Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 36. Произведения, 1904-1906

«Свободного слова» от слов: Жизнь человечества, так же, как отдельного человека, стр. 275, строка 21, кончая: и подпавших обману мнимого самоуправления, стр. 276, строка 18, со следующим разночтением: вместо: особенно среди народов, стр. 276, строка 16, — что особенно заметно среди народов.

Дальше в 1-м издании идет текст, начинающийся словами: Вследствие своей земледельческой жизни… Он соответствует тексту «Заключения» 2-го издания от слов: Вследствие своей земледельческой жизни, стр. 276, строка 27, кончая: естественного права на землю, стр. 277, строка 8, со следующим разночтением: вместо: степени напряжения вооружения больших государств, стр. 277, строка 5, — степени напряжения вооружения.

Следующий абзац: Большинство русских людей… — соответствует 1-му, 8-му и части 9-го абзаца «Заключения:» во 2-м издании, кончая: а жизнь и истинная свобода есть реальность, со следующими разночтениями: вместо: или перестать быть, стр. 277, строка 11, — или отказаться быть; вместо: Участие в насилии правительств больших государств, стр. 277, строки 16—17, — Участие в насилии правительств; вместо: чтобы люди поняли, что государство, отечество есть фикция, а жизнь и истинная свобода есть реальность, стр. 277, строки 25—26, — чтобы люди поняли, что они свободны, имеют право и должны быть свободны.

Дальше идет текст, начинающийся словами: Ведь стоит только на минуту… Он соответствует тексту напечатанной во 2-м издании XII главы — «Свободы и свобода», начиная со слов Ведь стоит только, стр. 268, строка 6, кончая: так не поступает, стр. 269, строка 40, со следующими разночтениями: вместо: установленных привычек и суеверий, стр. 268, строки 6—7, — установленных обычаев, привычек, суеверий; вместо: всякого человека, живущего в государстве, стр. 268, строки 7—8, — всякого человека христианского мира; вместо: Британии, Франции, Германии, России, стр. 269, строка 26, — Британии, Франции, Германии; вместо: Я хочу наилучшим образом прожить свою жизнь, хочу работать, кормить семью, стр. 269, строки 32—33, — Я хочу прожить наилучшим образом свою жизнь, хочу сам решать, что мне приятно, полезно и должно делать; вместо: но никто не говорит этого и никто так не поступает, стр. 269, строки 39—40, — но никто так не поступает.

Следующий абзац: Одни городские люди… соответствует 11-му абзацу XII главы «Свободы и свобода» во 2-м издании, начиная со слов: Еще понятно, что городские люди, стр. 270, строка 14, кончая: порабощение их полезно им, стр. 270, строка 24, со следующими разночтениями: вместо: Еще понятно, что городские люди — Одни, городские люди; вместо: Рокфеллер, стр. 270, строка 17, — Г. Рокфеллер; вместо: Это прежние дворовые по отношению крестьян, стр. 270, строка 23, — Это прежние дворовые, в выгодных должностях при своих господах, по отношению крестьян.

Следующий абзац: Но заблуждение это особенно странно в людях… соответствует 10-му абзацу XII главы во 2-м издании, со следующими разночтениями: вместо: Заблуждение это, стр. 270, строка 9, — Но заблуждение это; вместо: Индии, Канады, стр. 270, строка 10, — Индии, Китая.

Следующий абзац: Люди эти, поддерживая свое рабство… соответствует 9-му абзацу той же главы во 2-м издании, со следующим разночтением: вместо: Люди, поддерживая свое рабство ради веры в государство, совершенно подобны, стр. 270, строки 5—6, — Люди эти, поддерживая свое рабство, совершенно подобны.

