высшим вопросам жизни. Но в «F[ort] comme la mort» и тем более в «Notre coeur» этот разврат делается уже одним главным, единственным интересом, и потому эти романы — даже и «Fort comme la mort», несмотря на поэтичность этого повторения любим, — прямо отвратительны.
338
В подлиннике: старавшемуся
339
Зачеркнуто: относительно цели автора-романиста
340
В подлиннике: она
341
[Ничего кроме правды и только правду,]
342
В подлиннике: потом
343
[создавать нечто прекрасное,]
344
[Верон]
345
[«Философия прекрасного» Найта,]
346
[Гюйо]
347
[«прекрасное»,]
348
[Каждый создает себе иллюзию о мире, иллюзию поэтическую, сентиментальную, радостную, меланхолическую, грязную или зловещую, в зависимости от своей природы. И у писателя нет другого назначения, кроме того, чтобы точно воспроизводить эту иллюзию… Иллюзию прекрасного, которая является человеческой условностью! Иллюзию безобразного, которая является преходящим представлением! Иллюзию правды, никогда не остающуюся незыблемой! Иллюзию низости, привлекательную для столь многих! Великие художники — это те, которые внушают человечеству свою личную иллюзию.
Не будем же возмущаться ни одной теорией, так как каждая из них — это лишь общее выражение анализирующего себя темперамента.]
349
Со слов: Не стоило бы и до знака сноски Толстым сбоку обведено чертою с пометою: пр[опустить].
350
Продолжение не сохранилось.
351
[«Здесь ясно виден недостаток христианства»,]
352
[«Марк Аврелий»]
353
[восторженным пиетизмом]
354
[«Жуарская аббатисса»,]
355
[«Цветы зла»]
356
Зачеркнуто: писателя.
357
Считаем, что в данной рукописи слова: и общее значение искусства Толстым не были зачеркнуты по недосмотру. Были вычеркнуты им в первой корректуре (рук. № 16, эта часть текста в корректуре не сохранилась), потому что во второй корректуре (рук. № 17) этих слов уже нет.
358
Данная цитата включена Толстым в статью, стр. 15.
359
L’art et la religion d’après Guyau par Alf. Fouillée, 1889, стр. 26. Алф. Феллье, Искусство и религия по Гюйо.)
360
Зачеркнуто: красоте
361
Так в подлиннике.
362
Зачеркнуто: Я думаю, что не нужно доказывать примерами, что это так. Стоит только просмотреть парижские салоны последнего времени, представления театров, прочесть романы и не только романы, по суждения о значении искусства, чтобы увидать, что в <понятии француза «le beau» сводится всё почти к женщине> том мире, в котором жил и действовал Мопасан, красота разумелась и разумеется только в этом.
363
[Здесь ясно виден недостаток христианства,]
364
[Оно слишком исключительно нравственно… восторженным пиетизмом.]
365
Текст со слов: Но если красота женщины и общение с нею и до знака сноски был отброшен и не включен Толстым в наборную рукопись.
366
[«Пьер и Жан», «Сильна как смерть», «Наше сердце».]
367
[«Иветта».]
368
[правды и красоты]
369
В рукописи: не могут
370
Зачеркнуто: высказывал то, что он переживал.
371
Зач.: утонченно образованы.
372
[создавать нечто прекрасное или вызывать иллюзию правды,]
373
В подлиннике: порывы.
374
Зачеркнуто: Он шел по пути освобождения, но не дошел до него.
375
[Я не стал умнее, чем был]
376
В подлиннике: большинству
377
Предыдущая фраза несколько раз переделывалась, и в процессе правки было исключено второе положение (во-вторых). Третье же положение стало вторым. Однако Толстой не исправил цифры и оставил, как было: в 3-х.
378
На полях против этого места Толстым помечено: Все теории искусства.
379
После этих слов Толстым помечено: Тут изложение всех эстетик.
380
В подлиннике: На деньги поддержание
381
В подлиннике: стоит
382
На полях против этого места помечено Толстым: Выписать отчеркнутое, стр. 62, 63, 64, 65.
383
Этот абзац обведен на полях чертой с пометой: пропустить].
384
На полях помечено: «Le principe de Tart et de la poésie, 80 ст.». [«Основные начала искусства и поэзии».]
385
Зачеркнуто: матерьялиста эстетика
386
На полях помечено: Leveque. I т., 8 стр.
387
Зачеркнуто: Винкельмана.
388
[удовольствие,]
389
В подлиннике: выражалось
390
Точки в подлиннике.
391
Так эта форма читается в подлиннике.
392
Точки в подлиннике.
393
Этот абзац обведен на полях чертой с пометой: пр[опустить].
