Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 36. Произведения, 1904-1906

и сестры, ради своей жизни (важнее ее ведь нет ничего) подумайте об этом. Остановитесь жить. Подумайте о том, что вы, где вы и что вас ожидает. Ведь жизнь, какую мы знаем, — одна. За что же, зачем же погубить ее? Поймите, что всё, что представляется нам важным: удовольствия, радости и богатства, отечество, приличие, привычки, слава, — всё это ничто в сравнении с главным, истинным назначением жизни, с исполнением воли Бога. Измените свою жизнь и не потому, что это велит кто-нибудь, а потому, что в этом благо ваше и всего мира.

И не верьте ни тем, которые будут говорить вам, что это невозможно, что люди неисправимы, потому что они пали, ни тем, еще худшим обманщикам, которые скажут, что это невозможно, что люди изменяются и улучшают свою жизнь по законам историческим, социологическим, которые они знают или изучают. Не верьте ни тем, ни другим, а живите во всю силу своей жизни и своего разума, а остальное предоставьте Богу.

Я жил дурно, безумно, так, как все; но потом, почти 30 лет тому назад, мне открылась истина, и с тех пор жизнь моя стала другая, спокойная, счастливая, радостная и что дальше, что ближе к смерти, то лучше.

И поверьте, что то же будет и с вами. Не может не быть, потому что жить трудно только противно закону жизни, закону Бога. Жизнь же, согласная с ним, есть неперестающая радость до самой смерти и в самой смерти, как Он и хочет этого. Смерть страшна ведь только тому, кто не верит в Бога или верит в злого Бога, что то же самое. Для того же, кто верит в Бога, в благость Его, и живет в этой жизни по Его закону, кто испытал благость Его, для того смерть есть только переход из одного определенного Им состояния (оказавшегося благом) в другое, неизвестное состояние, но Им же определенное и потому долженствующее быть таким же благом.

————

* [ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ СТАТЬИ «ЕДИНСТВЕННОЕ ВОЗМОЖНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА».]

Полное разрѣшеніе земельнаго вопроса возможно только установленіемъ одинаковаго равнаго права всѣхъ людей на всю землю.

Разрѣшеніе же этого вопроса для отдѣльнаго государства возможно только при установленіи такого порядка, при которомъ всѣ граждане извѣстнаго государства имѣли одинаковое, равное право на пользованіе всей землей государства.

Такое разрѣшеніе представляетъ проэктъ единаго налога (single tax) Генри Джорджа. Сущность этого проэкта слѣдующая:

1) Такъ какъ всѣ люди имѣютъ естественное, прирожденное, одинаковое право на пользованіе дарами природы, то не должно быть дозволено никому пользоваться исключительнымъ правомъ на эти дары природы, не вознаграждая за это пользованіе всѣхъ гражданъ государства.

2) Такъ какъ всякій человѣкъ имѣетъ полное и неотъемлемое право на всѣ пропзведенія своего труда, то всякое взиманіе податей или налоговъ косвенныхъ или прямыхъ есть нарушеніѳ этого права.

3) Такъ какъ цѣнность земли, кромѣ свойствъ, присущихъ самой землѣ, увеличивается еще вслѣдствіе роста, развитія того общества, которое живетъ на ней, то всякое такое увеличеніе цѣнности должно быть возвращено всему государству.

4) Для осуществленія этихъ положеній всѣ общественные, государственные, земскіе, городскіе доходы должны быть замѣнены единымъ налогомъ, взимаемымъ съ цѣнности земли, независимо отъ положеннаго на нее труда, всѣ другіе же виды податей и налоговъ, какъ прямыхъ, такъ и косвенныхъ, должны быть уничтожены. Такъ что правомъ своимъ на землю будетъ пользоваться не только тотъ, кто будетъ обрабатывать ее, но и тотъ, который живетъ въ городѣ вслѣдствіе перевода всѣхъ налоговъ на землю, будетъ безпошлинно получать всѣ предметы какъ внутренняго, такъ и внѣшняго производства.

————

Проэктъ этотъ исполнимъ и не вызоветъ никакихъ пертурбацій, если перемѣщеніе налоговъ съ труда на землю будетъ сдѣлано постепенно. Проэктъ этотъ удовлетворяетъ главному условію, нужному для правильнаго рѣшенія вопроса: давая одинаковое, равное всѣмъ людямъ одного государства право на землю, уничтожаетъ старинную неправду исключительной земельной собственности и вполнѣ рѣшаетъ вопросъ земельный не въ виду мелкихъ частныхъ, одностороннихъ цѣлей, а въ виду вѣчной справедливости.