Далее следует текст, не находящий себе соответствия во 2-м издании:

В таком положении находится в особенности русский народ, огромное большинство русского народа. Для того чтобы избавиться от всех тех увеличивающихся и увеличивающихся бедствий и войн и голода, от которых он страдает и которым не видно конца, русским людям, огромному большинству их, всем крестьянам, не надо ничего особенного предпринимать, а просто выйти в отворенную дверь клетки, то есть перестать думать о какой-то существующей только в воображении людей России и ее величии и единстве, а жить, добывая из земли свое пропитание, своей естественной, от Бога установленной, доброй, разумной жизнью, не повинуясь никому, кроме своей совести. И русские люди начинают понимать это. Поняв же это, они это и сделают, и то же самое должны сделать и те народы, большинство которых оставило земледельческую жизнь. Людям этим трудно будет перестать повиноваться правительствам, но как ни трудно это будет, они неизбежно будут приведены к этому бедствиями, которые неизбежно будут всё усиливаться и усиливаться до тех пор, пока будут эти люди повиноваться правительствам. Пока будут люди повиноваться правительствам, будут искусственные соединения единых Франций, Британий, Соединенных Штатов. А будут эти соединения, будет милитаризм, будут войны, подати, будут монополии, тресты, и, несмотря на всевозможные изменения в правлении (социалистическая программа в том числе), будет всё больше и больше усиливаться рабство рабочего народа.

Ведь есть только одно основное, внешнее зло, от которого страдают люди. Зло это — разъединение их: то, что есть господа и рабы. В Индии это называется шатрии и парии, в христианском мире, хотя оно никак не называется, есть то же самое. Есть люди обеспеченные, роскошествующие, праздные, правительственными или денежными средствами управляющие другими, и есть люди, большинство, не обеспеченные, над которыми всегда висит нужда, голод, забитые, вечно тяжело трудящиеся и подчиняющиеся или власти или богатству. Зло это чувствуют все. И потому ясно, что если люди хотят улучшить положение людей, то исправить нужно это зло, уничтожив это внешнее разделение людей. Прежние революции думали развязать этот узел насилием, но тщета этого средства уже давно обличалась: никакие изменения политического, экономического строя не могут уничтожить неравенства.

Исправить зло может только свобода, но не мнимая свобода, состоящая в мнимом участии в правлении, а истинная, простая свобода, состоящая в том, что человек не повинуется другому человеку или собранию людей.

Правда, что не всякий человек может не повиноваться людям.

Вслед за этим до конца статьи идет текст, начинающийся словами: Нельзя сказать себе… Он соответствует четырем последним абзацам главы XII во 2-м издании, со следующими разночтениями: вместо: Не повиноваться людям можно только тогда, стр. 274, строки 34—35, — Не повиноваться людям только можно тогда; вместо: подчиняющихся только своим, доступным всем, основанным не на насилии, а на взаимном согласии установлениям, стр. 275, строки 8—10, — подчиняющихся не законам, основанным на насилии и угрозах, а на высшем, признаваемом всеми, религиозном христианском законе взаимного служения, основанном на любви к Богу и ближнему и исключающем всякое насилие.

Варианты текста второго издания «Свободного слова» по сравнению с текстом настоящего издания (и текстом исправленной Толстым корректуры издательства «Посредник»).43

Стр. 232, строки 27—28.

Во 2-м издании «Свободного слова»: в отсутствии в руководящих сферах какой бы то ни было религии,

В настоящем издании: в отсутствии в имеющих наибольшее влияние на других какой бы то ни было религии,

Стр. 233, строки 9—10.

Во 2-м издании «Свободного слова»: русского государственного устройства

В настоящем издании: русского правительства

Стр. 233, строки 10—11.

Во 2-м издании «Свободного слова»: русского государства,

В настоящем издании: русского правительства,

Стр. 233, строка 16.

Во 2-м издании «Свободного слова»: началось давно.

В настоящем издании: началось уже давно.

Стр. 233, строка 19.

Во 2-м издании «Свободного слова»: Государство,

В настоящем издании: Такое учреждение, как государство,

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 233, строки 22, 23, 24, 25.

Во 2-м издании «Свободного слова»: государство,

В настоящем издании: учреждение,

Стр. 233, строки 28—29.

Во 2-м издании «Свободного слова»: законов, религию,

В настоящем издании: законов, принимает религию,

Стр. 233, строки 30—31.

Во 2-м издании «Свободного слова»: предписывающую любовь к врагам, возвеличивающую

В настоящем издании: предписывающую любовь к врагам, религию, возвеличивающую

Стр. 233, строка 33.

Во 2-м издании «Свободного слова»: принимает эту христианскую религию, но не в ее истинном смысле, а в том извращенном виде, при котором продолжает быть возможным языческое устройство жизни.

В настоящем издании: принимает эту христианскую религию.

Стр. 234, строки 17—18.