394
[все жанры хороши, кроме скучного,]
395
[все жанры хороши, кроме непонятного,]
396
Зачеркнуто: что мы забываем и всю ту огромную область знаний, из которых она выделена, и то, что выделение ее из этой огромной области не вытекает из свойства предмета, а сделано нами.
397
Зач.: Чтобы понять, что такое науки и искусство, необходимо понять то значение, которое имеет эта деятельность в жизни человеческой.
Обыкновенно рассматривают науку и искусство, как что-то отдельное само собою существующее, как говорят немцы: an und für sich — объективно, и такое рассматривание науки и искусства, введенное <немец[кой]> философией, совершенно неправильно. Нет никакой ни науки ни искусства самих по себе, а есть люди и их деятельность. И вот в числе людских деятельностей есть деятельность, называемая наукой и искусством. <Деятельность эта сознается людьми и может быть поощряема или <напротив задерживаема и> осуждаема>.
398
Зачеркнуто: Это второе последствие. <Для изготовления этих наслаждений мучают, оскорбляют людей, людей унижают, жертвуют своим человеческим достоинством.> Третье и последнее то, что наслаждения эти в последнее время все свелись к грубой чувственности, к чувственности пресыщенных, развращенных людей. Возьмите литературу
центра развития искусства, Парижа, от романов, пьес, опер, до стихов и фельетонов, всё искусство есть ничто иное, как подхлестывание расслабленной, извращенной чувственности. Половина картин — это нагие женщины во всевозможных видах, романы: Зола, Мендес, Прево, Huysmans’a и пр. и пр. всё это преимущественно разжигание чувственности, оперы, балеты это та же нагота, тот же позор бесстыдной женщины и до мозга костей развращенного мущины.
Вот прекрасное описание этого настроения искусства, сделанного французским критиком Doumic в его статье об Huysmans (выписать стр. 84 Les jeunes). То же в Лондоне, Вене, Берлине, Петербурге. И всё это во имя искусства, всё это искусство.
399
Далее следует место с пометой: пр[опустить]: не может иметь никакого значения для человеческой жизни. Постараемся определить то, что мы несомненно знаем и что может и должно иметь влияние на нашу жизнь, то наше ощущение, которое мы называем эстетическим, и ту особенную деятельность, которую мы называем искусством.
Не оспаривая того вероятного предположения, что искусство произошло от полового подбора и есть подобие игры не активной, но пассивной, мы не можем не признать справедливость определения Кантом искусства, как наслаждения, получаемого без посредства понятий и без цели выгоды. Определение это справедливо и действительно отграничивает эстетические наслаждения от многих других наслаждений.
400
Этот абзац обведен на полях чертой с пометой: пр[опустить].
401
Зачеркнуто: и переживая эти чувства без всего того труда, напряжения, часто боли, которые нужны для того, чтобы пережить эти чувства (утоления голода, когда они не голодали, успокоения, когда они не тревожились, победы, когда они не боролись, трудов без усталости, опасности без опасности, преступлений без их последствий и т. п.), испытывают особенное бескорыстное наслаждение. И вот это-то взаимодействие людей и есть искусство.
402
В подлиннике: захватывающее и исключающее. В копии Толстым исправлено: захватывает и исключает.
403
В подлиннике: захватывающее и исключающее. В копии Толстым исправлено: захватывает и исключает.
404
Зачеркнуто: всегда были (Энеида и др.)
405
Этот абзац обведен чертой с пометой: пропустить].
406
Ударение Толстого.
407
Ударение Толстого.
408
[Вопросы современной эстетики,]
409
[Вильгельм Мейстер и Избирательное сродство]
410
Зачеркнуто: знания
411
В подлиннике следующий за этим лист, заканчивающий гл. XXVIII, не сохранился. Часть этого листа имеется в копии, по которой и восстанавливается окончание этой главы.
412
В подлиннике этот абзац обведен чертой с пометой: переписать отдельно.
413
[вывод из положения, подлежащего доказательству,]
414
Здесь в подлиннике отмечена вставка. Она не сохранилась. Воспроизводим ее по копии с данной рукописи. Начинаясь от знака сноски, она заканчивает настоящий абзац.
415
Этот абзац в подлиннике отсутствует. Воспроизводим его по копии.
416
На этом рукопись обрывается.
417
Зачеркнуто: в Риме государственные, преданности императору.
418
[нагота,]
419
В подлиннике: а чувство.
420
[Леопарди.]
421
Так в подлиннике.
422
В следующей рукописи, исправлено: Коппе
423
Точки в подлиннике.
