Если не он, а скорее Аркадий Сенцов был духовным руководителем, сплочавшим всех восьмерых в одну душу, то несомненно то, что руководителем самого дела был Подборский. Как на воле, так и в тюрьме он, не так, как говорится, все, а действительно все свои силы и ума, и знания, и ловкости, и выдержки он употреблял на то дело, которое он раз решил, что нужно делать. Дело это, не общее дело (общее дело состояло в том, чтобы вывести русский народ на определенный и твердый путь свободы), а дело частное, в данное время составлявшее только часть общего дела, когда он был на воле, вне тюрьмы, было в том, чтобы, уничтожив одного из самых вредных членов правительства, нагнать этим страх на это правительство с тем, чтобы добиться от него тех первых уступок, которые нужны были для дальнейшей деятельности. В этом было то дело, которое он вел, будучи на воле, и он вел его с удивительным спокойным, неустанным расчетом, и не удалось оно не по его вине; теперь же ему предстояло другое дело: освобождение себя и товарищей от тюрьмы, и он вел его также вдумчиво, внимательно и упорно, и в те полтора месяца, которые он сидел, достиг в этом деле уже значительного успеха. У него уже установилось посредством подкупленного сторожа общение с друзьями на воле и вырабатывался план их освобождения в то время, как их повезут на суд. Кореспондент его был узник верхнего этажа. У этого узника, тоже политического, были свидания с родными и через них получались сведения.
По особенному стуку в потолок он узнал о том, что надо дожидаться посылки, и тотчас же, открыв форточку, приготовился ловить записку. Записка долго не давалась, отгоняемая ветром, но все-таки [он] успел ухватить ее, хотя не большим с указательными пальцами, но указательным и средним, и осторожно потянул ее к себе. Записка в руке, в форточке, в камере. Он подносит к лампе: «Суд 22. Готовятся. Ждите».
Подборский сел на койку, глубоко вздохнул и стал думать: 22. Казанская – праздник. И хорошо и дурно, – думал он.
17 дек.
*№ 2 (рук. № 4).
ДЕЙСТВИЕ І-Е
Действующие лица: Вл. Вас. Разумников, бывший офицер, 30 лет, в летней поддевке и картузе, и Павел в элегантном пальто и шляпе.
ЯВЛЕНИЕ 1-е
Александровский сад. На скамейке сидят Разумников и Павел и разговаривают. Мимо ходят гуляющие. Когда проходят близко, Разумников замолкает, но Павел не может удерживаться, говорит.
Разумников. <Всё дело в том, чтобы захватить все капиталистические предприятия: фабрики, заводы. Павел. А земли? Первое дело земли.>
Разумников. Земли, разумеется, но главное дело согласиться, чтоб всем дружно действовать, а для этого нужно, чтоб народ понимал.
Павел. <Всё это верно сказано>. Истинная правда. Только бы понимал народ, и мужик, и фабричный, <что в нас сила, конец бы богачам, дармоедам, это верно>.
<Только одно: попы. Не понимает ведь народ>. (Проходят гуляющие дама с мужчиной).
Мужчина. Тут совсем недалеко, позвольте я провожу…
Разумников. Для этого нужно толковать (останавливается, пока проходят), образовывать народ, раздавать книги, <прокламации>. Вот вы в своей деревне.
Павел. <Я готов>. Я <теперь понял всё дело> на всё готов, я свет увидал. Только еще одно я хотел спросить: как же теперь с церквами, с попами, <народ держится за них>, у меня родители…
Разумников. А вы как? Верите в их учение?
Павел. Я? (Пожимает плечами.) Я когда и учился закону божию в школе, <сомневался> я понимал, что что-то тут не то; <теперь и вовсе не верю>. А только не могу я всего отвергать. Ну, а как же теперь пророчества, мощи? Как вы скажете?
Разумников. Скажу вам так. Казалось бы, какая тут важность, верить или не верить в мощи, в чудотворные иконы…
Павел. <Да я и не верю>. Доказывают, что чудеса были. Люди видали.
