Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 30. Произведения, 1882-1898

549.

— «Гамлет» — 146.

— «Ромео и Джульетта» — 59, 337.

Шеллинг Фридрих-Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ-идеалист — 37, 45, 46, 47, 51, 56, 57, 307, 319, 331, || XIII.

Шенье Андре де (Chénier, 1762—1794) — французский поэт, приветствовавший французскую революцию; но уже с 1790 г. выступал со статьями антиреволюционного характера; в 1794 г. был арестован по подозрению в сношениях с монархистами и гильотирован — 99.

Шербюлье Виктор (1829—1899) — французский романист и критик, представитель буржуазного реализма; академик — 52, 312.

— «Искусство и природа», СПб. 1894, — || 527.

Шестов Лев (Лев Исаакович Шварцман, р. 1886) — писатель, идеолог декадентства, ницшеанец, белоэмигрант — || ХХІІ.

Шефтсбери Антон-Ашли-Купер (1671—1713) — английский философ-идеалист — 43, 314.

Шиллер Иоганн-Фридрих (1759—1805) — 37, 45, 54, 62, 106, 160, 166, 336, 364, 366, 379, 381, 389, 392, 413, 414, || 548, 564.

— «Разбойники» — 160, || 547.

Шлегель Фридрих (1772—1829) — немецкий поэт-романтик, критик и философ-мистик — 46.

Шмидт Мария Александровна (1844—1911) — || 538, 561, 566, 568.

Шнаазе (1798—1875) — немецкий историк искусства — 50.

Шнассе См. Шнаазе.

Шнейдер Саша (1870—1927) — немецкий живописец и гравер, аллегорист — 104, 125.

Шопен Фредерик-Франсуа (1809—1849) — 106, 132, 144, 163, 245, 322, 336, 366, 379, 381, 382, 389, 392, 415, 483.

Ноктюрн Es-dur — 163.

Шопенгауэр Артур (1788—1860) — немецкий философ-идеалист — 37, 49, 57, 126, 262, 307, 312, 379, 400 || XIII, 515.

Штраус Рихард (р. 1864) — немецкий композитор — 105, 125 126, 168, 184, 260, 321, 326, 335, 339, 353, 365, 374, 393, 395, 400, 483.

Штук Франц (1863—1928) — немецкий художник — 104, 125, 168.

Шуберт Франц (1797—1828) — немецкий композитор — 163, || 549.

Шуман Роберт (1810—1856) — немецкий композитор — 165, 322, 366, 381.

Шюц (Schütz) — немецкий эстетик — 41.

Эбергард Иоганн-Людвиг (1739—1809) — немецкий философ-идеалист и эстетик — 41, 314.

Эврипид (480—405 до н. э.) — греческий трагик — 125, 357, 367, 374, 400.

Эйфелева башня (Париж) — 461.

Эйхлер-Пименова А. А.— артистка театра Корш — 232.

Энгельгардт Борис Михайлович — || XXVII.

Эпиктет (р. ок. 50 г. до н. э.) — римский философ — 421.

Эртель Александр Иванович (1855—1908) — русский писатель-народник — || 494, 527.

Эсхил (525—466 до н. э.) — греческий трагик — 125, 357, 374, 400.

Эшенбург Иоганн-Иоахим (1743—1820) — немецкий историк литературы и эстетик, последователь Баумгартена — 41, 314.

Юлиан Флавий Клавдий (331—361) — римский император; стремился поднять и противопоставить христианству культ античной религии — 70, || 573.

Юнгман (ум. 1885) — немецкий эстетик — 50.

Янжул Иван Иванович (1845—1908) — буржуазный экономист, академик — 233.

Япония — 410.

Ясенки, Тульской губ. — || 531.

Ясная Поляна, Тульской губ. — 270, 463, || 487—489, 491, 500, 501, 504, 509, 527, 538, 559, 561.

СОДЕРЖАНИЕ (из 30-го тома Полного собрания сочинений)

Предисловие … V

Редакционные пояснения … XXVI

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана. 1893—1894 … 3

Что такое искусство? 1897—1898 … 27

Предисловие к английскому изданию трактата «Что такое искусство?» 1898 … 204

ЧЕРНОВОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ, НЕОКОНЧЕННОЕ

Письмо к Н. А. Александрову. 1882 … 209

Об искусстве. 1889 … 213

О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть дело пустое. 1889 … 216

Об искусстве. 1889 … 226

Наука и искусство. 1889—1891 … 231

О науке и искусстве. 1891 … 240

О том, что называют искусством. 1896 … 243

ВАРИАНТЫ

Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана … 273

Что такое искусство? … 303

Письмо к Н. А. Александрову … 427

Об искусстве 434

О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть дело пустое … 442

Об искусстве … 452

Наука и искусство … 455

О науке и искусстве … 479

О том, что называют искусством … 483

КОММЕНТАРИИ

Н. В. Горбачев

История писания и печатания «Предисловия к сочинениям Гюи де Мопассана» …487

Описание рукописей и корректур … 504

В. С. Мишин

История писания и печатания статей об искусстве и трактата «Что такое искусство?» … 509

Описание рукописей и корректур … 555

Текстологические комментарии к трактату … 571

Указатель собственных имен … 583

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Фототипия фотографического портрета Л. Н. Толстого 1897 года — между IV и V стр.

