Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 42. Круг чтения. Том 2

в этих днях.

Рукопись была отправлена Горбунову-Посадову в январе 1906 г., о чем он известил Толстого 7 февраля того же года.

В вариантах печатаются существенно измененные Толстым в этой рукописи мысли.

XIII

Ежедневно прочитывая «Круг чтения», Толстой видел неудовлетворительность изложения отдельных включенных в него мыслей, и у него уже в 1907 г. явилось желание вновь проредактировать любимую книгу. К исполнению этого замысла он приступил 17 августа 1907 г. В этот день он пометил в Записной книжке: «Писал 2-е издание Круга чтения». На следующий день: «Писал Февраль 2 издание». 19 августа: «Немного писал 2 издание Круга чтения». 20 августа: «Хочу заняться Кругом чтения» (т. 56, стр. 209).

Под 12 октября 1907 г. Толстой записывает в Дневнике: «Нынче думал, что сделаю 3 Круга чтения — один по отделам детский, другойтакой же для взрослых. Третий без отделов, но исправленный старый» (т. 56, стр. 72).

В январе 1908 г. приехавший ненадолго в Россию перед своим окончательным возвращением из Англии В. Г. Чертков договорился с московским издателем И. Д. Сытиным о печатании второго издания «Круга чтения». Он сообщил об этом Толстому, и Толстой подвергнул прежнее издание «Круга чтения» новой редакционной правке. 31 января 1908 г. он записывает в Дневнике: «Начал исправлять старый «Круг чтения». И оказалось работы больше, чем думал, и работа не дурная. Кончил 8 месяцев не совсемнадо переместить, дополнить, но главное сделано» (т. 56, стр. 95).

В следующей записи Дневника, от 9 февраля 1908 г., читаем: «Исправление старого [«Круга чтения»] кончил, хотя придется еще поработать» (т. 56, стр. 98).

От работы Толстого над исправлением первого издания «Круга чтения», произведенной им в 1907 и 1908 гг., остались семь книг первого издания, в которых были сделаны им исправления, а именно: два экземпляра первого тома (из них один — без первого листа), три экземпляра первого выпуска второго тома и два экземпляра второго выпуска второго тома. Исправления Толстого очень многочисленны; не только отдельные выражения отдельных мыслей заменялись им другими, но и целые мысли излагались совершенно по-другому. Многие мысли были исключены совсем.

В конце января 1908 г. первый месяц — «Январь» — был уже приготовлен к печати, исправления Толстого были перенесены на чистый экземпляр первого издания, который В. Г. Чертковым был передан Сытину для издания. Вскоре были посланы и все другие месяцы до конца года. Толстой привлек к работе своего секретаря Н. Н. Гусева, которому дал следующие задания:

«Прошу заметить: 1) краткость дня; 2) излишество; 3) несоответствие общей мысли; 4) неточность, неловкость выражений; 5) повторения; 6) буду благодарен за предложения внести новые; 7) прошу замечаний на недельные чтения».250

О ходе своей работы Толстой 10 февраля 1908 г. сообщал В. Г. Черткову: «Не могу передать, сколько радости мне доставляет эта работа над Кругом чтения. Я кончил поправки для старого Круга чтения. Надеюсь, что он будет значительно лучше первого. От Сытина ничего еще не получал» (т. 89).

Первая корректура «Января» была получена в начале марта, а первые гранки «Февраля» — 25 марта, о чем Толстой в тот же день известил В. Г. Черткова. В «Январе», «Феврале» и «Марте» Толстым было сделано так много исправлений, что понадобилось затребовать от типографии вторую корректуру в гранках.

Работа продолжалась в течение всего 1908 года. Летом этого года Толстой усиленно занимался составлением и редактированием нового сборника мыслей для ежедневного чтения, получившего название «На каждый день». Этим обстоятельством, а также серьезной болезнью Толстого в июле, августе и сентябре следует объяснить то, что последние месяцы второго издания «Круга чтения» были подвергнуты им меньшей редакционной переработке, чем первые.

Что касается недельных чтений, то во втором издании «Круга чтения» впервые появились переведенные Толстым в 1908 г. два произведения Виктора Гюго — «Неверующий» и «Сила детства» (так озаглавил Толстой свой перевод рассказа Гюго «Guerre civile»). Там же было напечатано изложение стихотворения Гюго «Бедные люди», сделанное Толстым взамен напечатанного в первом издании изложения этого стихотворения В. Микулич, и его пересказ рассказа Лескова «Под Рождество обидели», озаглавленный «Воров сын». Статья Толстого «Будда» была им совершенно переработана. Был помещен отрывок из «Воскресения» — о старике на пароме, озаглавленный «Свободный человек». Из прежних сочинений Толстого были помещены: «Сущность христианского учения» (отрывок из трактата «Христианское учение») «Сестры» (так И. И. Горбуновым-Посадовым был назван рассказ «Франсуаза») и статья «Любите друг друга». Кроме того, были помещены статьи: H. Н. Гусева — «Отношение первых христиан к войне» и С. Д. Николаева — «Об освобождении земли. По Генри Джорджу». Обе статьи были проредактированы Толстым, внесшим в их текст значительные изменения и сокращения.

Несмотря на то, что все корректуры уже в 1908 году были подписаны к печати, книга в свет не появлялась. Толстой напряженно ждал ее выхода. 25 мая 1909 г. он пишет В. Г. Черткову: «Поощрите Сытина издать второе издание старого Круга чтения. Книжка эта очень, очень нужна, и мне так всегда хочется давать ее людям, а ее нет уже» (т. 89). Через месяц, 23 июня, Толстой опять запрашивает Черткова: «А что Круг чтения?» (т. 89). Сытин по двум причинам задерживал печатание «Круга чтения»: он опасался судебного процесса и, кроме того, как церковник и староста одного из кремлевских соборов не сочувствовал антицерковным взглядам Толстого.

