Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 46. Дневник, 1847-1854

мыслямъ. Епишка говоритъ, что чтобы умно сказать, надо сперва постоять у вѣника, т. е. отвернуться въ уголъ и подумать. —

16 Н. Занятія. Кнорингъ. Неестественное развитіе сознанія. Слова, имѣющія для нѣкоторыхъ значеніе мыслей. «Постоять у вѣника».

[18 ноября.] 17. 18 Ноября. Вчера всталъ рано; но писалъ мало. Двѣ главы Дѣвичья и Отрочество, которыя я такъ долго не могу окончательно обработать, задерживали меня. Обѣдалъ, игралъ въ шахматы дурно и еще хвастался. Послѣ обѣда Лукашка объявилъ, что въ сумерки будетъ дѣвка. Я имѣлъ глупость дать ей обѣщанный золотой и ему 2 р. сер., несмотря на то, что она оказалась отвратительная старуха.

Нынче всталъ поздно. Писалъ довольно усердно, такъ что докончилъ Д[ѣвичью] и О[трочество], но не на бѣло. Вечеромъ сидѣлъ Кочетовскій и жаловался на Сулимовскаго. Взялъ исторію Карамзина и читалъ ее отрывками. Слогъ очень хорошъ. Предисловіе вызвало во мнѣ пропасть хорошихъ мыслей. Нынче прибилъ Алешку. Хотя онъ и былъ виноватъ, я недоволенъ собой за то, что разгорячился.

Колумбъ, 904 прийдя въ портъ Ореноко, воображалъ, что онъ пришелъ къ905 Западному берегу Азіи. Отъ этаго и происходить названіе Остъ-Индіи и Вестъ-Индіи. —

Табакъ, открытый и привезенный 1498, теперь употребляется на всемъ земномъ шарѣ въ числѣ 374 м[иліоновъ] ф[унтовъ].

Городъ Терскъ основанъ Іоанномъ Грознымъ въ обезпеченіе своего тестя Черкасскаго князя.

Релье — столбъ висѣльный. —

Мунца — ярмо.

Казаки говорят: эта906 ружье, и бѣдный употребляется въ смыслѣ ласкательномъ, — соболѣзно-ласкательномъ. — Екатерининскаго времени люди называли служащихъ матушкиными дѣтьми.

Есть собственныя имена, названія вещей, животныхъ и лицъ, которыя обрисовываютъ бытъ907 извѣстнаго круга лучше, чѣмъ описанія. Нап[римѣръ]: быкъ — Алексѣичь, ящикъ — бабушкина шкатулка.

Япишка объяснилъ мнѣ, наконецъ, мнимое увеличеніе Терека; онъ былъ уже и глубже; теперь-же, — отклоняясь отъ горъ, — перемѣняя ложе908 и находя дно болѣе упругую, онъ становится шире. —

Хороша тоже пѣсня, которую онъ сказалъ м[нѣ]:

Во славномъ во городѣ во Кіевѣ, У славнаго была у князя Владиміра, Жила была дѣвица, душа красная, Согрѣшила та дѣвица Богу тяжкій грѣхъ, Породила дѣвица млада юношу, Того была Александра Македонскаго. Со того стыда красна дѣвица Съ граду вонъ ушла; Она шла прошла не стёжкой, не дорожкой, А шла прошла тропиною звѣриною. На встрѣчу красной дѣвицѣ доброй молодецъ, Доброй молодецъ, Илья Муромецъ. Какъ и сталъ онъ красну дѣвицу крѣпко спрашивать, Чьего ты красна дѣвица, роду племени. Да я рода то дѣвица нe простаго красна дѣвица богатырскаго.

Не посылать за дѣвками и не ѣздить ни въ бордели, ни къ такимъ, которыхъ навѣрно имѣть можно.

