книжке № 6, находящейся перед датированной записью 19 октября, помечено: «Ивану Ивановичу: не: нет зла и нет смерти, а: зло и смерть» (т. 58, стр. 223).
Поправка была передана И. И. Горбунову-Посадову, вероятно, при личном свидании 14—15 октября, и соответствующие изменения названий отделов были им сделаны.
15 октября Толстой прочел вторую сверстанную корректуру книжек «Половая похоть» и записал в Дневнике: «Книжечка — половая похоть. Не правится» (т. 58, стр. 118). Этой записью исчерпываются записи в Дневнике о работе по составлению и редактированию «Пути жизни».
28 октября Толстой оставил Ясную Поляну. Но и по уходе, в Астапове, будучи больным, он продолжал интересоваться печатанием «Пути жизни».
2 ноября Толстой сказал В. Г. Черткову, что он ждет от И. И. Горбунова-Посадова «книжечек»;47 но уже по приезде Горбунова, в их последнее свидание, 4 ноября, слушая сообщение о ходе подготовки издания «Пути жизни», на слова Горбунова, что он «на всякий случай привез только что тиснутые третьи корректуры книжечек «Самоотречение» и «Смирение», Толстой ответил: «Я не могу… Сделайте это вы сами».48
————
«Путь жизни», будучи последним из всех сборников мыслей, составленных Толстым, является в то же время и наиболее оригинальным из всех сборников по своему содержанию. По сравнению с другими сборниками в «Пути жизни» мысли Толстого значительно преобладают над мыслями других авторов. Кроме того, заимствованные им мысли так вновь переработаны Толстым, что иногда лишь в небольшой степени напоминают оригинал.
Для «Пути жизни» Толстым не была прочтена ни одна книга с целью выборки из нее мыслей, как это было при составлении «Мыслей мудрых людей», «Круга чтения» и «На каждый день».
Можно установить лишь немного случаев помещения Толстым в «Пути жизни» вновь заимствованных мыслей. Так, прочитав в журнале «Русская старина» воспоминания В. Храневича о Достоевском, Толстой высказал желание, чтобы в «Путь жизни» были включены мысли Достоевского, и поручил В. Ф. Булгакову их выбрать. В. Ф. Булгаков выбрал шестьдесят четыре мысли Достоевского. Прочитав их, Толстой нашел, что они «не сильны, расплывчаты», и сначала отобрал было из них тридцать четыре,49 но в конце концов в «Путь жизни» было включено только две.
3 августа 1910 г. Толстой, читая в подлиннике Паскаля, продиктовал В. Ф. Булгакову для помещения в «Пути жизни» перевод одной из его мыслей.50 Прочитав рассказ С. Т. Семенова «Дедушка Илья»,51 Толстой вносит из него в главу «Смерть» (отдел V, 4) рассказ о предсмертных словах умирающей старухи.52
Мысль Чернышевского об ученых (гл. «Ложная наука», отдел VIII, 4) заимствована из двух писем Н. Г. Чернышевского, опубликованных в статье: Н. С. Русанов, «Чернышевский в Сибири» — «Русское богатство» 1910, № 4, стр. 103 и 107.
Поводом к появлению в «Пути жизни» двух мыслей, в которых фигурирует слепая и глухонемая Элен Келлер (гл. IV «Бог», отдел II, 9, и гл. V «Любовь», отдел V, 4), послужил происходивший в Ясной Поляне 31 января 1910 г. разговор между дочерью Толстого Т. Л. Сухотиной и М. Я. Шанкс, воспроизведенный Д. П. Маковицким в его «Записках»53. По просьбе Толстого, М. Я. Шанкс впоследствии прислала ему книгу об Элен Келлер.
В состав мыслей, включенных в «Путь жизни», вошло (гл. «Усилие», отдел V, 6) переработанное письмо Толстого к П. У. Пестову, написанное 1 марта 1910 г. (т. 81).
