Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 28. Царство Божие внутри вас, 1890-1893 гг.

XIII, 336, 338, 353, 354, 361.

Хомяков Алексей Степанович (1804—1860) – русский поэт, философ-идеалист и один из наиболее видных представителей идеологии славянофилов – 46, 47.

Чернигов – 220.

Чертков Владимир Григорьевич (1854—1936) – близкий друг, единомышленник Толстого и издатель его сочинений – || XXIX, XXXIII, 340, 341, 343—345, 347, 348, 352—356, 358—360, 362—364, 370, 371, 374—377.

Чехия – 115, 150.

Чингис-хан (ок. 1155—1227) – 131, 152, 223, || XIV, 348, 349.

Чистяков Матвей Николаевич (1854—1920) – управляющий хутором В. Г. Черткова Ржевск, Воронежской губ., в 1891—1892 гг. вместе с Толстым помогал голодающим – || 347, 348, 352, 353.

Швейцария – 115, 181, 322.

Швеция – 181, 322.

Шиллер Иоганн Фридрих (Schiller, 1759—1805) – 309.

Шильонский замокстаринный замок в Швейцарии на Женевском озере – 181.

Шлиссельбургская крепость под Петербургом – 37.

Штраус Давид Фридрих («Страус», 1808—1874) – немецкий философ, богослов, историк и публицист – 71.

Штуттгарт – || XII, 367.

Эдвардс Пасмор – лорд, мэр Лондона – 112.

Эйфелева башня – в Париже – 37, 287, || XXXI.

Элпидин Михаил Константинович (1835—1908) – русский эмигрант, организовавший в Женеве издательство для печатания запрещенных в России произведений – || 362, 370.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 138 н. э.) – римский философ-стоик – 192.

Эпикур (341—270 до н. э.) – древнегреческий философ – 52.

Юзовский завод – металлургический завод в Екатеринославской губернии, построенный в 1869—1870 гг. англичанином Джоном Юзом – 251, 260.

Юлий Цезарь, Гай (100—44 до н. э.) – государственный деятель древнего Рима, полководец – 14 («корона Цезаря»), 116 («Кесарь»).

Янжул Иван Иванович (1846—1915) – профессор Московского университета по кафедре финансового права, с 1895 г. академик – || 360, 361.

Ясная Поляна, Тульской губ. – || 334—337, 340, 341, 344—346, 348, 350, 352, 354, 355, 359, 361, 362, 364, 368, 370, 375, 378, 380.

«Aus fremden Zungen» – журнал немецкого издателя Иосифа Кюршнера – || 363.

Bartlett J. D. – участник Международного конгресса в Лондоне в 1891 г. – 100, 297.

Broglie A. de, «L’Eglise et l’Empire romain an IV-e siècle», I (A. де Брогль, «Церковь и Римская империя в IV веке») – || 340.

«Deutsche Verlagsanstalt» – немецкое издательство – || 367.

Defourny – католический священник, участник Международного лондонского конгресса в 1891 г. – 101, 297.

Felix Schroeder, «Le Tolstoïsme», – || XXIV.

«Figaго» – французская газета – || 366.

«Forum» – американский журнал – 31.

Hausrath A., «Neutestamentliche Zeitgeschichte» (Гаусрат, «История Нового Завета») – || 340.

Jeanne Marie Bouvières de la Moth Guyon, «La Sainte Bible» (Жанна-Мария Бувьер де ла Мот-Гюйон, «Святая библия») – || 340.

Camp Maxime du – участник международного лондонского конгресса мира в 1891 г. – 114, 297.

«Crimes of Christianity» («Преступление христианства») – брошюра – || 341.

Lawson Wilfrid – участник Международного лондонского конгресса мира в 1891 г. – 100, 297.

«La paix par le droit» – французский журнал – || XXI, XXII.

«New basis of church life» («Новые основы церковной жизни») – статья неизвестного автора в американском журнале «Arena», 1890, октябрь – 73.

«Peace Herold» – французский журнал – 181.

Perrin et C°– французское издательство – || 366.

Роirеt P., «L’oeconomie divine», Amsterdam, 1687 (Пуаре, «Божественная экономия») – || 340.

«Revue des Revues» – французский журнал – 107, 113, 125, 128, 297.

«Religio-Philosophical journal» – американский журнал – 15.

Wilsоn F. Jowet – участник Международного конгресса мира в Лондоне в 1891 г. – 100, 297.

