любви:
Можно любить людей за то, что они приятны, но не потому, что в них один и тот же, какой и во мне, дух божий.
И можно любить только потому, что в них единый во всех людях дух божий.
Первая любовь может проходить и даже из любви делаться ненавистью, так как люди изменяются и из приятных нам могут сделаться неприятными.
Вторая же любовь не проходит, а, напротив, всё больше и больше разрастается, чем больше мы с годами познаем то духовное начало, которое одно в нас и во всех людях.
Федор Страхов.
К главе VI «ГРЕХИ, СОБЛАЗНЫ, СУЕВЕРИЯ»
* № 56
Тело должно служить душе. Но часто бывает то, что под влиянием страсти душа человека делается слугою тела. И тогда человек делает не то, что хорошо для него, ошибается, делает грехи.
* № 57
Грех значит ошибка, т. е. то, что человек хочет сделать лучше, а делает хуже. Такую ошибку делает человек, когда думает получить благо, отдаваясь своим похотям.
* № 58
Хорошо человеку, когда он, живя среди грешных людей, не видит их грехов, а видит только свои.
* № 59
Если человек не победит грех, а отдастся ему, он попадет в соблазн. А победить соблазны труднее, чем грехи. От соблазнов же попадешь и в суеверие; а освобождение от суеверия еще труднее. Суеверия же приводят к ложной вере, освобождение от которой труднее всего.
* № 60
Если бы не было темноты, мы бы не знали ни света, ни разных цветов. Также если бы не было грехов, соблазнов, суеверий и лжеучений, мы не знали бы ни праведности, ни добродетели.
* № 61
Если человеку, погрязшему в соблазны, укажут на его грехи, он только рассердится на тех, кто указывает их ему, — так что к прежним грехам прибавится еще новый.
* № 62
Не будь грехов, соблазнов и ложных вер, все люди любили бы друг друга, и на земле было бы царство божие.
* № 63
Грехи — это те вредные для души поступки, которые делает человек для угождения своему телу.
Соблазны — это те вредные для души желания, которые человек признает хорошими, потому что желания эти возвеличивают его перед людьми.
Суеверия — это те вредные для души рассуждения, в которые люди верят, потому что рассуждения эти скрывают от них их неправду.
Лжеучения — это такие учения о жизни и обязанностях человека, которые скрывают от людей истину и оправдывают и грехи, и соблазны, и суеверия.
* № 64
Бывает трудно освободиться от грехов больше всего оттого, что соблазны поддерживают грехи.
К главе VII «ИЗЛИШЕСТВО»
* № 65
Грех служения телу в том, что люди, вместо того чтобы освободить душу от тела, полагают силы души на угождение телу.12
* № 66
Когда веселятся небогатые, они веселятся все вместе, и веселье бывает настоящее. Когда же веселятся богатые, то одни веселятся, а другие готовят увеселения, не участвуют в них и с завистью и злобой смотрят на веселящихся. Какое же это веселье?
К главе VIII «ПОЛОВАЯ ПОХОТЬ»
* № 67
Только отдайся человек половой распущенности, и он невольно и неизбежно втянется и во все пороки и так искалечит свою жизнь, что вместо той мирной, блаженной, любовной жизни, какая нам предназначена и возможна на земле, будет жить во всегдашней ненависти, разврате, отчаянии, которые сделают жизнь такой ужасной, что для того, чтобы забыться, он не переставая будет искать развлечения, будет не переставая одурманивать себя табаком, вином, заглушая всеми силами свою совесть и разум.
[По Е. И. Попову.]
* № 68
Смысл полового общения есть продолжение рода. И потому половое общение только тогда не противно закону бога, когда цель его — рождение и воспитание детей. Цель же эта достигается наилучшим образом только при участии в воспитании обоих родителей. И потому всегда во всех религиозно-нравственных учениях требовалось от людей, вступающих в половое общение, неразрывности брака.
* № 69
Если мужчина и женщина сходятся по плоти только ради удовольствия, а не думают о детях, что составляет единственное оправдание брака, то такие люди будут всегда так же голодны духовно, как бы телесно были голодны люди, которые не переставая пахали бы, но не сеяли.
* № 70
Грех блуда в том, что люди, предаваясь блудной похоти, губят души свои, тех, с кем они совершают грех, и тех детей, которые рождаются от их греха.
* № 71
Влюбленные друг в друга чистые юноша и девушка всегда смотрят с отвращением на половые отношения. Так что влюбление удерживает от разврата молодых людей в самые трудные для воздержания годы от 16 до 20 лет. Тут и место влюблению. Когда же влюбляются взрослые стареющие люди, и особенно после брака, то такое влюбление только отвратительно.
К главе IX «ТУНЕЯДСТВО»
* № 72
Грех тунеядства в том, что, вместо того чтобы кормиться своими трудами, человек норовит так или иначе — обманом, хитростью или насилием, заставлять других делать то, что ему для своей жизни нужно.
* № 73
Нельзя радоваться рождению детей у богатых людей — разводятся дармоеды.
* № 74
Нельзя освободить себя от ручного труда без потери умственной силы — способности понимать истину. Все ошибки и пороки наших писателей — их излишняя утонченность, женственность, меланхоличность, — всё это от болезненных привычек писательского сословия. Пускай книга будет не так хороша, но только бы тот, кто пишет книгу, был бы способнее и лучше и не был бы, как это бывает теперь, таким самым человеком, каким он не советует быть людям в своей книге.