Все тридцать книжек «Пути жизни», набиравшиеся в «Посреднике» (книжка «Суеверие государства», как сказано выше, не набиралась), были прочтены Толстым как в гранках, так и в сверстанном виде. Книжки «Половая похоть» и «Ложная наука» были прочитаны им в сверстанном виде дважды, а книжки «О вере», «Душа», «Одна душа во всех», «Бог» и «Любовь» — трижды.
Несмотря на огромную работу, проделанную Толстым для того, чтобы сделать содержание собранных им мыслей доступным читателю из народа, он не был вполне удовлетворен своей работой. 16 сентября 1910 г. он писал В. Г. Черткову: «Книжечки из На каждый день подвигаются у Ивана Ивановича, и это меня радует. Постараюсь из них уж выбрать самое доступное народное. Надо бы это пропустить через пересказ крестьян и детей и взрослых» (т. 89). О том же намерении Толстого еще поработать над «книжечками» «Пути жизни» вспоминает и И. И. Горбунов-Посадов: «В предпоследнее мое свидание с ним в Ясной Поляне 18 октября54 1910 г. он говорил мне, что непременно хочет, когда книжечки выйдут в свет, вновь работать над ними, чтобы еще упростить их, сделать их еще доступнее всем и каждому».55
Смерть помешала исполнить это намерение.
————
Первое издание «Пути жизни» выпущено было «Посредником» в 1911 г. отдельными выпусками в виде тридцати отдельных копеечных книжек форматом в 32-ю долю листа. Почти одновременно с этим изданием в тридцати же выпусках «Посредником» было выпущено и другое издание в 8-ю долю листа, на плотной бумаге. Текст обоих изданий был тождествен, с тою лишь разницей, что в большом издании было напечатано «Предисловие» автора и «Предисловие» издателя, чего не было в малом.
Как уже было указано, в издании «Посредника» был сделан целый ряд пропусков и изменений текста в цензурных целях. Всего было сделано небольших пропусков или изменений сто сорок четыре и целиком выпущено семьдесят мыслей. Глава «Суеверие государства» в первых изданиях «Посредника» не печаталась вовсе.
Глава эта была напечатана тем же издательством в 1917 г. под названием «О государстве. Суеверие государства» (№ 1173) и переиздана в 1918 г. издательством «Благая весть» (Самара).
Первая глава «О вере» в полном виде, без цензурных сокращений, появилась в приложении к книге: Джейн Хола, «Христианство первых веков», под редакцией В. Г. Черткова (перевод с английского), изд. Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого и «Единение», М. 1919, стр. 19—32.
Четыре мысли из главы «Насилие» (отд, I, 12 и 13; отд. V, 8 и 12) были напечатаны в журнале «Голос Толстого и Единение» 1918, № 3 (9), стр. 7.
Глава «Ложная вера» (под заглавием «Ложные веры») появилась в полном виде в приложении к книге: А. М. Х[ирьяко]в, «Православие на Руси». Краткий исторический очерк, изд. Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого и «Единение», М. 1919, стр. 23—40.
Глава «Ложная наука» в полном виде появилась в книжке: Л. Н. Толстой, «О науке», сборник статей, изд. «Единение», № 14, М. 1917, стр. 76—96.
Выпущенные по цензурным соображениям места из отдела «Правдивость» появились в сборнике: «Толстой и о Толстом. Новые материалы», редакция H. Н. Гусева, изд. Толстовского музея, М. 1924, стр. 13—15.
В сборнике «Немеркнущее солнце» (изд. газеты «Наше слово», Хабаровск, 1920, стр. 22—25) напечатаны следующие выпущенные по цензурным соображениям мысли «Пути жизни»: глава I, отдел VI, 2, и отдел VII, 4; глава V, отдел VI, 18; глава X, вступление, отдел V, 4; глава XIII, отдел I, 2 и 4, отдел III, 2 и 4, и отдел VI, 3; глава XIV, отдел 1, 5, 9 и 12; глава XV, отдел 1, 6, отдел II, 8, и отдел III, 7 и глава XXVI, отдел IV, 7.
Остальные выпущенные по цензурным соображениям мысли «Пути жизни» публикуются на русском языке впервые в настоящем издании.
