степени. Деятельность в наше время по отношению наук и искусств вполне подтверждает такое отвлеченное рассуждение. В нашем обществе деятельность наук и искусств, пользуясь большим почетом и хорошо вознаграждаемая, привлекает к себе огромное количество людей, и люди эти в большей части случаев, не имея ни способности, ни призвания, ни даже понятий о значении науки и искусства, занимаясь самыми пустыми делами, приписывают себе значения научных и художественных деятелей, а своим пустым и часто вредным произведениям — значение произведений науки и искусства, чему в наше время способствует преимущественно пресса, находящаяся в распоряжении именно этих неудавшихся ученых и художников, извращающих в публике понятие науки и искусства.
Кроме того общественное мнение в наше время руководится именно той деятельностью, которая приписывает себе значение науки и искусства, и потому понятие о науке и искусстве извращается. Вот на это-то смешение истинных наук и искусств с подобием их и на вытекающее из того принижение самого понятия науки и искусства, мне бы хотелось обратить внимание людей.
527
В подлиннике: они
528
Зачеркнуто: что мы забываем и всю ту огромную область знаний из которых она выделена, и то, что выделение ее из этой огромной области не вытекает из свойства предмета, а сделано нами.
529
Зач.: Чтобы понять, что такое науки и искусство, необходимо понять то значение, которое имеет эта деятельность в жизни человеческой.
Обыкновенно рассматривают науку и искусство, как что-то отдельное, само собою существующее, как говорят немцы: an und für sich — объективно, и такое рассматривание науки и искусства, введенное ‹немецк[ой]› философией, совершенно неправильно. Нет никакой ни науки, ни искусства самих по себе, а есть люди и их деятельность. И вот в числе людских деятельностей есть деятельность, называемая наукой и искусством. (Деятельность эта сознается людьми и может быть поощряема или, напротив, задерживаема и осуждаема.)
530
См. Гюи де Мопассан, Полн. собр. соч. под общ. ред. Ю. Данилина и П. Лебедева-Полянского, т.II, стр. 384.
531
T. 83, стр. 404—406.
532
T. 49.
533
T. 86, стр. 151—152.
534
T. 50.
535
T. 64.
536
T. 51.
537
T. 87, стр. 50—51.
538
T. 52.
539
Л. П. Никифоров, «Воспоминания о Толстом» — сборник «Лев Николаевич Толстой», Гиз, 1929.
540
Т. 84.
541
Т. 87, стр. 195—196.
542
Т. 52, запись в Дневнике от 14 мая 1893 года.
543
T. 87, стр. 195—197.
544
T. 52.
545
Судя по одной отметке, содержащейся в черновых материалах, видно, что Толстой пользовался во время работы над статьей вторым изданием книжки «Дом Теллье», вышедшей в Париже в 1891 году, в которую Мапассан включил девятую новеллу «Плакальщицы» («Les tombales»).
546
Письмо Тургенева к М. М. Стасюлевичу от 9 марта (25 февраля ст. ст.) 1881 года. См. «М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке», Спб. 1912, т. III, стр. 193.
547
«Литературное наследство», М. 1939, 37—38, стр. 425.
548
Т. 84.
549
Статьи: «Религия и нравственность» и «Христианство и патриотизм».
550
T. 67.
551
T. 67.
552
T. 52.
553
Толстой имеет в виду письмо дочери от 24 февраля 1894 года о посещении ею в Париже трех выставок современной французской живописи. Она писала отцу: «Ужасное вынесла… впечатление. Злоба берет, что смеются над публикой, а потом грустно… Искусство куда-то затерялось».
554
[создавать нечто прекрасное. А прекрасное это условное человеческое понятие,]
555
T. 52.
556
Письмо к жене от 29 апреля 1894 года, т. 84.
557
«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 447.
558
А. Новицкий, «Перов Василий Григорьевич» — «Русский биографический словарь», Павел — Петр, Спб. 1902, стр. 560.
559
Эта фраза является также подтверждением того, что письмо это адресовалось именно к Н. А. Александрову. В подлиннике заголовка нет. Обращение: «М[илостивый] г[осударь]».
560
ДСАТ, 1928, стр. 143.
561
Все Дневники Толстого, упоминаемые в данной статье, хранятся в Рукописном отделе Музея Л. Н. Толстого Академии наук СССР в Москве. По нумерации настоящего издания Дневники: 1888—1889 гг. — т. 50, 1890 г. — т. 51, 1891—1894 гг. — т. 52, 1895—1899 гг. — т. 53.
562
Т. 64.
563
Т. 84, стр. 55.
564
Т. 64.
565
Пасхальная неделя.
566
Т. 64.
567
T. 64.
568
И. И. Горбунов-Посадов.
569
Вильям-Эдуард Лекки (1838—1903) — английский историк и философ. Толстой читал т. I его «Истории возникновения и влияния рационализма в Европе», пер. A. Н. Пыпина, изд. Н. И. Полякова, Сиб. 1871. Третья глава этой книги озаглавлена: «Эстетическое, научное и нравственное развитие рационализма».
570
Франц-Теодор Куглер (1808—1858) — немецкий историк искусств. Толстой имеет в виду его «Kunstgeschichte» в русском переводе Е. Корша «История искусства» (5-е изд., 1872).
571
Т. 64.
572
Джон Китс (1796—1821) — английский поэт. Толстой читал статью о нём Joseph Texto «Un poète anglais — John Keats» — «Revue des deux mondes», 1889, 15 июля.
573
«Русское богатство», 1889, 8, стр. 103—120.
574
T. 64.
575
T. 87, стр. 63.
576
Там же, стр. 66.