Эмерсон.
* № 75
Пройдите по большому городу и посмотрите на то, что продается в лучших магазинах. Всё это такие вещи, без которых можно обойтись. А между тем всё это добывается тяжелыми, часто губительными трудами миллионов рабочих. Если бы люди только понимали всё то зло, которое они делают тем, что требуют этих вещей.
* № 76
Нет ничего дурного в увеселениях. Но нехороши такие увеселения, когда для приготовления их нужен труд многих людей, и таких, которые не участвуют в них.
* № 77
Служение самому себе: приготовление себе пищи, убирание своего жилища, приготовление одежды и др., все такие дела считаются богатыми людьми неважными. А между тем для совестливого человека нет более важных дел.
К главе X «КОРЫСТОЛЮБИЕ»
* № 78
Тот, кто признает своею собственностью только произведения своего труда, не может быть и не бывает богат. Богат бывает только тот, кто тем или иным способом присвоил себе труды других людей. Тот же, кто, присвояя себе труды других людей, становится богатым, этим самым отделяет себя от других людей. В этом грех богатства.
* № 79
Грех сребролюбия в том, что люди отнимают у других людей труды их.
К главе XI «ГНЕВ»
* № 80
Для того, чтобы не сердиться на людей, надо, во-первых, в мыслях один на один с собою, не позволять себе думать дурно о человеке, не перечислять себе его недостатки, не обвинять его, а, напротив, стараться отыскивать его достоинства и свои вины перед ним, не говоря уже о том, чтобы никогда с другими не говорить о нем дурно.
Во-вторых, в общении с каждым человеком отыскивать случай, когда можно согласиться с ним, и стараться, сколько можно больше не кривя душой, сходиться с ним. В-третьих, помнить, что пока ты имеешь дело с этим человеком, перед тобой самое важное дело, на которое тебе надо положить все свои силы: дело это — самые дружеские, какие только можешь, отношения к нему.
К главе XII «ГОРДОСТЬ»
* № 81
Грехи роскоши, тунеядства, блуда, гнева, всё это грехи тела, но есть и грехи ума. Один из таких грехов — это грех гордости, возвышения себя над другими людьми. Гордый человек думает, что жизнь его станет лучше оттого, что он выделит себя от других, будет считать себя лучше их. А выходит напротив — жизнь такого человека становится не лучше, а хуже.
К главе XV «НАКАЗАНИЕ»
* № 82
Говорят, что война, смертная казнь и всякие кровопролития не могут прекратиться, пока люди не перестанут бороться друг с другом, и не только сомневаются в том, чтобы это когда-нибудь случилось, но уверяют, что борьба есть необходимое условие жизни и потому никогда не может прекратиться. Вывод из этого тот, что если борьба есть закон природы, то всякое мое участие в борьбе не только не дурно, но законно и потому хорошо.
Какое заблуждение!
* № 83
Часто то зло, которое делают люди, считается ими не только необходимым, неизбежным, но справедливым. Таково суеверие наказания.
* № 84
Собака огрызнется, когда ей сделают больно, лошадь брыкнет; то же делает и человек, когда живет одной животной жизнью. Но кроме [того] люди — существа, отличающиеся от животных разумом и способностью любви, — не только отвечают на оскорбления и насилия так же, как животные, оскорблениями и насилиями, но еще и возводят такие животные поступки в правило, требующее всегдашнего исполнения. Мало того, такие грубые, неразумные и явно недобрые поступки называются справедливостью и приписывают богу, существу, которое мы не можем понимать иначе, как высший разум и высшую добродетель любви. Бог наказывает людей, т. е. делает зло людям за то зло, которое они делают.
К главе XVI «ТЩЕСЛАВИЕ»
* № 85
Мы слишком легко подчиняемся той жизни, которой живут все вокруг нас, от этого жизнь наша бывает скучная и бесполезная и для себя и для других.
* № 86
Тщеславие, забота о славе людской, больше всего мешает свободным духовным движениям и потому больше всего тяготит душу человека, а между тем избавиться от этого соблазна особенно трудно. И потому надо с особенным усилием бороться с ним.
* № 87
Грех тщеславия — заботы о славе людской, в том, что люди не делают того, что им по совести, по душе [надо бы сделать], ни даже того, что им для своего удовольствия хочется, а делают то, за что люди похвалят их,
* № 88
Горе вам, если все будут говорить о вас хорошо, — сказал Христос.
Смысл этих слов тот, что нехорошо тому человеку, которого хвалит большинство людей. Нехорошо такому человеку, потому что большинство всегда на низкой ступени понимания жизни. Если же большинство восхваляет человека, то это значит, что человек этот поддерживает большинство на его ложной ступени понимания.
К главе XVIII «ЛОЖНАЯ ВЕРА»
* № 89
Из всех суеверий самое вредное то, что были такие люди, которые чудесными средствами узнали самый настоящий закон бога и что поэтому надо верить всему тому, что они сказали, или, скорее, тому, что говорят другие люди про то, что они сказали. Это самое вредное суеверие. Другое суеверие, немного менее, чем это, но тоже очень вредное, это то, чтобы верить, что есть такие люди, которые, собравшись и согласившись вместе и