В 1924 г. в Чехословакии издан перевод «Пути жизни» без цензурных искажений под редакцией К. Велеминского («Библиотека Л. Н. Толстого») под названием «Cesta Zivota».
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
Общее число рукописей, относящихся к «Пути жизни», просмотренных и исправленных или написанных Толстым, представляет 3630 лл. разного формата от обрезков до лл. F° и склеек, 133 гранки, 43 1/8 печатных листов верстки в 32-ю долю листа (1380 страниц) с 2 лл. вставок-автографов и 2 лл. вставок-копий рукой В. Ф. Булгакова, 29 корректур обложек и экземпляр книжки «Июль» из «На каждый день» (Спб. 1909).
Помимо рукописей, просмотренных Толстым, имеется еще обширный материал, относящийся к первому изданию «Пути жизни». Этот материал состоит из дубликатов последних машинописных копий и корректур. Из корректур сохранились дубликаты гранок ко всем печатавшимся главам книги. На эти дубликаты переносились корректором исправления, сделанные Толстым в основном рабочем экземпляре гранок. Исправленные дубликаты отправлялись в типографию. Кроме того, сохранились дубликаты сверстанных корректур первых пяти глав. Этот материал в описание не включается.
Все рукописи, просмотренные Толстым, располагаются следующим образом.
1. Планы «Пути жизни». Два плана — автографы. 3 лл. почтового формата и 1 отрезок от бандероли. Третий план написан рукой В. Ф. Булгакова и исправлен Толстым. 2 лл. почтового формата. Четвертый план — рукой И. И. Горбунова-Посадова. 1л. F° с поправками Толстого. Этот последний план был, повидимому, записан И. И. Горбуновым-Посадовым в его приезд в Ясную Поляну 8 марта 1910 г. для переговоров об издании «Пути жизни» в «Посреднике».
Кроме этих планов, относящихся ко всему произведению, имеется еще набросок плана к гл. VII—XII и XVI, написанный на полулисте почтовой бумаги.
2. Экземпляр книги «На каждый день» — «Июль» (Спб. 1909) с многочисленными собственноручными поправками автора в мыслях, предназначавшихся для «Пути жизни». На обложке книги рукой В. Ф. Булгакова помечено: «Экземпляр Льва H.». В экземпляр вклеены переписанные на пишущей машинке места, выпущенные в книге по цензурным условиям.
Работа автора над мыслями, вошедшими в этот выпуск «На каждый день», предшествовала составлению первых редакций отдельных глав «Пути жизни». Очевидно, эта работа явилась не доведенным до конца исполнением намерения автора отредактировать текст мыслей, выбранных из «На каждый день», для составления из них «Пути жизни» не после их переписки, а в самых печатных выпусках (а может быть, и в машинописных рукописях еще не печатавшихся выпусков) «На каждый день». С этого экземпляра все мысли, выбранные Толстым из «Июля» «На каждый день», переписывались в первые машинописные рукописи первых глав «Пути жизни». Однако впоследствии об этом экземпляре, очевидно, забыли, так что часть поправок, внесенных в этот экземпляр, в машинописной рукописи уже не появилась.
3. Черновые рукописи отдельных глав. Автографы. 68 лл. почтового и частью писчего формата. Сохранились рукописи гл. I—XXIX и XXXI. К гл. XXX черновых автографов нет. Первоначальный порядок и названия глав были иными, чем в окончательном тексте. Главы переименовывались и перенумеровывались в некоторых случаях по нескольку раз. Применительно к окончательному тексту названия глав были следующие: I «О вере»; II «О душе»; III «Дух божий живет во всех»; IV — название главы не указывается; V «Любовь соединяет людей»; VI «Грехи, соблазны и суеверия»; VII «Грех служения телу»; VIII «Грех блуда»; IX «Грех тунеядства»; X «Грех корысти — сребролюбия»; XI — название главы не указывается; XII «Грех гордости»; XIII «Соблазн разделения людей»; XIV «Суеверие необходимости насилия» (исправлено из «Суеверие справедливости насилия»); XV «Суеверие справедливости возмездия» (исправлено из «Соблазн справедливости возмездия»); XVI «Грех тщеславия»; XVII «Ложное учение