Случается, что909 вдругъ чувствуешь, что на мнѣ осталась по забывчивости удивленная физіономія тамъ, гдѣ уже нѣтъ болѣе причины удивляться (Въ главу Концертъ).

Кто-то разсказывалъ Епишкѣ, что будто я отдалъ910 человѣка въ солдаты за то, что онъ задушилъ мою собаку. Такая ужасная клевета всегда поддерживаетъ меня въ911 благородныхъ мысляхъ, что дѣлать добро есть единственное средство быть счастливымъ. Ежели только смотрѣть съ другой точки зрѣнія на жизнь — съ какой бы то ни было — такая одна клевета разрушаетъ все счастье жизни.

Нѣкоторые люди какъ будто сами себя обманываютъ, стараясь о своемъ образѣ жизни говорить въ прошедшемъ или въ будущемъ, но не въ настоящемъ. —

Ничто столько не препятствуетъ истинному счастью (состоящему въ добродѣтельной жизни) какъ привычка ждать чего-то отъ будущаго. Между тѣмъ какъ для истиннаго счастья, состоящаго во внутренномъ самодовольствѣ, будущее ничего не можетъ дать, а все даетъ912 прошедшее.

Чѣмъ моложе человѣкъ, тѣмъ меньше онъ вѣритъ въ добро, несмотря на то, что онъ легковѣрнѣе на зло. —

Удѣльный вѣсъ тѣла человѣка тяжеле удѣльнаго вѣса воды. Воздухъ наполняющій тѣло живаго человѣка уравниваетъ это различіе; такъ что почти (съ движеніемъ) уд[ѣльный] вѣсъ живаго человѣка и воды становятся равными. При лопаніи желудка утопленника воздухъ, наполнявшій пустоты въ тѣлѣ, уступаетъ мѣсто водѣ и тѣло вспливаетъ. Все это гиль и я все-таки не понимаю явленія всплыванія тѣла утопленника. —

17, 18. Занятія. Колумбъ. Табакъ. Терскъ. Релье. Мунца. Казачьи выраженія. Семейныя названія. Увеличеніе Терека. Пѣсня о Александрѣ Мак[едонскомъ]. Правила о дѣвкахъ. Несвоевременная физіономія. Клевета. Самообманываніе. Ложная привычка ожиданія. Противоположность вѣры въ молодости. Утопленники.

[22 ноября.] 19, 20, 21, 22. Я кажется обчелся числами, потому что рѣшительно не могу припомнить, что я дѣлалъ эти 4 дня.913 19.914 20 я поѣхалъ въ Кизляръ съ тѣмъ, чтобы взять собаку у Барашкина, что и исполнилъ, обругавъ его притомъ очень крѣпко. Несмотря на то, что я былъ въ Кизлярѣ безъ денегъ, вещей и человѣка, я не впалъ въ дурное расположеніе духа,915 какъ это со мной всегда бывало при такихъ обстоятельствахъ. 3-го дня былъ у меня Хастатовъ,916 въ которомъ я никакъ не могъ найдти ничего очень страннаго, исключая того, что онъ не глупъ и свѣтскій человѣкъ. — Я болталъ съ нимъ до поздней ночи о Москвѣ, при чемъ не утерпѣлъ приврать. Отослалъ съ нимъ-же деньги Зуеву и 2 главы. Вчера вернулся къ банѣ и, несмотря на страшную усталость, пошелъ къ Олиферу и до поздней ночи болталъ съ нимъ о вызывающихъ на размышленіе предметахъ. Онъ кажется очень меня уважаетъ, что вовсе не взаимно. — Получилъ отъ Сережи коротенькое письмо, въ которомъ онъ пишетъ о присылкѣ какихъ[-то] 150 р. сер., к[оторыхъ] я однако не получилъ.

Въ землѣ Войска Донского 700 съ чѣмъ-то тысячь жителей на пространствѣ 2 400 кв[адратныхъ] м[иль]. Крѣпостные крестьяне917 большей частью въ Міусскомъ и Донецкомъ Уѣздахъ.

