эти 4 дня и которыя я успѣлъ843 отмѣтить для памяти въ маленькой книжкѣ.
Невозможно слѣдовать опредѣленіямъ разумной воли только вслѣдствіе ея выраженія. Необходимо844 употреблять хитрости противъ845 своихъ страстей.846 Добро пріятно дѣлать для каждаго; но страсти часто заставляютъ насъ видѣть его въ превратномъ свѣтѣ. А разсудокъ, дѣйствуя непосредственно, безсиленъ противъ страсти, онъ долженъ стараться дѣйствовать одной на другую. Въ этомъ заключается мудрость. —
<Нелѣпости сновидѣнія происходятъ отъ того, что разсудокъ теряетъ способность847 критики надъ отношеніями: онъ не можетъ различать сравненія отъ тожества848 и всякое. —>
Шиллеръ совершенно справедливо находилъ, что никакой геній не можетъ развиться въ одиночествѣ, что внѣшнія возбужденія — хорошая книга, разговоръ — подвигаютъ больше въ размышленіи, чѣмъ годы уединеннаго труда. — Мысль должна рожаться въ обществѣ, а обработка и выраженіе ея происходить въ уединеніи.
Япишка говоритъ, что ежели человѣкъ идетъ да смотритъ на свое платье, онъ швинья. На какой низкой степени развитія тщеславіе! Какъ наивны его уловки!
Въ 2 верстахъ отъ Шелковой во времена Ермолова, или даже прежде, находилась кр[ѣпость] Ивановская, которую, какъ говоритъ Епишка, раззорили за то, что будто было ложно показано, что въ ней 40 церквей. —
Гуйма ковровая кибитка, въ которой живутъ Ногайскія бабы и дѣвки. —
Одна изъ главныхъ причинъ ошибокъ нашего богатаго класса состоитъ въ томъ, что мы не скоро привыкаемъ къ мысли, что мы большіе. Вся наша жизнь до 25 иногда и больше лѣтъ противорѣчитъ этой мысли; совершенно на оборотъ того, что бываетъ въ крестьянскомъ классѣ, гдѣ 15 лѣтъ малый женится и становится полнымъ хозяиномъ. Меня часто поражала эта самостоятельность и увѣренность крестьянскаго парня, который, будь онъ умнѣйшимъ мальчикомъ, въ нашемъ классѣ былъ бы нулемъ.
Странно, что всѣ849 мы таимъ, что одной изъ главныхъ пружинъ нашей жизни деньги. Какъ будто это стыдно. — Возьмите романы, біографіи, повѣсти: вездѣ стараются обойдти денежныя вопросы, тогда какъ въ нихъ главный интересъ (ежели не главный, то самый постоянный) жизни и лучше всего выражается характеръ человѣка. —
Есть разрядъ милыхъ, благородныхъ (хотя большей частью несчастныхъ въ жизни и неуважаемыхъ), которые какъ будто живутъ только для того, чтобы выжидать случая пожертвовать собой для другого или для чести, и которые живутъ только съ той поры, съ которой начинается это пожертвованіе.
Часто случалось мнѣ удивляться и завидовать основательному и точному взгляду людей, читавшихъ мало.
Всякое оконченное на черно сочиненіе пересматривать, вымарывая все лишнее и не прибавляя ничего. Это первый процесъ.
Читая разсказъ какой-то Англійской барыни, меня поразила непринужденность ея пріемовъ, которой у меня нѣтъ, и для пріобрѣтенія которой мнѣ надо трудиться и замѣчать. —
Шамиль 1846 ходилъ въ Кабарду и имѣлъ славное для русскихъ дѣло съ Левковичемъ, который съ 6 ротами и 2 крѣпостными орудіями наткнулся на него уже по сю сторону Терека, около Змѣйки, и, выдержавъ его атаки, отступилъ, потерявъ 120 ч[еловѣкъ] и не оставивъ ни одного тѣла. —
Самонадѣянность и увѣренность (aplomb) зависятъ не отъ блестящаго положенія, а отъ850 успѣха на избранномъ пути, какъ бы онъ ни былъ ничтоженъ. —
Сулейманъ-Эфенди въ 1846 году былъ посылаемъ851 Шамилемъ на Правый Флангъ для собранія всадниковъ; въ 1847 при постройкѣ Ахчоя онъ вышелъ къ Русскимъ. Изъ Воронежа куда852 былъ посланъ на жительство, онъ ѣздилъ въ Мекку и на возвратномъ пути присталъ къ Немирнымъ берегамъ. —
Карачай нейтральный народъ, живущій у подошвы Эльборуса, отличается своей вѣрностью, красотою и храбростью. —
Въ 1848 году Карачаевскаго князя, мстившаго врагу своему Кабардинскому князю, приказано было арестовать въ Пятигорскѣ; но дикарь не сдался и былъ убитъ съ 4 нукерами цѣлой ротой солдатъ.853
