Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 45. Путь жизни, 1910 г.

противоположных способа познания: один, когда мы признаем себя отдельными существами, когда все существа кажутся нам совершенно чужими, когда они все — но я. И тогда мы не можем к ним чувствовать ничего, кроме равнодушия, зависти, ненависти, злорадства. И другой способ познания — посредством сознания нашего единства со всеми. При этом способе познания все существа кажутся нам тем же, чем и наше я, и потому вид их вызывает в нас любовь.

Один способ познания разделяет нас друг от друга непробиваемой стеной, другой убирает стену, и мы сливаемся в одно. Один способ научает нас признавать то, что все другие существа не я, а другой учит тому, что все существа то же самое я, какое я сознаю в себе.

Шопенгауэр.

* № 24

Мы сознаем не только тот дух, который живет в нас, но сознаем и тот дух, который живет во всех существах. Мы мало того, что знаем, что во всяком живом существе живет дух божий, но мы, как в самих себе, сознаем этот дух и в других существах.

* № 25

Мы знаем, что тот же самый дух, который живет в нас и во всех людях, живет и в животных, по той же жалости, которую мы испытываем, когда видим смерть или страдания животных. Они хотя и дальняя, но все-таки родня нам.

* № 26

Вполне понятен становится нам тот божественный дух, которым мы живем, только тогда, когда мы любим ближних.

* № 27

Если человек живет для души и помнит, что такая же душа живет и в других людях, то такой человек не станет ни обижать других людей, ни властвовать над ними, ни враждовать с ними, а будет только любить всякого человека.

* № 28

Жизнь людей бывает тяжелая только оттого, что они не знают, что та душа, которая живет в каждом из них, живет и во всех людях. От этого вражда людей между собою, от этого одни богаты, другие бедны, одни хозяева, другие работники; от этого зависть и злоба, от этого все мучения людские.

* № 29

Тело человека хочет добра себе одному, и люди поддаются этому обману. А как только человек живет для себя одного, он расходится с людьми и с самим собою и не получает того добра, которого ищет.

* № 30

Во всех душах живет один и тот же дух божий, и дух этот соединяет людей. Эта истина проповедуется во всех верах. И истину эту знает каждый человек не одним только разумом, но всем существом своим.

* № 31

Если люди знают всё то, что можно узнать через наши пять чувств, но не знают того духа, который живет в вещах, они ничего не знают.

Настоящее знание — это понимание того, что во всякой вещи есть то, чего мы не видим.

Истинное рождение для души есть познание своего духовного существа, единого во всем.

Все, кто вступили на этот путь, уже не возвращаются.

Индийский Кьюрал.

* № 32

Нельзя найти следов земного происхождения душ. В душах нет ничего составного, ничего, что могло бы возникнуть или образоваться на земле; нет ничего похожего ни на воду, ни на огонь. Ни в воде, ни в воздухе, ни в огне нет ничего такого, что могло бы думать, помнить прошлое, заглядывать в будущее и понимать то, что надо делать в настоящем. Стало быть, есть в человеке то, что отличает его от всего вещественного, это-то, что отличает человека от всего вещественного, мы и называем духом божиим.

* № 33

Убедить другого человека можно только его же собственными мыслями. Точно так же и привлечь человека к добру можно только тем добром, какое есть в нем. Так что мы всегда знаем, что то, что есть в нашей душе, есть и в душе всякого человека.

По Канту.

* № 34

Если человек думает, что жизнь в нем одном, и живет только для себя, то жизнь такого человека бывает тяжелая. Стоит такому человеку понять, что то, чем он живет, одно во всех людях, и он начинает жить не для себя одного, а для других, и он узнает радость своей любви к людям и их любовь к себе, и жизнь такого человека вместо тяжелой станет радостной.

К главе IV «БОГ»

* № 35

У каждого человека бывают такие мысли, такие чувства, такое душевное состояние, которое хочется передать другим. Но тотчас же чувствуется, что передать это другому невозможно. Невозможно потому, что другой человек не поймет того, что во мне делается. А передать нужно. Кому же передать? Богу.

* № 36

Когда ты сознаешь себя отдельным существом, ты сознаешь себя человеком. Когда же ты сознаешь себя как всё, то ты сознаешь себя богом. В человеке есть оба сознания.

* № 37

«Я понимаю, что значит: любить ближнего, и понимаю, как хороша была бы жизнь, если бы мы все любили ближнего, но не понимаю, что значит любить бога и как это можно любить что-то непонятное и неизвестное». Так думают и говорят многие, не понимая того, что, не любя бога, нельзя любить противного нам ближнего. Любить ближнего, всякого, какими бы они ни были, можно только тогда, когда любишь в нем того бога, который живет и во мне и во всяком человеке.