Одинъ изъ главныхъ и болѣе всего непріятныхъ для меня — моихъ пороковъ есть ложь. — Побудительная причина большей частьюхвастовство, желаніе выказать себя съ выгодной точки. Поэтому, чтобы не допускать себя до той степени развитія тщеславія, въ которой ужъ нѣтъ времени одуматься и остановиться, даю себѣ правило:918 какъ только почувствуешь щекотаніе самолюбія, предшествующее желанію разсказать что нибудь, о себѣ, одумайся. Молчи и помни, что никакая выдумка не дастъ тебѣ въ глазахъ другихъ больше вѣса, какъ истина, которая для всѣхъ имѣетъ осязательный и убѣдительный характеръ. — Всякій разъ, когда почувствуешь досаду и злобу, остерегайся всякаго отношенія съ людьми, особенно съ зависящими отъ тебя. Избѣгать общества людей, любящихъ пьянство, и919 не пить ни вина ни водки. —

Избѣгать общества женщинъ, кот[орыхъ] легко можно имѣть, и стараться изнурять себя физическимъ трудомъ, когда почувствуешь сильную похоть. — Каждый день отмѣчать съ нынѣшняго числа нарушеніе этихъ правилъ. —

Мода есть средство обращать на себя вниманіе; и каждый человѣкъ (исключая нешто920 уродовъ и отталкивающихъ непріятныхъ физіогномій) выигрываетъ при этомъ. —

Въ русскомъ простомъ народѣ есть убѣжденіе, что черный (брюнетъ) не можетъ быть хорошъ собой, и даже черный есть почти синонимъ дурной: «какъ Цыганъ». —

Музыкаесть искуство посредствомъ троякаго сочетанія звуковъ — въ пространствѣ, времени и силѣ, воспроизводить въ воображеніи различныя состоянія души.

921 Большая часть мущинъ требуютъ отъ своихъ женъ достоинствъ, которыхъ сами они не стоятъ.

Проповѣди есть одно изъ лучшихъ и простѣйшихъ средствъ религіознаго образованія нашего нисшаго класса, ежели бы проповѣдники жертвовали своимъ авторскимъ самолюбіемъ пользѣ, которое должно-бы принести послѣдовательное, простое и ясное изложеніе христіянскихъ началъ въ курсѣ проповѣдей, или ежели бы позаботились о составленіи ихъ.

При составленiи ихъ нужно избѣгать какъ напыщенности, (отъ кот[орой] происходитъ неудобопонимаемость), такъ и излишней простоты, внушающей сомнѣніе.

Въ простомъ народѣ существует убѣжденіе, что присутствiе зрителей при кончинѣ мучительно для умирающаго, что душѣ тяжеле выходить изъ тѣла (Тоже и при родахъ.).

На мнѣ всегда невольно отражается тонъ человѣка, съ которымъ я говорю: онъ говоритъ напыщенно и я тоже, онъ мямлит и я тоже, онъ глупъ и я тоже, онъ говоритъ дурно по-французски и я тоже. 19, 20, 21, 22. Занятiя. Земля Донская. Ложь. 4 правила. Мода. Понятіе о красотѣ брюнетовъ. Опредѣленіе музыки. Требованія мущинъ. О проповѣдяхъ. Примѣчанiе о послѣднихъ минутахъ. Отрженіе на мнѣ общества.