Разумников. Я только одно скажу, что если верить в чудесное, то уже нельзя <вполне> правильно рассуждать о житейских делах.
Павел. О социальных вопросах?
Разумников. Да, да. Так вот, если вы поняли задачу партии и хотите работать с нами…
Павел. Только давайте работу и в деревне и в Москве. Я теперь вижу весь обман, вижу, что над нами сделано. Пора очнуться.
Разумников. Ну, так приходите в пятницу на собранье с Аносовым. Он[100] проведет вас.
** № 3 (рук. № 10).
[На л. 1:]
1) Судящиеся за покушение на жизнь великого князя сидят ли в одиночках, или могут быть вместе некоторые?
2) Могут ли быть сношения между собою?
3) Могут ли быть получаемы сведения извне?
4) Объявляется ли вперед день суда, или только накануне? И много ли может пройти времени между объявлением о времени суда и судом?
5) Допускаются ли свидания с родными? С какими и как?
6) Могут ли быть сношения с уголовными?
7) Как ведут или везут в суд?
8) В каком помещении суд?
10) Палач.[101]
На все вопросы желательно иметь ответы: самые подробные, как обыкновенно делается и могут ли быть исключения.
[На л. 2:]
1) При военном суде допускаются ли адвокаты к подсудимому? Как? Где?
2) Описание, если возможно, помещения военного суда.
3) В чем состоит увещание священника о том, чтобы свидетель говорил правду?
4) Палачи кто? Сколько получают?
5) В какой тюрьме в Москве содержатся подлежащие 279 статье? В общей или в одиночной? Дают ли свидания?
6) Как делают бомбы?
7)
* № 1 (рук. № 1).
1) О религии.
2) О войнах.
3) Об отечестве, государстве.
4) О податях.
5) О пьянстве.
6) О представительстве.
7) О вознаграждении за труд.
8) О тюрьмах.
9) О казнях.
10) О богачах.
11) О наследственности.
12) О печати.
13) Об искусстве.
14) О науке.
15) О суде гражданском.
16) О суде уголовном.
17) О воспитании.
18) О труде.
19) Об охоте.
20) О питании мясом.
21) О городах.
22) О церкви.
23) О мощах.
24) О таинствах.
25) Об уважении древности.
26) Об играх.
27) Об образовании.
28) О власти – насилии.
29) О земле.
30) О науке.
31) Об искусстве.
* № 2 (рук. № 1).
В доме Смирновых. Два гимназиста 5 класса: Юдин и Смирнов, и Соня 15 лет, и В а н я 8 лет.
Входит дворник Матвей с тяжелой ношей за спиной.
Матвей. Куда, барчуки, эту штуку сложить?
Юдин. Что это?
Смирнов. Это газета «Истина» за прошлый год. Папа взял в редакции. (Дворнику.) Да вот сюда сложи. (Дворник кладет в угол.)
Ваня. Вот сколько написано.
Дворник. Да, брат, писали, не гуляли. (Смеются.)
Юдин. И зачем только твой отец выписывает эту гадкую газету?
Смирнов. Как гадкую? Тут всё верно объясняется.
Юдин. Как же верно, когда утверждается, что так и должна быть, когда подати выколачиваются, и всякие незаконности.
Смирнов. Потому что никто не имеет права поступать самовольно. А если поступают, то должны быть наказаны. Этого нигде не будут терпеть.
Юдин. Неправда. Мы стоим за народ.
Смирнов. За народ. Жидовские газеты только это говорят.
Юдин. Нет, «Современное слово» не кривит душой.
Дворник. Это какая же – хорошая? Хорошая или нехорошая – не знаю, а тяжелая. Ну, скажите же папаше, что принес. (Уходит.)
Смирнов. Хорошо, спасибо. Отец взял за год из-за фельетонов Скрипицына.
Юдин. А дядя говорит, что это пустобрех. Он вчера читал маме, как его Никитин в «Современном слове» отделывает. Все смеялись.
Смирнов. А мы считаем, что Никитин дурак.
Юдин. Ну, это я бы не советовал тебе говорить.
