Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 36. Произведения, 1904-1906

новых основ, ни каких-либо новых идеалов.

В настоящем издании: нет никаких новых основ:

Стр. 260, строка 27.

Во 2-м издании «Свободного слова»: переменить одну старую форму насилия на другую,

В настоящем издании: переменить одну старую форму насилия на новую,

Стр. 260, строки 32—33.

Во 2-м издании «Свободного слова»: выставляет своим идеалом

В настоящем издании: выставляет новой основой жизни

Стр. 260, строка 37.

Во 2-м издании «Свободного слова»: нет никаких новых идеалов.

В настоящем издании: нет никаких новых основ жизни.

Стр. 260, строки 39—40.

Во 2-м издании «Свободного слова»: неповиновением человеческой власти.

Ради того, чтобы освободиться от всех зол, удручающих теперь рабочих людей, им нужно, без борьбы, без насилия, перестать повиноваться власти. И это же самое — покорное перенесение насилия и неповиновение власти — нужно и для исполнения того закона, который исповедуют христианские народы. Христианин, как христианин, не может повиноваться, а повинуясь — невольно участвовать в той власти, которая вся основана на насилии, держится насилием и не переставая совершает самые противные христианскому закону насилия: солдатство, войны, тюрьмы, казни, лишение народа возможности пользоваться землею. Так что как телесное благо людей, так и высшее, духовное, достигается только одним: перенесением без борьбы всякого насилия, но — неучастием в нем, неповиновением власти.

В настоящем издании: неповиновением человеческой власти.

(В корректуре издательства «Посредник» абзац: Ради того чтобы освободиться… перечеркнут крест-на-крест, и сбоку рукой Толстого написано: ad libitum, т. е. то желанию».)

Стр. 261, строка 3,

Во 2-м издании «Свободного слова»: это — оставить

В настоящем издании: это то, чтобы оставить

Стр. 261, строки 6—14.

Во 2-м издании «Свободного слова»: постараться, научившись от него его терпению, равнодушию и презрению к пользованию властью и, главное, трудолюбию, не только не возбуждать людей, как они это теперь делают, к насилию, а, напротив, удерживать их от всякого участия в насильнической деятельности, от всякого повиновения какой бы то ни было насильнической власти и служить людям своими, если это понадобится, книжными знаниями в разъяснении тех вопросов, которые неизбежно возникнут при упразднении правительства.

В настоящем издании: постараться, научившись от него его терпению, равнодушию и презрению к власти и, главное, трудолюбию, служить ему своими, если это понадобится, книжными знаниями в разъяснении тех вопросов, которые неизбежно возникнут при упразднении правительства, не только не возбуждать его, как они это теперь делают, к насилию, а, напротив, удерживать его от всякого участия в насильнической деятельности, от всякого повиновения какой бы тони было насильнической власти.

Стр. 261, строки 22—23.

Во 2-м издании «Свободного слова»: переворот должен начаться и должен совершиться

В настоящем издании: переворот начинается и должен совершиться

Стр. 261, строки 25—26.

Во 2-м издании «Свободного слова»: никогда не метало общественному устройству земледельческих общин.

В настоящем издании: никогда не мешало правильной и мирной общественной жизни земледельческих общин.

Стр. 261, строки 34—35.

Во 2-м издании «Свободного слова»: а основанное на взаимном согласии

В настоящем издании: а свободное, основанное на взаимном согласии

Стр. 261, строка 38 — стр. 262, строка 1.

Во 2-м издании «Свободного слова»: Такие общины уходили в Турцию,

В настоящем издании: Такие общины уходили в среднюю Азию, в Турцию,

Стр. 261, строки 2—3.

Во 2-м издании «Свободного слова»: спокойно жили и живут там под властью турецкого султана.

В настоящем издании: спокойно жили там поколениями под властью турецкого султана.

Стр. 261, строки 3—5.

Во 2-м издании «Свободного слова»: Такие общины, сами того не зная, переходили в Китай, в среднюю Азию,

В настоящем издании: Такие общины переходили в Китай, не зная того, что занимаемая ими земля принадлежит Китаю,

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 261, строка 14.

Во 2-м издании «Свободного слова»: только будет содействовать

В настоящем издании: только может содействовать

Стр. 261, строка 24.

Во 2-м издании «Свободного слова»: и удовлетворяли его требованиям

В настоящем издании: и вполне удовлетворяют его требованиям

Стр. 261, строка 36.

Во 2-м издании «Свободного слова»: что мешало его росту.

В настоящем издании: что мешает его росту.

Стр. 261, строка 38.