Бываютъ лица, къ числу которыхъ принадлежитъ и мое, и какимъ я хочу выставить героя Р[омана] Р[усскаго] П[омѣщика], которыя чувствуютъ, что они должны казаться гордыми, и854 чѣмъ болѣе стараются выказать на своемъ лицѣ выраженіе равнодушія, тѣмъ болѣ кажутся надмѣнными. —
Часто въ сочиненіи меня останавливаютъ рутинныя, не совсѣмъ правильныя, основательныя и поэтическія способы выраженія; но привычка встрѣчать ихъ часто заставляетъ писать ихъ. Эти-то необдуманные, обычные пріемы въ авторѣ [?], недостатокъ которыхъ чувствуешь, но прощаешь отъ частаго употребленія, для потомства будутъ служить доказательствомъ дурнаго вкуса. Мириться съ этими пріемами: значитъ идти за вѣкомъ, исправлять ихъ — значитъ идти впередъ его. —
[1 ноября.] 28, 29, 30, 31, 1 Ноября. Занятія. Біографія Шиллера. Отъѣздъ. Зуевъ, Табунъ. Старикъ Нищій. Неуваженіе къ старикамъ. Тревога. Трусъ. Пріѣздъ. Свѣтскость Зуева. Слогъ Пушкина. О управленіи своими страстями. Развитіе мысли. Наивность тщеславія. Ивановская. Гуйма. — Причина ошибокъ людей нашего класса. Денежные интересы. Люди любящіе самопожертвованіе. Люди мало читавшіе. — Правило для исправленія сочиненія. Непринужденность пріемовъ. Левковичъ. Причины applomb. Сулейманъ-Эфенди. Карачай. Убійство Карачаевскаго князя. Лица гордыя. Строгость къ выраженіямъ.
[3 ноября.] 2. 3 Ноября. Оба дня провелъ въ туманѣ. Безпрестанные посѣтители у Олифера и безпокойство о болѣзни (которая какъ-то колеблется между лучшимъ и худшимъ)855 отвлекали меня отъ наблюденій зa самимъ собой, за другими и отъ занятій. — Рѣшился лечиться, несмотря на то, что Докторъ внушаетъ мнѣ очень мало довѣрія. —
Вчера завязался между мной и нѣсколькими Офицерами споръ о856 цѣнности жалованныхъ титуловъ; причемъ Зуевъ высказалъ безъ всякой послѣдовательности свою зависть къ моему титулу. Въ ту минуту857 мысль, что онъ считаетъ меня тщеславнымъ своимъ титуломъ, кольнула мое самолюбіе; теперь-же я отъ души радуюсь, что онъ далъ подмѣтить въ себѣ эту слабость. Какъ опасно вѣрить мыслямъ, являющимся въ жару спора. —
858 Всегда жить одному: дорогое правило, которое я постараюсь соблюдать. —
859 Почти всякій разъ при встрѣчѣ съ новымъ человѣкомъ я испытываю тяжелое чувство разочарованія: Воображаю себѣ его такимъ, каковъ я, и изучаю его, прикидывая на эту мѣрку. Разъ навсегда надо привыкнуть къ мысли, что я исключеніе, что или я обогналъ свой вѣкъ, или — одна изъ тѣхъ несообразныхъ неуживчивыхъ натуръ, которыя никогда не бываютъ довольны.860 Нужно взять другую мѣрку (ниже моей), и на нее мерять людей. Я рѣже буду ошибаться. — Долго я обманывалъ себя, воображая, что у меня есть друзья, люди, которые понимаютъ меня. Вздоръ! Ни однаго человѣка еще я не встрѣчалъ, который бы морально былъ такъ хорошъ, какъ я, который бы вѣрилъ тому, что не помню въ жизни случая, въ которомъ бы я не увлекся добромъ, не готовъ былъ пожертвовать для него всѣмъ.
Отъ этаго я не знаю общества, въ которомъ бы мнѣ было легко. Всегда я чувствую, что выраженіе моихъ задушевныхъ мыслей примутъ зa ложь, и что не могутъ сочувствовать интересамъ личнымъ. —
Вчера перешелъ на квартиру. — Ежели я буду861 принужденъ прожить здѣсь мѣсяцъ, я увѣренъ, что употреблю его съ пользой. Уже вчера вечеромъ я почувствовалъ то расположеніе къ истинной862 пользѣ, подъ вліяніемъ котораго находился въ Тифлисѣ, въ Пятигорскѣ. Нѣтъ худа безъ добра. Вчера при мысли, что у меня можетъ провалиться носъ, я вообразилъ себе, какой огромный и благой толчокъ это дало бы мнѣ на863 пути нравственнаго развитія. Я такъ живо представилъ себѣ, какъ бы я былъ благороденъ, преданъ благу общему и полезенъ ему, что мнѣ почти захотѣлось испытать то, что я называлъ несчастіемъ, извиняющимъ смертоубійство.