Смирнов. Отчего? Я как думаю, так и буду говорить. Если есть законы, то надо им повиноваться.
Юдин. Зачем? Вот если бы ты читал Никитина, ты бы понял, когда можно и должно повиноваться, когда…
Соня. А я думаю, что об этом не надо рассуждать.
Смирнов. <У каждого свое мнение.> Du moins, des opinions saillit la vérité.[102]
Соня. Да как же одна газета говорит одно, другая совсем другое. Кто же прав?
Смирнов. Вот видно, что девочка, и рассуждаешь, как женщина. На то у каждого свой ум, ч[тобы] решать.
Ваня. А какая же газета [говорит] правду, а какая неправду?
Смирнов (смеется). В этом-то и дело, чтоб узнать, кто прав.
Ваня. А я думаю, что этого совсем не нужно.
Юдин. Чего?
[Ваня.] Да всех газет этих. Каждый сам рассудит.
Юдин. Ну, рассудил.
* № 3 (рук. № 1).
СУД
Маша 10, Гриша 12, Люся 6. (Мать шьет.)
Маша (прижимает к груди картину). Тетя сказала: это тебе, а это Грише.
Гриша. И неправда. Она не говорила: это тебе, а это Грише, а тетя сказала: тебе и Грише. Разумеется, всякому хочется самое лучшее себе. А ты и схватила самое лучшее.
Маша. Нет, она мне дала картину, а тебе книжку.
Гриша. Вот и врешь. Люсе она дала куклу, а нам вместе. Люся, ты слышала?
Люся. Нет, я не знаю. <Только вы лучше разделите. Маша (смеется). Вот умно как! Что ж мы разорвем и картину и книжку?>
Маша. И спроси. (Идут к матери.)
Гриша. Маша выдумала, что тетя подарила ей картину, а не вместе. Правда, что она сказала: вам вместе.
Маша. Нет, она сказала: это тебе. Ведь правда?
* № 4 (рук. № 4).
[ЛЮБИТЕ ОБИЖАЮЩИХ ВАС]
(Маша 10-ти лет и Ваня 8-ми).
Маша. Отчего же тебе скучно? Кататься ездил, вечером будет угощение.
Ваня. Как это ты не понимаешь. Веселье совсем не в этом.
Маша. А в чем же?
Ваня. Вот если бы ты меня побила, как третьего дня. Вот это было бы мне веселье.
Маша. Зачем ты, Ваня, поминаешь про это? Ведь ты простил меня. Я знаю, что я была виновата. Ты простил, ну что ж поминать.
Ваня. Ах, как ты не понимаешь. Я не хочу тебе поминать, а я только говорю, что не весело.
Маша. Не понимаю.
Ваня. Чего ж тут понимать. Помнишь, как в прошлое воскресенье дядюшка П. И., как я его люблю…
Маша. Кто ж его не любит. Мама говорит, что он святой. Это и правда.
Ваня. Ты помнишь, прошлое воскресенье он рассказывал историю, как одного человека все обижали, а он тех-то и любил, которые его обижали. Они его ругают, а он их хвалит. Они его бьют, а он им помогает. Дядя говорил, что если так делать – самая большая веселость. И я вот третьего дня и стал так делать. И вот, когда ты меня побила, а я тебя стал целовать, и ты заплакала. И мне стало так весело. И с Колей и с няней так раз сделал, и всегда весело. А раз не удержался с Колей.
Маша. Так это от этого?
Ваня. Да. От этого и скучно теперь.
Маша. Некому прощать?
Ваня. Да.
Маша. Так тебе хотелось, чтобы тебя побил кто-нибудь?
Ваня. Даже очень бы хотелось.
Маша. Как ты был дурачок, так и остался.
Ваня. Пускай совсем дурак, а только теперь мне никто ничего не сделает.
Маша. Отчего никто ничего не сделает?
Ваня. Оттого, что мне всё хорошо.
Маша. Вот чудак.
НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ
** № 1 (рук. № 1).
Беру в руки газету, в заголовке: 7 смертных казней – 2 там, 4[103] там,