Простой народъ привыкъ къ тому, что съ нимъ говорятъ не его языкомъ, особенно религія, говорящая ему языкомъ, который онъ уважаетъ тѣмъ болѣе, что не понимаетъ. — Есть мысли, (какъ эти н[а] п[римѣръ], имѣющія значеніе въ общей связи, но совершенно теряющія его отдѣльно. —

[1 декабря.] Съ 23 Октября922 по 1 Декабря. Нѣсколько разъ былъ на охотѣ, билъ зайцевъ и фазановъ.923 Почти ничего не читалъ и не писалъ всѣ эти дни. Ожиданіе перемѣны жизни безпокоитъ меня; a сѣрая шинель до того противна, что мнѣ больно (морально) надѣвать ее, чего не было прежде. Вчера заѣзжалъ Султановъ. — Получилъ 3-го дня отъ Арсланъ-Хана письмо и шашку. —924 Даннымъ правиламъ, имянно не пить —, измѣнялъ каждый день. —

Несмотря на то, [что] Япишка человѣкъ не стараго вѣка и что онъ бывалъ въ прикосновеніи съ образованіемъ, отъ уединенной-ли его жизни, или отъ другихъ причинъ, трудно встрѣтить человѣка болѣе стариннаго характера, особенно рѣчь его. —

Чтобы было, ежели бы мужья и жены могли925 видѣть картины, к[оторыя] рисуетъ молодымъ мальчикамъ ихъ воображение, при видѣ женщинъ? (въ г[лаву] Концертъ.)

Для существованія класса военныхъ необходима дисциплина, для существованія дисциплины необходимъ фронтъ. — Фронтъ есть средство посредствомъ малыхъ угрозъ доводить людей до926 машинальнаго повиновенія. Отъ этаго жесточайшія казни не произведутъ той субординаціи, которую производить привычка къ фронту.

Часто скромность принимается927 за слабость и нерѣшительность; но когда опытъ докажетъ людямъ, что они ошиблись, то скромность придаетъ новую прелесть, силу и уваженіе характеру.

(Шиллеръ) Для нѣкоторыхъ людей огонь вдохновенія превращается въ рабочій свѣтильникъ. Литературный успѣхъ, удовлетворяющiй самому себѣ, пріобрѣтается только посредствомъ всесторонней обработки предмета. Но и предметъ долженъ быть высокій, для того чтобы трудъ всегда былъ пріятенъ. —

Чѣмъ больше человѣкъ привыкаетъ къ пріятному и изящному, тѣмъ болѣе онъ себѣ готовить лишеній въ жизни. Изъ всѣхъ этихъ привычекъ лишеніе привычки имѣть отношенія только съ изящными видами ума — самое тяжелое.

Владиміръ могъ обратить свой народъ въ принятую имъ вѣру потому только, что онъ стоялъ на одной степени образования съ нимъ хотя и выше его въ общественномъ значеніи. Народъ вѣрилъ ему. Ни одинъ928 Владѣтель образованнаго государства не въ состояніи сдѣлать того же. —

929 Нѣсколькими словами въ одномъ изъ своихъ разсказовъ Епишка превосходно выразилъ мнѣніе казаковъ о значеніи женщинъ. «Ты, жена, — холопка, — работай, говорить мужъ женѣ, а я загулялъ».

Хорошъ тоже подслушанный разговоръ о зимѣ: А. Нынче зима930 съ моря идетъ. В. Да, крыломъ.

Казакъ — по татарски значить бобыль.

Въ 11 в[ѣкѣ] земля Черкесовъ называлась Кассахіею.

На русскомъ языкѣ нѣтъ слова croire,931казачье-же слово началъ совершенно соотвѣтствуетъ ему. —

Правила. Записывать приходъ и расходъ. Записывать мысли только тогда, когда останешься доволенъ ихъ выраженіемъ. —

Не могу найдти правила отъ лѣни. —

Съ 23 по 1 Декабря. Событія. Старинный характеръ. Дерзость взгляда на женщинъ. Фронтъ условіе

Скачать:PDFTXT

мыслямъ. Епишка говоритъ, что чтобы умно сказать, надо сперва постоять у вѣника, т. е. отвернуться въ уголъ и подумать. — 16 Н. Занятія. Кнорингъ. Неестественное развитіе сознанія. Слова, имѣющія для