Толстой так и не дождался выхода в свет второго издания «Круга чтения». Но в первых числах января 1910 г. «Круг чтения» в первой редакции был переиздан в Одессе и разослан в виде бесплатного приложения подписчикам газеты «Одесский листок». 16 января Толстой записал в Дневнике: «Не мог удержаться от [радости по поводу] выхода в Одессе Круга чтения» (т. 58, стр. 9).

XIV

После ухода и смерти Толстого усилился интерес к его сочинениям. В декабре 1910 г. издательством «Посредник» было отпечатано второе издание «Круга чтения» в первой редакции. Второй выпуск второго тома был тогда же арестован Московским комитетом по делам печати, который вслед за тем наложил арест и на первое издание книги, к тому времени уже давно распроданное. Руководитель издательства «Посредник» И. И. Горбунов-Посадов был предан суду. В обвинительном акте, составленном товарищем прокурора Московской Судебной Палаты 31 мая 1911 г., было сказано:

«Дворянин Иван Иванов Горбунов, 46 лет, обвиняется в том, что, состоя представителем книгоиздательства «Посредник» в г. Москве, в 1906 году отпечатал и в период времени с 1907 до конца 1910 года распространил первое издание книги, озаглавленной «Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении», а в конце 1910 г. отпечатал и распространил второе издание той же книги, включив в эту книгу изречения, отрывки из сочинений разных авторов и статьи, заведомо для него, обвиняемого, возбуждающие к ниспровержению существующего в России государственного и общественного строя, к неповиновению закону и законным распоряжениям власти и к неисполнению воинскими чинами обязанностей военной службы и вызывающие вражду между отдельными классами населения, так как в означенных изречениях, отрывках и статьях доказывается, что для «пробудившегося человека» нет того, что называется государством, и государственная власть представляет собою «людей очень заблудившихся, приписывающих себе фантастическое значение, не имеющее никакого разумного оправдания», — что «государственное насилие уничтожится сознанием пробудившихся к истине людей», — что земля есть «общее и равное достояние всех людей» и «потому не может быть предметом собственности отдельных лиц», а должна находиться в пользовании тех, кто ее обрабатывает, — что в настоящем народ находится в «ливрее рабства и политического бесправия» и подбирает «крохи, которые оскорбительно бросаются ему с роскошного пира богачей», а в будущем «рисуется народ, восстающий во всем его величии, как братья по вере, соединенные общими узами равенства и любви», — что истинный христианин никогда не посмел бы сделаться царем над христианами, что добрый христианин не может решиться сам быть бременем для других, сделавшись царем, — что есть люди, которые «забрали силу и мучают и обманывают народ», — что надо бороться с этими людьми, уничтожить их, избавить от них народ, который они эксплуатируют, «свергнуть деспотическое правительство и установить свободное, выборное, народное», — что вообще не должно признавать никакого человеческого правительства, и все власти, как противные богу, должны быть низвергнуты путем «духовного возрождения людей», — далее, что «деспотизм был бы невозможен, если бы люди понимали премудрость божию», — что, между тем, «владыки мира» противопоставили «премудрости божией» премудрость диавола, по совету которого для утверждения своего деспотизма они создали военную службу, но что «соблазн» этот скоро придет к концу, и диавол исчезнет вместе с угнетателями народа. Затем говорится, что если бы солдаты начали думать, то ни один не остался бы в войске, что человечество сумеет освободиться от «дикого инстинкта военного убийства», что «война уничтожится тогда, когда люди не будут принимать никакого участия в насилии и будут готовы нести те гонения, которым они могут подвергнуться за это, что «меч и все деяния его, т. е. бои и всякие кровопролития» не имеют ничего общего с «устройством истинно христианского общества», что «светская власть преступает заповедь Христову», заставляя христиан «ходить войною друг на друга», что должны быть признаваемы «нехристианскими и незаконными» все приготовления к войнам и «всякое правительственное постановление, требующее военной службы от своих подданных», что в виду этого надлежит считать «невозможным не только службу в войсках, но и занимание должностей, обязующих принуждать людей поступать хорошо под страхом тюрьмы или смертной казни», — наконец, говорится, что «класс богачей предполагает собой класс бедняков», что «безумная роскошь оказывается связанной со страшной нуждой», что «богатые — это грабители», а бедные — ограбленные, что «многочисленные поколения, украшенные гербами, ведут жизнь противную заповедям божиим и превосходят других людей в поругании сына божия», что эти «гербовые поколения хотят господствовать», овладели «обширнейшими и наилучшими землями и обратили их в пустыни», что жизнь «этих благородных людей» «гнусна», что «вообще, ни язычники, ни иудеи не оскверняли веру Христову в такой степени, как эти поколения», что они «и богу неугодны и людям во вред и тягость», что «рабочий люд несет на себе бремя их благородства и они готовы проглотить его и всё, что только есть на земле доброго, стараются захватить и проглотить» и что «в этих сбродах гербовых» должен быть «познан» тот «антихрист, о котором говорит апостол Павел, называя его человеком беззакония и сыном гибели».

Означенное преступление предусмотрено 2, 3, 5 и 6 пп. 1 ч. 129 ст. Угол. Улож.

Вследствие сего и на основании 2 ч.

Скачать:TXTPDF

в этих днях. Рукопись была отправлена Горбунову-Посадову в январе 1906 г., о чем он известил Толстого 7 февраля того же года. В вариантах печатаются существенно измененные Толстым в этой рукописи