СОДЕРЖАНИЕ

(из 28-го тома Полного собрания сочинений)

Предисловие… V

Редакционные пояснения… XXXVI

СОЧИНЕНИЯ

Царство божие внутри вас… 1

Оглавление… 294

ВАРИАНТЫ

Царство божие внутри вас… 309

КОММЕНТАРИИ

Н. В. Горбачев

История писания и печатания трактата «Царство божие внутри вас»… 333

Текстологические примечания… 371

Описание рукописей… 373

Указатель собственных имен… 382

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Л. Н. Толстой. Рисунок И. Е. Репина. 1891 г. между стр. XXXVIII и XXXIX.

Черновая редакция начала XII главы между стр. 220 и 221.

Редактор С. А. Розанова.

Технический редактор Л. М. Сутина.

Корректор А. Н. Кашин.

Сдано в набор 15/ХІІ 1956 г. Подписано к печати 24/VIII 1957 г. Бумага 68Х100 1/16. 25 печ. л. 30,75 усл. печ. л. уч.-изд. л. 25,33 + 3 вкл. = 25,5. Зак. № 1851. Тираж 5 000.

Гослитиздат.

Москва, Б-66, Ново-Басманная, 19.

Министерство культуры СССР.

Главное управление полиграфической промышленности. 2-я типография «Печатный Двор» им. А. М. Горького.

Ленинград, Гатчинская, 26.

Настоящее юбилейное издание первого полного собрания сочинений Л. Н. Толстого печатается на основании постановлений Совета Народных Комиссаров СССР от 24 июня 1925 г., 8 августа 1934 г. и 27 августа 1939 г.

Примечания

1

В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 297.

2

Там же, стр. 300.

3

Там же, стр. 302.

4

«Переписка Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода», изд. Р. М. Плехановой, М. 1925, т. II, стр. 262.

5

Первые двадцать глав книги Л. Н. Толстого «Так что же нам делать?», напечатанные в Женеве в 1886 г.

6

Г. В. Плеханов, «Искусство и литература», Гослитиздат, М. 1948, стр. 707.

7

В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 32.

8

Там же.

9

Там же, т. 1, стр. 270.

10

Там же.

11

Г. В. Плеханов, «Искусство и литература», Гослитиздат, 1948, стр. 722.

12

В. И. Ленин, Сочинения, т. 18, стр. 11—12.

13

Там же, т. 15, стр. 185.

14

«Полное собрание сочинений, запрещенных в России Л.Н.Толстого», т. VII, изд. В. Г. Черткова, 1902, стр. 185.

15

Там же, стр. 192.

16

T. 84, стр. 128.

17

T. 50, стр. 16.

18

T. 66, стр. 204—205.

19

T. 66, стр. 366.

20

T. 87, стр. 234.

21

T. 66, стр. 299.

22

Там же, стр. 43.

23

Там же, стр. 147.

24

T. 52, стр. 53.

25

T. 66, стр. 444.

26

T. 52, стр. 155.

27

Архив синодальной канцелярии. Дело № 2255.

28

H. Н. Гусев, «Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого», Academia, 1936, стр. 342.

29

Felix Schroeder, Le Tolstoïsme, Paris, 1893.

30

В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 295.

31

Т. 52, стр. 10.

32

Там же, стр. 10—11.

33

Там же, стр. 51.

34

Т. 52, стр. 121.

35

Т. 87, стр. 248.

36

Там же, стр. 255.

37

T. 66, стр. 224.

38

Там же, стр. 196.

39

Т. 87, стр. 117.

40

«Иностранная литература», 1940, № 11—12.

41

В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 297.

42

Там же.

43

Перевод сделан свободно, с некоторыми пропусками.

44

Знаю только одну не критику в точном смысле слова, но статью, трактующую о том же предмете и имеющую в виду мою книгу, немного отступающую от этого общего определения. Это брошюра Троицкого (Казань) «Нагорная беседа». Автор, очевидно, признает учение Христа в его настоящем значении. Он говорит, что заповедь о непротивлении злу насилием значит то самое, что она значит, тоже и о заповеди о клятве; он не отрицает, как это делают другие, значение учения Христа, но, к сожалению, не делает из этого признания тех неизбежных выводов, которые в нашей жизни сами собой напрашиваются при таком понимании учения Христа. Если противиться злу насилием и клясться не должно, то всякий естественно спрашивает: как же военная служба? Присяга? А вот на этот вопрос автор не дает ответа, а надо ответить. А если нельзя ответить, то лучше и не говорить, потому что умолчание производит заблуждение.