Можетъ быть, есть другое, лучшее рѣшеніе вопроса, хотя я ее знаю и не могу себѣ представить другого, но во всякомъ случаѣ удовлетворительное рѣшеніе можетъ быть только такое, при которомъ будетъ установлено равное, одинаковое для всѣхъ людей государства право на землю, т. е. на выгоды и преимущества, даваемые ее пользованіемъ.

Таковъ проэктъ единаго налога. Введеніе его теперь въ Россіи можетъ спасти ее отъ величайшихъ бѣдствій, вызываемыхъ неразумньмъ, легкомысленнымъ, партійнымъ обращеніемъ людей съ этимъ вопросомъ, имѣющимъ первостепенную важность не только въ Россіи, но и для всего міра.

————

Вѣроятныя послѣдствія осуществленія этого проэкта опредѣляются приблизительно такъ сторонниками единаго налога въ Англіи, Америкѣ и Австраліи:

1) Единый налогъ не есть налогъ на землю, но на цѣнность земли, и потому ляжетъ не на всю землю, но только на цѣнную землю, и не въ той мѣрѣ, въ которой люди пользуются ей, а только въ той мѣрѣ, въ которой она приноситъ доходъ ея владѣльцу независимо отъ труда положеннаго на нее. Такъ что эта подать ляжетъ не на улучшенія, производимыя на землѣ, а только на собственность земли.

2) При введеніи единаго налога всѣ цѣнности, произведенныя трудомъ, будутъ изъяты изъ обложенія и будетъ подлежать налогу только голая земля по мѣрѣ ея болѣе или менѣе выгоднаго положенія. Такъ что земледѣлецъ, обрабатывающій землю, будетъ платить за свой участокъ столько же, сколько и владѣлецъ такого же участка, оставляющей его безъ обработки, и тотъ, кто построитъ на городскомъ участкѣ цѣнный домъ, не будетъ платить за него больше, чѣмъ владѣлецъ такого же незастроеннаго участка.

3) Единый налогъ поэтому сниметъ тяжесть налоговъ съ сельскихъ мѣстностей, гдѣ земля имѣетъ мало цѣнности, независимо отъ сдѣланныхъ на ней улучшеній и перенесетъ ее на города, гдѣ цѣна земли возрастаетъ до десятковъ тысячъ рублей за сажень.

4) Единый налогъ сдѣлаетъ излишнимъ разнообразные подати и налоги, взимаемые съ труда, а также излишнимъ то огромное количество сборщиковъ, которые теперь стоятъ такъ дорого государству.

5) Единый налогъ уничтожитъ обманы, подкупы и неравенство и несправедливость, неразрывные съ теперешнимъ способомъ собиранія податей.

6) Единый налогъ установитъ свободную торговлю со всѣмъ міромъ и дастъ возможность тому народу, въ которомъ онъ будетъ введенъ, пользоваться всѣми произведеніями природы, труда и искусства людей другихъ народовъ.

7) Единый налогъ уничтожитъ всѣ тѣ налоги, которые накладываются теперь на всякаго человѣка, увеличивающаго общественное богатство посредствомъ улучшенія ли своего хозяйства или другими средствами — постройкой дома, устройствомъ фабрики, изготовленія машины и т. п.

8) Кромѣ того, отбирая въ общую пользу цѣнность земли, увеличивающуюся вслѣдствіе общественнаго роста и процвѣтанія городовъ и мѣстечекъ, сдѣлаетъ владѣніе землей невыгоднымъ для собственниковъ и выгоднымъ только для работающихъ на ней.

Тогда спекуляторы и монополисты не будутъ уже имѣть возможности удерживать или невыгодно употреблять естественныя богатства края, такъ что приложеніе труда ко всему тому полю дѣятельности, которое земля предоставляетъ человѣку, сдѣлается доступнымъ всякому.

Единый налогъ такимъ образомъ разрњшаетъ и рабочій вопросъ.

Онъ уничтожаетъ невольную бѣдность, поднимаетъ заработную плату во всѣхъ промыслахъ до полной ея стоимости, дѣлаетъ невозможнымъ перепроизводство до тѣхъ поръ, пока всѣ человѣческія потребности не удовлетворены, дѣлаетъ всѣ облегчающія работу изобрѣтенія благомъ для всѣхъ, а не бѣдствіемъ, каковы они теперь.

————

[ВАРИАНТЫ К «ФАЛЬШИВОМУ КУПОНУ».]

* № 1.

