скучна работа с книжками»; 24 марта: «Всё мало доволен своей работой. Недоволен систематичностью. Постараюсь избавиться» (т. 58, стр. 29). Под этим же числом в дневнике В. Ф. Булгакова записано, что Толстой стал вычеркивать составленные Булгаковым названия отделов в книжках «Пути жизни», боясь, что при чтении их будут смешивать с текстом. Однако, как рассказывается далее, 31 марта Толстой вновь решил восстановить эти названия, и они остались в тексте.37
Судя по записям в Дневнике Толстого, к 7 апреля он «поправил» и «приготовил к переписке» 24 книжечки (т. 58, стр. 35). 8 апреля он писал В. Г. Черткову: «Почти ничего не делаю, кроме книжечек для Ивана Ивановича, которые назову Мысли о жизни».
В этом письме новый труд Толстого впервые получает определенное название: «Мысли о жизни». По записи Д. П. Маковицкого от 7 апреля, это название было предложено В. Ф. Булгаковым. «Лев Николаевич, — писал в этот день Д. П. Маковицкий, — занят новым «Кругом чтения», которому не может подыскать названия. Сначала назвал его «Учение о жизни», но потом нашел, что это нескромно. Булгаков предложил название «Мысли о жизни», которое ему понравилось».38
За 8—9 апреля в Дневнике записано: «Поправлял Мысли о жизни». 10 апреля: «Поправлял Мысли о жизни…. Получил корректуры от Ивана Ивановича» (т. 58, стр. 36).
По штампам типографии на сохранившихся корректурах и по письмам И. И. Горбунова-Посадова видно, что в средних числах апреля в Ясную Поляну отправлялись сверстанные корректуры книжек: 1) «О вере», 2) «Душа», 3) «Одна душа во всех», 4) «Бог», 5) «Любовь», а также корректуры в гранках книжек: 6) «Грехи, соблазны, суеверия», 7) «Излишество», 8) «Половая похоть», 9) «Тунеядство», 11) «Гнев», 12) «Гордость», 16) «Тщеславие» и в начале мая: 19) «Ложная наука».39 Таким образом, в «Посреднике» в апреле — мае 1910 г. было набрано уже тринадцать книжек (не набирались пока нецензурные книжки: «Корыстолюбие», «Наказание», «Неравенство», «Насилие», «Ложная вера»).
Работа Толстого в апреле — мае сводилась к подготовке к набору оставшихся двенадцати (кроме нецензурных) книжек и к просмотру корректур как первых пяти книжек в сверстанном виде, так и следующих восьми — в гранках. Свою работу Толстой отмечает в Дневнике с 14 по 20 апреля почти ежедневно (т. 58, стр. 38—40); а затем следует перерыв до 22 мая. Под этим числом Толстой записывает: «К обеду Иван Иванович с корректурами». Судя по штампам типографии, это были помеченные 11 мая вторые сверстанные корректуры книжек «Одна душа во всех», «Бог» и «Любовь»; с более поздними штампами — от 17 и 18 мая — были присланы вторые сверстанные корректуры книжек «О вере» и «Душа». В тот же день 22 мая Толстой писал дочери Александре Львовне: «Нынче был Иван Иванович. Привез корректуры книжечек. Две последние — не книжки, а последние корректуры — завтра поправлю, и пойдут в свет книжечки, которые очень люблю» (т. 81).
Опять следуют почти ежедневные отметки в Дневнике вплоть до 29 мая. 29 мая Толстой записывает: «Кончил все книжки, сдал Ивану Ивановичу» (т. 58, стр. 59).
Далее записи прерываются более чем на полмесяца. 14 июня И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому сверстанные корректуры четырех книжек: «Грехи, соблазны, суеверия», «Половая похоть», «Гнев» и «Гордость» и уведомлял, что на днях все книжки будут набраны. Толстой с какой-то неохотой принимается за исправление корректур, о чем записывает в Дневнике 16 июня: «Немного занимался корректурой книжки Грехи, соблазны, суеверия. Очень хочется освободиться от этой работы».