Во 2-м издании «Свободного слова»: не те торопливые, дерзкие и самоуверенные люди,

В настоящем издании: не торопливые и самоуверенные люди,

Стр. 262, строка 9.

Во 2-м издании «Свободного слова»: надо только продолжать жить,

В настоящем издании: надо, продолжая жить,

Стр. 262, строка 10.

Во 2-м издании «Свободного слова»: но только не участвовать

В настоящем издании: не участвовать

Стр. 269, строка 21.

Во 2-м издании «Свободного слова»: заставляло людей воевать

В настоящем издании: заставляло людей вооружаться и воевать

Стр. 263, строки 32—33.

Во 2-м издании «Свободного слова»: земледельческая же жизнь приведет к самому

В настоящем издании: земледельческая же жизнь — к самому

Стр. 264, строка 26.

Во 2-м издании «Свободного слова»: Нью-Йорка, больших городов,

В настоящем издании: Нью-Иорка и всех больших городов,

Стр. 265, строки 9—10.

Во 2-м издании «Свободного слова»: которая кажется так драгоценна

В настоящем издании: которая кажется такой драгоценной

Стр. 266, строки 2—3.

Во 2-м издании «Свободного слова»: достанутся когда-то их потомкам.

В настоящем издании: достанутся когда-то и их потомкам.

Стр. 266, строка 6.

Во 2-м издании «Свободного слова»: как и на тех

В настоящем издании: как и тех

Стр. 266, строки 18—19.

Во 2-м издании «Свободного слова»: увидите такие же 36-ти этажные дома,

В настоящем издании: увидите всяких родов нелепости, такие же, как эти 36-ти этажные дома,

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 266, строка 19.

Во 2-м издании «Свободного слова»: египетских пирамид.

Защитники цивилизации говорят: «мы готовы исправить дурное, но только чтобы всё то, что выработало человечество, оставалось нетронутым». Ведь то же самое говорит доктору погубивший дурною жизнью свое положение и здоровье развратник, который готов согласиться на всё то, что советует ему врач, но только с тем условием, чтобы ему продолжать так же развратно жить. Такому человеку мы говорим, что, для того чтобы ему улучшить свое положение, ему надо перестать жить, как он живет. То же самое пора сказать и понять христианскому человечеству.

В настоящем издании: египетских пирамид.

(Абзац: Защитники цивилизации говорят… в корректуре издательства «Посредник» зачеркнут.)

Стр. 266, строки 22—23.

Во 2-м издании «Свободного слова»: признают за цель или результат и считают

В настоящем издании: признают за цель и считают

Стр. 266, строки 23—24.

Во 2-м издании «Свободного слова»: будет благом только, когда

В настоящем издании: будет благом только тогда, когда

Стр. 266, строки 26—27.

Во 2-м издании «Свободного слова»: но губительно для ядер, тюремных запоров.

В настоящем издании: но губительно в ядрах, тюремных запорах.

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 266, строки 29—30.

Во 2-м издании «Свободного слова»: но еще с большим успехом — развратные и ложные.

В настоящем издании: но еще с большим, как мы это видим, успехом — глупые, развратные и ложные.

Стр. 266, строки 32—34.

Во 2-м издании «Свободного слова»: В нашем же обществе, где меньшинство давит большинство, она — великое зло. Она есть только лишнее орудие угнетения большинства властвующим меньшинством.

В настоящем издании: В нашем же христианском мире, где большинство находится в рабском угнетении у меньшинства, она есть только лишнее орудие угнетения.

Стр. 266, строка 39.

Во 2-м издании «Свободного слова»: Пора понять, что спасение

В настоящем издании: Пора понять вам, что спасение

Стр. 267, строка 3.

Во 2-м издании «Свободного слова»: то, что мы имеем,

В настоящем издании: то, что мы несем,

Стр. 267, строки 10—12.

Во 2-м издании «Свободного слова»: необходимо выбрать одно из двух:

В настоящем издании: необходимо для того чтобы жить разумной жизнью выбрать одно из двух:

Стр. 267, строка 13.

Во 2-м издании «Свободного слова»: цивилизация даст

В настоящем издании: цивилизация дает

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

* [ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ ПРЕДИСЛОВИЯ К СТАТЬЕ В. Г. ЧЕРТКОВА «О РЕВОЛЮЦИИ».]

Владимиръ Григорьевичъ,

Прочелъ вашу статью, и вотъ что мнѣ хочется сказать о ней.

«Нѣтъ болѣе безнадежныхъ глухихъ, какъ тѣ, которые не хотятъ слышать». Противъ такихъ глухихъ ничего не сдѣлаешь. И прочтя вашу статью, я невольно подумалъ про нихъ и пожалѣлъ, что ихъ такъ много.