<Махинъ былъ прежній товаршцъ; его выгнали изъ гимназіи въ прошломъ году за кутежи и нехорошія дѣла. Тогда Митя былъ съ нимъ друженъ и теперь видалъ его, несмотря на то, что родители запрещали ему съ нимъ видѣться. Теперь Митя рѣшилъ итти къ нему именно потому, что приказаній отца, который его считаетъ мошенникомъ, онъ не хотѣлъ соблюдать, и потому, что Махинъ знаетъ, какъ добыть денегъ и гдѣ заложить часы и, кромѣ того, Махинъ придумаетъ что-нибудь. Съ тѣмъ чтобы Махинъ что-нибудь придумалъ,> Митя досталъ изъ стола купонъ и мелочь и надѣлъ пальто и пошелъ къ Махину.

* № 2.

Все, что узналъ Петръ Николаичъ объ лошадяхъ, было то, что была найдена шкура съ саврасаго мерина, которую Петръ Николаичъ призналъ за шкуру Красавчика, и это еще больше раздражило Петра Николаича. Онъ не могъ теперь безъ злобы видѣть мужиковъ и говорить про нихъ.

Не могъ Петръ Николаичъ и простить земскому начальнику того, что онъ не обвинилъ Прокофія. На судѣ онъ, какъ свидѣтель, настаивалъ, но земскій начальникъ не могъ обвинить Прокофія, и Петръ Николаичъ возненавидѣлъ и земскаго начальника и, встрѣтившись съ нимъ черезъ двѣ недѣли въ дворянскомъ собраніи, высказалъ ему свое неудовольствіе такъ грубо, что земскій начальникъ, человѣкъ очень вспыльчивый, съ своей стороны наговорилъ ему много непріятностей, въ томъ числѣ самое казавшееся обиднымъ Петру Николаичу слово, что его шляхетскій гоноръ напрасно такъ возмущается.

Вслѣдъ зa этимъ на выборахъ Петръ Николаичъ положилъ земскому начальнику налѣво, а когда на земскомъ собраніи шло дѣло о передачѣ земскихъ школъ духовенству, Петръ Николаичъ неожиданно перешелъ на сторону консерваторовъ и своимъ голосомъ рѣшилъ въ пользу приходскихъ школъ. Когда предводитель — либералъ сталъ спрашивать его, зачѣмъ онъ поступилъ такъ, онъ объявилъ, что не намѣренъ быть на одной сторонѣ съ крамольникомъ, какъ земскій начальникъ.

Какой же онъ крамольникъ? — спросилъ предводитель.

— Какъ же, когда они получаютъ запрещенные листки и раздаютъ ихъ.

— Да это не онъ, а сынъ.

— Развѣ не все равно?..

Случилось вскорѣ послѣ этого, что у земскаго начальника, у котораго былъ сынъ студентъ, сдѣлали обыскъ и нашли революціонные листки. Студента арестовали и посадили въ тюрьму.

Семья земскаго начальника была убѣждена, что это все было по доносу этого мерзкаго полячишки, и ненависть между двумя семьями дошла до послѣдней степени.

Дочь земскаго начальника — курсистка рѣшила, что при теперешнемъ общественномъ строѣ нельзя жить, и вмѣстѣ съ пятью студентами и тремя товарками составили заговоръ измѣненія существующаго правленія, при чемъ допускали необходимость жертвъ. У нихъ были двѣ партіи: одни говорили, что можно и должно убивать, если нужно, a другіе говорили, что нельзя. Заговоръ открыли и несчастную чахоточную Людмилу посадили въ домъ предварительнаго заключенія.

* № 3.

Степана посадили въ острогъ съ ссыльными. Въ острогѣ онъ сошелся съ Николаевымъ. Николаевъ разсказывалъ ему, какъ можно поживиться, только бы съ умомъ дѣлать. И Степанъ соблазнился разсказами Николаева и собирался работать съ нимъ вмѣстѣ, когда выйдетъ. Въ одномъ онъ не согласился съ Николаевымъ. Николаевъ говорилъ, что убивать нехорошо, на душѣ нехорошо бываетъ, а Степанъ говорилъ, что ничего, убивать все одно какъ теленка или курицу. Все равно помретъ.

Николаевъ открылъ ему, что онъ бѣжитъ, и просилъ его выплатать пробой той камеры, въ которой сидѣлъ. Вмѣстѣ бѣжать нельзя, и Николаевъ совѣтовалъ Степану бѣжать изъ Серпухова и разсказалъ, какъ это сдѣлать.

И Степанъ, разспросивъ подробно, какъ надо дѣлать и гдѣ найти Николаева, ждалъ, когда ихъ прогонятъ въ Серпуховъ.

* № 4.

Степанъ исполнилъ

Скачать:PDFTXT

и сестры, ради своей жизни (важнее ее ведь нет ничего) подумайте об этом. Остановитесь жить. Подумайте о том, что вы, где вы и что вас ожидает. Ведь жизнь, какую мы