Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 42. Круг чтения. Том 2

уничтожить их, избавить от них народ, который они эксплуатируют, «свергнуть деспотическое правительство и установить свободное, выборное, народное», — что вообще не должно признавать никакого человеческого правительства, и все власти, как противные богу, должны быть низвергнуты путем «духовного возрождения людей», — далее, что «деспотизм был бы невозможен, если бы люди понимали премудрость божию», — что, между тем, «владыки мира» противопоставили «премудрости божией» премудрость диавола, по совету которого для утверждения своего деспотизма они создали военную службу, но что «соблазн» этот скоро придет к концу, и диавол исчезнет вместе с угнетателями народа. Затем говорится, что если бы солдаты начали думать, то ни один не остался бы в войске, что человечество сумеет освободиться от «дикого инстинкта военного убийства», что «война уничтожится тогда, когда люди не будут принимать никакого участия в насилии и будут готовы нести те гонения, которым они могут подвергнуться за это, что «меч и все деяния его, т. е. бои и всякие кровопролития» не имеют ничего общего с «устройством истинно христианского общества», что «светская власть преступает заповедь Христову», заставляя христиан «ходить войною друг на друга», что должны быть признаваемы «нехристианскими и незаконными» все приготовления к войнам и «всякое правительственное постановление, требующее военной службы от своих подданных», что в виду этого надлежит считать «невозможным не только службу в войсках, но и занимание должностей, обязующих принуждать людей поступать хорошо под страхом тюрьмы или смертной казни», — наконец, говорится, что «класс богачей предполагает собой класс бедняков», что «безумная роскошь оказывается связанной со страшной нуждой», что «богатые — это грабители», а бедные — ограбленные, что «многочисленные поколения, украшенные гербами, ведут жизнь противную заповедям божиим и превосходят других людей в поругании сына божия», что эти «гербовые поколения хотят господствовать», овладели «обширнейшими и наилучшими землями и обратили их в пустыни», что жизнь «этих благородных людей» «гнусна», что «вообще, ни язычники, ни иудеи не оскверняли веру Христову в такой степени, как эти поколения», что они «и богу неугодны и людям во вред и тягость», что «рабочий люд несет на себе бремя их благородства и они готовы проглотить его и всё, что только есть на земле доброго, стараются захватить и проглотить» и что «в этих сбродах гербовых» должен быть «познан» тот «антихрист, о котором говорит апостол Павел, называя его человеком беззакония и сыном гибели».

Означенное преступление предусмотрено 2, 3, 5 и 6 пп. 1 ч. 129 ст. Угол. Улож.

Вследствие сего и на основании 2 ч. 1032 уст. угол. суд. названный Горбунов подлежит суду Московской Судебной Палаты с участием сословных представителей».

На допросе у судебного следователя 4 марта 1911 г. И. И. Горбунов-Посадов, давший объяснения по поводу отдельных инкриминируемых ему мест «Круга чтения», закончил свои показания следующим заявлением: «По моему глубочайшему убеждению, место «Круга чтения», этой последней из величайших работ Льва Толстого, не на скамье подсудимых, а единственно в Пантеоне великих, благотворнейших для всего человечества произведений мировой литературы».

Суд состоялся на другой день после первой годовщины со дня смерти Толстого, 8 ноября 1911 г. Несмотря на показания свидетелей, удостоверивших, что редактирование книги принадлежало всецело самому Л. Н. Толстому, несмотря на искусную защиту в лице присяжных поверенных В. А. Маклакова и Н. К. Муравьева, указывавших на общекультурное и широко-просветительное значение книгоиздательства «Посредник», И. И. Горбунов-Посадов был признан виновным и присужден к заключению в крепости на один год. С книги было постановлено арест снять, предварительно уничтожив в ней 12 мест: мысль Генри Джорджа о богатстве (8 октября, 3), Толстого о государстве (13 октября, 2), его же о земельной собственности (30 ноября, вступление), Блах Хаука и Толстого о том же (30 ноября, 2 и 8), Мадзини об освобождении народа (20 декабря, 6), две мысли Толстого о войне (29 декабря, вступление и заключение), два недельных чтения из книги Петра Хельчицкого «Сеть веры» и статью Толстого «Гаррисон и его «Провозглашение» вместе с самым «Провозглашением» Гаррисона. По изъятии этих мест книгу дозволено было пустить в продажу.