Одинъ мой знакомый, страстный охотникъ на дикихъ и опасныхъ звѣрей, говорилъ, что когда выведутся такіе звѣри, спортъ можетъ состоять въ томъ, что человѣкъ будетъ становиться съ ружьемъ или пистолетомъ на рельсы лицомъ къ летящему на него локомотиву. Въ локомотивѣ будетъ устроена кнопка, ударъ въ которую пулей остановитъ поѣздъ. Промахнулся, задавитъ.

Я думаю, что въ наше время революціонная дѣятельность очень похожа на такой спортъ; она такъ же увлекательна и такъ же безполезна. Разница только въ томъ, что тамъ, въ случае вѣрнаго выстрѣла, спортсменъ можетъ быть не задавленъ, въ революціонной же дѣятельности онъ всегда навѣрное будетъ задавленъ.

Я не говорю о побудительныхъ причинахъ революціонной дѣятельности. Причины эти самыя разнообразныя: отъ самаго искренняго юношескаго желанія самопожертвованія для служенія людямъ до мелочного самолюбія и раздраженія, заставляющихъ избирать революціонную деятельность только потому, что она даетъ возможность безъ особеннаго труда сверху внизъ смотрѣть на огромное большинство людей.

Я говорю о томъ характерѣ, который, по ея нецѣлесообразности, всегда въ наше время принимаетъ революціонная дѣятельность.

Только вспомнить русскія попытки недворцовыхъ революцій, начиная съ 14-го Декабря до послѣднихъ дѣлъ несчастнаго Гершуни. Попытка революціи 14-го Декабря, происходившая въ самыхъ выгодныхъ условіяхъ случайнаго междуцарствія и принадлежности къ военному сословію большинства членовъ и в Петербургѣ и въ Тульчинѣ, — и та не имѣла ни малѣйшаго вѣроятія успѣха, что чувствовали и признавали сами участники ея, и безъ малѣйшаго усилія была задавлена покорными правительству войсками. Всѣ же послѣдующія попытки русскихъ революцій, начиная отъ похожденій десятка молодыхъ мужчинъ и женщинъ, намеревавшихся, вооруживъ русскихъ крестьянъ находившимися въ ихъ распоряженіи 30-ю револьверами, побѣдить миллiонную правительственную армію, и до послѣднихъ шествій рабочихъ съ флагами и криками «долой самодержавіе», легко разгоняемыхъ десятками будочниковъ и казаковъ съ нагайками, также и тѣ отчаянные взрывы и убійства 70-хъ годовъ, кончившіеся 1-мъ Марта, — ни въ какомъ случаѣ не могли кончиться ничѣмъ инымъ, какъ только погибелью многихъ хорошихъ людей и самой жестокой реакцiей со стороны правительства.

Невольно любуешься молодечествомъ Жерара, охотника на львовъ, точно такъ же невольно любуешься, независимо отъ послѣдствій ихъ дѣятельности, и молодечествомъ, самоотверженіемъ русскихъ революціонеровъ, ходившихъ въ народъ, такъ же какъ и отчаянной дѣятельностью Халтуриныхъ, Рысаковыхъ, Михайловыхъ и другихъ, но нельзя не видѣть, что главный двигатель дѣятельности этихъ людей былъ тотъ же, какъ и тотъ, который руководилъ Жераромъ. Какъ Жераръ не могъ не видѣть того, что убійствомъ десятка львовъ онъ не избавитъ жителей Африки отъ львиной опасности, такъ же и люди, ходившіе въ народъ, или устраивающіе шествія по улицамъ съ флагами, или убивающіе отдѣльныхъ правительственныхъ лицъ, не могли и не могутъ не видѣть, что они этими средствами никогда не побѣдятъ русскаго правительства. Такъ что главный двигатель и тѣхъ и другихъ, очевидно, былъ не достиженіе извѣстной цѣли, а избытокъ силъ, борьба съ опасностями, игра своею жизнью.

Когда я былъ охотникомъ, я помню, что несмотря на то, что я былъ въ полномъ обладаніи своихъ умственныхъ способностей, всѣ разсужденія о безуміи того, чтобы скакать сломя голову за ненужнымъ мнѣ зайцемъ или волкомъ, или ѣздить зa сотни верстъ, чтобы, увязая въ

Скачать:PDFTXT

новых основ, ни каких-либо новых идеалов. В настоящем издании: нет никаких новых основ: Стр. 260, строка 27. Во 2-м издании «Свободного слова»: переменить одну старую форму насилия на другую, В