Настоящее юбилейное издание первого полного собрания сочинений Л. Н. Толстого печатается на основании постановлений Совета Народных Комиссаров СССР от 24 июля 1925 г., 8 августа 1934 г. и 17 августа 1939 г.

Редактор Н. С. Родионов

Технический редактор Л. М. Сутина

Корректор А. Н. Кашин

Подписано к печати 12/I-51 г. А-00204. Тираж 10 000. Бумага 60 × 921/16 = 38 бум. листа, 76 печ. листа + 1 вклейка, 43,23 уч.-изд. листа. Заказ 447. Цена 18 р.

2-я типография «Печатный Двор» им. А. М. Горького Главполиграфиздата при Совете Министров СССР. Ленинград, Гатчинская, 26.

1

М. Горький, «История русской литературы», М. 1939, стр. 396.

2

Там же.

3

В. И. Ленин, Соч., изд. 4-е, т. 16, стр. 301.

4

Там же, стр. 295.

5

Там же, стр. 339.

6

T. 8, стр. 340.

7

Письма Л. Н. Толстого. 1848—1910 гг. М. 1910, изд. «Книга», стр. 97.

8

Т. 25, «Так что же нам делать?», главы XXVI—XXXVI.

9

Стр. 523—524.

10

T. 53, запись в Дневнике от 2 ноября 1896 г.

11

Там же, запись в Дневнике от 20 декабря 1896 г.

12

Стр. 74.

13

В. И. Ленин, Соч., изд. 4-е, т. 16, стр. 293.

14

Стр. 219.

15

Письма Л. Н. Толстого. 1848—1910 гг. М. 1910, стр. 187.

16

Стр. 178.

17

Т. 53, запись в Дневнике 20 октября 1896 г.

18

T. 53, запись в Дневнике 27 февраля 1896 г.

19

Письмо к В. А. Гольцеву 1889 г., сентябрь.

20

«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 422.

21

М. Горький, Избр. соч. в двух томах, М. 1935, т. 2, стр. 629.

22

«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 451.

23

Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», запись от 27 июля 1905 г. Не опубликовано.

24

«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 436.

25

М. Горький, Избр. соч. в двух томах, М. 1935, т. 2, стр. 615.

26

Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», запись от 1 июня 1906 г. Не опубликовано.

27

H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. 2-е, М. 1925, стр. 16.

28

Ив. Наживин, «Из жизни Л. Н. Толстого», М. 1911, стр. 88. Эти «стихи» Толстой прочитал в книжке И. Северянина «Интуитивные краски» (СПб. 1909), хранящейся в яснополянской библиотеке.

29

«Дневник С. А. Толстой. 1860—1891», М. 1928, стр. 35.

30

«Новый сборник писем Л. Н. Толстого», под род. Грузинского, М. 1912, стр. 13.

31

«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 463.

32

Стр. 180.

33

В. И. Ленин. Сочинения, т. 15, стр. 179.

34

Там же, т. 19, стр. 115.

35

[«Дом Теллье»]

36

[человек, на которого можно положиться,]

37

Подруга Поля»,]

38

Поездка за город»,]

39

История одной батрачки»,]

40

Земля»,]

41

Рассказы Жорж Занд. [«Маленькая Фадетта» и «Чортова лужа»,]

42

[ляжки и груди]

43

Папа Симона»]

44

[«На реке».]

45

Жизнь»,]

46

[«Отверженные»]

47

Милый друг».]

48

[находит удовольствие]

49

[Дюруа,]

50

[злодейка,]

51

[«Монт-Ориоль»]

52

[«Пьер и Жан»,]

53

[«Сильна как смерть»]

54

[«Наше сердце»]

55

[рогоносцы и смешные,]

56

[«Иветта».]

57

«Утешайте меня, забавляйте меня, опечальте меня, растрогайте меня, заставьте меня мечтать, заставьте меня смеяться, заставьте меня содрогнуться, заставьте меня плакать, заставьте меня думать. Только некоторые избранные умы говорят художнику: сделайте мне что-нибудь прекрасное в той форме, которая наиболее свойственна вам, соответственно вашему темпераменту».