В 1911 году книгоиздательством «Посредник» было выпущено еще три издания «Круга чтения» в первой редакции.

XV

9 декабря 1911 г. в Петербурге в заседании Судебной Палаты слушалось дело заведующего книгоиздательством «Ясная Поляна» В. А. Максимова по обвинению его в издании в количестве тридцати тысяч экземпляров книги Толстого «Круг чтения».

Максимову ставилось в вину то, что в книге «заведомо для него, Максимова, заключаются суждения, возбуждающие к нарушению воинскими чинами обязанностей военной службы». Судебная палата Максимова признала по суду оправданным, а арест, наложенный на его издание «Круга чтения», оставила в силе.

В следующем 1912 году В. А. Максимов, вырезав из книги несколько страниц и переменивши на обложке название издательства «Ясная Поляна» на «Прогресс и культура», добился разрешения на выпуск книги.

В 1913 г. «Круг чтения» в первой редакции и с цензурными пропусками появился в XIV—XVII томах «Собрания сочинений» Толстого, выпущенного в Москве В. М. Саблиным.

Что же касается последней редакции (второго издания) «Круга чтения», то в конце 1910 г. в издании Сытина вышел первый выпуск этого издания, содержавший первые три месяца и отпечатанный в ограниченном количестве экземпляров. Остальные три выпуска вышли в свет в 1911—1912 годах, в серии книг под общим названием «Библиотека Л. Н. Толстого», выходившей под редакцией П. И. Бирюкова. Тогда же был переиздан и первый выпуск. Во всех выпусках были сделаны многочисленные цензурные изъятия.

Три месяца второго издания «Круга чтения» — «Июль», «Август» и «Сентябрь» — были выпущены в полном виде в 1917 г. книгоиздательством «Единение» в Москве.

Восемь мыслей, исключенных по цензурным соображениям из первого издания «Круга чтения» (на 19 и 22 января, 17 февраля и 25 марта) были напечатаны в книге: «Лев Толстой, Неизданные тексты», редакция Н. К. Гудзия и H. Н. Гусева, изд. Academia, М.—Л. 1933. Исключенные по цензурным соображениям мысли первого издания «Круга чтения», не вошедшие во второе издание, печатаются впервые в настоящем томе.

«Круг чтения» был переведен только на немецкий язык. Перевод, выполненный Э. Шмидтом и А. Шкарваном, вышел в 1907 г. в Дрездене в издании Karl Reissner. Не стесняемые русской цензурой переводчики поместили переводы всех «месячных чтений», которые по цензурным условиям не могли появиться в России. Под некоторыми мыслями иностранных писателей (Шопенгауэр, Руссо и др.) указан источник.

XVI

«Круг чтения» в настоящем издании печатается по второму изданию, переработанному автором в 1908 году.

В целях дать совершенно точный, критически проверенный текст произведений Толстого, исправляются по подлинным рукописям автора и правленным им корректурам ошибки переписчиков и опечатки типографий, искажавшие текст Толстого. Такие искажения особенно многочисленны в художественных произведениях, входящих в состав «Круга чтения»: «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое».

Многочисленные цензурные пропуски отдельных слов, мыслей и целых статей восстанавливаются по рукописям и корректурам, а для последних месяцев также и по тексту второго тома первого издания «Круга чтения», выходившего при более легких цензурных условиях (в 1906 г.).

По первоисточникам и автографам вносятся исправления в подписи авторов отдельных изречений, входящих в состав «Круга чтения».

6 января, 4

В печатных изданиях «Круга чтения»: Буддийская мудрость

Исправлено в настоящем издании: Буддийская мудрость [Дхаммапада]

То же и в других аналогичных случаях

7 января, 6

В печатных изданиях «Круга чтения»: Паскаль

Исправлено в настоящем издании: Мысль Толстого

24 января, 5

В печатных изданиях «Круга чтения»: Персидский Албитис

Исправлено в настоящем издании: Персидская мудрость (из Албитиса)

27 января, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Паскаль

Исправлено в настоящем издании: Мысль Толстого

5 марта, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Ветана

Исправлено в настоящем издании: Вамана Пурана

28 марта, 1

В печатных изданиях «Круга чтения»: Суфи

Исправлено в настоящем издании: Суфийская мудрость

1 мая, 1, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Персидский

Исправлено в настоящем издании: Персидская мудрость

1 мая, 1, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Дхербелот

Исправлено в настоящем издании: (из Дербело)

