Нох Бике. — Об этом событии Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову: «Питая вражду к дому Ахмет-хана Мехтулинского, я с партиею в 200 человек, в 1846 г., ночью вошел в селение Джунгутай и увез вдову его Нох-Бике» (там же, стр. 672).
82. 28128 600 гол[ов] скота. — Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову, как он «отбил 600 голов скота» (там же, стр. 672). 1847 г. — дата Толстого.
83. 28129 В 49 году…. лавки. — Об этом Хаджи-Мурат рассказывал: «В 1849 г., желая разгромить лавки, я ночью ворвался в Темир-Хан-Шуру» (там же, стр. 673).
84. 28130 50…. Хаджи Агу — Продолжая свой рассказ, Хаджи-Мурат говорит: «В 1850 г. хотел взять в плен Хаджи Агу Илисуйского, собрал партию и отправился туда, но он, узнав о пребывании моем, бежал» (там же, стр. 674).
85. 28131 51. Убил Золотухина. — Там же, стр. 674.
86. 28132 Мунафики. — Написано па полях и дважды подчеркнуто Толстым. Это же слово подчеркнуто им в статье Абдуллы Омарова, «Воспоминания муталима» — «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. II, отд. VI, стр. 11, где в примечании сказано: «мунафик (араб.) означает безбожный, принужденный, притворяющийся мусульманин… Мюриды называли вообще всех покорных русскому правительству мусульман мунафиками».
Конспект 1902 г.
87. 28136 25-й год. Ему 13 лет. — Год рождения Хаджи-Мурата в источниках не указан. Толстой относит его к 1812 г. на основании ряда датированных событий в жизни Хаджи-Мурата.
88. 28136 у деда проповедь хазавата. — Источником послужил рассказ Абдуллы Омар-оглы о трех старцах, проповедниках мюридизма, которых он застал у отца «сидящих рядом, положа под себя ноги, с четками в руках» («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. I, отд. VII, стр. 20).
89. 28137-38 Нападение на Хунзах — Осада Хунзаха Кази-Муллой в действительности происходила в 1832 г. У Потто она отнесена к «тридцатым годам» («Военный сборник», 1870, 11, стр. 159).
90. 28138 Смерть отца — Источники этого события: «Военный сборник», 1870, №11, стр. 159, и рассказ Хаджи-Мурата Лорис-Меликову — «Русская старина», 1881, стр. 668.
91. 28138 Он мюрид…. в горы. — См. ред. первая, четвертая и седьмая.
92. 28139 28-й год. — Дата Толстого, в источниках ее нет.
93. 28139 Он муталим. — Об этом в источниках нет. Толстой хотел использовать «Воспоминания муталима» («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. I, отд. VII).
94. 28139 Казнь женщины. — См. прим. 31.
95. 28139 Он нукер Омар-Хана. — По источникам Хаджи-Мурат не был нукером Омар-хана.
96. 28140 Женится. — О женитьбе Хаджи-Мурата в источниках данных нет. Для описания свадебных обычаев на Кавказе Толстой отметил много материалов в «Сборнике сведений о кавказских горцах».
97. 28141 под Гимрами. — Гимры — аул в северном Дагестане, где в 1832 г. произошло сражение между отрядами бар. Розена и Кази-Муллы, в котором последний был убит. См. прим. 65.
98. 28141-42 Дружба с ханами…. Молодечество. — О дружбе Хаджи-Мурата с аварскими ханами в источниках нет. О молодечестве взято из статьи А. Омарова «Как живут лаки» («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IV, отд. III).
99. 28143—2823 33. Гамзат-бек угрожает…. Xаджи-Мурат выбран. — Источником послужили сочинения Зиссермана «История 80-го пехотного Кабардинского полка», т. II, стр. 29—31, В. Потто, «Гаджи Мурат» — «Военный сборник», 1870, №11, стр. 160, и «Русская старина», 1881, 3, стр. 668—669. Данных, свидетельствующих об укреплении в Хаджи-Мурате ненависти и презрения к русским под впечатлением его пребывания в Тифлисе, в источниках не имеется.
100. 2824 35, 36 — 1835 и 1836 годы — даты Толстого.
101. 2825-6 Награды…. честолюбие. — О наградах Хаджи Мурат говорил Лорис-Меликову: «По занятии Хунзаха русскими войсками, я пользовался особенным расположением Клюки-фон-Клугенау, получая часто денежные награды» («Русская старина», 1881, 3, стр. 669).