Очевидно, его привлекали уже какие-то новые замыслы, хотя работа над приготовлением к печати «Пути жизни» продолжала казаться ему значительной, о чем он 3 июня писал В. Г. Черткову: «Занимаюсь я эти последние дни… переработкой предисловия к книжкам из На каждый день, которым à tort или à raison40 приписываю важность» (т. 89).
Во второй половине июня — начале июля Толстой получил гранки следующих книжек (№№ 20—31), а также третью верстку первых пяти книжек. О просмотре этих последних корректур в Дневнике Толстого 9 июля записано: «С удовольствием… писал, занимался корректурами первых 5 книжек».
В записках А. Б. Гольденвейзера за этот день приведены следующие слова Толстого: «Мне Иван Иванович прислал корректуры, и я сегодня пять книжечек совсем кончил к печати. И, признаюсь, мне очень понравилось. Я этой работой иногда очень бываю недоволен, — нет, не очень, но бывает, что кажется, что всё нехорошо».41
Такого же характера отзыв Толстого об этих книжках записан и в дневнике В. Ф. Булгакова за то же число: «Я этими пятью книжками очень доволен. Для тех, кто не интересуется религиозными вопросами, они будут неинтересны, а те, кто интересуется ими, найдут их очень хорошими».42
7 июля И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому корректурные гранки книжки «Правдивость». В письме, посланном одновременно с корректурами, он писал: «Дорогой Лев Николаевич, посылая вам Правдивость, напоминаю вам ввиду того, что в этой книжечке приходится выключить для первого издания ряд мыслей по нецензурности, напоминаю, чтобы вы все равно исправляли их, как и идущие, так как, я вам писал, все выключенное по нецензурности будет тщательно включено в особые экземпляры и появится, конечно, и у нас в свое время».
11 июля И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому корректуру одной из последних набиравшихся тогда в «Посреднике» книжек — «После смерти». В этом же месяце «Посредник» приступил к набору «нецензурных» книжек: «Корыстолюбие», «Неравенство», «Насилие», «Наказание» и «Ложная вера». Горбунов-Посадов надеялся, что, несмотря на неизбежность больших цензурных изъятий в этих книжках, все же удастся сохранить их главные мысли. Только одну книжку — «Суеверие государства» — было решено не давать в набор, так как при тогдашних цензурных условиях ни одна мысль из этой книжки не могла появиться в печати.
С 11 по 16 июля Толстой был занят исправлением корректур книжечек «Правдивость» и «После смерти» (см. записи в Дневнике за 11, 13—16 июля, т. 58, стр. 63—66, а также письмо Толстого к В. Г. Черткову от 16 июля, т. 89). 16 июля Толстой отметил в Дневнике: «Ездил к Ивану Ивановичу, отдал корректуры».
Повидимому, к середине июля нужно отнести и определение окончательного заглавия для готовившегося сборника. В. Ф. Булгаков в своем дневнике 9 июля записал, что Толстой, не удовлетворенный заглавием «Мысли о жизни», подыскивал более подходящее. По словам Булгакова, Толстой накануне говорил, что хочет назвать его «Как жить?» Между тем, по предложению И. И. Горбунова-Посадова, Толстой изменил свое намерение и назвал: «Путь жизни».43 В рукописях сборника такое заглавие не встречается; однако в письме к М. Г. Болквадзе от 20 июля 1910 г., при посылке предисловия к этому сборнику, Толстой пишет: «Посылаю вам предисловие к книге «Путь жизни» (т. 82). Это единственное письменное свидетельство, в котором он называет свою книгу «Путь жизни». По устным воспоминаниям И. И. Горбунова-Посадова, Толстой очень сочувственно отнесся к предложенному новому заглавию и принял его.