424
В подлиннике: вызванного
425
[теория темноты]. К этому месту в рукописи сделана сноска Толстого: Выписать из Les jeunes 204, отчеркнутое.
426
[Матушка Хаборд,]
427
Против этого места в подлиннике на полях вставка: художник приобретает и другие два условия: нравственное миросозерцание и искусство выражать свои чувства наиболее понятно и доступно.
В виду того, что она разбивает смысл фразы, даем ее в сноске.
428
Многоточие в подлиннике.
429
Против этого абзаца на полях помечено Толстым: 1) Извращ[ение] понятия о дост[оинстве]
430
На полях против этого места помета Толстого: 2) развращение людей
431
На полях против этого места помета Толстого: 3) скрывает[ся] несостоятельность жизни
432
На полях против этого места помета Толстого: 4) трата
433
Против этого места па полях помечено Толстым: 5) ложный идеал
434
На полях против этого места помечено Толстым: 6) атрофирова[ниие] ч[увства] и[скусства].
435
В подлиннике: показывающие
436
В подлиннике здесь оставлено место, очевидно, для примеров, которые Толстой предполагал вписать позднее.
437
Этот и предыдущий абзацы в подлиннике отчеркнуты на полях с пометой: пр[опустить].
438
[из-за деревьев не видят леса]
439
Это начало XV главы, написанное на обратной стороне «почетного билета» Петербургского общества художников, обведено чертой с пометой: пр[опустить].
440
Со слов: И потому, люди отмечено: пр[опустить].
441
Зачеркнуто: Таковы произведения Гёте, большая часть произведений Байрона, Мопассана и все патриотические, батальные и чувственные картины. В наше время это самый большой отдел искусства.
442
Этот абзац обведен на полях чертой с пометой: пр[опустить].
443
Это место с начала абзаца и до знака сноски обведено на полях чертой с пометой: пр[опустить].
444
Зачеркнуто: и памятниках, и в картинках
445
Пункт 2 в подлиннике обведен на полях чертой с пометой: пр[опустить] и соответственно этому пункты 3 и 4 переделаны на 2 и 3.
446
447
[необходимое условие]
448
В подлиннике: совершенному
449
Этот абзац обведен на полях чертой с пометой: пр[опустить].
450
Этот абзац обведен на полях чертой с пометой: пр[опустить].
451
Этот абзац обведен па полях чертой с пометой: пр[опустить].
452
Весь абзац обведен чертой с пометой: пр[опустить].
453
Зачеркнуто: В обществе же нерелигиозном, где целью искусства считается наслаждение высших классов, деятельность художников стала профессией.
454
В подлиннике было: сотворением мира. Исправлено Т. Л. Толстой.
455
Эта фраза обведена на полях чертой с пометой: пр[опустить].
456
Эта фраза обведена на полях чертой с пометой: пр[опустить].
457
В рукописи пропуск.
458
[мы всё это изменили,]
459
Зачеркнуто: стоя перед Венерой Милосской или Аполоном, или перед новой статуей свободы
460
Зачеркнуто: невинному
461
Текст со слов: весьма часто и до знака сноски публикуется по копии, ввиду того, что автограф утерян.
462
Зачеркнуто: как песня gaudeamus, соединяющая студентов,
463
Зачеркнуто: прежде всего на народные песни, потом на Гайдна.
464
Зач.: на огромное количество во всех родах неоцененных нами произведений искусств, проявляющихся и в народе, и среди образованных сословий разных национальностей. Для примера укажу на птичек, рыбок японцев, на некоторые карикатуры Карандаша, на народные, складывающиеся теперь, рассказы и песни.
465
Зачеркнуто: о том, что паука стоит по ту сторону добра и зла (по выражению Ничше), что к ной не могут быть применены вопросы о добре и зле, что наука объективна и изучает всё — стало краеугольным камнем
466
Зачеркнуто: то что им более выгодно и приятно, невольно <и неизбежно> нарушая этим выбором свое основное положение об объективности науки. Но мало того, что, изучая одну маленькую <крохотную> часть знания, они считают, что эта часть знания составляет всю науку.
467
Зачеркнуто: Таковы приговоры науки о своей деятельности; но не такова она представляется не участвующему в ней, не пользующемуся ее выгодами и не загипнотизированному ею, всякому простому разумному человеку. Простой разумный человек ждет от науки, чтобы она показала! ему, что добро, что зло, как надо жить людям
468
Зач.: Простой разумный человек видит, что все вопросы эти требуют решения, что прежние решения, на основании которых теперь живут люди, уже никуда не годятся, что неразрешение этих вопросов служит источником величайших страданий людей, и ждет от науки разрешения их. Он ждет ответов