102. 2827 Фези…. Ахмет-хан. — Фези — «страшный для горцев генерал», занявший Хунзах 27 мая 1837 г. (В. Потто, «Гаджи-Мурат» — «Военный сборник», 1870, №11, стр. 161). Повидимому, у Толстого было намерение связать приход в Аварию Ахмет-хана Мехтулинского с взятием Хунзаха генералом Фези. В действительности управление Аварией было поручено Ахмет-хану в октябре 1836 г. («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. II, отд. IV, стр. 31).
103. 2828 38. Интриги против Ахмет-хана. — 1838 г. — дата Толстого. Здесь очевидная описка, следует понимать: «интриги Ахмет-хана против Хаджи-Мурата» («Русская старина», 1881, 3, стр. 669; Потто, «Военный сборник», 1870, 11, стр. 162).
104. 2829-11 39. Набег — Отправляет жену с детьми. — В источниках о набеге Хаджи-Мурата в 1839 г. ничего нет. Об отправке жены и детей к Шамилю также нет в источниках.
105. 28214 43 г. война (Бакунин убит). — В действительности сражение с русскими, в котором участвовал Хаджи-Мурат и в котором был убит Бакунин, происходило не в 1843 г., а в 1841 г. (см. прим. 79).
106. 28215 Сухарная экспедиция. — О своем участии в этой экспедиции — «походе русских в Дарго» в 1845 г. — сам Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову («Русская старина», 1881, 3, стр. 672).
107. 28216 в Кабарду. — См. там же, стр. 672—673.
108. 28216 жену взял еще оттуда. — Об этом в источниках не упоминается.
109. 28217 Гергебиль…. с Шамилем. — Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову: «В 1848 г., перед осадою русскими Гергебиля, я был болен и позже других наибов присоединился к сборам. Враги мои, пользуясь тем, успели очернить меня пред Шамилем, уверив его, что я не хочу воевать с русскими» (там же, стр. 673).
110. 28220 У Дербента отогнал табун, убил Золотухина. — Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову: «В 1851 году, на покосах близ Дербента, на рассвете, отогнал табун и, боясь преследования, быстро направился к Озени… Загородив себя бревнами, я расположился там для ночлега… Русские два раза штурмовали мой завал, но были отбиты, на втором штурме я был ранен драгунским полковником Золотухиным шашкою в руку, который тут же убит мною» (там же, стр. 674).
111. 28221 убил в его доме. — Об этом Хаджи-Мурат рассказывал: «…Я выехал в селение и направился прямо к дому Шах-Вали, брата Шамхала, ни он сам, ни жители не хотели сдаваться… Дом его был занят, сам он убит с оружием в руках, жена, трое детей и служители их взяты в плен» (там же, стр. 674).
112. 28222 52. Шамиль требует 2500 р. … на его место — (там же, стр. 675—676).
Конспекты 1902 г.
113. 282—283 Составлены по тем же источникам, что конспект №5.
Запись 1902 г.
114. 28328-29 Ляиляха иллаллах…. ррахил — Взято из статьи Абдуллы Омарова «Как живут лаки» — «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. III, отд. III, стр. 9—10.
Запись 1902 г. (?)
115. 28332-35 Абунунцал-хан…. полковник Аварии. — Запись сделана по книге А. Л. Зиссермана «История 80-го пехотного Кабардинского полка», т. II, стр. 35—38.
СЛОВАРЬ ГОРСКИХ СЛОВ
В эпоху, к которой относятся события, описанные в «Хаджи-Мурате», многочисленные мелкие племена, населявшие Кавказ, не имели одного общего языка, а каждое племя говорило на своем собственном наречии. Всех наречий насчитывалось около шестидесяти. Но для сношения разных племен между собою существовал татарский язык в двух его разветвлениях: 1) на юго-восточном Кавказе — адирбеджанский, 2) на северо-восточном — кумыкский. Почти каждый горец имел кое-какие познания в межплеменном языке, как и в языках соседних племен.