Во второй половине июля были готовы гранки «нецензурных» книжек: «Корыстолюбие», «Неравенство», «Насилие», «Наказание» и «Ложная вера». Кроме того, были сверстаны книжки: «Неделание», «Слово», «Мысль», «Самоотречение», «Смирение», «Правдивость», «Смерть». Конец июля и начало августа были заняты у Толстого исправлением этих корректур (cм. записи в Дневнике Толстого 1 и 4 августа, т. 58, стр. 56—57).44
9 августа, как указывает в своем дневнике С. А. Толстая, Толстой возил И. И. Горбунову-Посадову в Овсянниково исправленные корректуры, но не застал его.45 После этого в чтении корректур следует перерыв на 10 дней.
19 августа И. И. Горбунов-Посадов посылает Толстому, гостившему в то время у дочери, Т. Л. Сухотиной, в Кочетах, сверстанные корректуры книжек: «Жизнь в настоящем», «Слово», «Смирение», «Смерть». В августе же, кроме того, были сверстаны: «Усилие», «Зло» и «Жизнь — благо». 21 августа Толстой записывает: «Поправил корректуру книжечки: Смирение — хорошо»; 22 августа: «Занят был корректурами книжечек. Поправил все кроме одной: После смерти»; 23 августа: «Докончил «Книжечки» (т. 58, стр. 94—95). 25 августа в Записной книжке № 6 помечено: «Саше — Ивану Ивановичу, что окончил» (т. 58, стр. 219). Исполняя это поручение, А. Л. Толстая 26 августа писала И. И. Горбунову-Посадову: «Папаша просил передать вам, чтобы вы ему не присылали вновь тех корректур, которые были недавно отосланы вашей корректорше. Л. Н. надеется на вашу окончательную редакцию их».46
28 августа Толстой отметил в Дневнике: «Поправил Правдивость». На другой день, 29 августа, Толстой набросал в Записной книжке № 6, после пометы: «Ивану Ивановичу: Правда», вводную мысль к главе «Правдивость» и далее записал: «В книжке Смирение есть мысль: о том, что человек всегда одинаково удален от совершенства. Мысль эта должна быть выражена так…» (следует запись мысли 1 отдела II главы «Смирение»). Продолжая запись, Толстой помечает: «Ивану Ивановичу: Нельзя ли включить в Смирение 2-е [изречение] из 29 августа [«Круга чтения»] (Вишну Пурана) и в Правду внести 8-е из 29 же августа (Эмерсон)» (т. 58, стр. 220).
Все эти дополнения были своевременно внесены в текст «Пути жизни» (см. «Смирение» — стр. 396 и 416).
23 сентября И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому сверстанные корректуры книжек: «Неравенство», «Наказание», «Ложная вера» и «После смерти». Вместе с корректурами книжек Горбунов-Посадов послал и корректуру обложек всех книжек, прося его «утвердить заглавия». 25 сентября Толстой записывает в Дневнике: «С почты корректуры Ивана Ивановича.
Поправлял. Недоволен. Не кончил». На другой день: «Продолжал заниматься книжками Для души. Немного более доволен». 27 сентября: «Послал книжки Горбунову» (т. 58, стр. 106—107).
Во второй половине сентября были сверстаны последние книжки: «Корыстолюбие» и «Насилие» и была изготовлена вторая сверстанная корректура книжки «Ложная наука». Повидимому, о работе по пересмотру этих книжек говорится в дневниковой записи 10 октября: «Поправил корректуры 3-х книжечек «Для души». Они мне нравятся» (т. 58, стр. 116).
Записи 26 сентября и 10 октября указывают как будто на новое название («Для души»), которое хотел дать автор своему труду. Ввиду того, что не имеется никаких указаний на то, что это название было утверждено автором и не появилось просто в результате того, что автор запамятовал об уже принятом и утвержденном им названии «Путь жизни», — которое тогда еще не появлялось на корректурах, — нельзя признать это название окончательным.
Что касается посланных И. И. Горбуновым-Посадовым корректур обложек, то Толстой одни названия утвердил, другие изменил и, кроме того, цифрами определил тот порядок, в котором книжки должны следовать одна за другой. Уже после отсылки корректур обложек Толстой вносит изменения в названия двух глав (двадцать восьмой и двадцать девятой). Первая в корректуре была названа: «Нет зла», а вторая: «Нет смерти». В недатированной записи в Записной