* № 38

Познать бога можно или умом,8 или верой в то, что он требует от нас доброй жизни. Можно ошибиться, познавая бога умом, но познавать бога по вере в то, что он хочет от нас доброй жизни, надежнее.9 Такая вера естественна и сверхъестественна. Она естественна потому, что для нее не нужно никаких чудес, и сверхъестественна потому, что вся она держится на том, что бог хочет от нас доброй жизни.

* № 39

Почитать и познавать бога можно только тем, чтобы исполнять то, чего он хочет от нас. Хочет же он от нас доброй жизни. И потому, только когда живем доброй жизнью, мы познаем бога. Без доброй жизни нельзя познать бога.

* № 40

Бог — это дух. Мы можем чувствовать его в себе, но определять бога словами, говорить о том, какой он сам по себе, и глупо и вредно.

К главе V «ЛЮБОВЬ»

* № 41

Любить бога значит любить совершенство добродетели, любить ближнего значит любить всех людей.

* № 42

Недаром сказано, что весь закон в том, чтобы любить бога и ближнего. Ближний может быть и не быть. Но бог всегда есть, и потому человек один в пустыне, в тюрьме, может исполнять закон любви. Может один сам с собой в мыслях делать угодное ему.

* № 43

Сходятся люди по-настоящему не с тем, с кем хотят сойтись, а сходятся по-настоящему только с теми, которые, так же как и они, идут к богу.

* № 44

Что будет от того, что человек признает своим я не себя, свое отдельное тело, а того бога, который живет в нем?

Будет то, что перестанет такой человек желать блага себе одному, а будет желать блага всем людям, всему живому.

* № 45

Для того же, чтобы научится любить людей неприятных нам, надо прежде всего удерживаться от всякого недоброго слова и поступка, когда сходишься с таким человеком. Когда же один сам с собою думаешь недоброе о таком человеке, то отгони от себя недобрые мысли и постарайся найти то хорошее, что есть в человеке. Только поступай так, и то, что казалось трудным, с каждым днем будет казаться всё легче и легче.

* № 46

Росток любви, как и всякий росток, сначала нежный и слабый, входит в силу, только когда разрастется. И как всякому растению нужнее всего свет солнца, так и ростку любви нужнее всего свет разума.

* № 47

Чем дальше живет человек, тем слышнее становится ему голос души. Голос этот говорит ему, что кроме того блага, какое нужно ему для своего отдельного тела, ему нужно благо и для того духа божия, который живет10 и в нем и во всех людях.

* № 48

В древние времена все люди жили раздельно, и чем дальше назад, тем раздельнее. Маленькие царства, княжества, даже семейства, всё жили врозь и часто жили и умирали, не зная ничего друг про друга. Не было ни дорог, ни парового сообщения, ни телеграфов, ни печати, ни книг. Но чем дальше живут люди, тем всё больше и больше узнают они друг про друга и тем всё легче и легче могут соединяться.11 Для того же, чтобы было это соединение, кроме дорог, паровозов, пароходов, печати, нужно еще одно, самое важное, без чего не может быть единения людей. Самое важное — это любовь людей к людям.

* № 49

Всякий человек хочет добра себе, своему телу, но разум человека показывает ему, что всем людям нужно то же самое и что это добро добывается только борьбой всех со всеми. А при такой борьбе не может быть добра. Так что добро мог бы добыть человек только тогда, когда оно добывалось бы без борьбы.

И вот как ключ, сделанный только к этому замку, человек в душе своей находит чувство, которое дает ему то самое добро, на которое как на единственно возможное, указывает ему разум. Чувство это — любовь.

* № 50

Если ожидаешь за любовь награды от людей, то эта любовь не настоящая. Настоящая любовь всегда такая, что дает благо тому, кто ее испытывал, и потому тому, кто любил настоящей любовью, не нужно никакой награды.

* № 51

Люди жалуются на то, что жизнь их трудная. А жизнь их трудная только оттого, что они, вместо того чтобы соединяться и всё делать сообща — миром, все живут и работают порознь. А соединиться могут люди только в том, чего хочет один и тот же во всех дух божий. Только положи люди те силы, которые они кладут теперь каждый порознь на то, чего им хочется, на то, чтобы жить для души, и они все сойдутся и всё станет им легким [?], и жизнь станет не трудная, а радостная.

* № 52

Если не знаешь, хорошо или дурно то, что делаешь, то только спроси себя, что не нарушится ли от того, что ты делаешь, любовь людей к людям. Если нарушится — дело наверно дурное, и не надо делать его.

* № 53

Любовь делает то, что там, где было горе, делается благодушие, где были упреки, делается прощение, где была ненависть, делается умиление. И если человек возрастит в себе любовь, то эти переходы от тяжелого и дурного к радостному и доброму делаются без усилия сами собою.

Амиель.

* № 54

Для любви нет смерти, нет непонятного и нет зла.

* № 55

Есть два рода

Скачать:TXTPDF

противоположных способа познания: один, когда мы признаем себя отдельными существами, когда все существа кажутся нам совершенно чужими, когда они все — но я. И тогда мы не можем к ним