Во 2-м издании «Свободного слова»: удерживало живую воду,

В настоящем издании: удерживало его живую воду,

Стр. 234, строка 35.

Во 2-м издании «Свободного слова»: на воде

В настоящем издании: на море

Стр. 235, строка 8.

Во 2-м издании «Свободного слова»: вводился

В настоящем издании: вводился и поддерживался

Стр. 235, строки 13—14.

Во 2-м издании «Свободного слова»: рабское подчинение.

В настоящем издании: рабское подчинение деспотизму.

Стр. 236, строки 6—8.

Во 2-м издании «Свободного слова»: превосходство в военном деле нехристианских народов над христианскими, при равных средствах военной техники, с полной очевидностью проявилось

В настоящем издании: превосходство в военном деле нехристианских народов над христианскими с полной очевидностью проявилось

Стр. 236, строки 21—22.

Во 2-м издании «Свободного слова»: когда ему это понадобилось

В настоящем издании: когда ему понадобилось

Стр. 236, строки 24—25.

Во 2-м издании «Свободного слова»: сумел применить

В настоящем издании: сумел практически применить

Стр. 236, строки 38—39.

Во 2-м издании «Свободного слова»: усвоил всё то, что давало военное преимущество христианским народам, и, став сильнее их, поняв ту простую истину,

В настоящем издании: усвоил ту простую истину

Стр. 237, строка 2.

Во 2-м издании «Свободного слова»: эту технику

В настоящем издании: ту технику

Стр. 237, строка 18.

Во 2-м издании «Свободного слова»: придавленные

В настоящем издании: подавленные

Стр. 237, строки 26—28.

Во 2-м издании «Свободного слова»: христианские народы делали не только дурное, безнравственное дело, но дело противное тому христианскому духу, который живет в них, такое дело,

В настоящем издании: христианские народы делали дело не только противное тому христианскому духу, который живет в них, но и безнравственное и глупое дело, такое,

Стр. 238, строки 11—12.

Во 2-м издании «Свободного слова»: жизней

В настоящем издании: жизней миллионов людей

Стр. 238, строки 14—15.

Во 2-м издании «Свободного слова»: в которой они постоянно находятся,

В настоящем издании: в которой постоянно находятся эти народы,

Стр. 238, строки 22—23.

Во 2-м издании «Свободного слова»: потеряны произведения трудов народа,

В настоящем издании: потеряны миллиарды денег, произведения трудов народа,

Стр. 238, строка 24.

Во 2-м издании «Свободного слова»: И хуже всего то, что виновники

В настоящем издании: И виновники

Стр. 239, строки 8—9.

Во 2-м издании «Свободного слова»: Ближайшим же средством осуществления равенства

В настоящем издании: Средством же осуществления равенства

Стр. 239, строки 9—10.

Во 2-м издании «Свободного слова»: представлялось отнятие

В настоящем издании: представлялось тогда отнятие

Стр. 239, строки 10—11.

Во 2-м издании «Свободного слова»: деятели той революции осуществляли

В настоящем издании: деятели той революции старались осуществить

Стр. 239, строки 17—18.

Во 2-м издании «Свободного слова»: бессмысленных и жестоких смертоубийствах,

В настоящем издании: бессмысленных и смертоубийственных войнах,

Стр. 239, строки 21—22.

Во 2-м издании «Свободного слова»: противоречие особенно

В настоящем издании: противоречие теперь особенно

Стр. 239, строки 23—24.

Во 2-м издании «Свободного слова»: народ вовлечен

В настоящем издании: народ был вовлечен

Стр. 239, строка 40.

Во 2-м издании «Свободного слова»: составляющая главную цель

В настоящем издании: составляющая цель

Стр. 240, строки 1—2.

Во 2-м издании «Свободного слова»: не может быть достигнута насилием

В настоящем издании: не может быть достигнута насилием. Казалось бы, что это должно бы быть очевидно.

Стр. 240, строки 3—7.

Во 2-м издании «Свободного слова»: А между тем теперь люди, производящие революцию в России, думают, что, проделав всё то, что происходило в европейских революциях, с

Скачать:PDFTXT

«Свободного слова» от слов: Жизнь человечества, так же, как отдельного человека, стр. 275, строка 21, кончая: и подпавших обману мнимого самоуправления, стр. 276, строка 18, со следующим разночтением: вместо: особенно