577
T. 65.
578
Там же.
579
T. 65.
580
«Критическая история эстетики».
581
«Классификация наук».
582
Т. 65.
583
Там же,
584
[Дидро]
585
[Гюйо.]
586
«Царство божие внутри вас».
587
T. 65.
588
T. 84, стр. 93 и 96.
589
Т. 66.
590
[Бодлер,]
591
[конца века.]
592
Речь идет о докладе Д. С. Мережковского «О причинах упадка современной русской литературы», читанном им в Русском литературном обществе 26 октября 1892 года.
593
Т. 84, стр. 166.
594
В архиве Толстого сохранилась рукопись предисловия В. Г. Черткова к статье Толстого об искусстве, в которой Чертков между прочим писал: «Мы в ней сгруппировали вместе в разное время написанные отрывки, состоящие из отдельных мыслей, черновых набросков, начатых статей и вообще всякого разрозненного материала об искусстве и науке, который нам удалось собрать в сохранившихся бумагах автора.» Рукопись имеет несколько карандашных поправок Толстого.
595
Т. 66.
596
Т. 87.
597
[Найт, «Философия прекрасного»]
598
[«Искусство с социологической точки зрения»]
599
«Современные записки», 1928, XXXVI, стр. 202—204.
600
«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 451.
601
«С. И. Танеев. Личность, творчество, документы его жизни», Гиз, М. 1925, стр. 62.
602
603
М. Л. Оболенская.
604
Т. 87, стр. 381.
605
T. Л Толстая.
606
Т. 70.
607
T. 88.
608
T. 70.
609
Там жe.
610
T. 88.
611
М. В. Муратов, «Л. Н. Толстой и В. Г. Чертков по их переписке», М. 1934, стр. 258.
612
Т. 88.
613
T. 88.
614
A. П. Чехов, Полн. собр. соч., Гихл, М. — Л. 1933, XII, стр. 113.
615
«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 491—492.
616
«А. П. Чехов о Льве Толстом» — «Литературный критик», 1935, № 11, стр. 33.
617
«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 492—493.
618
«Литературное наследство», М. 1939, 37-38, стр. 493—494.
619
ДСАТ, 1929, стр. 110, 115, 119, 120, 121, 122.
620
Т. 88.
621
ДСАТ, стр. 125, 129—130.
622
Т. 88.
623
[штрих,]
624
T. 88.
625
Н. Л. Оболенский.
626
И. Я. Гинцбург.
627
А. Б. Гольденвейзер, И. Я. Гинцбург и Н. А. Касаткин.
628
Т. 88.
629
T. 70.
630
«Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906», изд. «Прибой», Л. 1929, стр. 198—204.
631
ДСАТ, 1929, стр. 169.
632
T. 88.
633
T. 70.
634
Оно неизвестно.
635
T. 84, стр. 297.
636
T. 70.
637
T. 84, стр. 303.
638
T. 88.
639
Там же.
640
Там же.
641
ДСАТ, 1929, стр. 177.
642
Там же, стр. 180.
643
T. 88.
644
T. 84, стр. 294.
645
T. 88.
646
T. 84, стр. 295—296.
647
Многоточие в подлиннике.
648
ДСАТ, 1929, стр. 184.
649
Т. 84, стр. 298.
650
Там же.
651
T. 84, стр. 300.
652
T. 70.
653
T. 84, стр. 302.
654
T. 88.
655
T. 84, стр. 302.
656
Э. Целлер, «Очерк истории греческой философии», 1886.
657
C. A. Толстая, «Письма к Л. H. Толстому», изд. «Academia», М. — Л. 1936, стр. 692—693.
658
Т. 70.
659
T. 88.
660
Перевод с английского, т. 70.
661
От 21 декабря.
662
T. 70.
663
ДСАТ, 1932, стр. 9.
664
Перевод с английского, т. 70.
665
T. 88.
666
Там же.
667
В письме от 15 декабря Моод просил Толстого «авторизации в письменной форме» к его переводу статьи об искусстве. Для просмотра он выслал Толстому список перевода первых глав. В цитируемом письме Толстой также заметил: «Перевод, мне кажется, очень хорош» (т. 70).
668
T. 71.
669
Перевод с английского, т. 88.
670
Т. 88.
671
М. А. Маклакова.
672
ДСАТ, 1932, стр. 22.
673
Ц. В. Винер.
674
Т. 88.
675
ДСАТ, 1932, стр. 23.
676
Т. 71.
677
ДСАТ, 1932, стр. 26.
678
ДСАТ, 1932, стр. 31.
679
Там же, стр. 24—25.
680
Упоминаемые рассказы Мопассана: «Mademoiselle Perle» («Мадемуазель Перль»), «Un échec» («Не удалось»), «Le champ d’oliviers» («Оливковое поле»).
681
В журнальной редакции указание на Мольера отсутствует, а на Дюма введено.
682
ДСАТ, 1932, стр. 29.
683
Статья Карпентера «Современная наука» с предисловием Толстого была напечатана в «Северном вестнике», 1898, № 3.
684
Великого поста, который в 1898 году начинался с 17 февраля.
685
T. 71.
686
Там же.
687
Там же.
688
ДСАТ, 1932, стр. 34.
689
Т. 71.
690
Т. 88.
691
T. 71.
692
ДСАТ, 1932, стр. 37.
693
T. 71.
694
ДСАТ, 1931, стр. 38.
695
«Письмо в иностранные газеты» о помощи духоборам и предисловие к английскому изданию «Что такое искусство?».
696
Т. 88.
697
ДСАТ, 1932, стр. 44.
698 Т. 71.