45

[Весь мир судить легкомысленно.]

46

Церковь есть общество верующих, основанное господом нашим Иисусом Христом, распространенное по всей земле и подчиненное власти законных пастырей и святого нашего отца – папы.

47

Имеющее некоторый успех между русскими людьми определение церкви Хомякова не исправляет дела, если признавать вместе с Хомяковым, что единая истинная церковь есть православная. Хомяков утверждает, что церковь есть собрание

людей (всех без различия клира и паствы), соединенных любовью, что только людям, соединенным любовью, открывается истина (Возлюбим друг друга, да единомыслием и т. д.) и что таковая церковь есть церковь, во-первых, признающая Никейский символ, а во-вторых, та, которая после разделения церквей не признает папы и новых догматов. Но при таком определении церкви является еще большее затруднение приравнять, как того хочет Хомяков, церковь, соединенную любовью, с церковью, признающею Никейский символ и правоту Фотия. Так что утверждение Хомякова о том, что эта соединенная любовью и, следовательно, святая церковь и есть самая, исповедуемая греческой иерархией, церковь, еще более произвольно, чем утверждение католиков и старых православных. Если допустить понятие церкви в том значении, которое дает ему Хомяков, т. е. как собрание людей, соединенных любовью и истиной, то всё, что может сказать всякий человек по отношению этого собрания, – это то, что весьма желательно быть членом такого собрания, если такое существует, т. е. быть в любви и истине; но нет никаких внешних признаков, по которым можно бы было себя или другого причислить к этому святому собранию или отвергнуть от него, так как никакое внешнее учреждение не может отвечать этому понятию.

48

Кто находится вне церкви? – Неверные, еретики и схизматики.

49

Истинная церковь узнается по тому, что в ней слово бога ясно и чисто, без человеческих прибавлений преподается и таинства верно по учению Христа установлены.

50

Я знаю, что у нас оспаривают право так определять (т. е. называть ересями) те направления, с которыми столь напряженно боролись первые отцы. Одно название «ересь» представляется покушением на свободу совести и мысли. Но мы, с своей стороны, не можем разделять подобных сомнений, которые привели бы ни к чему другому, как к отнятию у христианства его отличительного характера.

51

Церковь есть ассоциация свободная; отделяться от нее представляет только выгоду. Полемика против заблуждения осуществима только на основании мысли и чувства. Общая и единая догматическая форма до сих пор еще не выработана; частные разногласия свободно проявляются как на Востоке, так и на Западе; теология вовсе не прикована к неизменным формулам. Если среди всего этого разногласия просвечивает фон общих верований, то разве мы не вправе в этом видеть не окончательно оформленную систему, составленную авторитетными представителями той или другой школы, а – самую веру в ее чистейшем побуждении и в самом непосредственном ее проявлении? Если оказывается, что это самое единство, которое обнаруживается во всех основных верованиях, восстает против тех или других направлений, то разве мы не вправе из этого предположить, что эти направления были в противоречии с основными принципами христианства? И не обратится ли такое наше предположение в полную уверенность тогда, когда мы признаем в таком учении, отвергнутом церковью, характеристические черты той или другой отжившей религии? Если допустить, что гностицизм и эбионитизм суть законные формы христианской мысли, то приходится смело признать, что вовсе нет ни христианской мысли, ни отличительного характера, по которому можно было бы ее узнать. Под предлогом ее расширить, мы ее совсем упразднили бы. Во время Платона никто не посмел бы выразить свое одобрение такому учению, в котором не умещалась бы теория идей, и рассмешил бы всю Грецию тот, кто вздумал бы причислять Эпикура или Зенона к ученикам Академии. Итак, допустим, что если существует религия или учение, называемое христианством, то оно может иметь свои ереси (стр. 4).

52

То, что на этом общественном или языческом жизнепонимании основываются столь разнообразные склады жизни, как жизнь племенная,

Скачать:TXTPDF

XIII, 336, 338, 353, 354, 361. Хомяков Алексей Степанович (1804—1860) – русский поэт, философ-идеалист и один из наиболее видных представителей идеологии славянофилов – 46, 47. Чернигов – 220. Чертков Владимир