Кроме того, в языки горцев входили многие арабские выражения, сохранившиеся со времен покорения Кавказа арабами и прививавшиеся исламом. Были у горцев в употреблении также многие персидские и турецкие слова ввиду близости горцев к Персии и Турции. Толстому хорошо была известна вся эта своеобразная смесь кавказской речи по его непосредственным наблюдениям в молодости, а также по позднейшему изучению печатных источников. Поэтому, начиная с первого наброска повести и кончая последней ее редакцией, Толстой вкладывал в уста Хаджи-Мурата, аварца родом, не только аварские слова, но и татарские (кумыкские), чеченские, арабские и др. Так же говорят в повести и остальные горцы. Большинство приведенных Толстым горских слов заимствовано им не из печатных источников, а сохранялось в его памяти со времени пребывания на Кавказе. Написание горских слов у Толстого не всегда одинаково, особенно разнообразно пишется мусульманское молитвословие: «Нет бога, кроме бога». В свою Записную книжку за сентябрь 1902 г. Толстой старательно вписал точное начертание этой фразы: «ляилаха илла ллах» явно для того, чтобы придерживаться этой транскрипции
Абрек (черкесск.) — беглый горец, разбойник.
Аварцы — самая многочисленная народность, населявшая средний Дагестан.
Адат (арабск.) — обычай, освященный давностью, обычное право кавказских горцев.
Айя (ногайск.) — да.
Алейкум-селям (арабск.) ответное приветствие, см. селям-алейкум.
Аманат (арабск.) — заложник.
Ана (кумыкск.) — мать.
Ана сени алесин o n сини алейсин) (кумыкск.) — ругательство: да плачет его мать.
Анджимах (казикумыкск.) — праздник весны.
Атлар (кумыкск.) — лошадь.
Аул (турецк.) — селение.
Бабай (казикумыкск.) — мать.
Байрам — см. Курбан-Байрам.
Бар (кумыкск.) — есть.
Баранчук (кумыкск.) — ребенок.
Бешмет (турецк.) — нижняя стеганая или суконная поддевка.
Бисмилля хиррах мани ррахил (арабск.) — во имя бога всемилостивейшего; молитвословие, стоящее в начале каждой главы корана.
Бу[о]лур (кумыкск.) — будет.
Буттай (казикумыкск.) — отец.
Вука (кумыкск.) — коллективные земледельческие работы.
Гирекма (кумыкск.) — можно ли.
Гу (арабск.) — о ты, который есть — молитвословие.
Гумбетовцы — жители селения Гумбет в Аварии.
Гурда (чеченск.) — «шашки и кинжалы, дороже всего ценимые на Кавказе, называются по мастеру Гурда» (объяснение Толстого в «Казаках», т. 6, стр. 55).
Давар (арабск.) — вечерние чтения корана в мечети, во время которых слушающие сидят вокруг фонаря.
Далай (аварск. и др.) — народный припев, исполняемый хором или соло.
Джаваат (арабск.) — совет старейших.
Джигит (кабардинск.) — искусный наездник.
Джины (арабск.) — добрые и злые духи.
Закат (арабск.) — десятая часть урожая, жертвуемая в мечеть и в пользу бедных.
Зикарло — множ. число от слова «зикр».
3икр[а] (арабск.) — молитвословие.
Иллах — см. Ляилаха илла ллах.
Ила хара (аварск.) — оборотись — выкрикивания при танцах.
Имам (арабск.) — мусульманский владыка, соединяющий в своем лице высшую духовную и светскую власть.
Истихар-намаз (арабск.) — особая молитва, к которой Шамиль прибегал, когда сомневался; состояла в загадывании: если приснится что-либо белое или зеленое, дело можно начинать, если черное или красное, надо отложить дело.
Ичкериты — небольшая горская народность, ответвление чеченцев.
Иок (кумыкск.) — нет.
Кадий (арабск.) — духовное лицо, исполняющее обязанности судьи.
Казикумухцы — см. Лаки.
Кайсубулинцы — жители общины Кайсубул в Аварии.
Карахцы — жители общины Карах в Аварии.
Качаг (кумыкск.) — то же, что абрек.
Кизяк (кумыкск.) — смешанный с соломой и высушенный навоз, употребляемый для топлива.
Кистинцы — небольшая народность, ответвление черкесов, проживавшая в глубоком ущелье рек Арм-хи и Кистин.
Кошкильды — или хошгельди (кумыкск.) — o n мир вам (объяснение Толстого в «Казаках», т. 6, стр. 45).
Коран (арабск. — чтение) — священная книга мусульман.
Куди (кумыкск.) — резать.