каждого человека, событии, несомненно важнейшем для человечества, чем падение огня с неба, не может быть никакого сомнения. То, что по всем Евангелиям за этим местом непосредственно идут увещания о том, чтобы быть всегда готовым к смерти, несомненно доказывает это.

Как наросли на эту беседу прибавки о странных внешних событиях, трудно добраться, но естественно, что они должны были нарасти между людьми, не понявшими смысла речи.

К тем противоречиям, которые приводит Рейс, многое можно бы еще прибавить. Одно особенно замечательно и исключает возможность допустить стихи о внешних чудесах, которые совершаются. В стихе 20–м Лк. гл. XVII сказано ясно, что царство Божие придет не с внешними признаками. Чтобы принять стих о знамениях, надо откинуть этот стих и тот, где сказано, что царство Божие внутри вас есть (Лк. XVII, 21).

Лк. XVII, 31. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и

Скачать:TXTPDF

уйдешь. В этом-то мире смерти я учу вас приобретению жизни истинной, среди погибели даю вам доску опасения. А вы спрашиваете, какая мне будет награда за то, что ты спас меня.