7 мая, 1

В печатных изданиях «Круга чтения»: Персидский Суфи

Исправлено в настоящем издании: Суфийская мудрость

14 мая, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Браминская мудрость

Исправлено в настоящем издании: Рамакришна

15 мая, 4

В печатных изданиях «Круга чтения»: Паскаль

Исправлено в настоящем издании:Мысль Толстого

22 мая, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Сенека

Исправлено в настоящем издании:Мысль Толстого

27 мая, 5

В печатных изданиях «Круга чтения»: Монтэнь

Исправлено в настоящем издании: Монтескье

22 июня, 6

В печатных изданиях «Круга чтения»: Суфи и Парси

Исправлено в настоящем издании: Суфийская мудрость

25 июня, 9

В печатных изданиях «Круга чтения»: Подписи нет

Исправлено в настоящем издании: Демофил

1 июля, 6

В печатных изданиях «Круга чтения»: Подписи нет

Исправлено в настоящем издании: Из «Передовой мысли мира»

5 июля, 10

В печатных изданиях «Круга чтения»: Паскаль

Исправлено в настоящем издании:Мысль Толстого

11 июля, 3

В печатных изданиях «Круга чтения»: Мишхат (Магомет)

Исправлено в настоящем издании: Предание Мишкат (Магомет)

19 июля, 1

В печатных изданиях «Круга чтения»: Подписи нет

Исправлено в настоящем издании: Сенека

27 июля, 5

В печатных изданиях «Круга чтения»: Подписи нет

Исправлено в настоящем издании: «Гулистан» Саади

Недельное чтение «Большая Медведица»

В печатных изданиях «Круга чтения»: Ковис (с английского)

Исправлено в настоящем издании: С английского

22 августа, 3

В печатных изданиях «Круга чтения»: Подписи нет

Исправлено в настоящем издании: Люси Maлори

13 сентября, 5

В печатных изданиях «Круга чтения»: Эмерсон

Исправлено в настоящем издании:Мысль Толстого

1 октября, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Арабский

Исправлено в настоящем издании: Арабское

1 октября, 2

В печатных изданиях «Круга чтения»: Албитис

Исправлено в настоящем издании: (Албитис)

9 октября, 8

В печатных изданиях «Круга чтения»: Цицерон

Исправлено в настоящем издании: Сенека

16 октября, 1

В печатных изданиях «Круга чтения»: Браминская мудрость

Исправлено в настоящем издании: Рамакришна

16 октября, 4

В печатных изданиях «Круга чтения»: Цицерон

Исправлено в настоящем издании: Сенека

21 октября, 4

В печатных изданиях «Круга чтения»: Конфуций

Исправлено в настоящем издании: Китайская мудрость

22 октября, 3

В печатных изданиях «Круга чтения»: Конфуций

Исправлено в настоящем издании: Китайская мудрость

24 октября, 4

В печатных изданиях «Круга чтения»: Подписи нет

Исправлено в настоящем издании: Солон

1 ноября, 4

В печатных изданиях «Круга чтения»: Браминская мудрость

Исправлено в настоящем издании: Фома Кемпийский

8 ноября, 3, 4

В печатных изданиях «Круга чтения»: Ангелус

Исправлено в настоящем издании: Ангелус Силезиус

19 ноября, 3

В печатных изданиях «Круга чтения»: Буддийская мудрость

Исправлено в настоящем издании: Люси Малори

Из недельных чтений, помещенных во втором издании «Круга чтения», исключается легенда «Глаза Куналы», изложенная Гусевым (т. 3, стр. 125). Толстым по пересказу Гусева одобрена была основная мысль этой легенды, но самое изложение им прочитано не было, так как он был в то время тяжело болен. Напротив, из первого издания включается не помещенный во втором издании рассказ Чехова «Беглец». Толстым ранее было выражено Гусеву не вполне определенное согласие на исключение этого рассказа, но когда печатался «Сентябрь» «Круга чтения» второго издания, Гусев не мог получить от тяжело больного Толстого его согласия. Впоследствии Толстой высказывал сожаление о том, что «Беглец» не вошел во второе издание «Круга

Скачать:TXTPDF

уничтожить их, избавить от них народ, который они эксплуатируют, «свергнуть деспотическое правительство и установить свободное, выборное, народное», — что вообще не должно признавать никакого человеческого правительства, и все власти, как