58

«Здесь ясно виден недостаток христианства. — Оно слишком исключительно нравственно; красота им совершенно упущена из вида. А между тем, для совершенной философии, красота не только не есть внешнее преимущество, опасность, неудобство, — красота есть дар Божий, так же как и добродетель. Она стоит добродетели; красивая женщина точно так же выражает одну из сторон божественной цели, одно из намерений Бога, как и гениальный мужчина или добродетельная женщина. Она знает это и потому гордится этим. Она инстинктивно чувствует то бесконечное сокровище, которое она несет в своем теле; она хорошо знает, что и без ума, без талантов, без серьезных добродетелей она составляет одно из лучших проявлений божества: как же запретить ей выставить в лучшем свете полученный ею дар, запретить оправить тот бриллиант, который ей достался?

Женщина, наряжаясь, исполняет обязанность; она совершает дело искусства, утонченного искусства, в известном смысле прелестнейшего из искусств. И пусть не смущают нас те улыбки, которые возбуждаются у легкомысленных людей некоторыми выражениями. Мы считаем гениальным того греческого художника, который сумел разрешить труднейшую из задач, украсить человеческое тело, т. е. украсить само совершенство, и хотим видеть только дело тряпок в попытке сотрудничества прекраснейшему творению Божью, — красоте женщины! Наряд женщины, со всеми ее утонченностями, есть в своем роде великое искусство.

Века и народы, которые достигают этого, — суть великие века и великие народы, и христианство показало своим исключением этого рода стремлений, что социальный идеал, который оно себе ставило, сделается руководителем совершенного общества только гораздо позднее, когда возмущение людей мира разобьет то узкое иго, которое было первоначально наложено на секту восторженным пиетизмом».

59

[«Жуарская аббатисса»,]

60

[создать нечто прекрасное,]

61

Отшельник»]

62

Порт»]

63

[«Маленькая Рок»,]

64

Мисс Гарриет»,]

65

Господин Паран»,]

66

Шкаф»]

67

[«На воде»]

68

Развод».]

69

[«Орли»]

70

Одиночество».]

71

[Лурд.]

72

[«Марк Аврелий»]

73

[«Это высшее искусство»,]

74

Мировая красота, опыт всеобщей эстетики»]

75

[«Задачи эстетики»,]

76

Искусство представляет эстетическую обработку того, что воспринимается пятью нашими чувствами».]

77

[«Обыкновенно признается, что вещество может достойным образом подлежать эстетической обработке лишь посредством двух, много трех чувств; я, однако, думаю, что это едва ли правильно. Я не придаю особенного значения тому, что в общежитии нам известны названия других искусств, как, например, поваренное искусство».]

78

[«Но когда поваренному искусству удастся из трупа животного сделать во всех отношениях объект чувства вкуса, то несомненно, что этим достигается некоторое эстетическое удовлетворение. Итак, основной принцип искусства чувства вкуса (проявляющегося в так называемом поваренном искусстве), состоит в следующем: всё съедобное должно быть обработано как воплощение известной идеи и должно в каждом данном случае cоответствовать идее, подлежащей выражению».]

79

Чувство осязания хотя и не различает цвета предметов, однако дает понятие о том, чего глаз сам по себе не может передать и что не лишено большого эстетического значения, а именно: оно дает нам понятие о мягкости, шелковистости и гладкости предметов.

Красоту бархата характеризует его мягкость при прикосновении к нему не менее, чем его блеск. В наше представление о красоте женщины шелковистость ее кожи входит как существенный элемент.

Немного порывшись в наших воспоминаниях, каждый из нас вспомнит об испытанных им наслаждениях вкуса, которые были настоящими эстетическими наслаждениями».]

80

[Юлиус Митхальтер,]

81

красивый по форме»]

82

Schassler: «Kritische Geschichte der Aesthetik», 1872, I, p. XIII. [Шасслер: «Критическая история эстетики».]

83

Véron: «L’esthétique», 1878, p. V. [Верон: «Эстетика».]

[«Ни одна наука не была до такой степени порабощена мечтаниями метафизики, как эстетика. Со времен Платона и вплоть до общепринятых учений нашего времени из искусства постоянно делали какую-то амальгаму из фантазий о сущности вещей и трансцендентальных тайн, находящих свое окончательное выражение в абсолютной концепции прекрасного, этого неизменного и божественного прототипного идеала действительности».]

84

[Бенар, «Эстетика Аристотеля» и Вальтер, «История эстетики древности».]

85

См. Schassler, упом. соч., стр. 361.

86

См. Schassler, упом. соч., стр. 361.

87

Ibid., 369.

88

Ibid., 388—390.

89

Knight: «The Philosophy of the Beautiful», I, p. 165—166. [Найт: «Философия прекрасного».]

90

Происхождение наших идей о красоте и

Скачать:TXTPDF

549. — «Гамлет» — 146. — «Ромео и Джульетта» — 59, 337. Шеллинг Фридрих-Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ-идеалист — 37, 45, 46, 47, 51, 56, 57, 307, 319, 331, ||