Впрочемъ эту подлую мысль, т. е. самоубiйства отъ стыда уродливости, которую я слышалъ отъ Иславина, сказанную хорошо и выразительно, я повторялъ безъ убѣжденія. Какъ часто это бываетъ, что повторяешь вещи,864 не обдумавъ ихъ, потому только, что онѣ сказаны хорошо. —
Не повторяй ничего слышаннаго, какъ бы оно не поразило тебя, не обдумавъ его спокойно и не согласовавъ его въ спокойномъ состояніи съ собственнымъ направленіемъ. —
[3 ноября.] 2. 3 Ноября. Занятія. Споръ о титулахъ. Жить одному. Мѣрка для людей. Неуживчивость. Расположеніе духа. Мысль о уродливости. Повтореніе чужихъ мыслей. —
4 Ноября. Вчера провелъ весь день, ничего не дѣлая. Болталъ съ посѣтителями и перечитывалъ какой то старый Современникъ. — [[12]]. —
Не дорожить мнѣніемъ,865 котораго ты не уважаешь. Я хотѣлъ сказать: не дорожить мнѣніемъ людей, которыхъ не уважаешь; но это было бы неправильно; потому что даже тѣ люди, которыхъ ты презираешь, могутъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ быть основательными судьями. Ошибка, которой я хочу избѣгнуть, состоитъ только въ томъ, чтобы не866 стараться (какъ часто это случается съ людьми тщеславными)867 выказывать себя такимъ, какимъ бы не уважалъ другаго.
Вчера послѣ пульки Стасулевичь, который,868 какъ кажется,869 человѣкъ съ очень хорошими способностями, разсказывалъ мнѣ870 исторію своего несчастія. —
Въ871 Метехскомъ замкѣ содержались 3 линейнаго солдата за убійства и ограбленія почты, грузинскіе князья Амелехваровъ и Эристовъ съ нѣсколькими Имеретинами, причастными къ ихъ дѣлу. — Солдаты, имѣвшіе сообщеніе съ Амелехваровымъ, объявили ему, что у нихъ спрятаны въ городѣ 25.000 сер[ебромъ], которые они берутся достать, ежели-бы ихъ выпустили. Амелехваровъ обратился къ караульному Офицеру Загобелю, обѣщая съ солдатами послать своихъ Имеретинъ (извѣстныхъ вѣрностью своему слову), чтобы привести солдатъ обратно живыхъ или мертвыхъ. — Загобель согласился;872 6 преступниковъ были выпущены ночью, ограбили и убили прохожихъ и принесли 500 р., которые подѣлили между Амелехваровымъ и Загобелемъ, говоря, что не могли взять всѣхъ спрятанныхъ денегъ. Загобель отпускалъ ихъ и другой разъ, въ тотъ самый день, какъ въ караулъ заступилъ Стасулевичь. —
«Я только что женился, говоритъ онъ, и два мѣсяца уже не былъ въ караулѣ. Когда я пришелъ къ Загобелю и попросилъ его сдать мнѣ караулъ (такъ [какъ] я всегда былъ очень аккуратенъ по службѣ), то меня удивили разстройство и блѣдность, которыя я замѣтилъ въ немъ и которыя онъ объяснилъ мнѣ лихорадкой; тогда какъ я узналъ впослѣдствіи, что причина эта была другая. Въ 5 часовъ утра, когда я пріѣхалъ, выпущенные арестанты еще не возвращались и были впущены только въ то самое время, задними воротами, когда я сбирался идти осматривать ихъ. —
Обходя арестантовъ, я нашелъ 2 пьяными и велѣлъ осмотрѣть ихъ; оказались подпилки, штофы и т. д. Я принялъ караулъ. — Князь Амелехваровъ обратился къ унтеръ-офицеру Семенову, прося его выпустить опять на ночь арестантовъ и идти съ ними; но такъ [какъ] я не спалъ всю ночь и даже въ то самое время, когда онъ уже готовъ былъ выводить ихъ задними воротами (отъ которыхъ ключь былъ у него), я потребовалъ его, — намѣреніе ихъ не могло быть исполнено въ 1-ую ночь. На другую ночь, во время моего сна, арестанты были выпущены одѣтые въ грузинское платье (873 на одномъ изъ нихъ была874 фуражка солдата и ротный мѣшокъ съ клеймомъ) и отправились къ Карганову съ тѣмъ, чтобы съ помощью подкупленнаго его деньщика ограбить жалованье, которое онъ для раздачи получилъ наканунѣ. Грабежъ ихъ не удался; они были откры[ты], и въ торопяхъ побѣга мѣшокъ и шапка были